Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Реформирование системы высшего образования в Германии в свете Болонского процесса

Аннотация

Рассмотрены реформы в сфере высшего образования Западной Германии начиная с 1960-х гг. Особое внимание уделяется преобразованиям, произошедшим в 1990-е и 2000-е гг. в связи с Болонским процессом. Самые большие изменения в учебном процессе коснулись гуманитарных наук. Первые послевоенные реформы были проведены во второй половине 1960-х гг. и оказались связаны с демократизацией. Сотрудники университета и студенты теперь могли принимать участие в управлении университетом, также доступ к высшему образованию получили женщины, дети рабочих и служащих. Прогресс в образовании имел и негативные последствия. Во-первых, не брались в расчет индивидуальные способности человека, что привело к падению требовательности. Во-вторых, ухудшились знания и способности студентов. В-третьих, статус студента гарантировал социальные привилегии, что способствовало появлению «вечных» студентов. Университет стал массовым. Для освобождения университета от перегрузки была введена двухступенчатая система обучения: бакалавриат и магистратура. Каждый курс теперь завершался экзаменом, в то время как раньше был один экзамен – выпускной. Затем была введена трехступенчатая система обучения: бакалавриат – магистратура – кандидатская диссертация. Но она не решала всех проблем университетского образования. Это, во-первых, проблемы со знанием иностранных языков. Во-вторых, проблемы со знанием фактического материала. В-третьих, большое количество слабых студентов в магистратуре. В-четвертых, напряженные отношения студентов с преподавателями. В-пятых, увеличившаяся нагрузка на преподавателей. Создание «элитных университетов» затруднено, так как таким университетам необходимо поддерживать высокие стандарты и воспитывать элиту. Это требует существенных затрат.

Об авторе

Бернд Бонвеч
Германский исторический институт в Москве
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Бонвеч Б. Реформирование системы высшего образования в Германии в свете Болонского процесса. СибСкрипт. 2006;(1):204–210.

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)