Возникает потребность в высококвалифицированных специалистах социального профиля, адаптированных к новым условиям. Наша задача – в полной мере удовлетворить эту потребность. Основная цель переподготовки – создание в процессе дополнительного профессионального образования условий для приобретения новых профессиональных знаний. В 1996 г. был открыт набор по специальности «Психология». Сегодня на факультете обучается 1260 студентов: 500 человек – на дневном отделении и 760 человек – на заочном. В составе факультета работает три выпускающие кафедры. На факультете создана система непрерывного образования. Социально-психологический факультет является сегодня перспективным региональным научным центром по психологии и социальной работе. Главное богатство факультета – талантливое студенчество, высокопрофессиональный преподавательский корпус, квалифицированный персонал управления.
Развитие современной цивилизации предоставляет новые возможности для самореализации человека в деятельности. Рассмотрены психологические особенности ролевой игры как деятельности. Приведена классификация теорий, рассматривающих понятие «игры». Выявлены основные признаки игры. В качестве основных содержательных характеристик собственно ролевой игровой деятельности нами выделены: мотивация участия в ролевой игре; сюжет, мотивация выбора сюжета; роли, мотивация выбора ролей. Для описания содержательной стороны компьютерной игровой деятельности выделены основные характеристики. Обозначены различия между ролевой игровой деятельностью и компьютерной игровой деятельностью. В результате специфические особенности собственно ролевой игровой деятельности, такие как уровень креативности, возможность двигательной разрядки эмоционального напряжения и прежде всего субъект взаимодействия, являются факторами, определяющими позитивную динамику индивидуально-психологических характеристик в ходе ее реализации.
Большую часть населения России, по имеющимся данным, можно отнести к числу социальных аутсайдеров и маргиналов. Другими словами, это бедные, социальное дно, неимущие и т. д. Рассмотрена психология граждан, условно выделенных в категорию «социальных аутсайдеров». Определяется кто они, каков социально-психологический потрет этой группы, из каких категорий населения рекрутируются. Проанализировано доминирование тех или иных социальных «лифтов» и направлений, определяющих социальную мобильность, т. е. дана оценка адаптационным возможностям населения. Дан обобщенный социально-демографический портрет маргинальной группы «ролевики».
В настоящее время во всех сферах общественной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности, требуют новых подходов к организации этих взаимоотношений. Рассмотрено психологическое сопровождение в вузе как одно из направлений профессионального становления студентов. В сопровождении студента в его профессиональном становлении в вузе выделены следующие уровни: ректорат; факультет; курс; студент. В результате грамотного сопровождения студентов в образовательном процессе у последних формируются профессиональные установки; способность к проектированию собственной профессиональной деятельности в зависимости от конкретных условий ее осуществления; способность к рефлексии и самоанализу собственного профессионального опыта; нравственная устойчивость.
Изучение отношения к браку важно для прогнозирования развития института брака и репродуктивного поведения населения. Цели нашего исследования: изучение отношения к браку женщин – выходцев из полных и неполных родительских семей трех типов: возникших в результате развода, вдовства, внебрачного материнства. Гипотеза исследования: родительская семья выступает как важный фактор формирования отношения женщины к браку. Задачи: проанализировать и систематизировать теоретические представления по изучаемой проблеме в работах отечественных и зарубежных психологов; изучить и сравнительно проанализировать специфические особенности в отношении к браку женщин 35–60 лет-выходцев из родительских семей разного типа, образовавшихся в результате развода, вдовства, одинокого материнства. Эти особенности касаются: 1) отношения к браку как к ценности; 2) удовлетворенности браком замужних женщин – выходцев из разного типа родительских семей; 3) оценки желаемости и реальности достижения для себя счастливой семейной жизни. Выявлены значимые различия в отношении к браку женщин – выходцев из полных и неполных родительских семей трех типов, возникших в результате развода, вдовства и одинокого материнства, по следующим параметрам: 1) в ожиданиях, притязаниях в достижении счастливой семейной жизни; 2) в отношении к браку как к ценности; 3) удовлетворенности браком.
Рассмотрены основные подходы, их содержание к проблеме эффективности копинг-стратегий. На наш взгляд, применение конкретной копинг-стратегии целесообразно, если она способствует сохранению гармоничности личности реализующего ее субъекта и не разрушает его отношения с окружающей средой. Эффективность копинг-поведения определяется выбором стратегии, которая в конкретной ситуации давала бы максимально возможный позитивный эффект.
