О формировании личностной активности студентов при организации самостоятельной работы
Аннотация
Активная самостоятельная работа обучаемых, создание условий для самовыражения и саморазвития являются важными процессами при изучении иностранных языков сегодня. Технологии не стоят на месте, и студенты должны этим пользоваться. Выработка личностной активности обучаемых обеспечивает активное отношение к знаниям. Познавательная активность формируется при собственных усилиях и не является врожденной. Выделяют три уровня такой активности: воспроизводящая (попытки понять новое), интерпретирующая (понимание сути, самостоятельные решения при вопросах), творческая (перенос знаний в новые условия, решения новых задач). Для достижения обучаемым третьего уровня необходима организация самостоятельной деятельности. Один из способов – личностные стратегии изучения языка, то есть самостоятельный выбор программы и объектов изучения. Выделяют следующие виды личностных стратегий языка: чтение, аудирование, проговаривание, написание. Данные стратегии объединяются общими признаками: реальное общение, практика знаний; творческий уровень активности; самостоятельная деятельность, которую может корректировать преподаватель по просьбе обучаемого; внеурочный и автономный вид деятельности. Личностные стратегии изучения языка являются самостоятельной иноязычной деятельностью и готовят обучаемых использовать язык на практике. По разработке «Европейского Языкового Портфолио» каждый обучаемый иностранному языку может собрать пакет документов, в котором отразится вся его языковая деятельность, в том числе и самостоятельные работы речевой активности. Это поможет ученикам самостоятельно определять уровень языка, сформировать дальнейшие планы по его изучению, а преподавателям «Портфолио» послужит мотивационным средством для обучаемых. Формированию постоянной потребности в изучении языка поможет ситуация для самовыражения студентов, обмен впечатлениями, умение преподавателя заинтересовать студентов, при этом с рекомендациями и правом выбора.
Список литературы
1. Карпов А. С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. 1997. № 3.
2. Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе. 1994. № 1.
3. Хлыбова Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1994. № 5.
4. Чичерина Н. В. Личностные стратегии изучения иностранного языка // Иностранные языки и учеба за рубежом. 2002. № 10.
5. European Language Portfolio. Proposals for Development – Council of Europe. Strasbourg, 1997. February.
6. Feuell Rosey. Self? – Directed Study // Cambridge Link. 1997. № 1.
7. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching. Longman, 2001.
Рецензия
Для цитирования:
Коняева Л.А. О формировании личностной активности студентов при организации самостоятельной работы. СибСкрипт. 2006;(1):75–77.