Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
№ 3 (2006)
Скачать выпуск PDF

Биология

3-4 38
Аннотация

Приводится анализ изучения спектра жизненных форм имаго жужелиц на озелененных экспериментальных площадках города Кемерово, находящихся на разном удалении от промзоны, а также на контрольном участке, расположенном в 50 км от города. Сбор материала осуществлялся посредством общепринятого метода – почвенных ловушек Барбера. В период с 2001–2005 гг. было собрано около 55000 экземпляров имаго жужелиц. В результате обработки материала было установлено, что фауна жужелиц урбанизированных ценозов города Кемерово представлена 111 видами 32 родов 18 триб 2 подсемейств. Во всех биотопах по видовому и численному обилию класс зоофагов (51,8 % видового обилия, 81,1 % численного обилия) преобладает над классом миксофитофагов (48,2 % видового обилия, 18,9 % численного обилия). При этом отмечена тенденция к увеличению видового обилия зоофагов за чертой города, где возрастает степень увлажнения почвы, и обратная тенденция к увеличению видового обилия миксофитофагов в пределах города. По видовому и численному обилию на газонах преобладают зоофаги подстилочно-почвенного яруса. Среди миксофитофагов на данном типе ценозов лидирует группа геохортобионтов гарпалоидных. На суходольных лугах по видовому обилию доминируют представители миксофитофагов (группа геохортобионтов гарпалоидных), по численному обилию – представители зоофагов (стратобионты подстилочно-почвенные). На лесных лугах превалируют зоофаги: стратобионты подстилочно-почвенные и стратобионты подстилочные.

Математика

5-10 39
Аннотация

В настоящей работе предлагается метод решения нестационарной системы уравнений Навье-Стокса движения вязкой однородной несжимаемой жидкости путем решения на каждом дискретном временном шаге системы линейных или билинейных алгебраических уравнений итерационным методом минимальных невязок с многокомпонентной оптимизацией параметров. Авторы выделяют преимущества и недостатки методов решения системы уравнений Навье-Стокса, записанной относительно функции тока y. Основным преимуществом подхода считается отсутствие значительных проблем постановки краевых условий для функции тока y; недостатком – необходимость решения на каждом дискретном временном шаге системы линейных или билинейных алгебраических уравнений. При решении уравнений используется итерационный метод минимальных невязок с многокомпонентной оптимизацией параметров. Приводятся результаты расчета при различных параметрах системы уравнений и разностной схемы.

11-14 29
Аннотация

В работе проводится анализ сходимости и скорости сходимости неявной конечно-разностной схемы расщепления в нелинейной постановке для нестационарной системы уравнений движения вязкой сжимаемой жидкости с двумя и тремя пространственными переменными. Новизна работы заключается в том, что, в отличие от других исследователей, которые демонстрируют точные математические результаты о сходимости и устойчивости разностных схем только в случае одномерного движения, автор данной статьи делает попытку построения разностной схемы на базе расщепления системы уравнений Навье-Стокса по физическим процессам и пространственным направлениям. Автором получены результаты о сходимости дифференциальных схем расщепления такого типа. Решение строится на базе системы уравнений Навье-Стокса динамики вязкого баротропного газа. О точном решении априори не делается каких-либо предположений, поэтому такую схему можно использовать и в тех случаях, когда о точном решении заранее ничего не известно.

15-20 17
Аннотация

Теоретической базой статьи является положение о пространственной конфигурации, где она определяется как такое конечное множество точек и плоскостей, что через каждую точку проходит одно и то же количество плоскостей, а в каждой плоскости расположено одно и то же число точек. Среди пространственных конфигураций особый интерес представляет конфигурация Мебиуса (84). С. П. Фиников, рассматривая частный случай четверок конгруэнций, обнаружил, что их фокусы и фокальные плоскости образуют конфигурацию Мебиуса. Автором статьи представлена попытка рассмотреть такую четверку линейчатых поверхностей, у которой на соответствующей четверке прямых 8 точек (по 2 на каждой прямой) и 8 касательных плоскостей к поверхностям в этих точках образуют конфигурацию Мебиуса. Выдвигается гипотеза о существовании таких четверок линейчатых поверхностей, которые автор предлагает называть М-четверками.

