Взаимосвязь когнитивного стиля мышления с особенностями восприятия текстов студентами вуза
Аннотация
: Исследование направлено на выявление особенностей мышления субъектов учения и восприятия ими научных, учебных и художественных произведений. Цель – выявить взаимосвязи параметров когнитивного стиля мышления с особенностями восприятия научных, учебных и художественных текстов. В исследовании рассматриваются такие понятия, как понимание, когнитивный стиль, дифференциальность и интегральность, познание и восприятие. Для психологического исследования когнитивного стиля мышления субъектов учения была использована проективная интерпретативная методика «Тест // Дифференциальность – интегральность» автора Г. А. Берулава. Для определения индивидуального стиля усвоения информации использована методика, ориентированная на выявление ведущих способов, предпочитаемых типов, моделей по сбору информации. С целью измерения гибкости чтения была использована методика И. В. Усачевой. По результатам теоретического анализа и пилотажного экспериментального изучения объекта исследования была сформулирована рабочая гипотеза о существовании тесной связи интегрального когнитивного стиля с абстрактным целостным типом восприятия текстов, а дифференциального стиля познания – с локальным фрагментарным субъективным отражением реальности.
Об авторах
А. В. СухихРоссия
В. П. Корытченкова
Россия
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 82 с.
2. Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. 240 с.
3. Берулава Г. А. Проблема стилевых особенностей мышления. Бийск, 1995. 86 с.
4. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного-когнитивного стиля «дифференциальность-синтетичность» // Современные проблемы психологии мышления. Бийск, 1994. С. 32–51.
5. Берулава Г. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» (Д-И). Бийск, 1995. 30 с.
6. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
7. Дорфман Л. Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности / под. ред. В. Н. Дружинина, О. Ф. Потемкиной. М, 1994. С. 43–70.
8. Психология: словарь / сост. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М, 1990. 494 с.
9. Русалов В. М., Паралис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1. С. 118–123.
10. Стиль человека: психологический анализ / под. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. 310 с.
11. Усачева И. В. Самостоятельная работа студентов с книгой. М., 1990. 88 с.
12. Усачева И. В., Ильясов И. И. Формирование учебной деятельности: обучение чтению научного текста. М.: МГУ, 1986. 112 с.
13. Чаковская М. С. Взаимодействие стилей научной и художественной литературы. М., 1990. 159 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сухих А.В., Корытченкова В.П. Взаимосвязь когнитивного стиля мышления с особенностями восприятия текстов студентами вуза. СибСкрипт. 2006;(1):97–102.