Биология
Исследуется влияние двигательной активности на умственную работу учащихся и адаптацию к учебному процессу. Цель – изучить особенности психосоматического статуса и адаптивных возможностей организма студентов в условиях обучения с различным уровнем двигательной активности. В обследовании приняли участие юноши, обучающиеся на физическом факультете и факультете физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета. Для определения уровня двигательной активности проводился хронометраж учебной недели и учитывалась физическая активность учащихся, не входящая в учебный план. Оценка соматического типа проводилась согласно схеме В. В. Бунака по основным антропометрическим показателям. Для оценки состояния регуляторных систем организма использовалась кардиоритмографическая программа, основанная на математическом анализе сердечного ритма с применением региональных нормативов. Исследование нейродинамических характеристик и показателей когнитивной сферы студентов осуществлялось с помощью программно-аппаратного комплекса Status. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica. Определены типы функционального реагирования и особенности психофизиологической адаптации студентов с разным уровнем двигательной активности. Выявлено, что у лиц с низким уровнем двигательной активности к концу учебного года отмечается напряжение в функционировании вегетативного уровня. У студентов с высоким уровнем организованной двигательной активности наблюдается подключение новых управляющих контуров, обусловленное вовлечением более высоких уровней регуляции вегетативных функций по мере роста напряжения в функциональной системе. Сбалансированное сочетание двигательной и умственной деятельности при среднем уровне двигательной активности способствует удовлетворительной адаптации. Студенты, независимо от профиля факультета, с типом функционального реагирования «стайер» характеризуются большими потенциальными возможностями интеллектуально-познавательной сферы деятельности и меньшим напряжением центральных механизмов регуляции вегетативных функций в процессе обучения в вузе. Результаты свидетельствуют о том, что характер формирования приспособительных реакций при различных режимах двигательной активности в значительной степени определяется спецификой процесса обучения и индивидуальными особенностями функционального реагирования студентов.
В статье представлен обзор деятельности ученых и исследователей биологического факультета Кемеровского государственного университета. Факультет и его кафедры имеют особое значение в Кемеровской области: в регионе нет специализированных научно-исследовательских институтов биологического профиля, как, например, в Томске, Новосибирске, Красноярске или Иркутске. Большинство ботаников и зоологов Кузбасса работают на кафедрах университета. Обобщены результаты работы ученых за последние годы. Отмечены работа над Красной книгой Кемеровской области, проведение масштабных исследований биогеоценозов для создания территориального кадастра фауны Кузбасса, открытие новых видов животных, обитающих в степных экосистемах. Указана выявленная учеными проблема разработки конкретных природоохранных мероприятий, направленных на сохранение исследованных видов, посредством сохранения естественных экосистем в различных ландшафтно-природных комплексах (лесостепных, степных и таежных), в структуру которых они входят. Особо отмечены работы по многолетнему комплексному изучению мелких млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся на биостанции «Ажендарово» в Крапивинском районе. В хронологической последовательности указаны результаты исследований в Новокузнецком, Крапивинском, Кемеровском, Мариинском, Чебулинском, а также Тяжинском и Тисульском районах с приведением точных данных. Намечены перспективы дальнейшей деятельности.
Исследование закономерностей взаимодействия растущего организма с факторами внешней среды является одной из актуальных проблем современной биологии развития. Цель статьи – изучить активность тиреотропной функции гипофиза у взрослых крыс с нарушенным в раннем онтогенезе гормональным балансом в результате введения преднизолона либо пара-хлорфенилаланина – блокатора синтеза серотонина. Исследование проводили на белых беспородных крысах-самцах. Животные были разделены на три экспериментальные серии: 1) контрольные интактные животные; 2) получавшие на третьей неделе жизни ежедневно раствор 21-диокси-2-ТМ-преднизолон гидрохлорида; 3) получавшие водную суспензию пара-хлорфенилаланина – ингибитора триптофангидроксилазы (ключевого фермента). Диаметры ядер тиреотропоцитов измеряли с помощью окулярной линейки, у одного животного измеряли 30 ядер. Объем ядер рассчитывали по формуле элипсоида вращения. Дополнительно определяли степень васкуляризации аденогипофиза на основании анализа относительной площади кровеносных сосудов, которую определяли стереометрическим методом, используя окулярную сетку. Оценку достоверности различий всех показателей между экспериментальными сериями и внутри них проводили с помощью t-критерия Стьюдента. Установлено, что изменение баланса глюкокортикоидов в раннем возрасте сопровождается долговременными нарушениями активности гипофизарно-тиреоидной системы, а блокада синтеза серотонина в раннем возрасте сопровождается долговременными нарушениями суточной активности гипофизарнотиреоидной системы. Полученные данные свидетельствуют об участии серотонинергической системы мозга в регуляции активности тиреотропной функции аденогипофиза, в том числе в формировании ее суточной периодичности.
Цель – изучить биотопическую приуроченность видов и многолетнюю трансформацию сообщества мышевидных грызунов на стадии средневозрастных вырубок тайги среднего течения реки Томи. Материалом послужили результаты учетов в окрестностях биостанции Кемеровского государственного университета «Ажендарово» (Крапивинский район Кемеровской области), проведенных в 1995–2004 гг. Отлов животных осуществлялся по стандартным методам, 50-метровыми канавками с пятью ловчими цилиндрами или конусами в каждой, со строгой преемственностью по месту и времени сбора биологической информации. В районе исследования обитают совместно 12 видов мышевидных грызунов. Оценка биотопической приуроченности видов по многолетним материалам показывает их дифференциацию по различным местам обитания. За 9 лет наблюдений было выявлено три периода, когда уровень численности был ниже среднего многолетнего: в 1996, в 1999 и в 2001 г. Установлено, что в результате увеличения миграционных процессов и обострения внутривидовой конкуренции начинают чередоваться периоды с крайне низкой или, наоборот, нехарактерно высокой численностью. Анализ сезонной динамики численности отдельных групп мелких млекопитающих показывает, что статус подъема или депрессии зависит от успешности размножения в предыдущем году, то есть от степени выраженности осеннего пика. Сообщества мышевидных грызунов, обитающих на нарушенных вырубками территориях черневой тайги, представляют собой несбалансированную систему, возникшую как результат взаимодействия смежных популяций, что не способствует формированию стабильного по биологическим параметрам постоянного населения. Полученные результаты могут служить основанием для построения модели изменений численности животных в период глобального потепления.
В целях изучения онтогенеза поведения были проведены наблюдения за суточной активностью, поведенческим репертуаром, внутри- и межвидовыми отношениями и питанием бурозубок разных возрастов. Описан образ жизни беременных и кормящих самок, особенности периода вскармливания, поведения при попытках установления контакта. Последовательно показан процесс развития детеныша бурозубки: первые попытки перемещения и выход из гнезда, складывание комфортного поведения, открытие глаз, самостоятельное питание, нарастание агрессивных взаимодействий. Особое внимание уделяется анализу поведения ювенильных особей. В результате исследований выявлены некоторые отличия в суточной активности и поведения сеголеток (subadultus) и перезимовавших зверьков (adultus) при внутривидовых ссаживаниях. С возрастом поведение землероек претерпевает определенные изменения. Ювенильные зверьки отличаются сниженной и инвертированной по отношению к взрослым суточной активностью, высокой контактностью, сниженной агрессивностью и обедненным поведенческим репертуаром. По мере развития зверьков агрессивные взаимодействия в выводке нарастают, что в дальнейшем ведет к его распаду и расселению молодых зверьков. Перезимовавшие особи, в отличие от молодых зверьков, менее контактны, проявляют большую агрессивность (прямую и ритуализованную) неизбирательного характера.