21-25 24
Аннотация

В теории вейвлетов самую важную роль играют масштабирующие функции. Традиционно изучаются и используются вейвлеты с параметром масштабирования 2: известно немало примеров таких масштабирующих функций, имеются методы их построения. Автор обнаружил необходимость исследования произвольного целочисленного коэффициента масштабирования N > 2. Новизна исследования заключается в том, что в ней строятся вейвлеты типа Хаара, Кантора, Котельникова-Шеннона и Мейера с параметром масштабирования 3. Все конструкции легко распространяются на случай произвольного натурального коэффициента масштабирования N.

Педагогика

26-31 55
Аннотация

Внедрение компетентностного подхода в российское высшее образование позволяет осуществить переход к новой образовательной модели – компетентностно-ориентированному образованию. Необходимость реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высших учебных заведений объясняется возможностью внедрения образовательных программ, способных сочетать интересы государства и личности; учитывающих социально-экономические, научно-методические и национально-образовательные факторы. Рассматриваются этапы становления компетентностного подхода и основанного на нем компетентностно-ориентированного образования. Анализируются ключевые понятия компетентностного подхода: «компетенция» и «компетентность» – конкретизируются их отличительные особенности. Описываются основные виды и группы ключевых компетенций и базовых компетентностей, при выделении которых исследователи сталкиваются с трудностями: отсутствием единого определения содержания понятий и единых оснований для их разграничения, установлением объема входящих в них компонентов. Состав ключевых компетенций (базовых компетентностей) должен сформировать профессионала, способного (готового) к эффективной профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных условиях на рынке труда и в обществе.

32-35 34
Аннотация

Самостоятельная работа будущих военнослужащих как составная часть образовательного процесса в военном вузе и главный метод освоения учебного материала, получения знаний, умений и профессиональных навыков является также неотъемлемой частью развития, воспитания и становления личности. Определяются основные цели и функции самостоятельной работы курсантов высшего военного учебного заведения. Рассматривая самостоятельную работу как систему, автор выделяет ее основные элементы. Отмечается невозможность замены самостоятельной работы курсантов другим методом приобретения профессиональных навыков, выделяются требования, которым на сегодняшний день самообучение в высших военных учебных заведениях соответствует не в полной мере. Повысить эффективность работы курсантов можно с помощью привлечения новых информационных технологий. Работа с персональным компьютером способствует формированию умений и навыков как в учебном процессе при обучении в вузе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость внедрения составных частей элементов новых информационных технологий: электронных учебников и лекций, специальных поисковых программ, компьютеризированных курсов по рабочей программе, удаленных информационных ресурсов и так далее. Для создания автоматизированного рабочего места курсанта необходим комплекс таких элементов информационных технологий. В качестве результата исследования автор представляет схему – структуру автоматизированного рабочего места, а также перечисляет общие принципы его применения и функции, которые автоматизируются при внедрении в практику самостоятельной работы автоматизированных рабочих мест.

35-39 23
Аннотация

Изучение иностранного языка является нерезультативным без самостоятельной работы над учебным материалом, так как эта деятельность способствует формированию у студентов необходимых знаний, умений и навыков. Приводятся факторы низкой степени самостоятельности обучающихся, а также результаты опроса студентов первого курса неязыковых факультетов Кемеровского государственного университета, которые показывают, что большинство обучающихся испытывают трудности с организацией самостоятельной работы по причине слабой учебной самоорганизации. Называются факторы, повышающие эффективность самостоятельной работы, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Авторы представляют учебные стратегии для успешного выполнения заданий и предлагают оптимальные педагогические технологии. Наиболее продуктивным видом самостоятельной работы и познавательной деятельности в целом является проектная работа: студенты получают возможность профессиональной творческой самореализации. Выделяются основные требования к применению метода проектов; отмечается, что в результате применения проектной деятельности формируются ключевые компетенции студентов, реализуются коммуникативные установки. Благодаря технологии проектов, у студентов появляется ответственность за планирование и результаты своей работы; осознанность в организации учебной деятельности; самостоятельность и креативность. Отмечается, что самостоятельная работа формирует у студентов способность к объективной самооценке, а контроль позволяет обучающимся определить динамику своих достижений. Предлагается составление «Досье студента» для повышения уровня успеваемости и обучаемости.