В последнее время в современной психологии усилился интерес к способам восприятия и представления человеком того мира, в котором он живет, разрабатываются принципиально новые методологии исследований, позволяющие увидеть мир его глазами. Рассматривается когнитивная сложность как характеристика индивидуальности. Кроме понятия «когнитивная сложность», в психологической литературе встречается понятие «когнитивная дифференцированность», часто эти термины используются как синонимы. Когнитивная сложность, являясь неотъемлемой характеристикой сознания, проявляется на разных уровнях, определяя диапазон поведения и степень свободы личности. Это хорошо объясняет принцип единства сознания и деятельности: сознание и деятельность образуют нерасторжимое единство. Изучение деятельности человека в отрыве от его сознания невозможно, равно как невозможно изучение сознания человека без изучения его отношений, которые устанавливаются в ходе деятельности.
Современные исследования свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Нами было проведено исследование оценочного компонента материнского отношения на примере матерей, имеющих ребенка в возрасте трех лет. Под оценочным компонентом мы понимали оценку матерью своего ребенка и оценку себя как матери. Гипотеза нашего исследования состояла из следующих предположений: оценочный компонент материнского отношения связан с полом ребенка, возрастом матери и порядковым номером рождения ребенка; оценка женщиной своего ребенка связана с ее оценкой себя как матери. Эмпирическое исследование проводилось в феврале-марте 2005 г. Основной базой для проведения исследования послужило МДОУ детский сад № НО «Жемчужинка» г. Прокопьевска. Для исследования применялись опросные и проективные методы. В итоге значимой взаимосвязи между оценочным компонентом материнского отношения и такими параметрами, как возраст матери, пол ребенка и порядковый номер рождения ребенка не обнаружено. Оценка матерью своего ребенка тесно связана с оценкой себя как матери. Для оценочного компонента материнского отношения женщин, имеющих трехлетних детей, характерно амбивалентное отношение к ребенку.
Стратификация современного общества, разноплановые интересы и запросы социальных групп требуют создания технологий социального обслуживания на принципиально новой основе. В итоге был получен перечень наиболее востребованных социальных услуг. В 2002-2003 гг. на базе Центра социальной помощи семье и детям г. Кемерово (ЦСПСиД) было проведено социологическое исследование «Социальные услуги ЦСПСиД: соответствие запросам населения». Экспертный опрос позволял выявить мнение специалистов об обязательности и факультативности услуг, предлагаемых учреждением. Эту же цель обслуживало наблюдение за частотой обращения клиентов за той или иной услугой. Перечень обязательных услуг послужил основой для создания некоего универсального пакета, предлагаемого клиенту с целью первичной социальной поддержки. В итоге острая нуждаемость выявлена в социально-экономических и социально-правовых услугах. Из наиболее востребованных услуг был сформирован так называемый универсальный (номинальный) пакет. Набор услуг, предусмотренный этим пакетом, содержит самые необходимые услуги, отражающие профиль учреждения.
Значение процесса общения для развития личности в старшем школьном возрасте является общепризнанным. В задачи проведенного нами исследования входило рассмотрение особенностей городской культуры, точнее, ее отражения в представлениях старшеклассников и изучение различий в коммуникативных свойствах старших школьников, в зависимости от степени урбанизированности места их проживания. В исследовании использовались опрос и тестовый метод. Общая выборка составила 224 человека в возрасте 16–18 лет, из них 114 старшеклассников – жители крупных городов (Кемерово и Новокузнецк) и 110 школьников, проживающих в малых населенных пунктах сельской местности. Рассмотрение содержательных характеристик городской культуры включало в себя изучение социальных представлений относительно ряда понятий и рассмотрение особенностей ценностных ориентаций старшеклассников. В результате городская среда оказывает влияние на систему коммуникативных свойств личности посредством специфической городской культуры, в качестве основной характеристики которой мы предлагаем рассматривать большую выраженность индивидуализма.
Актуальность исследования алекситимии, начиная с разработки самого понятия, причин ее формирования и последующего влияния на развитие и течение различных психосоматических заболеваний, обусловлена стремлением ученых-исследователей (медиков, психологов и психотерапевтов) обнаружить некий специфический механизм, провоцирующий нарушение психического и, как следствие, соматического здоровья человека. Экспериментальное исследование основных факторов формирования алекситимии проводили в группе 505 практически здоровых индивидов в возрасте 12–20 лет. При проведении психодиагностической работы применяли Торонтскую шкалу алекситимии, тест-опросник А. Басаа и А.Дарки, тест - опросник К. Леонгарда, тест-опросник способности к эмпатии И. М. Юсупова, шкалу тревожности Дж. Тейлор и тест-опросник Г. Айзенка. В итоге учитывая данные о крайне затрудненном непосредственном воздействии на алекситимию мероприятий по психологической коррекции и психотерапии, психологам, работающим с алекситимичными индивидами, следует строить свою работу опосредованно и поэтапно.
