Взаимосвязь параметров тревожности и особенностей системы терминальных ценностей у подростков в процессе социализации
Аннотация
Цель – исследовать особенности системы терминальных ценностей и жизненных целей подростков, динамики тревожности, их взаимосвязи в процессе социализации с учетом регионального аспекта. Эмпирическое исследование проведено в три этапа (2002–2004 гг.) на базе общеобразовательных школ № 49, 91 Ленинского района г. Кемерово. В исследовании участвовали от четырех до семи классов одной параллели с разной степенью успешности в освоении программного материала, разного материального Достатка, социального положения и условий, проживания. На 1 этапе (2002 г.) исследуемую группу составили учащиеся седьмых классов в возрасте 12–13 лет, средний возраст –12,5 лет, в количестве 84 человек. На 2 этапе (2003 г.) – учащиеся восьмых классов в возрасте 13–14 лет, средний возраст – 13,6 лет, в количестве 82 человек. На 3 этапе (2004 г.) – учащиеся девятых классов в возрасте 14–16 лет, средний возраст - 14,5 лет, 140 человек. Сделан вывод о необходимости и возможной эффективности профилактической (превентивной) работы с целью направленного формирования ценностей и целей, большей структурированности данной системы, осознанности образа будущего и развития осознания актуального состояния подростков.
Ключевые слова
Список литературы
1. Бохан Т. Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2002. Вып. 16–17. С. 66–72.
2. Митина И. В. Социокультурные детерминанты подростковой агрессивности // Материалы Международной конференции «Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения». Кемерово, 2004. С. 166–168.
3. Петрова В. Н. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации // Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 140–143.
4. Петрова В. Н., Богомаз С. А. Особенности профессионального и личностного самоопределения студентов младших курсов // Сибирский психологический журнал. 2001. Вып. 14–15. С. 110–113.
5. Шарапановская Е. В. В кого он такой? Воспитание и обучение детей с патологиями шейного отдела позвоночника и минимальными мозговыми дисфункциями. Барнаул, 2000. 100 с.
6. Шарапановская Е. В. Смысложизненные ориентации как показатель уровня психологического здоровья подростков с различными проявлениями перинатального поражениями центральной нервной системы // Сибирский психологический журнал. 2004. Вып. 19. С. 57–61.
7. Шестопалова Л. Ф., Перевозая Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психологический журнал. 2003. Т. 24. С. 66–71.
Рецензия
Для цитирования:
Тихонова М.В. Взаимосвязь параметров тревожности и особенностей системы терминальных ценностей у подростков в процессе социализации. СибСкрипт. 2005;(2):179-183.