39-43 23
Аннотация

В условиях присоединения России к Болонским соглашениям актуальной становится проблема выбора наиболее эффективной и унифицированной модели балльно-рейтинговой системы. Внедрение рейтинговой оценки знаний студентов на экономическом факультете началось в 2003 году с эксперимента, участниками которого стали преподаватели кафедры финансов и кредита, а также студенты четвертого курса экономического факультета специальности Финансы и кредит, изучающие дисциплины Инвестиции, Страхование и Учет в банке. Цель – выявление и устранение недостатков во Временном положении, в котором закреплена основная цель рейтинговой системы оценки успеваемости студентов Кемеровского государственного университета; наработка опыта в проведении рейтинга; его распространение на все факультеты. Проведенное среди студентов анкетирование, целью которого было выявление положительных и отрицательных сторон рейтинговой оценки, показало, что главная цель эксперимента – активизация учебного процесса – достигнута. В результате эксперимента выявлено повышение количественной и качественной успеваемости по дисциплине Инвестиции при введении рейтинговой системы в образовательный процесс. Трудность для студентов при переходе на балльно-рейтинговую систему заключалась в интенсификации учебного процесса, для преподавателей – в интенсификации преподавательского труда; необходимости увеличения часов на индивидуальную работу со студентами; отсутствии морального и материального стимулирования работы; необходимости создания дополнительного методобеспечения и шкалы для оценки знаний.

44-50 27
Аннотация

В обзоре раскрываются региональные и нравственные аспекты преподавания физики в школах Кузбасса через призму истории, а также личного участия и опыта автора. Значительная часть обзора освещает проблему решения основных задач преподавания физики в различные периоды Кемеровской области: начиная с 1943 года – периода торможения развития Кузбасской школы из-за войны, до начала 1990-х годов – периода снятия преград на пути прогресса. Названы задачи обучения физике, которые должны решать молодые специалисты, приходя в общеобразовательную школу; критерии, которыми можно руководствоваться при определении содержания углубленного изучения физики; уровни обучения физике. Учителя, работая над проблемами профессиональной ориентации на уроках физики, должны учитывать региональные особенности в процессе обучения, использовать местный материал – уголь, с помощью которого учащиеся могли бы получить информацию о конкретных профессиях. Пособия, изданные А. Н. Горновым, Ю. И. Кызыласовым и В. А. Пологрудовым, способны помочь учителям в вопросе профориентации школьников: в учебниках представлена структура уроков по всем темам с привлечением регионального материала. Рассматривается вопрос о качестве физического образования: на основе анкетирования среди студентов Кемеровского государственного университета выявлено, что 70 % студентов юридического и математического факультетов не нравилась физика в школе; высок процент непонимания физики в школе студентами естественных факультетов; примерно 90 % опрошенных студентов затруднялись назвать фундаментальные проблемы современной физики. Отмечены негативные стороны физического образования в Кузбассе на довузовском этапе обучения. Делается вывод о необходимости новых знаний и новых педагогических технологий преподавания физики. Представлены «Заповеди учителя», позволяющие находить пути, средства и формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике; этапы подготовки и повышения квалификации учителей физики. Предлагается инновационная идея, способствующая развитию программированного обучения, – практика видеосъемки учебных занятий и разработка видеопособий. Обозначены три группы видеопособий, раскрыто содержание одного из них.