В современной психологической науке существует практически единодушное мнение о влиянии социокультурных факторов и актуальных психических состояний на процесс развития личности. Целью настоящей работы является исследование одной из характеристик – тревожности подростков в динамике, выявленной на основании результатов трехлетнего лонгитюдного исследования. Эмпирическое исследование проведено в три этапа (2002–2004 гг.) на базе общеобразовательных школ № 49, 91 Ленинского района города Кемерово. В исследовании участвовало от четырех до семи классов одной параллели с разной степенью успешности в освоении программного материала, разного материального достатка, социального положения и условий проживания. В работе представлены результаты диагностики по «Тесту школьной тревожности Филлипса». Результаты исследования тревожности в подростковом возрасте 12,5–14,5 лет свидетельствуют, что тревожность с возрастом достоверно снижается по большему числу факторов. Происходящее в подростковом возрасте уменьшение интенсивности тревоги может восприниматься как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения.
В трактовке психологических феноменов старшего школьного возраста положение о главенствующей роли общения является общепризнанным. В современном обществе изменяются ценности семьи, падает рождаемость, растет число неполных, деформированных, дисгармоничных семей. Цель – изучить влияние структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников, проведено эмпирическое исследование влияния структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников, выявлена структура коммуникативных способностей старшеклассников, разработан диагностический аппарат для их исследования. Проведенное исследование позволило уточнить общие теоретические представления о механизмах влияния семьи на развитие коммуникативных способностей. Результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при разработке психолого-педагогических программ и методических рекомендаций по совершенствованию коммуникативных способностей старшеклассников, в практике семейного консультирования.
Состояние развития российского общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. Актуальность исследований студенчества обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты. В январе-апреле 2005 г. было проведено эмпирическое исследование структуры ценностей студентов как особой стратификационной группы. В исследовании приняли участие 105 человек: 59 человек – студенты 4 курса социально-психологического факультета и 46 человек – студенты 4 курса юридического факультета Кемеровского государственного университета.
Проведено исследование, в котором приняли участие 83 человека с высшим образованием в возрасте 21–44 лет (женщин – 40, мужчин – 43). Все они должны были провести на себе описанный мысленный эксперимент: представить, что не знают своего истинного календарного возраста и ответить на вопрос: «Сколько Вам лет?», после чего сообщить экспериментатору год своего рождения. В итоге степень реализованности психологического времени является интегральным субъективным фактором формирования самооценки возраста. Здесь находят отражение и представления личности о наиболее вероятной для нее продолжительности жизни и о числе прожитых и предстоящих лет, и, наконец, событийное содержание личного прошлого, настоящего и будущего.
С развитием в России социальных служб и социальной работы возникла потребность в оказании психосоциальной помощи населению. Проведено теоретического исследование сущности, структуры профессиональной компетентности, функций деятельности специалиста по социальной работе. Выделены ключевые проблемы организации студенческой практики. В итоге при разработке рекомендаций по организации практики необходимо учитывать элементы «английского опыта», такие как: взаимодействие между учебным заведением и учреждениями социальной защиты; разработка индивидуальных практических заданий студентам во время прохождения практики; введение должности педагога-наставника и соответственно организация обучения наставников.
Проведена характеристика альтруистического поведения личности. Рассмотрены разные точки зрения на понятие «альтруизм». Приведены факторы альтруистического поведения. Сделан вывод, что альтруистическое (просоциальное) поведение направлено на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Это поведение обусловлено наличием у человека ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, подозрительности, жадности, скептицизма. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.
Проведен анализ проблем психологических особенностей аддиктов в контексте исследования причин, предопределяющих развитие аддикций, а также тех психологических характеристик, которые являются следствием деформации личности при аддиктивном поведении. В проведенном нами исследовании приняли участие 114 пациентов наркологического отделения с диагнозом «хронический алкоголизм» – экспериментальная группа. Контрольную группу составили студенты Беловского института (филиала) КемГУ и жители города Белово – 81 человек. Методы исследования: метод репертуарных решеток, разработанный Дж. Келли. Нами использовалось четыре разных типа решеток: «отношение к успехам и неудачам», «межличностные отношения», «психологическое время», «цели и средства». В итоге мировосприятие при аддиктивном поведении имеет следующие особенности: пассивность, которая проявляется в нежелании участвовать и творчески преобразовывать окружающую действительность в различных ее аспектах. Экстернальность, которая проявляется в локализации причин значимых событий вне субъекта.