Проведена оценка жизненного состояния насаждений различного типа в г. Кемерово с указанием их жизненного потенциала, описаны разнообразные признаки повреждений посадок. Состояние древостоев оценивалось визуально с помощью шкалы жизненного состояния А. В. Алексеева. При обследовании оценивалась сумма функционально-структурных изменений, выраженных в снижении густоты кроны, опадании и недоразвитии листьев, повреждении ассимиляционной поверхности листьев (объедание и скручивание насекомыми, ожоги, некрозы, хлорозы), наличии мертвых и усыхающих ветвей, повреждении средней и нижней части ствола. Затем рассчитывался индекс жизненного состояния древостоя. Всего обследовано 25 тысяч деревьев основного ассортимента г. Кемерово. Анализ результатов показал, что зеленые насаждения всех районов города являются поврежденными. Жизненный потенциал древостоев снижен в различных районах города на 29,2–35,3 %. Состояние деревьев во многом зависит от типа насаждений. Для изучения реакций растений на условия городской среды применялась система физиолого-биохимических, фенологических, анатомо-морфологических признаков. В результате выявлено, что на площадках с повышенным уровнем загрязнения все виды имеют сокращенную общую продолжительность периода вегетации, связанную с более поздним началом и ранним окончанием. Под влиянием комплекса промышленных выбросов у древесных растений изменяются содержание пигментов, интенсивность фотосинтеза, активность ферментов, оводненность листа, сокращается период вегетации, наблюдается раннее старение листа, уменьшается годичный прирост, изменяется строение структурных частей побега листа, что выражается в снижении жизненного потенциала растений и их насаждений.
История
Рассмотрены тенденции либерализации налоговой политики в ходе налоговой кампании 1923–1924 гг. Определен политический и экономический контекст преобразований. Для установления последовательности предпринимаемых действий, а также сопоставления настроений власти, партийных работников и сибирского крестьянства в качестве материала использовались архивные документы (резолюция «О налоговой политике в деревне», письмо «О реализации урожая», циркулярные письма, отчеты, постановления и другие источники). Установлено, что одной из главных задач подготовки к налоговой кампании стало укрепление продовольственного аппарата, что, в свою очередь, требовало улучшения положения крестьянства. Таким образом, стала необходимой резкая смена вектора отношений с налогоплательщиками. Это обусловило выдвижение новых требований к работникам продаппарата. В результате настойчивая ориентировка власти на отказ от методов принуждения в новой налоговой кампании имела как положительные, так и негативные последствия: с одной стороны, некоторые коммунисты испытали недоумение и перестали видеть значимость налоговой деятельности, с другой – крестьяне стали больше доверять советской власти, сельское хозяйство проявляло признаки восстановления. В 1924 г. в высшем руководстве сибирских регионов обозначилась вполне прагматичная и рациональная тенденция выдвигать на первый план хозяйственные задачи, пренебрегая классовой борьбой.
Математика
Актуальность исследования определяется запросом вузов на автоматизацию хранения, поиска и обработки больших массивов информации, обеспечение безопасности ее хранения, передачи и возможности совместного использования, что особенно важно с учетом территориально-распределенной структуры современного вуза со своими филиалами. Объект изучения – система электронного документооборота в вузе, предмет – метаданные документа. Метаданные – это описание документа, которое можно передавать другим системам, отражающее текущие характеристики документа, необходимые для работы механизмов, осуществляющих автоматизацию документооборота. Система описания документа в электронном документообороте построена на основе спецификации IMS и стандарта метаданных Дублинского ядра с учетом информации, полученной при изучении ГОСТ Р 51141-98 и ГОСТ Р 6.30-2003. Представлены основания классификации документов, структура документа с выделением блоков, алгоритмы механизмов экспорта и импорта. Особое внимание уделяется способу автоматического определения метаданных. На основе анализа предметной области выбран аппарат нейронных сетей как наиболее универсальный, позволяющий решить задачу разработки модели компонента, осуществляющего автоматическое определение метаданных документа. Структура метаданных, построенная на основе общепризнанных стандартов, позволяет как передавать описание документа по запросам другим информационным системам, так и стать основой для работы механизмов автоматизации документооборота вуза. Компонент автоматического определения метаданных из электронного документа позволит упростить и ускорить процесс импорта документов в системе электронного документооборота и станет важным компонентом системы интеграции подсистем в единую информационную систему.
Рассмотрено произведение трехмерных сфер S3×S3 как группа Ли SU(2)×SU(2). Исследуются только левоинвариантные почти комплексные структуры и метрики на SU(2)×SU(2). Доказывается теорема: (SU(2)×SU(2), gj, J) – приблизительно кэлерово для J∈ Aw+, если и только если метрика gJ принадлежит одному из однопараметрических семейств. S3×S3 не допускает кэлеровых структур, так как по топологическим причинам на произведении нечетномерных сфер нельзя построить замкнутую, невырожденную 2-форму. Поэтому научный интерес представляет изучение структур, «близких» к кэлеровым: эрмитовых и приблизительно кэлеровых.
Изучен вопрос о существовании комплексных структур специального вида на связных односвязных группах Ли размерности 4. Этот класс состоит из так называемых приводимых почти комплексных структур, действующих инвариантно на выбранной паре распределений. Такие структуры естественно возникают при рассмотрении некоторых расслоений. В частности, они вводятся на расслоении Хопфа. В параграфе 1 дается классификация связных односвязных четырехмерных групп Ли. В параграфах 3 и 4 дается ответ на вопрос: какие из групп Ли, приведенных в следствии 1.2, допускают или не допускают приводимые комплексные структуры и при каких условиях. Основным результатом является полная классификация приводимых почти комплексных структур на таких группах Ли.
Исследуемая проблема стохастических объектов и систем возникла достаточно давно, когда стало ясно, что детерминированные математические модели не могут в полной мере описать реальные объекты и системы. Показано, что причиной возникновения случайных процессов в системах управления может быть либо подача на вход детерминированной системы случайного сигнала или воздействие аддитивных помех, либо случайные изменения параметров этой системы. Корректность методов анализа случайных процессов и интерпретация результатов в значительной степени влияют на правильность получения математической модели объекта управления. Суждение о стационарности, однородности и спектральной структуре реальных процессов по результатам их измерений является важной проблемой теории математической обработки наблюдений и позволяет получить адекватную модель объекта управления или выявить причины нарушения его функционирования. Для характеристики случайных процессов используется показатель, предложенный А. Н. Колмогоровым и названный впоследствии А. М. Обуховым структурной функцией. Структурный анализ случайных процессов в ряде случаев приводит к более устойчивым характеристикам по сравнению с корреляционными. Эффективность структурного анализа по сравнению с корреляционным заключается в том, что параметры структурной функции обладают свойствами инвариантности относительно некоторых форм нестационарности, проявляющихся, например, при смещенности по математическому ожиданию, а также в случае квазистационарного характера случайного процесса. Кроме того, характерной особенностью предлагаемых методов является возможность эффективной алгоритмической и программной реализации, что подчеркивает их компьютерную ориентацию.
Музееведение
Представлен обзор деятельности крупнейшего вузовского музея Кемеровской области – Музея археологии, этнографии и экологии Сибири Кемеровского государственного университета. Отмечены основные этапы создания и развития отделов (археологическая экспозиция, этнографический, зоологический и энтомологический отделы), названы имена ученых, внесших неоценимый вклад в формирование и поддержку фондов (А. И. Мартынов, Т. Н. Гагина, Н. А. Белоусова, В. М. Кимеев, Р. В. Николаев, В. Н. Скалон и др.). Сегодня музей представляет собой структурное подразделение университета с библиотекой, фототекой, архивом, реставрационной и таксидермической мастерскими, камеральной лабораторией, фондохранилищами, учебными аудиториями. Фонды насчитывают более 130000 единиц хранения и являются учебной базой для проведения практик, спецкурсов и практических занятий по истории первобытного общества, этнографии, музееведению и экологии. Роль музея – способствовать воспитанию познавательно-эстетического отношения к природе, родному краю. Систематизированы результаты работы музея за последние годы: создана информационная база данных археологических, этнографических и зоологических коллекций для внутримузейного пользования и поисковой системы по коллекциям музея для работы исследователей и посетителей Интернета, разработан собственный сайт, издан первый выпуск Каталога коллекций музея археологии, этнографии и экологии Сибири Кемеровского государственного университета. Намечены перспективы дальнейшей деятельности.