51-54 31
Аннотация

Развитие социально-экономических отношений выявило необходимость в качественно новых специалистах и новых экономических специальностях. Эта потребность привела к изменениям в образовательной сфере. Выделяются тенденции, сопутствующие развитию системы высшего экономического образования в России, отмечаются их недостатки. Одной из тенденций является разобщенность содержания общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Для решения этой проблемы предлагается такой подход к вузовской подготовке экономистов, как междисциплинарная интеграция. Приводятся результаты анкетирования студентов и выпускников Российского государственного торгово-экономического университета (филиал города Кемерово), свидетельствующие о недостаточно четкой связи изучаемых общеобразовательных дисциплин с профессиональной деятельностью экономиста. Отмечаются профессионально значимые качества экономиста, аспекты интеграции, типы уровней интеграции знаний в содержание учебного предмета, а также цель интеграции в вузовском образовании: выпускники должны уметь применять фундаментальные знания на практике. Прикладная значимость работы заключается в пересмотре автором содержания, методики и технологии преподавания в Российском государственном торгово-экономическом университете и внедрении элементов профессионального знания в содержание общеобразовательных дисциплин и наоборот. Результатами интеграции профессиональных дисциплин с иностранным языком стали дополнение к общему курсу английского языка «Деловые переговоры» и аспект «Домашнее чтение»; экономики с философией – пересмотр содержания курса и внедрение новых тем. Акцентируется внимание на методах обучения, побуждающих студентов к совместной творческой деятельности. Делается вывод о повышении уровня сформированности профессионально значимых качеств и экономического мышления у студентов благодаря процессу междисциплинарной интеграции.

Политология

55-60 30
Аннотация

Дается определение понятия молодежная политика в политическом аспекте. Представлен анализ категории «политическое» посредством перечисления ряда концепций философов о сущности «политического». Раскрывается смысл основных моментов, характеризующих феномен Политического; описываются проявления Политического в молодежной политике. Приводятся определения понятия «политика»; определяется суть современной политики, в том числе и молодежной, и обозначаются требования, предъявляемые к ней. Делается вывод о связи молодежной политики в политическом аспекте не только с процессами социализации и интериоризации, но и с процессами экстериоризации, нашедшими отражение в ювенизации политической системы общества: с переходом общества на постиндустриальную стадию молодые люди стремятся с позиции пассивных участников молодежной политики государства и партий перейти на позицию активных политических субъектов.

Психология

61-65 43
Аннотация

В исследовании приведены данные, характеризующие психологические особенности различных возрастных групп людей с инвалидностью, находящихся на реабилитации в Областном центре социокультурной реабилитации инвалидов, с учетом временного аспекта. Представлены определения инвалидности и реабилитации инвалидов, определен круг социально-психологических проблем личности с инвалидностью. Отмечена значимость социальной реабилитации в процессе комплексной реабилитации инвалидов, представлены приоритетные задачи и основное содержание социальной реабилитации. Для выявления психологических особенностей разных возрастных групп инвалидов было обследовано 50 человек (разделенных на пять групп по десять человек в каждой) с различными заболеваниями. Тестирование проводилось с использованием основных шкал Миннесотского многофакторного личностного опросника (за исключением значений пятой шкалы). Находясь на реабилитации, пациенты посещали социо-ролевые занятия, тренинги эмоционального выживания и коммуникативные тренинги. Результаты исследования показали, что психологические особенности людей, имеющих инвалидность, зависят от возраста, в котором они ее приобрели; при этом возрастной кризис накладывается на кризисную ситуацию, связанную с заболеванием. Группа людей от 30 до 40 лет является наиболее адаптивной категорией: это обусловлено наличием жизненного опыта для преодоления кризисных ситуаций и гибкостью личностных установок. Инвалиды детства имеют те же психологические проблемы и адаптационные возможности, что и люди с приобретенной инвалидностью, соответственно, психологические особенности и адаптационные возможности зависят не от самой инвалидности, а от возрастных особенностей людей.