В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, более социальная, чем материнская, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что приводит к появлению новых форм активности отцов. В работе приведена категоризация основных направлений исследования отцовства. Описано продуктивное отцовство. Изучено влияние отцовства на развитие личности самого отца. Нами был проведен тренинг, направленный на повышение продуктивности отцовства, чтобы таким образом проследить влияние отцовства на развитие личности мужчины в период взрослости. Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября 2003 по июнь 2004 г. В исследовании принимали участие всего 95 мужчин, имеющих одного или более детей: 45 мужчин (три группы по 15 человек) составляли экспериментальную группу, подвергшуюся экспериментальному воздействию, 50 мужчин – контрольную. Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст экспериментальной группы – 32, контрольной – 33 года) и социальным характеристикам. Сделан вывод, что продуктивное отцовство не только способствует гармоничному развитию личности ребенка такого «вовлеченного» отца, но и оказывает влияние на развитие личности самого отца в сторону большей зрелости как в социальном, так и личностном планах.
Исследуются важность мероприятий по повышению уровня здоровья студентов, а также изучение проблематики, посвященной изучению составляющих здорового образа жизни и мотивации к нему. Проведено исследование на базе Кемеровского технологического института пищевой промышленности, в котором приняло участие 442 человека: 40 преподавателей, 254 студента 1 курса и 148 студентов 2 курса. Составлен опросник по исследованию представлений о здоровом образе жизни студентов вуза. Исследование представлений о здоровом образе жизни может стать одновременно и работой по их формированию, в частности, через обсуждение результатов ответов в группе.
Актуальность исследования социальной идентичности в юношеском возрасте определяется прежде всего тем, что этот возраст является сензитивным для формирования данного свойства личности. Рассмотрено развитие социальной идентичности в юношеском возрасте. Определено, что в современном обществе велика вероятность формирования неадекватной идентичности, в связи с этим перед педагогами и психологами стоит задача создания условий для того, чтобы молодые люди могли выбрать свою позицию, и чтобы она была социально приемлемой и позволяла эффективно взаимодействовать с обществом.
Цель – изучить причины и условия, влияющие на формирование невротичности подростков. Была использована диагностика межличностных отношений (Т. Лири). Анализируя характер взаимоотношений членов семьи, а также их связь с индивидуальными характерологическими и личностными особенностями подростков, можно утверждать, что установленные в исследовании зависимости свидетельствуют о деструктивном характере семейных отношений.
Цель – изучить особенности переживания психологического времени у лиц с интернет-аддикцией и химической аддикцией. Экспериментальной базой исследования явились БИФ КемГУ, наркологическое отделение районной поликлиники № 4 г. Бедово. В исследовании, проводившемся в апреле – мае 2005 г., приняли участие 61 испытуемый, состоящие на учете у нарколога с диагнозом «хронический алкоголизм» 1–2 стадии заболевания, и 61 испытуемый в возрасте 18–23 лет – студенты БИФ КемГУ – постоянные посетители Интернет-класса. В качестве диагностических инструментов исследования выступили: метод экспертных оценок, полуструктурированное интервью, «шкала аттитюдов ко времени» Дж. Ньюттена, методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», метод свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалась тема сочинения: «Мое прошлое, настоящее, будущее». Для обработки результатов применялся метод контент-анализа. В результате исследования была выявлена специфика субъективного восприятия прошлого, настоящего, будущего личностью, структурные особенности ценностно-смысловых образований, а также проанализирована взаимосвязь данных показателей в обеих группах.
Цель – выявить взаимосвязи интеллекта, самооценки и тревожности подростков. В настоящем исследовании была выдвинута следующая гипотеза, состоящая из двух частей: самооценка и тревожность подростков тесно связаны с вербальным и невербальным интеллектом; имеются существенные различия интеллектуальных особенностей и эмоциональных характеристик подростков, воспитывающихся в различных условиях (в полных семьях и детском приюте). Исследована структура интеллекта и закономерности умственного развития подростка; изучена психологическая природа и содержание самооценки и тревожности на основе теоретического анализа психологической литературы; изучены уровни интеллекта, самооценки и тревожности для выявления взаимосвязи параметров этих явлений. По результатам экспериментального исследования (корреляционного, сравнительного анализов и обсуждения полученных данных) следует сделать вывод о том, что гипотеза, включающая два предположения о существовании связи между интеллектом, тревожностью и самооценкой подростков, а также различий этих показателей в группах с разными условиями воспитания, подтвердилась.