Педагогика
Концепция «непрерывного образования на протяжении всей жизни» базируется на четырех целеполагающих принципах, определяющих структуру содержания образовательной деятельности на всех уровнях образовательной системы: учиться познавать, действовать, жить, сосуществовать. Авторы видят перспективным формирование региональных систем непрерывного профессионального образования, объединяемых в дальнейшем в единую систему непрерывного образования. Рассмотрены вопросы формирования и функционирования региональной системы непрерывного профессионального образования г. Белово и Беловского района, центральным звеном которой является Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета. История Беловского института (филиала) насчитывает 46 лет. Сегодня институт в структурном плане состоит из трех сравнительно самостоятельных отделений: довузовской, средней профессиональной и высшей профессиональной подготовки, воплощающих на практике идею непрерывного профессионального образования. Он является уникальным учебным заведением в регионе как по многообразию уровней подготовки, форм обучения, контингенту студентов, так и по кадровому потенциалу преподавательского состава. В процессе образовательной деятельности осуществляется тесное взаимодействие Беловского института (филиала) с филиалами Кемеровского госуниверситета в Новокузнецке, Прокопьевске и Анжеро-Судженске. Кроме того, Беловский институт тесно сотрудничает с другими учебными заведениями Кемеровской области и России. Тесное взаимодействие с муниципальными органами общественного самоуправления, конструктивная помощь Кемеровского госуниверситета, плодотворное сотрудничество с филиалами, учебными заведениями города и другими вузами страны обеспечит институту устойчивое поступательное развитие и выведет его на уровень, позволяющий ставить и решать качественно новые научные и образовательные задачи в рамках региональной системы непрерывного профессионального образования.
Развитие страны приводит к необходимости преобразования профессионального образования. Изменения затрагивают все сферы жизни, поэтому новому миру нужны соответствующие специалисты. Для получения таких специалистов необходимо внести изменения в систему профессионального образования. Главная цель такого образования – развитие личности обучающегося на основе внутреннего потенциала. Творческий потенциал становится важнейшим фактором в формировании личности. Главная задача российского образования – обеспечение образованием на основе его фундаментальности и соответствие этого образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Предлагается формирование современного естественнонаучного мировоззрения с помощью гуманитарного научно-учебного курса «Концепции современного естествознания». Данный предмет направлен на изучение методологических и мировоззренческих проблем и способствует формированию научного мировоззрения, теоретического мышления, способности методологически применять естественнонаучные знания в будущей профессиональной деятельности. Стратегии естественнонаучного образования содержат большой потенциал для моделирования многообразных видов и форм мышления. В настоящее время естествознание становится приоритетным из-за сохранения благоприятной среды на Земле. Ученые выделяют две группы причин, в связи с которыми необходимо повышать уровень знаний фундаментального образования: 1) глобальные проблемы цивилизации, 2) мировое сообщество, помещающее приоритет личности в центр образования. В естественнонаучном образовании осуществляется следующие тенденции: объединение экологических и социогуманитарных знаний; обращенность к сферам человеческой личности; формирование отношения к миру; понимание своей включенности во все социоприродные процессы; развитие гуманистических качеств личности. Современное образование должно отражать суть происходящих перемен, культуру личности. Преемственность в развитии духовного мира личности является условием реализации креативного типа образованности в современной культуре. Таким образом, в системе образования личность формируется в связи со всем миром. На сегодняшний день проблема состоит в смещении парадигмы: смена с того, как усваивается информация, – на обучение самостоятельному мышлению.
Рассматриваются вопросы профессионального образования в России, его необходимости, пользы и развития. Целью исследования является выявить распространённость и необходимость профильного образования. В частности, рассматривается образование с физико-математическим уклоном, которое испытывает трудности в связи с падением престижа. Постоянно изменяющиеся потребности рынка труда требуют специалистов узкого профиля, однако снижение качества среднего образования вызывает беспокойство. В результате исследования сделан вывод, что учащиеся, прошедшие в школе профильное обучение, имеют более высокие шансы поступить в высшие учебные заведения на бюджетные места. Также для повышения качества профессионального образования предлагается использовать систему «школа – вуз», основанную на преемственности обучения. Профилизация старшей ступени средней школы повышает качество подготовки абитуриента при поступлении в вуз.
Исследована эволюция научных взглядов на школьную систему образования США в трудах советских историков и педагогов: определяется количественный и структурный состав ряда работ по историографии американской системы образования в зависимости от периода в советской истории, а также дается оценка выявленным концепциям. Используется метод сравнительного анализа источников, который ранее был освещен в работе С. Ю. Алфёрова «Школа и педагогика в период углубления общего кризиса капитализма», но в менее разработанном варианте. В результате в изучении данной проблемы было выделено три периода. Первый период – 1920-е – середина 1940-х гг. – является периодом, когда формировалась сама историография проблемы. Авторы работ впервые предпринимали попытки обозначить влияние американской системы образования на другие страны, в том числе и на СССР. Второй период – 1945 – середина 1970-х гг. – характеризуется изучением отдельных проблем, концепций и групп, а также идеологической проработкой этих концепций. Особенностью второго периода является активное участие журналистов в изучении школьной системы образования США. Третий период – середина 1970-х – 1980-е гг. – представляет собой отказ от жестких идеологических установок в оценке школьной системы США и выявление положительного и негативного результата преобразований данной школьной системы. Современный этап – с начала 1990-х гг. и по сей день – отличается позитивными и высокими оценками школьной системы США, что является результатом общественно-политических изменений в СССР в конце 1980-х – начале 1990-х. Обобщив имеющиеся публикации, можно сделать вывод об определенной эволюции взглядов в плане оценки американской системы образования США, а также об их прямой зависимости от политической ситуации в стране.
Рассмотрено такое понятие, как индивидуализация обучения: выявляются ее цели, функции, типы, формы и средства. Предмет – индивидуальные задания как средство индивидуализации обучения учащихся. Авторы утверждают, что современное обучение должно носить индивидуализированный характер в получении и оценке знаний, так как только такой способ признается эффективным для формирования творческого подхода к любой деятельности. В результате для кафедры аналитической химии КемГУ были разработаны многоуровневые индивидуальные задания по химии для студентов младших курсов, обусловленные необходимостью активизации самостоятельно-познавательной деятельности у студентов. Многоуровневость заданий позволяет выполнить их студентам с разной подготовкой и проверить их при помощи специальной программы. Студент вводит ответы в программу ввода, затем программа обработки результата сравнивает ответы студента с правильным ответом и определяет количество баллов. Вся информация о правильности решения и количестве баллов содержится в режиме просмотра результатов. Авторами была разработана блок-схема контроля и оценки выполнения многоуровневых индивидуальных заданий по аналитической химии. Использование такой формы обучения позволяет рационально организовать познавательную деятельность студентов и учесть индивидуальные особенности студентов и их довузовскую подготовку.
Рассмотрена проблема падения качества и доступности высшего образования, находящегося в прямой зависимости от социально-экономического развития региона и наоборот. Такие свойства, как качество и доступность образовательных услуг, существенным образом определяют условия функционирования рынка образовательных услуг и, следовательно, социально-экономические параметры развития региона. Это работает и в обратную сторону – уровень развития рынка образовательных услуг зависит от состояния экономики региона, уровня жизни населения, демографических факторов и т. д. Наибольшие ограничения в доступности образования наблюдаются у регионов с малым доходом населения; депрессивных регионов; регионов со скромным количеством вузов; регионов с низким уровнем получаемого среднего образования. В статье приводится категория лиц, социально ущемленных в возможностях получения высшего образования. Решение проблем доступности образования не должно противоречить повышению его качества. Однако некоторые тенденции, например, рост числа филиалов, увеличение масштабов заочного образования, свидетельствует о росте услуг высшего образования, имеющих невысокое качество. Несмотря на меры по модернизации российского образования и пристальное внимание к проблеме массового падения его качества, до сих пор это качество не имеет четкой методологии измерения. На рынке труда в первую очередь идет речь о самом факте его наличия. Приведено явление избыточного образования. В коммерческих структурах все чаще требуют высшее образование, даже на должности, для которых это не требуется, что в конечном счете еще больше девальвирует диплом о высшем образовании. Таким образом, решение проблем качества и доступности образования имеет ярко выраженные региональные особенности. Среди современных тенденций на рынке труда выделяются перепроизводство одних специалистов и дефицит других.
