Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности
Аннотация
Исследуется влияние двигательной активности на умственную работу учащихся и адаптацию к учебному процессу. Цель – изучить особенности психосоматического статуса и адаптивных возможностей организма студентов в условиях обучения с различным уровнем двигательной активности. В обследовании приняли участие юноши, обучающиеся на физическом факультете и факультете физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета. Для определения уровня двигательной активности проводился хронометраж учебной недели и учитывалась физическая активность учащихся, не входящая в учебный план. Оценка соматического типа проводилась согласно схеме В. В. Бунака по основным антропометрическим показателям. Для оценки состояния регуляторных систем организма использовалась кардиоритмографическая программа, основанная на математическом анализе сердечного ритма с применением региональных нормативов. Исследование нейродинамических характеристик и показателей когнитивной сферы студентов осуществлялось с помощью программно-аппаратного комплекса Status. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica. Определены типы функционального реагирования и особенности психофизиологической адаптации студентов с разным уровнем двигательной активности. Выявлено, что у лиц с низким уровнем двигательной активности к концу учебного года отмечается напряжение в функционировании вегетативного уровня. У студентов с высоким уровнем организованной двигательной активности наблюдается подключение новых управляющих контуров, обусловленное вовлечением более высоких уровней регуляции вегетативных функций по мере роста напряжения в функциональной системе. Сбалансированное сочетание двигательной и умственной деятельности при среднем уровне двигательной активности способствует удовлетворительной адаптации. Студенты, независимо от профиля факультета, с типом функционального реагирования «стайер» характеризуются большими потенциальными возможностями интеллектуально-познавательной сферы деятельности и меньшим напряжением центральных механизмов регуляции вегетативных функций в процессе обучения в вузе. Результаты свидетельствуют о том, что характер формирования приспособительных реакций при различных режимах двигательной активности в значительной степени определяется спецификой процесса обучения и индивидуальными особенностями функционального реагирования студентов.
Об авторах
Л. А. ВаричРоссия
Э. М. Казин
Россия
Список литературы
1. Диордица Л. В. Двигательная активность и здоровье студентов // Физическая культура и здоровый образ жизни: мате-риалы Международной научно-практической конференции. Томск, 2002. С. 91–93.
2. Адаптация и здоровье: уч. пособие / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301 с.
3. Виру А. А., Юримяэ Т. Д., Смирнова Т. А. Аэробные упражнения. М: ФиС, 1988. 142 с.
4. Куликов В. П., Киселев В. И. Потребность в двигательной активности. Новосибирск: Наука, 1998. 126 с.
5. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 208 с.
6. Тристан В. Г., Глухих Ю. Н. Спортивная антропология н морфология. Омск. 2000. 110с.
7. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М: Медицина, 1979. 280 с.
8. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2002. 28 с.
9. Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1975. 240 с.
10. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 118 с.
11. Рубенович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 1998. 283 с
Рецензия
Для цитирования:
Варич Л.А., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности. СибСкрипт. 2006;(1):3-8.