Профессия психолог становится с каждым годом все более значимой. Общество начинает осознавать и понимать, что психолог-практик может оказать помощь людям в решении их жизненных и профессиональных проблем. Рассмотрены условия профессиональной успешности практического психолога. По нашему мнению, профессиональная компетентность и профессионально-значимые качества личности психолога являются основными условиями профессиональной успешности практического психолога.
Целью эмпирического исследования явился анализ предпочтений ценностных ориентаций у коренного малочисленного народа Сибири – телеутов и выявление различий выраженности ценностных ориентаций в этноконтактных группах на территории совместного проживания: русских и татар. Общее количество испытуемых экспериментальной группы (телеутов) – 291 человек. Контрольную группу составили русские 131 человек и татары – 70 человек. Общее количество выборки – 492 человека. В качестве метода исследования использовался опросник Ш. Шварца. В ходе исследования системы ценностей у телеутов, в сравнении с предпочитаемыми ценностями русских и татар, позволило выявить соотношение значимости ценностей в разных группах испытуемых.
Цель исследования – изучение взаимосвязи между коммуникативной компетентностью юристов налоговых органов и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации. В исследовании приняли участие 25 юристов налоговых органов в возрасте 24–48 лет. Диагностика проводилась с применением следующих тестов и методик: К. Томаса, КОС-1, «Незаконченное предложение», ДМО Т. Лири, ОМО Шутца, Макиавеллизм и двух анкет. Исследование показало, что высокие коммуникативные способности связаны с высокими организаторскими способностями юристов.
Креативность является неотъемлемой стороной психотерапевтического процесса. В работе рассматривается креативная психотерапия сквозь призму экзистенциальных данностей. Выделены 4 основные экзистенциональные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Определено, что креативная психотерапия плотно связана с экзистенциальными данностями, причем связь эта имеет определенные особенности: креативность помогает разрешать такие данности, как изоляция и бессмысленность; 2) смерть актуализирует мужество творить; 3) свобода, с одной стороны, влияет на развитие креативности, но, с другой стороны, сама креативность помогает приобрести человеку свободу.
Актуальность проблемы профессионального самоопределения как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней обусловлена происходящими в нашей стране экономическими и социально-политическими преобразованиями, которые оказывают значимое влияние на все сферы социальной жизни России. Поиск путей решения этих противоречий определил выбор темы нашего исследования, направленного на поиск закономерностей, изучение условий и факторов, предопределяющих жизненное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, гендерных особенностей профессионального самоопределения студенческой молодежи. Результаты наших исследований используются для совершенствования диагностической, профкон- сультационной работы со студентами вуза, направленной на смену неадекватных учебных и профессиональных стереотипов и установок, осознание и актуализацию своих возможностей, нахождение новых стратегий личностного и профессионального самоопределения; для разработки психолого-педагогических технологий профессиональной подготовки студентов с учетом гендерного подхода.
Цель – изучить психологические различия мужчин и женщин с патологическим пристрастием к азартной игре. В качестве методов исследования были выбраны следующие методики: тест восьми влечений Л. Сонди, метод незаконченных предложений, многофакторный опросник личности Р. Кеттелла, тест смысложизненных ориентаций. В исследовании участвовало 130 игроков (95 мужчин, 35 женщин) и 80 неигроков (45 мужчин, 35 женщин) в возрасте 18–46 лет. В статистической обработке данных применили дискриминантный анализ: методы пошагового исключения, пошагового включения. Исходными данными для дискриминантного анализа является группа объектов, у которых измерен ряд показателей (в дальнейшем дискриминантных переменных), разделенных на классы. Приведенные результаты высвечивают разницу в подходах психологической коррекции игроков на основе гендерного анализа, а также могут быть использованы в целях профилактики игровой зависимости.
Целью нашего исследования является выявление особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. В эксперименте принимало участие 15 человек подготовительной логопедической группы детского сада № 196 г. Кемерово, имеющих дефекты речи, 15 воспитанников детского дома и 15 детей, живущих в семьях. Использовались проективные методики «Дом-Дерево-Человек», предложенная в 1948 г. Дж. Буком, и тест «Моя семья». Установлено, что проблемы личностных расстройств связаны с межличностными взаимоотношениями, с трудностями индивидуального опыта, неадекватными установками и слабым осознанием собственных переживаний.