С целью выявления условий, позволяющих молодым преподавателям быстрее адаптироваться в профессиональной среде, в статье рассмотрены трудности и проблемы, с которыми сталкиваются начинающие специалисты в вузе. Молодые преподаватели – люди с незаурядными умениями, личностными качествами и большими запасами жизненной энергии, которые хотят поделиться знаниями с почти что ровесниками, но из-за молодого возраста, куда, в число прочего, входят психофизиологические аспекты, в их карьере возникает множество препятствий. Молодые преподаватели не владеют навыками дифференцированного подхода, в виду чего уровень подачи знаний заметно уступает более опытным коллегам. В вузе из-за менее строгого регламента молодому специалисту предоставлена большая свобода действий и самостоятельность, но меньшая внимательность и участие со стороны опытных преподавателей, приводящая к тому, что начинающий преподаватель не может приспособиться к нормам и принципам жизни в вузе. Также молодые преподаватели часто оказываются в положении изолированного из-за уже сложившейся формальной и неформальной структуры в коллективе. Следует отметить тот факт, что будущие преподаватели не знакомы с возрастными особенностями студентов из-за отсутствия курса высшей педагогики, что приводит к неправильным методам преподавания и перекладывания «школярских» требований на студентов. Большой проблемой является максимализм молодых преподавателей, который может проявиться либо в авторитарности с целью повышения своего авторитета либо в панибратстве и фамильярности с той же целью, но оба подхода зачастую приводят к потере этого авторитета и серьезным конфликтам. По словам С. Г. Вершловского, молодые специалисты отличаются неустойчивой профессиональной самооценкой, что иногда приводит к негативному эмоциональному фону и смене деятельности. Невозможно описать все многообразие проблем, с которыми сталкивается молодой педагог, поэтому важно помнить, что только творчески ориентированный педагог способен добиться лучших результатов в карьере.
Активная самостоятельная работа обучаемых, создание условий для самовыражения и саморазвития являются важными процессами при изучении иностранных языков сегодня. Технологии не стоят на месте, и студенты должны этим пользоваться. Выработка личностной активности обучаемых обеспечивает активное отношение к знаниям. Познавательная активность формируется при собственных усилиях и не является врожденной. Выделяют три уровня такой активности: воспроизводящая (попытки понять новое), интерпретирующая (понимание сути, самостоятельные решения при вопросах), творческая (перенос знаний в новые условия, решения новых задач). Для достижения обучаемым третьего уровня необходима организация самостоятельной деятельности. Один из способов – личностные стратегии изучения языка, то есть самостоятельный выбор программы и объектов изучения. Выделяют следующие виды личностных стратегий языка: чтение, аудирование, проговаривание, написание. Данные стратегии объединяются общими признаками: реальное общение, практика знаний; творческий уровень активности; самостоятельная деятельность, которую может корректировать преподаватель по просьбе обучаемого; внеурочный и автономный вид деятельности. Личностные стратегии изучения языка являются самостоятельной иноязычной деятельностью и готовят обучаемых использовать язык на практике. По разработке «Европейского Языкового Портфолио» каждый обучаемый иностранному языку может собрать пакет документов, в котором отразится вся его языковая деятельность, в том числе и самостоятельные работы речевой активности. Это поможет ученикам самостоятельно определять уровень языка, сформировать дальнейшие планы по его изучению, а преподавателям «Портфолио» послужит мотивационным средством для обучаемых. Формированию постоянной потребности в изучении языка поможет ситуация для самовыражения студентов, обмен впечатлениями, умение преподавателя заинтересовать студентов, при этом с рекомендациями и правом выбора.
Рассмотрен вопрос о профессиональном самоопределении личности в период с 8 по 11 класс в условиях нового информационного общества. В качестве решения вопроса выступает введение в российские школы профильного обучения. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени образования», оно ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда. Опрос, участниками которого стали 148 школьников, показал, что при выборе профессии 30 % прислушиваются к мнению родителей, 10 % – к мнению сверстников, 7,5 % посоветовали выбрать профессию в школе и в вузе. Интерес к профессии испытывают 35 %; 12,5 % хотят избежать службы в армии. Привлекает размер зарплаты 42,5 % опрошенных; 42,5 % привлекает престиж высшего образования (ответы были на несколько вопросов одновременно). Опрос о планах получения детьми образования, участниками которого стали 192 родителя, показал, что 90 % выбирают для детей только высшее образование, а 10 % – высшее либо среднее техническое. Приведенные данные свидетельствуют о сильном влиянии семьи при выборе профессии. В то же время 9 % респондентов-родителей не выбрали профессию для своего ребенка и считают, что обучение в профильном классе поможет ему сделать выбор. Опрос 344 учащихся 8–9-х классов показал, что продолжить обучение в классах углубленного изучения предметов намерены от 72,7 до 88,4 %. Профильное обучение позволяет ученикам выбрать конкретную, приоритетную область для более глубокого изучения, а это в свою очередь снижает процент одиннадцатиклассников, которые не могут определиться с выбором профессии, до 5,4 %. Профильное обучение поможет создать механизм развития системы образования и обеспечит современное качество образования на основе соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.
Психология
Рассмотрен смысл как главный психологический ресурс, определяющий поведение молодых людей и девушек. Отмечено, что мотивировать поведение человека, в том числе и адаптацию, может лишь то, что имеет смысл для этого человека. Несомненно, не последнюю роль смысл играет в преодолении жизненных трудностей. В качестве метода в статье использован опрос молодых людей и девушек, проживающих в Кемеровской и Сахалинской областях. За основу принимались жизненные трудности, связанные с опасным воздействием природных явлений, так как они плохо прогнозируемы и неподконтрольны человеку. Юноши, проживающие в опасном с точки зрения природного воздействия регионе, показали более высокий уровень осмысленности жизни, у девушек же существенных различий не обнаружено. Это связано, скорее всего, с социальным конструктом, предписывающим мужчинам преодолевать трудности. Сделан вывод, что для юношей роль смысла в адаптации выше, чем для девушек. В результате проведенного исследования доказана роль психологических ресурсов в адаптации к жизненным трудностям. Соответственно, осмысленность жизни является основой для успешного преодоления этих трудностей.
Статья посвящена описанию становления внутреннего мира юного человека. Юностью исследователи называют период формирования самостоятельной личности, переход от детства к взрослости. Ведущей деятельностью в это время становится учебная, поэтому в первую очередь развивается мышление. Именно благодаря развитию мышления возникает рефлексия, формируется новый уровень самосознания. Юный человек учится понимать не только самого себя, но и других людей. В психологических экспериментах старшие подростки демонстрируют заинтересованность мыслями и чувствами больше, чем действиями. Затем на первый план выходят внутренние качества, юный человек открывает себя как уникальную личность. В этот период активно развиваются самосознание и самооценка. Появляется личностное самоопределение, и человек задумывается о смысле жизни. Сделан вывод, что юноши и девушки испытывают потребность в самовоспитании, направленном на устранение недостатков и развитие положительных качеств у себя.