65-68 43
Аннотация

Современные научные психологические исследования, посвященные психологии личности, актуализируют проблему целостности бытия человека. В рамках исследования, проведенного в 2002–2003 гг., рассмотрена в качестве критерия, позволяющего оценить подготовку учащегося-музыканта к сценической деятельности, субъективация личности музыканта в процессе обучения. С помощью метода анкетирования студентов-музыкантов II – IV курсов Кемеровского музыкального училища-колледжа и студентов факультета музыкального искусства Кемеровской государственной академии культуры и искусств выявлено, что активная позиция учащегося по отношению к самостоятельным занятиям соотносится с активной его позицией по отношению к занятиям в классе специального инструмента с педагогом. Факторами, способствующими негативному отношению студентов к концертным выступлениям, являются неактивная позиция учеников в процессе обучения, характер отношений с педагогом и оценка за выступление. Обозначена необходимость создания, во-первых, особого психологического подхода к организации учебного процесса, обеспечивающего учащемуся полноценную позицию субъекта учебной деятельности; во-вторых, динамики психической напряженности. Схематически представлена диалектическая взаимосвязь между психическими процессами, психическими состояниями и свойствами личности. Отмечена значимость становления музыканта как личности посредством формирования у него адекватного отношения к сценическим выступлениям и постижения человеком смысла творчества, в том числе сценического. Важными становятся «поворот» музыканта на самого себя; формирование рефлексивной способности оценки своего духовного состояния; осознание исполнителем идей музыкального произведения, «слитность» идей с личностью музыканта; готовность к трансляции смыслов, заложенных композитором; нахождение смысла своей профессиональной деятельности. В этой связи сценическое самочувствие можно рассматривать как поддающееся научному анализу и практическому исследованию психическое состояние и как особый индикатор характера переживания музыканта своей личностной целостности, глубины постижения смысла своего творчества на сцене.

68-72 41
Аннотация

Цель исследования – изучение взаимосвязи стиля жизни и личностных особенностей пожилых и старых людей, находящихся в учреждениях или центрах социального обеспечения и посещающих отделения дневного пребывания, где проводится работа по «оздоровлению», повышению активности, активизации социальных контактов. В рамках исследования, проводившегося в отделении дневного пребывания и в учреждениях социального обеспечения города Белово с использованием многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» и модифицированного теста «Self-attitudes test», обследовано 182 человека пожилого (60–74 лет) и старого (75–90 лет) возраста. На основе показателя личностного адаптационного потенциала выделено две группы пожилых людей, посещавших отделение дневного пребывания: люди с хорошими адаптационными способностями и люди с удовлетворительными и сниженными адаптационными способностями. При сравнении личностных особенностей испытуемых двух групп выявлены различия: пожилые и старые люди с хорошими адаптационными способностями, посещавшие отделение дневного пребывания, имеют более высокие адаптационные способности и более высокий уровень социализации, они больше удовлетворены своим положением и лучше понимают свою роль в обществе, чем испытуемые, находившиеся в центре социального обеспечения. Испытуемые же с удовлетворительными и сниженными адаптационными возможностями, посещавшие отделения дневного пребывания, обладали меньшими адаптационными способностями по сравнению с испытуемыми, находившимися в центре социального обеспечения. Оценка себя в прошлом у группы находившихся в центре социального обеспечения положительная, у группы посещавших центр дневного пребывания – нейтральная; оценка себя в настоящем у половины группы находившихся в центре социального обеспечения негативная, у группы посещавших центр дневного пребывания – в основном позитивная. В будущем обе группы оценили себя позитивно: высок процент упоминаний о своей социальной роли. На основе методики «20 высказываний» у испытуемых, посещавших центр социального обеспечения, зафиксирован постоянный процент высказываний о своих интересах в прошлом, настоящем и будущем; у испытуемых, посещавших отделение дневного пребывания, – рост этого процента от прошлого к будущему. Обозначена необходимость проведения реабилитационных мероприятий не только для людей, изолированных от общества в центрах социального обеспечения, но и для людей с удовлетворительными и сниженными адаптационными способностями, посещающих отделения дневного пребывания.