Актуальность исследования обусловлена малой степенью разработанности понятия «интенсификация познавательной деятельности»; необходимостью теоретического анализа концепций познавательной деятельности, подходов к эмпирическому исследованию психологических основ интенсификации познавательной деятельности личности. Проведенный системный анализ основной литературы по проблеме познавательной деятельности личности, а также анализ условий и детерминант интенсификации познавательной деятельности, позволили выделить целый ряд противоречий в рассмотрении этой проблемы.
Цель – определить особенности протекания личностного самоопределения в период взрослости. Мы изучали особенности личностного самоопределения в зависимости от пола, возраста, уровня образования, а также наличия или отсутствия в жизни испытуемого «трудной жизненной ситуации». Исследование проводилось с помощью таких методик, как «Смысложизненные ориентации», «Самоактуализационный тест» и «Уровень субъективного контроля». Также мы использовали самостоятельно нами составленную анкету. Данные, полученные по всем методикам, были обработаны и подвергнуты статистическому анализу. Мы применяли корреляционный анализ и определение критериев значимости различий средних (t-критерий Стьюдента). Результаты проведенного исследования показали, что личностное самоопределение обладает определенными особенностями протекания в период взрослости в зависимости от пола, возраста и уровня образования.
Проведено исследование мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». В исследовании участвовало 150 студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Использовались следующие методы исследования: анкетирование и анализ письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность "Социальная работа?"». Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионального воспитания в процессе обучения социальных работников.
Описано становление социальной работы в Кузбассе. В работе рассмотрены особенности социальной работы. Описан социальный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей». Как результат реализации проекта в учебный план факультета вошли учебные дисциплины: «Геронтопсихология», «Социальная реабилитация», «Социальная диагностика», вводятся новые разделы и темы в существующие учебные дисциплины: новые технологии в социальном обслуживании, оценка нуждаемости клиентов, формы социального обслуживания пожилых людей, специальное оборудование для самообслуживания, создание комплексных бригад социального обслуживания пожилых людей.
Цель – исследовать специфику интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 14 для детей с нарушением зрения и ДОУ № 55 для нормальновидящих детей. Для проведения исследования мы отобрали 2 группы детей по 25 человек в возрасте от 5–6 лет (старший дошкольный возраст): группа детей с нарушением зрения; группа детей с нормальным зрением. Участие в исследовании двух групп детей позволяет провести сравнительный анализ результатов. Для проведения экспериментального исследования мы использовали методики на выявление уровня мышления у детей, которые были взяты из пособия О. В. Боровик, С. Д. Забрамной «Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"». Проводя качественный и количественный анализ полученных данных, мы отметили следующие особенности: у детей с нарушением зрения, в отличие от нормальновидящих детей, отмечаются специфические особенности интеллектуального развития, выражающиеся в снижении уровня общения, узости зрительных представлений, среднем уровне концентрации и объема внимания, что видно из проведенных методик на выявление уровня мышления у детей старшего дошкольного возраста.
И рождение, и смерть – естественные события индивидуального жизненного пути, но их эмоциональное воздействие и личное значение существенно различимы. Цель – изучить отношение к смерти с точки зрения психологии, культурологи и религии. В работе выделены и рассмотрены модели смерти: «смерть своя»; «смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая». Определено, что формирование отношения к предельному жизненному понятию «смерть» обусловливается следующими факторами: внезапность; отношение родственников; религия.
Цель – эмпирическая проработка теоретических представлений о взаимосвязи проявлений посттравматического стресса со структурой смысложизненных ориентаций личности. В основу работы была положена гипотеза о том, что развитие посттравматических стрессовых реакций сопровождается перестройками в структуре смысложизненных ориентаций личности. В исследовании приняли участие учащиеся 3, 4 и 5 курсов социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета специальностей «Социальная работа» и «Психология» дневной и заочной форм обучения. Общий объем выборки составил 101 человек, из них 12 человек (11,9 %) мужского пола, 89 человек (88,1 %) – женского в возрасте 19–40 лет (М = 21,4).
Наркотическая зависимость является одной из серьезнейших био-психо-социальных проблем современности и требует комплексного подхода к своему решению. Цель – изучить адаптационные факторы антинаркотической устойчивости личности. Рассмотрены особенности формирования личностных свойств, обеспечивающих высокие уровни адаптации, психологического здоровья и антинаркотической устойчивости личности. Также рассмотрены полярные сценарии развития исследуемых личностных свойств. В итоге изучение адаптационных факторов антинаркотической устойчивости личности в контексте концепции психологического здоровья представляется практически значимым для разработки эффективных стратегий психотерапевтической работы с наркозависмыми.