Статья посвящена анализу литературных данных, касающихся психических заболеваний в разных этносах. Обоснована актуальность данного направления, проведен теоретический обзор. Упоминаются следующие методы: региональный подход (в основном в работах сибирских ученых), сравнение этнических факторов, скрининговое исследование распространенности депрессивных нарушений (г. Томск), исследование по изучению пограничной патологии, кросскультурные исследования. Приводятся данные, отражающие частоту встречаемости психотических и невротических расстройств у разных этнических популяций. Помимо этноса учитывается пол исследуемых. Например, согласно исследованиям, у русских женщин в 4,6 раза чаще диагностировались невротические расстройства, чем у русских мужчин и тувинцев обоего пола. Кроме психотических и невротических расстройств исследовалась склонность к алкоголизму в разных группах и популяциях. Работы по этой теме дают широкий разброс показателей. Полученные данные вносят существенный вклад в определение факторов, оказывающих влияние на психическое здоровье конкретной популяции.
Статья посвящена проблеме ценностной ориентации и смысложизненных целей у студентов и лиц с психотропной зависимостью. Цель – сравнить и проанализировать ценностные и смысложизненные ориентации учащихся вузов и лиц, злоупотребляющих наркотиками. Исследование проводилось при помощи следующих психодиагностических методов: методики Рокича «Центральные ориентации» и методики Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», а также методики «Уровень субъективного контроля». В исследовании приняли участие студенты различных факультетов КемГУ, а также лица, страдающие наркотической зависимостью. Возраст испытуемых составил 19–21 год. Полученные данные сравнивались с помощью методов описательной статистики, а также t-критерия Стьюдента и непараметрического критерия оценки достоверности различий между группами Манна-Уитни. Был проведён анализ различий между группами по степени значимости тех или иных ценностей, по тому рангу, который присваивали им испытуемые-студенты и испытуемые-наркоманы. В результате были выявлены различия, которые частично подтверждают тот факт, что наркоманы, будучи дезадаптированными, обладают существенно суженным спектром психологических ресурсов, которые могли бы быть использованы ими в психологическом преодолении своего состояния и вредных привычек.
: Исследование направлено на выявление особенностей мышления субъектов учения и восприятия ими научных, учебных и художественных произведений. Цель – выявить взаимосвязи параметров когнитивного стиля мышления с особенностями восприятия научных, учебных и художественных текстов. В исследовании рассматриваются такие понятия, как понимание, когнитивный стиль, дифференциальность и интегральность, познание и восприятие. Для психологического исследования когнитивного стиля мышления субъектов учения была использована проективная интерпретативная методика «Тест // Дифференциальность – интегральность» автора Г. А. Берулава. Для определения индивидуального стиля усвоения информации использована методика, ориентированная на выявление ведущих способов, предпочитаемых типов, моделей по сбору информации. С целью измерения гибкости чтения была использована методика И. В. Усачевой. По результатам теоретического анализа и пилотажного экспериментального изучения объекта исследования была сформулирована рабочая гипотеза о существовании тесной связи интегрального когнитивного стиля с абстрактным целостным типом восприятия текстов, а дифференциального стиля познания – с локальным фрагментарным субъективным отражением реальности.
В статье рассматриваются вопросы жестокости и агрессивности со стороны подростков, девиантного (отклоняющегося) поведения и трудновоспитуемости подростков из неблагополучных семей. Цель – выявить характерологические особенности детей, проживающих в семьях группы риска. Во время исследования в психодиагностическом обследовании приняли участие 34 ребенка из неблагополучных семей. В исследовании рассматриваются несколько категорий неблагополучных семей: неполные семьи, неполные расширенные семьи, многодетные семьи и асоциальные семьи. Подростки проходили психодиагностические обследования с использованием теста Айзенка для определения типа темперамента, диагностику состояния агрессии с использованием теста Баса-Дарки, экспресс-диагностику эмпатии при помощи методики И. М. Юсупова. Также было проведено исследование эмоциональной направленности личности при помощи методики Б. И. Додонова, изучение самооценки личности с использованием шкалы Дембо-Рубинштейна и при помощи модифицированной методики «10 животных» А. Белова. В результате исследования было подтверждено, что именно в подростковом возрасте ребенок осваивает окружающих его людей в процессе столкновения с ними через опыт личностного поведения.
Филология
Один является главным древнегерманским культурным героем и демиургом одновременно. На основе данного мифологического героя раскрывается древнегерманский образ мышления и жизни, который отличаются от остальных древних культур. Символ Одина – община, которая отождествляется с настоящими людьми, в отличие от духов, которые отождествляют в себе спонтанные силы природы. Вороны (как мудрость) и волк (как сильный и действующий в одиночестве) олицетворяют основные характеристики Одина. Что касается отражения демиурга в Одине – это сотворение мира с определенными законами либо изменение существующих законов для блага человеческого. Один может выступать и как мифическое существо, и как герой (человек, который сражается за свой род). Сравнивая индоевропейскую и кельтскую мифологию с древнегерманской в символе знаний, можно прийти к выводу, что по сравнению с другими культурами, процесс обретения героем знаний наиболее полный. Первая особенность германской культуры – герой наряду с обычными людьми подчинен судьбе. Каждый германец имеет свою задачу, которую он должен выполнить. Второй особенностью является выполнение своей функции в мире, достижение цели, ради которой герой пришел в этот мир. Обман не свойственен Одину, что отражается и в народе германцев, которые идут честным путем в своих сражениях. Один жертвует собой ради мудрости, потому что знание – главная сила и условие для выживания у древнегерманцев. Один слит со своим миром, в отличие от других культур, в которых мир богов разделен с миром людей. Таким образом, у древнегерманцев нет различия между богами и людьми, их миры соприкасаются. Различие – только в магии, которой наделены боги. Последняя черта древнегерманского культурного героя – обязательное выполнение условия платы за достижение цели. Своеобразие древнегерманского мировоззрения может объясняться естественной изолированностью от континента.
Метаязык можно встретить на разных уровнях лингвистики. Причина тому – изучение родного языка в школе начиная с первых классов. Но то, чему нас учили в школе, не является образцом орфографического поведения. Общество неоднократно сталкивалось с реформированием русской орфографии. Сегодня русскому языку навязываются правила, не свойственные его первоначальному виду. Поэтому мы сталкиваемся с проблемой заучивания правил орфографии. Но правила, заученные в школе, скорее всего, там и останутся. Что касается метода проверки написанного, то исследования показали, что ошибки, допущенные в тексте после проверки, особо не исправляются. Л. Г. Пушкарёва утверждает, что метод проверки является помехой естественному орфографическому поведению. Было выяснено: при переходе в старшие классы многие школьники при большом количестве изучаемых правил начинали хуже писать в плане орфографии. Приучение к такому письму в большинстве случаев неудачно, а самое главное – и не нужно. Наиболее удачный способ улучшения орфографии – фиксация в памяти. Маленький ребенок ищет звуковую опору, взрослый же, который владеет письменным языком, опирается на уже прочитанное, так как написанное напрямую соединяется со смыслом. Доминирующей, конечно, остается традиционная форма написания, но при этом не менее важной должна оставаться интуитивная.
Рассмотрены субъекты в текстах Ветхого Завета (на материале Библии М. Лютера). Библия выступает как свод норм и правил, который распространяется на все сферы жизни человека. В тексте два основных субъекта – Бог и человек. Цель работы заключается в установлении места каждого субъекта в их коммуникации. В работе выделены три сферы деятельности Бога по отношению к человеку: социальная, морально-этическая, семейная. Доминирующими являются социальные функции: Бог в роли защитника, человек в роли спасаемого; Бог – дающий, человек – получающий. Этическая функция Бога для человеческих миров заключается в определении истинного / ложного, должного / недолжного и в осуществлении наказания. Семейные функции представляют этапы развития семейных отношений: рождение, воспитание, производство потомства. При этом Бог – в роли отца, человек – в роли ребенка. В данной системе Бог включен в разговор не с одним представителем внешнего мира, а со всей системой, в которую он входит. В тексте также присутствует разговор Бога и некоторых существ, которые стразу становятся с Богом в иерархические отношения, где высшее место занимает Бог. Рассматриваются и примеры с неодушевленными субъектами говорения. Человек занимает место посредника, передает информацию от Бога к народу. Таким образом, субъекты находятся в непрерывном взаимодействии, где Бог занимает активную позицию. При том что право говорить имеют все, вопрос стоит только в реализации речи. Что касается роли человека в системе диалога – она является наиболее мобильной.
