Региональные аспекты доступности и качества услуг высшего образования
Аннотация
Рассмотрена проблема падения качества и доступности высшего образования, находящегося в прямой зависимости от социально-экономического развития региона и наоборот. Такие свойства, как качество и доступность образовательных услуг, существенным образом определяют условия функционирования рынка образовательных услуг и, следовательно, социально-экономические параметры развития региона. Это работает и в обратную сторону – уровень развития рынка образовательных услуг зависит от состояния экономики региона, уровня жизни населения, демографических факторов и т. д. Наибольшие ограничения в доступности образования наблюдаются у регионов с малым доходом населения; депрессивных регионов; регионов со скромным количеством вузов; регионов с низким уровнем получаемого среднего образования. В статье приводится категория лиц, социально ущемленных в возможностях получения высшего образования. Решение проблем доступности образования не должно противоречить повышению его качества. Однако некоторые тенденции, например, рост числа филиалов, увеличение масштабов заочного образования, свидетельствует о росте услуг высшего образования, имеющих невысокое качество. Несмотря на меры по модернизации российского образования и пристальное внимание к проблеме массового падения его качества, до сих пор это качество не имеет четкой методологии измерения. На рынке труда в первую очередь идет речь о самом факте его наличия. Приведено явление избыточного образования. В коммерческих структурах все чаще требуют высшее образование, даже на должности, для которых это не требуется, что в конечном счете еще больше девальвирует диплом о высшем образовании. Таким образом, решение проблем качества и доступности образования имеет ярко выраженные региональные особенности. Среди современных тенденций на рынке труда выделяются перепроизводство одних специалистов и дефицит других.
Список литературы
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2004.
2. Проблемы доступности высшего образования. М., Сигналь, 2003.
3. Врагов В. В., Ильин В. Е., Лисе Л. Ф., Хаславская Л. М. Основные принципы современного университетского образования. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. Вып.1.
4. Галушкина М. Путь наверх // Эксперт. 2005. № 11.
Рецензия
Для цитирования:
Иваненко М.А. Региональные аспекты доступности и качества услуг высшего образования. СибСкрипт. 2006;(1):68–71.