В данной статье мы рассмотрим отличия групп, разделенных по уровню интеллекта и групп по уровню коммуникативной компетентности. Цель – выявить достоверные отличия между группами, что говорило бы о тенденциях взаимосвязи интеллекта и коммуникативной компетентности. В ходе исследования использованы следующие методы: монографическое изучение, тестирование с помощью тестов интеллекта Равена, Амтхауэра, тестов на коммуникативные характеристики личности – 16PF Кеттелл, Томас (Конфликт), «Эмпатия» Бойко; опросники на выявление уровня общительности. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики (сравнительный, корреляционный, факторный анализы). Интеллект является объектом нашего исследования, поэтому мы разделили всю выборку нашего эксперимента на три группы по уровню интеллекта и провели сравнительный анализ этих групп. В качестве основания для деления выступил интегральный показатель IQ по результатам трех тестов на интеллект: Р. Амтхауэра, Дж. Равена, Кеттелла. Первая группа – IQ ниже среднего и низкий; 2 группа – средний уровень IQ; 3 группа – IQ выше среднего и высокий.
Среди многообразных видов деятельности личности профессиональная занимает особое место. С целью изучения динамики смысложизненных ориентаций личности и их взаимообусловленности с развитием ПЗК в процессе профессиональной деятельности, имеющей ярко выраженную социальную направленность, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 105 практических психологов, работающих в школах, социальных центрах, предприятиях Кемеровской области. Первую группу составили психологи, чей практический стаж не превышал трех лет деятельности; вторую – профессионалы со стажем более трех лет. Определено, что личностные смыслы, выражающие отношение к профессиональной деятельности, проявляются, закрепляются и корректируются в ходе самой деятельности.
На сегодня вопрос обучения и воспитания детей-сирот в условиях интернатного учреждения является одной из актуальных и социально-значимых проблем педагогической науки и практики. В работе было выделено 12 наиболее распространенных типичных причин межличностных конфликтов в школе-интернате. Каждая группа конфликтов была рассмотрена в отдельности. Определено, что в профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что развитие ребенка происходит через преодоление объективных противоречий. Способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение конфликтов – одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога.
Мы выделили особенности развития познавательной и личностной сфер и на их основе разработали программу изучения личности воспитанника интернатного учреждения. Данная программа стала основой психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса интернатного учреждения на всех возрастных этапах. В результате в интернатном учреждении должны быть разработаны четкие представления о том, какая информация доступна только психологу, какая – другим участникам сопровождения воспитательно-образовательного процесса, и в каком виде она им предоставляется.
Интересным представляется рассмотрение беременности и материнства как ситуации адаптации. В работе рассматривается материнство как социально обусловленный феномен. Описаны психологические особенности беременных женщин. Установлено, что материнство – это одна из социальных женских ролей. Общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения.
В работе рассмотрены теоретические модели индивидуального сознания и проблемы их экспериментальной разработки. В результате ни одна из линий эмпирических исследований на изучение индивидуальных слоев смысловой реальности сознания не выходит: психология субъективной семантики не обладает такими возможностями (индивидуальный семантический код не выявляется – его можно получить только в рамках определенной группы испытуемых); экспериментальная психосемантика обладает такими возможностями, но не использует их, ибо ориентирована на иные цели.
Проблема формирования профессионального самосознания личности, становления его личностного «акме» – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Проведенный нами анализ психологической литературы по данному вопросу показал, что у разных авторов нет единства и достаточной четкости в рассмотрении структуры профессионального самосознания. Сложность такого явления, как самосознание, многообразие его функций и особенности связи с объективной действительностью, сознанием, а также с носителем самосознания человеком как индивидом, личностью, субъектом разнообразных видов деятельности, специфика его возникновения, развития в онтогенезе, в социогенезе и его функционирование определяют сложность и многоплановость исследования его структуры. В результате именно акмеологические законы и закономерности, отражающие устойчивые отношения, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития выступают психологическим фундаментом личности будущего или состоявшегося профессионала в некой области человеческой деятельности.
Цель – исследовать особенности системы терминальных ценностей и жизненных целей подростков, динамики тревожности, их взаимосвязи в процессе социализации с учетом регионального аспекта. Эмпирическое исследование проведено в три этапа (2002–2004 гг.) на базе общеобразовательных школ № 49, 91 Ленинского района г. Кемерово. В исследовании участвовали от четырех до семи классов одной параллели с разной степенью успешности в освоении программного материала, разного материального Достатка, социального положения и условий, проживания. На 1 этапе (2002 г.) исследуемую группу составили учащиеся седьмых классов в возрасте 12–13 лет, средний возраст –12,5 лет, в количестве 84 человек. На 2 этапе (2003 г.) – учащиеся восьмых классов в возрасте 13–14 лет, средний возраст – 13,6 лет, в количестве 82 человек. На 3 этапе (2004 г.) – учащиеся девятых классов в возрасте 14–16 лет, средний возраст - 14,5 лет, 140 человек. Сделан вывод о необходимости и возможной эффективности профилактической (превентивной) работы с целью направленного формирования ценностей и целей, большей структурированности данной системы, осознанности образа будущего и развития осознания актуального состояния подростков.
