Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Смысл как регулятор деятельности студентов, направленный на психологическое преодоление трудных жизненных ситуаций

Аннотация

Рассмотрен смысл как главный психологический ресурс, определяющий поведение молодых людей и девушек. Отмечено, что мотивировать поведение человека, в том числе и адаптацию, может лишь то, что имеет смысл для этого человека. Несомненно, не последнюю роль смысл играет в преодолении жизненных трудностей. В качестве метода в статье использован опрос молодых людей и девушек, проживающих в Кемеровской и Сахалинской областях. За основу принимались жизненные трудности, связанные с опасным воздействием природных явлений, так как они плохо прогнозируемы и неподконтрольны человеку. Юноши, проживающие в опасном с точки зрения природного воздействия регионе, показали более высокий уровень осмысленности жизни, у девушек же существенных различий не обнаружено. Это связано, скорее всего, с социальным конструктом, предписывающим мужчинам преодолевать трудности. Сделан вывод, что для юношей роль смысла в адаптации выше, чем для девушек. В результате проведенного исследования доказана роль психологических ресурсов в адаптации к жизненным трудностям. Соответственно, осмысленность жизни является основой для успешного преодоления этих трудностей.

Об авторе

Л. А. Александрова
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Александрова Л. А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004 24 с.

2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1989. 270 с.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.

5. Котенева А. В. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии. 1998. № 2. С. 50–57.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178–208.

7. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.

8. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

10. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment, 1994, 63(2): 265–274.


Рецензия

Для цитирования:


Александрова Л.А. Смысл как регулятор деятельности студентов, направленный на психологическое преодоление трудных жизненных ситуаций. СибСкрипт. 2006;(1):80–86.

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)