73-76 36
Аннотация

Цель исследования – выявить гуманистическую, интеллектуальную и индифферентную позиции школьников. Основная задача: изучить отношение подростков к своему будущему через осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, отношение к настоящему через отношение к обучению и досугу. Выборку составило 100 подростков: 74 воспитанника спецшколы и 26 сельских подростков. Исследование проводилось с использованием метода анкетирования (анкета «Необитаемый остров»). Выявлена взаимосвязь доминирующей позиции сельских школьников с учебой и отдыхом. Преимущественными позициями подростков с девиантным поведением являются индифферентная и эгоистическая позиции. Как среди трудных подростков, так и среди подростков из сельских школ нашлись респонденты с ярко выраженной антисоциальной направленностью, желающие стать киллерами, убийцами, ворами и маньяками (подростки с дефектами интеллекта). Определена необходимость изменений в отношении системы образования трудных подростков, поскольку спецшколы перестали выполнять функцию воспитания. Исследование профессиональных намерений делинквентных подростков показало, что 49 % испытуемых отдают предпочтение рабочим профессиям типа человек-техника. Вынесено предложение о параллельном обучении профессиям в спецшколах с целью активизации интереса к школьным предметам. Особое внимание уделяется взаимосвязи делинквентного поведения с деятельностью социального института семьи. Низкий уровень социальной адаптации подростка обусловлен состоянием семьи: большинство воспитанников спецшколы находились в неполной семье, являлись круглыми сиротами, либо остались без попечения родителей. Наиболее травмирующим фактором, способствующим формированию криминальной модели поведения подростка, признан фактор отсутствия отца или наличие его со слабой силой воли.

76-79 41
Аннотация

Раскрыто содержание значимых для психологии понятий: «лжи», «обмана» и «неправды». Обозначены различия в психологии лжи по гендерному признаку: мужчины осознают, с какой целью они лгут; женщины же, переходя от небольших преувеличений к сознательному обману и лжи, могут искренне считать себя честными. Отмечена актуальность изучения психологии лжи и обмана в юридической психологии. Описаны требования, предъявляемые к профессиональной деятельности полиграфолога; уникальные психофизиологические методы уличения во лжи, характерные разным народам. Проанализированы основные положения применения полиграфа в государственной и во внегосударственной сферах, дано определение понятия «полиграф», перечислены этапы проверки на полиграфе, выделены две главные стратегии обмана полиграфера. Выявлены актуальные проблемы применения полиграфа при расследовании преступлений, определены дальнейшие пути применения прибора в оперативно-розыскной деятельности и уголовном процессе. Обоснована необходимость применения полиграфа для получения ориентирующей информации при расследовании и сборе доказательств. Сделан вывод о необходимости совершенствования квалификации исследователя, использующего полиграф для разоблачения лжи.

79-84 44
Аннотация

Представлены трактовки понятия «конструкт»; рабочей теорией, в рамках которой рассматривается термин, определена теория Дж. А. Келли, получившая развитие в отечественной психологии в направлении смыслового подхода к исследованию личности. Выделены и описаны основные свойства конструкта: антиципирующая направленность, дихотомическая форма (или ее эквивалент – биполярность), личностная уникальность (единичная неповторимость), системность (системная целостность, взаимообусловленность, иерархичность), ограниченный фокус и диапазон пригодности, динамичность, способность точно вербализовать конструкты, которые использованы человеком. Обозначены шесть способов выявления конструктов, описанные в главах основной теории Дж. А. Келли. Определены различия между «вызванными» (собственными) и «заданными» (навязанными) экспериментатором шкалами. Отмечена большая устойчивость к переменам суперординарных конструктов в отличие от субординатных. Охарактеризована природа конструктной системы, выступающей модельным представлением организации субъективного опыта, категориальной структуры индивидуального сознания. 