В статье с позиций эстетики рассматривается прием интерпретации как средство углубления понимания целостного текста или отдельного его компонента в широком контексте. Рассказ И. А. Бунина «Далёкое» (1922) – это пространство памяти, где прошедшее превратилось в бесконечное далекое. Откровение прошлого, ясно и зримо появляющееся в памяти, в мгновение превращается в пережитое «тысячу лет тому назад» – в «помню как сейчас». Ничем не примечательный Иван Иваныч, оказавшийся вдруг в центре невероятных внутренних обновлений, на которые может побудить Любовь и Весна и на которые иногда не может отозваться старость и посредственность. Эта история вовсе не об Иване Ивановиче, а о далекой московской весне, ценность которой во всей ее неизменности может быть восстановлена только временем и памятью, которая в поэтическом мире И. А. Бунина творит и преобразует, хранит и сохраняет, переводя единственное и давно минувшее в новое качество, совершенно иной статус – в "навсегда".
В данной статье рассматриваются особенности топоса в рассказе «Холодная осень». Два топоса противопоставлены друг другу как свой и чужой, родной и враждебный. Большой ценностью в рассказе обладает домашний участок. Дом – это единство семьи, в котором все чувствуют уют и комфорт. Всё, что находится за пределами дома, – чужое, неродное. Страшные новости о войне герои узнают из газет, то есть с чужих слов, осмысления этих событий нет, так как оно чуждо семейной жизни. Члены семьи живут близкими событиями (смерть родственника, свадьба). Отъезд героя приобщает его к пространству дороги и рушит единство семьи. Становится ясно, что значимым пространство было благодаря семейным отношениям. Насыщенная событиями дорожная жизнь оказывается пустой, она неизбежно связана с концом жизни. Таким образом, мир рассказа «Холодная осень» – это пространство разрушения, где утрачиваются семейные связи. Спор двух полюсов находит отражение в структуре рассказа в образах дома и дороги.
В статье рассматриваются ценностное содержание произведения, специфическая оценка действительности. Автор поднимает вопросы о направлении эстетической деятельности и о существенности этой действительности. Сюжет произведения организован по классическому концентрическому принципу. Пространство, в котором происходят события, представлено не только вдаль и вширь, но и вглубь во времени. Художественное время производит впечатление полного жизнеподобия. Постоянное ощущение строгой упорядоченности времени свидетельствует о важности. Событийное время включает в себя ещё и время запечатленное, которое погружает читателя в прошлое. Главные герои изображены менее зримо, чем второстепенные. Они предстают перед читателем в словах, в идеях, а телесная видимость дается персонажам, лишенным духовных притязаний. Форма бытия и история любви в рассказе имеет трагических характер, но в отличие от трагедии в рассказе жизнь не кончается, хотя сюжет, кажется, завершился. Временная, пространственная композиция событий и особая форма повествования снимают трагедийный смысл сюжетного бытия. Поистине трагический облик влюбленного человека жестко локализован и остается в прошлом, в памяти. На смену ему приходит взгляд человека, мудрого переживанием страданий и радостей долгой и богатой жизни. Мучительно-страстная любовь – только символ, дар бытия.
В центре статьи – новая исследовательская парадигма – антропологическая, иначе – антропоморфная или антропоцентрическая, так как картина мира, отраженная средствами любого языка, отражает видение мира человеком по своему образу и подобию. Языковая картина мира находит свое отражение в языковых единицах. Рассматриваются характеристики языковой картины мира, такие как: культурный характер, этничность, социально-исторический характер. Они свидетельствуют об изменчивом характере языковой картины мира в разные периоды развития языка. Для определения содержаний концепта, его значимости в картине мира используется метод моделирования структуры немецкого концепта Welt на материале современной словарной нормы. По степени значимости концепта Welt в немецкой концептосфере и по количеству его репрезентантов в немецком языке этот концепт можно охарактеризовать как глобальный, по его присутствию в концептосферах других народов – как универсальный. В связи с этим описывается лишь фреймовая структура данного концепта, в которую входят МИР-пространство, МИР-процесс, МИР-субъект, МИР-объект, МИР-отражение. В статье затрагивается только составляющая концепта МИР-пространство (МИР-мировое пространство = Вселенная; МИР-временное пространство = эпоха и проч.). Важно также то, что в процессе концептуализации действительности постоянно изменяется содержание концепта.
Философия
Ставится вопрос о постижении сущности социализированной деятельности Человека в процессе социогнеза, а именно об оптимистических вариантах прорыва из мира Человека как социального субъекта в мир единства космо-антропо-социального и природного. Подробно рассмотрена реформаторская деятельность как прорыв, источник развития общества на диалоговой толерантной и гуманной основе. Реформаторство – это особый вид преобразовательной деятельности субъекта, направленный на создание нового системного объекта в социуме (экономике, политике, социальной и духовной сферах) с целью удовлетворения основных потребностей, преодоления различных форм негативного отчуждения и разрешения основных противоречий в социальных отношениях личности, социального слоя, класса. Специфика реформаторской деятельности заключается в рефлексии социальной практики, рефлексии как избирательно-целенаправленной, удерживающей внимание, сосредотачиваемой на предметно-практическом и духовно-теоретическом отношении человека к социуму. Реформаторство как рефлексия социальной практики раскрывает внутреннее строение и специфику жизнедеятельности социума. Результат рефлексии есть всегда концептуальное выражение социальной теории, объясняющей сущность, динамику и движущие силы социального процесса. В этом процессе рождаются идеи переустройства социальной системы согласно потребностям класса, группы, слоя, синтезированным в идеологии реформ.
Философия всегда была наиболее адекватным выразителем национальной культуры, потому диалог между философами разных культурных традиций может инициировать формирование новой цивилизационной реальности. Цель – осветить тех западных философов, которые интересуются жизнью России и ее ментальной спецификой. Материалом послужил журнал «Философ» английского философского общества – старейший в мире философский журнал общего профиля (1923 г. – год начала издания), а именно его последний номер (весна 2005), посвященный русской философии. Описаны статьи этого номера: вводная статья к этому номеру русского редактора журнала Дмитрия Ольшанского; статья Анны Заховаевой «Искусство как философия здоровья»; статья Владимира Красикова «Пророк»; статья о Канте и геометрии пространства (автор – Пинхас Бен-Зви). Отмечаются высокие стандарты читабельности и «прозрачности» текстов журнала «Философ», считающего своим главным принципом привлечение интереса широкой публики при сохранении традиций классических философских дискуссий.
Химия
В настоящей работе, которая является продолжением проводимых в нашей лаборатории исследований природы и закономерностей процессов в индивидуальных и гетеросистемах на основе оксида вольфрама (VI) до, в процессе и после индивидуального и комплексного воздействия различных энергетических факторов, представлены результаты систематических исследований кинетических закономерностей протекания тока в системах Cu – WO3 – Cu в зависимости от величины (в диапазоне ± 10 В) и полярности внешнего поля, толщины слоев WO3 (в интервале 20–100 нм) времени выдержки с момента приготовления образцов до начала измерения (от 2 до 180 часов), материала подложки (фторопласт 4, стекло ГОСТ 9284-59). Объектами исследования плслужили пленки оксида вольфрама (VI). В качестве электродов была выбрана медь. В результате воздействия внешнего напряжения в диапазоне ± 10 В запасания энергии в системах Cu – WO3 – Cu не наблюдается. Значения стационарного тока в системах Cu – WO3 – Cu зависят от толщины пленки WO3. Обнаружено аномальное увеличение стационарного тока при толщине пленок WO3 ≈ 35 нм. Установлено влияние материала подложки на кинетические закономерности тока релаксации в системах Cu – WO3 – Cu. В результате постпроцессов релаксация систем Cu – WO3 – Cu на стеклянных носителях завершается через ~ 48 часов, а на фторопластовых носителях через ~ 180 часов.
