Смысл как регулятор деятельности студентов, направленный на психологическое преодоление трудных жизненных ситуаций
Аннотация
Рассмотрен смысл как главный психологический ресурс, определяющий поведение молодых людей и девушек. Отмечено, что мотивировать поведение человека, в том числе и адаптацию, может лишь то, что имеет смысл для этого человека. Несомненно, не последнюю роль смысл играет в преодолении жизненных трудностей. В качестве метода в статье использован опрос молодых людей и девушек, проживающих в Кемеровской и Сахалинской областях. За основу принимались жизненные трудности, связанные с опасным воздействием природных явлений, так как они плохо прогнозируемы и неподконтрольны человеку. Юноши, проживающие в опасном с точки зрения природного воздействия регионе, показали более высокий уровень осмысленности жизни, у девушек же существенных различий не обнаружено. Это связано, скорее всего, с социальным конструктом, предписывающим мужчинам преодолевать трудности. Сделан вывод, что для юношей роль смысла в адаптации выше, чем для девушек. В результате проведенного исследования доказана роль психологических ресурсов в адаптации к жизненным трудностям. Соответственно, осмысленность жизни является основой для успешного преодоления этих трудностей.
Список литературы
1. Александрова Л. А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004 24 с.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1989. 270 с.
4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.
5. Котенева А. В. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии. 1998. № 2. С. 50–57.
6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178–208.
7. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.
8. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
10. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment, 1994, 63(2): 265–274.
Рецензия
Для цитирования:
Александрова Л.А. Смысл как регулятор деятельности студентов, направленный на психологическое преодоление трудных жизненных ситуаций. СибСкрипт. 2006;(1):80–86.