С начала 1990-х годов началось формирование нормативно-правовых основ деятельности религиозных организаций. Цель – рассмотреть религиозные организации, выступающие как субъект социальной работы с семьей. Сегодня огромный потенциал церкви в сфере социальной работы с семьей остается малозадействованным. Это происходит не по причине невостребованности обществом деятельной заботы и поддержки, а в результате отсутствия проработанного научно-обоснованного механизма церковно-государственных взаимоотношений в данной сфере. В современном российском обществе для создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности всех семей необходим конструктивный диалог и выработка гибких форм сотрудничества органов социальной защиты населения и религиозных организаций.
В течение десяти лет осуществляемая факультетом подготовка специалистов по социальной работе позволяет проанализировать уже накопленный опыт, сложившиеся подходы как в социальной работе, так и в системе профессионального образования, и на этой основе внести коррективы в организацию воспитательно-образовательного процесса вуза. Цель – рассмотреть стандарты профессиональной деятельности как основы подготовки специалистов по социальной работе. Изучение зарубежного опыта предполагает профилактику ошибок на пути профессиональной подготовки. Вместе с тем не следует использовать зарубежные модели без их критического осмысления и без учета отечественного менталитета, сложившихся подходов как в социальной работе, так и в системе образования.
Объектом нашего исследования стали профессионалы на этапе осуществления самостоятельной трудовой деятельности. В нашем исследовании поставлена задача изучения особенностей профессионального самоопределения личности во взрослом периоде жизни. В соответствии с задачами настоящего исследования использовались: анализ автобиографий; 16-факторный опросник Кеттелла (форма А); тест смысложизненных ориентаций (СЖО); опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), «Опросник профессиональных предпочтений» Д. Холланда; методика изучения ценностных ориентаций Рокича. Мы предположили, что на мужчин и женщин действуют различные факторы, располагающие к смене профессии в зрелом возрасте. Для проверки существенности различий, выявленных между разными по полу участниками переориентации, применялся Т-критерий Стьюдента. Результаты психологического исследования позволили определить в качестве устойчивых индивидуально-психологических свойств, которые являлись общими для всех участников исследования, способствуя успешности их деятельности, а также выявить типичные для каждой группы особенности субъектов профессиональной переориентации.
Мы считаем, что, отражая основные направления в тенденциях социальной мобильности, новые позиции прежде всего характеризуют различия в уровне и стратегии адаптации к проводимым преобразованиям как у отдельных граждан, так и у целых групп. Для подтверждения данного предположения нами, в 2003–2005 гг. на территории города Прокопьевска Кемеровской области, было проведено пилотажное исследование, объектом которого являлись лица без определенного места жительства и иные граждане, демонстрирующие сходные модели социального поведения: «обитатели» так называемых «рабочих свалок», «попрошайки» у церкви и т. п. В качестве предмета исследования рассматривались особенности социально-психологических характеристик данной группы лиц как представителей группы социальных аутсайдеров. Рабочая гипотеза содержала предположение о том, что, несмотря на равный уровень дохода, различия социальных стратегий между основной и контрольной группами обусловлены прежде всего различием в их психологических характеристиках. Проведенное исследование представляет несомненный интерес для специалистов широкого профиля и может способствовать более глубокому пониманию условий и механизмов процесса социального расслоения в период социально- экономических преобразований.
Цель – изучить особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа системы ценностных ориентаций личности. Для определения типа системы ценностных ориентаций личности была использована модифицированная нами методика Р. Инглхарта. Для изучения особенностей массово-коммуникационных предпочтений нами была разработана специальная анкета, которая включала открытые вопросы о печатных изданиях, радиопрограммах и телепередачах, которые, соответственно, читают, слушают и смотрят респонденты. Исследование проводилось в ходе опроса общественного мнения взрослого населения г. Кемерово. Опрос проводился методом уличного интервью по представительной квотной выборке. В исследовании приняли участие 954 респондента, что позволяет считать результаты репрезентативными с ошибкой не более 4 % при доверительной вероятности 96 %.
ISSN 2949-2092 (Online)