В статье приведен некоторый анализ содержания и решений задач ВСО-2004. В данном туре сотрудниками КемГУ был учтен опыт предыдущей олимпиады, в том числе замечания и предложения некоторых руководителей команд по уровню, количеству и оценке заданий в баллах. Особенностью проводимой Всероссийской студенческой олимпиады по химии является ее комплексный характер. Конкурсные задания включали задачи по четырем базовым химическим дисциплинам: общей и неорганической, аналитической, органической и физической химии – по 5 задач на каждый раздел. Задачи ВСО-2004 подобраны и составлены преподавателями химического факультета (Е. П. Громыко, А. И. Мохов, Т. В. Чуйкова, Г. Н. Шрайбман).
На мировом рынке выпущено несколько тысяч различных красителей. Приведена история развития и применения красящих веществ человеком. Исследования в области химии антрахинона и его производных представляют одно из основных направлений научной работы кафедры органической химии КемГУ. В результате проведенных исследований установлены новые, оригинальные превращения соединений антрахинонового ряда, разработаны способы получения большого числа новых производных антрахинона, которые могут найти практическое применение как промежуточные продукты для синтеза красителей, биологически активные вещества, химические добавки к полимерным материалам, улучшающие их эксплуатационные свойства. В данном сообщении представлены результаты работы по синтезу кислотных антрахиноновых красителей для шерсти, шелка и синтетических полиамидов.
В настоящем сообщении приведены результаты цикла работ, направленного на исследование кинетических и спектральных закономерностей фотолиза гетеросистем PbN6(AM)–Cd до, в процессе и после предварительного разложения, и выяснение причин, вызывающих наблюдаемые изменения кадмием фотохимической и фотоэлектрической чувствительности азида свинца. Полученные в настоящей работе и ранее результаты исследований свидетельствуют: во-первых, о контактной фотоэлектрической природе эффектов изменения кадмием Vф и iф азида свинца в разных спектральных областях; во-вторых, о наличии на границе контактов азида свинца с кадмием достаточно высокой плотности поверхностных электронных состояний. Это следует из установленных экспериментальных фактов.
Физкультура и спорт
Статья посвящена вопросу адаптации детей, с раннего возраста занимающихся спортом, к учебному процессу в общеобразовательной школе. Цель – изучить здоровье и функциональное состояние организма, соматическое здоровье и функциональное состояние организма детей, занимающихся спортивной гимнастикой, в динамике обучения в начальной школе. В качестве метода исследования был использован сравнительный метод. На протяжении трех лет обучения сравнивались показатели двух экспериментальных групп: школьников, занимающихся спортивной гимнастикой, и школьников, не занимающихся спортом. Учащиеся из обеих групп сравнивались по психофизиологическим показателям, показателям физического развития, общему состоянию здоровья, показателям кардиоритмографического обследования и др. В результате исследования не было выявлено негативного влияния интенсивных спортивных тренировок на здоровье и функциональное состояние организма младших школьников.
Экология. Здоровье
Рассмотрен вопрос влияния такой болезни (а не привычки), как алкоголизм, на здоровье человека. Описана схема развития алкоголизма, дана характеристика фаз алкоголизма. Рассмотрен вред и отрицательное влияние алкоголя на женщин в аспекте материнства. Алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание органов и систем, а в некоторых случаях, например, при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.
В статье поднимаются актуальные проблемы зависимости людей от наркотиков и курения в аспекте истории возникновения этих проблем. Отмечается колоссальный вред здоровью, наносимый наркотиками и табаком. В Россию наркотики стали проникать в XIX в., и путей поступления было два: азиатский и европейский. Рост наркомании отмечен во время Первой мировой войны. В 1920-е гг. в России установилась уголовная ответственность за изготовление и сбыт наркотиков, началась борьба с наркотизмом среди детей. В уголовных кодексах 1926–1928 гг. были закреплены статьи, связанные с оборотом и употреблением наркотиков. В 1960–1970-е гг. на молодежь влияет западная культура и криминальный мир, и наркотики являются неотъемлемой частью обоих миров. В 1980-е гг. распространяется детский наркотизм. Указы 1960–1970-е гг. создаются с целью регулировать оборот наркотиков, а также контролировать и лечить больных наркоманией. В 1996–1998 гг. вводится уголовная ответственность за хранение, приобретение и потребление наркотиков. Прогнозы наркотизма в России неблагоприятны. Что касается табака, то он был открыт в 1492 г., а в России торговлю табаком и курение развивал Петр Первый. С XIX в. курение получило распространение, стали открываться табачные фабрики. Курить начали женщины и подростки. Дети курящих родителей страдают от различных проблем со здоровьем, курение школьников замедляет их развитие, в целом курящий человек значительно сокращает свою жизнь. С самого детства необходимо вырабатывать у человека негативное отношение к курению и курящим и объяснять последствия этой зависимости.
Экономика
Описана стохастическая модель функционирования страховой компании с кумулятивной интенсивностью входящего потока и независимым временем обслуживания клиента с произвольной функцией распределения. Приведены основа процессов построения модели, события, схема движения денежных средств, схема функционирования страховой компании без учета движения денежных средств.
В области стратегического управления организация может принимать решения относительно своего будущего состояния. Стратегический подход к поведению экономических агентов неизбежно должен был появиться, так как поведение экономических агентов не только предписывается общеэкономическими законами, но и некоторой долей рационального произвола руководства. Стратегия экономического агента представляется как синтез основных детерминант его развития и сформировавшегося поля стратегического выбора. Поле стратегического выбора следует понимать не как возможность принятия решения руководством компании, а как систему решений относительно функциональных областей деятельности, то есть как принятие решений по поводу способа координации производственного аппарата экономического агента и рыночного спроса, в которых это позволяет осуществлять экономическая система, то есть направленные на формирование и сохранение трансакций экономического агента. Под стратегией необходимо понимать его действия, нацеленные на сохранение или преобразование системы трансакций экономического агента. Описаны группы факторов, от которых зависят возможности по стабилизации трансакционной системы экономического агента: 1) общеэкономические факторы, характеризующие и определяющие достигнутый уровень развития экономической системы, который определяет доминирующий тип производственных активов: универсальные активы или капиталоёмкие специализированные и специфичные активы; 2 факторы, ограничивающие возможность принятия конкретной стратегии: конъюнктура целевых рынков и структура экономического агента. Сделан вывод, что стратегия экономического агента представляет собой не столько долгосрочный план его развития, а способ, которым обеспечивается формирование такого микроокружения, которое приводит к возможности его долгосрочного присутствие на рынке.
Юриспруденция
Законодательство о взяточничестве имеет богатейший исторический опыт. Казуистичное описание различных составов взяточничества на ранних этапах развития последовательно закреплялось юридическими конструкциями, определяющими его наказуемость. На отдельных этапах развития взяточничество охватывало различные деяния: получение, дачу взятки, посредничество, пособничество, прикосновение к подкупу, оказание какого-либо содействия или непринятие мер противодействия взяточничеству, укрывательство, провокация взятки. Но всегда взяточничество относилось к должностным преступлениям. Развитие законодательства о взяточничестве шло по пути последовательного расширения объективной стороны преступления: от ответственности только за незаконные действия до взятки за действия, помимо этого, входящие в служебные полномочия. Размер взятки не влиял на тяжесть ответственности. В составе взяточничества выделялись две его формы: взятка-вознаграждение и взятка-подкуп, хотя принципиальных различий в размере наказания не было. Для квалифицированных видов взяточничества характерно разнообразие, между тем они всегда были связаны со служебным положением получателя взятки и характером допущенных им нарушений. Вымогательство взятки законодателем всегда рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Понятие субъекта получения взятки развивалось от перечня конкретных должностей до обобщающего определения. Выраженная в мерах наказания оценка общественной опасности преступлений, составляющих взяточничество, неоднократно существенно менялась. Вместе с тем получение взятки при отягчающих обстоятельствах всегда наказывалось строго, вплоть до смертной казни. Поощрительные нормы освобождения от ответственности, издревле относящиеся к взяткополучателю, постепенно преобразовались в институт освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, действующий при определенных условиях.