Физика

85-87 22
Аннотация

Представлены основные факторы, влияющие на потерю информации при сканировании, компьютерной обработке и печати фотографических изображений. Обсуждаются результаты исследований передачи деталей изображений и оптических плотностей при сканировании и их связь с характеристиками сканирующего устройства. Обозначены направления работ по записи и передаче изображения с высокой плотностью. 

Физкультура и спорт

87-91 37
Аннотация

Обобщены данные научной литературы по вопросам применения витаминов в спортивно-медицинской практике, кратко охарактеризованы основные группы витаминов, описаны возможности их использования. Обозначены цели применения витаминов в питании спортсменов; особенности профессиональной деятельности спортсменов, обуславливающие необходимость в дополнительной витаминизации; закономерности питания в связи с типами физической нагрузки, климатогеографическими условиями, характером, местом и временем соревнований, величиной энергетических затрат, характером мышечной нагрузки и этапом подготовки спортсмена. Представлены взгляды исследователей на целесообразность использования повышенных доз витаминов для обеспечения физической работоспособности спортсменов. Приведены результаты исследования кислотно-основного состояния крови у представителей скоростно-силовых видов спорта под влиянием курсового приема компливита: отмечен прирост у испытуемых специальной физической работоспособности, уменьшение величины метаболического ацидоза на нагрузочное тестирование и повышение буферной емкости крови. Сделан вывод о возможности использования дополнительной витаминизации спортсменов для быстрой адаптации к мышечной деятельности и ускорения восстановления физической работоспособности.

91-96 29
Аннотация

Изложены цели и задачи педагогической и профессионально-ориентированной практик студентов специальности Физической культуры и спорта. Обозначены базы практик; умения, которыми овладевают будущие тренеры-преподаватели в процессе прохождения практик; формы работы со студентами. Представлены методы исследования, приведены результаты одного из них – опроса. Опросы, проведенные в апреле 2006 года методом самозаполнения анкет в учебных группах, охватили 91 студента третьего, четвертого и пятого курсов факультета физической культуры и спорта. Вопросы анкеты направлены на выявление мнений студентов относительно организационных аспектов прохождения практик, наиболее интересного вида практики и трудностей, с которыми сталкивались студенты во время прохождения практики. Большинство студентов высоко оценили контроль университетских организаторов практики и педагогическое мастерство учителей физической культуры, тренеров, руководивших практикой; при работе с отчетной документацией по практике большинство студентов готовились по мере возможности; в качестве наиболее интересного вида практики большинство студентов отметили практику по специализации. Отмечены недостатки организации практик: недостаточная временная продолжительность нахождения практикантов на базах практик; наличие разногласий в методике проведения занятий и оформления конспектов урока между знаниями студентов, полученными в университете, и требованиями учителей – руководителей практики; наличие трудностей с проведением индивидуальной работы с учениками. Обозначены предложения студентов-практикантов по улучшению организационной части и совершенствованию процесса прохождения различных видов практик; на базе замечаний и предложений студентов сформулированы механизмы преодоления перечисленных ими трудностей.

Филология

97-101 31
Аннотация

Целью работы является описание хронотопической оформленности в сентиментальных текстах. Актуализируются основные черты сентиментального хронотопа, их проявление в типах сентиментальности: идиллическом и элегическом. На материале классических произведений рассматривается пространственная организация идиллии; выделяются характерные особенности, элементы и свойства организации пространства идиллии. Анализируется особый тип идиллического хронотопа – буколический пейзаж. Характеризуется пространство идиллии с точки зрения его малости и ограниченности: отмечены тенденции к сужению пространства до точки, к замещению больших пространств детальными образами, а также связь ограниченности с закрытостью и отгороженностью пространственного мира. Отмечается, что противопоставление природного идиллического пространства (леса) пространству города (Афинам) имеет ценностный характер. При обозначении тенденции пространственных образов к конкретности и детализации, акцентируется внимание на особом свойстве изображенного мира идиллии – «дейктичности». Делается вывод о чувствопостигаемости пространства сентиментального хронотопа.