Нормы трудового права регулируют возникающие в процессе производственной деятельности организации трудовые и тесно связанные с ними отношения. Это своеобразное социальное явление выступает как часть общегосударственного правопорядка, которая должна быть приспособлена государством к современным условиям производства и организации труда. Под трудовой дисциплиной в объективном смысле понимается совокупность правил поведения, требуемых от лиц, входящих в личный состав работников организации, основанных не на единоличном труде, то есть в содержание объективной стороны дисциплины труда включаются все регулируемые трудовым правом отношения, возникающие в процессе труда в данной организации, которые лежат вне индивидуальных правовых связей конкретного работника. В субъективном смысле под дисциплиной труда понимается четкое и безупречное выполнение трудовой функции конкретным участником трудового процесса. Правила внутреннего трудового распорядка являются локальным нормативным документом, в них непременно должны быть учтены специфика и особенности организации. Они, наряду с коллективным договором, являются одним из основных локальных актов, обеспечивающих трудовой правопорядок и способствующий поддержанию дисциплины труда в организации. Правила призваны обеспечить должное поведение работников организации, подчинение единым требованиям, предъявляемым к работникам со стороны работодателей, основанных на общих нормах и принципах трудового законодательства, а также обеспечить необходимый уровень дисциплины труда в организации.
Сделан краткий обзор идей о гражданском обществе как совокупности представлений о справедливом устройстве общества и государства таких мыслителей, как Платон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Г. Гегель. Приведены несколько значений современного понятия гражданского общества. Уточнено, что сейчас в России нет значимых социальных сил, способных противостоять государству, но уже созданы условия (способы) для их появления. Возможно, таким способом призвана стать деятельность Общественной Палаты, ее предназначение – это экспертиза наиболее значимых законопроектов, вносимых в Государственную Думу, на предмет их соответствия реальным запросам общества, то есть определение общественной реакции на ту или иную государственную инициативу, что становится фундаментом законопослушного поведения и в конечном итоге способствует созданию демократического общества. Вне зависимости от способа формирования Общественная Палата, в соответствии с проектом федерального закона «Об Общественной Палате Российской Федерации», рассмотренного и принятого Государственной Думой уже в третьем чтении, представляет инструмент гражданского общества. Механизм освещения деятельности вновь создаваемой Общественной Палаты, заложенный в Федеральном законе, по нашему мнению, позволяет надеяться на успешное выполнение предназначенной для нее функции.
Лишение свободы является необходимым средством воздействия на тех несовершеннолетних, которых отличает повышенная общественная опасность и в отношении которых применение иных мер уголовно-правового воздействия не приносит желаемых результатов. Но это крайне суровая форма государственного принуждения, поэтому назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы должно носить исключительный характер. В полную силу должна работать вся система уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. Описаны факторы, которые в совокупности определяют необходимость назначения несовершеннолетним в первую очередь уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы: 1) относящиеся к характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетними; 2) относящиеся к характеристике личности виновного; 3) относящиеся к причинам и условиям преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Рецидив является весьма опасным проявлением множественности преступлений. Совершение нового преступления со стороны лица, подвергшегося наказанию и имеющего непогашенную судимость, как правило, свидетельствует о том, что оно игнорирует предупреждение со стороны государства, продолжает посягать на правоохраняемые интересы, вести антиобщественный образ жизни, то есть его личность представляет повышенную опасность. Анализ правил назначения наказания при рецидиве преступлений позволяет сделать следующие выводы. Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. В правилах назначения наказания за рецидив преступлений следует предусмотреть дифференциацию ответственности с учетом вида рецидива преступлений (простого, опасного, особо опасного). Из части 3 статьи 66 УК РФ, предусматривающей правила назначения наказания за покушение на преступление, следует убрать указание на максимально возможный размер наказания за покушение, предусмотрев в ней обязательность смягчения наказания за покушение на преступление. В настоящее время в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации при назначении наказания за рецидив преступлений учитываются судимости, погашенные или снятые к моменту постановления приговора (если они имели место на момент совершения преступления), что означает нарушение предписаний части 6 статьи 86 УК РФ. Для преодоления указанной проблемы следует предусмотреть в статье 86 УК РФ положение о прерывании течения срока судимости в случае совершения лицом в этот период нового преступления. При наличии исключительных обстоятельств дела (статья 64 УК РФ) наказание при рецидиве преступлений может назначаться ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. Вид рецидива учитывается при назначении судами исправительных учреждений лицам, осужденным к лишению свободы. Неверное определение вида рецидива влечет неправильное назначение судами вида режима исправительного учреждения, что служит основанием для изменений или отмен приговора в кассационном и надзорном порядке.
По итогам международной конференции
Рассмотрены реформы в сфере высшего образования Западной Германии начиная с 1960-х гг. Особое внимание уделяется преобразованиям, произошедшим в 1990-е и 2000-е гг. в связи с Болонским процессом. Самые большие изменения в учебном процессе коснулись гуманитарных наук. Первые послевоенные реформы были проведены во второй половине 1960-х гг. и оказались связаны с демократизацией. Сотрудники университета и студенты теперь могли принимать участие в управлении университетом, также доступ к высшему образованию получили женщины, дети рабочих и служащих. Прогресс в образовании имел и негативные последствия. Во-первых, не брались в расчет индивидуальные способности человека, что привело к падению требовательности. Во-вторых, ухудшились знания и способности студентов. В-третьих, статус студента гарантировал социальные привилегии, что способствовало появлению «вечных» студентов. Университет стал массовым. Для освобождения университета от перегрузки была введена двухступенчатая система обучения: бакалавриат и магистратура. Каждый курс теперь завершался экзаменом, в то время как раньше был один экзамен – выпускной. Затем была введена трехступенчатая система обучения: бакалавриат – магистратура – кандидатская диссертация. Но она не решала всех проблем университетского образования. Это, во-первых, проблемы со знанием иностранных языков. Во-вторых, проблемы со знанием фактического материала. В-третьих, большое количество слабых студентов в магистратуре. В-четвертых, напряженные отношения студентов с преподавателями. В-пятых, увеличившаяся нагрузка на преподавателей. Создание «элитных университетов» затруднено, так как таким университетам необходимо поддерживать высокие стандарты и воспитывать элиту. Это требует существенных затрат.
Представлены результаты, достигнутые в ходе Международной конференции «Инновационные процессы в образовании» (2006). Были выработаны рекомендации и предложения по вопросам инноваций. Во-первых, инновационные подходы необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс для его результативности. Во-вторых, в условиях общей глобализации в России необходимо учитывать и сохранять традиционную модель подготовки специалиста. В-третьих, необходимо учитывать мнение научно-педагогической общественности. В-четвертых, конференция рекомендует практическое использование инновационных методов и технологий в деятельности вузов. В-пятых, вузам рекомендовано использовать организационно-методические инновации (повышение квалификации, система менеджмента качества и др.). Отмечено, что инновационный характер образования является важнейшим направлением реформирования образовательной системы. Основой для новообразования могут стать некоторые принципы педагогической техники: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип затратности и оптимальности самого процесса. Среди позитивных тенденций в инновационных педагогических процессах можно выделить появление авторских концепций и новых моделей образовательных учреждений, переход массовой школы на вариативные программы, разработка региональных программ развития образования и другие. Россия подписала Болонскую декларацию, однако не стоит перестраивать всю вузовскую систему по европейскому образцу и забывать о преимуществах российской системы. Важным направлением остается гуманизация образовательного процесса, учитывается личность и ее ценности. Качественные изменения в системе образования представляют собой сложный процесс и связаны с двумя моментами: с изменением содержания и методики преподавания учебного предмета и с изменением статуса участников учебного процесса.
ISSN 2949-2092 (Online)