101-106 31
Аннотация

Анализируется ценностная темпоральная структура новелл цикла «Темные аллеи» И. А. Бунина через призму взаимодействия природного и социального времени с частной жизнью человека. Выявлена ценностная неоднородность художественного времени, являющаяся способом выражения авторской оценки. Природное время противопоставляется социальному посредством следующих ценностных оппозиций: «подлинное – неподлинное», «сакральное – историческое», «родовое, семейное – удаленное от человека», «живое – мертвое», «безумие – разум» и так далее. Пребывание в природном мире дает возможность героям пережить истинные состояния – любовь или воспоминание о любви перед смертью, что способствует экзистенциальной наполненности жизни человека. Социальное время чуждо природе человека, в нем нет прошлого, соответственно, не может быть и будущего, в отличие от природного времени, где будущее возможно через возвращение прошлого.

Философия

107-112 13
Аннотация

Эфемериды – это бабочки-однодневки, олицетворяющие мимолетность человеческой жизни и жизни сознания. Возникновение темпорального формата существования человека обязано появлению сознания: краткость биологической жизни становится фактом бытия, когда она осознается, подвергается временным изменениям. Мимолетность жизни оборачивается бесцельностью существования: находясь в мирских делах и заботах, большинство людей не может выкроить времени для того, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями; отсутствие цели превращает жизнь человека в мозаику мгновений. Обретение настоящего счастья и смысла жизни не связано с социальным функционированием, оно обусловлено возможностью свободной самореализации и зависит от индивидуальности. Другая причина эфемерности существования кроется в особенностях переживания времени сознанием в трех возрастных градациях (юности, зрелости и старости): ход времени сопряжен с ведущими возрастными переживаниями и заботами. Сдвинутость в ощущении времени свидетельствует об отсутствии реального «владения временем». Острее других ощущают мимолетность времени люди, выпавшие из социопрактических реалий, лица «свободных» или «полусвободных» профессий, люди-творцы, которым необходима синхронизация двух «я» (старого «я» с социокультурным планом сознания и нового «я» – с личностным), двух переживаний времени. Идеалистическому «я» свойственен релятивисткий эффект восприятия времени: время замедляется и останавливается в процессе активной жизнедеятельности и ускоряется в обычном проживании тела.

Экология. Здоровье

113-119 31
Аннотация

Цель исследования заключается в изучении клинико-генетических характеристик язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) у населения города Кемерово в период с 2003–2005 гг. Основной задачей исследования является изучение этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний. Новизна работы заключается в проведении исследований для населения Сибирского региона и конкретно города Кемерово. Методы исследования: обследование 97 пациентов 3-й городской больницы города Кемерово, лечение всех пробандов хирургическим путем в связи с осложнениями язвенной болезни. Материалы исследования: истории болезни, генеалогические данные, образцы крови и мазки-отпечатки биоптатов больных. Результаты исследования: частота язвы желудка составила 35,1 %, а язвы ДПК – 64,9 %. Представлена структура заболеваемости в связи с половозрастными характеристиками больных: в группах с обоими диагнозами преобладают лица мужского пола, большинство больных относятся к 3-й возрастной группе (2-й зрелый возраст); в связи с социальным статусом больных: вышеобозначенные диагнозы чаще всего встречаются у рабочих промышленных предприятий, неработающих и пенсионеров. Обозначены факторы, влияющие на развитие заболеваний у выделенных групп больных. Приведены характеристики клинических и биохимических показателей крови у мужчин и женщин, больных язвой желудка и ДПК: отмечены приближенность к нижней границе нормы содержания гемоглобина; повышение среднего значения показателя скорости оседания эритроцитов; соответствие верхней границе среднего значения содержания лейкоцитов, либо ее превышение (во всех группах больных); снижение у 70 % больных содержания общего белка и глюкозы в сыворотке крови; снижение среднего значения содержания калия у больных язвой желудка и с сужением привратника; повышение среднего значения активной диастазы  у больных с сужением привратника. Показатели содержания билирубина и мочевины, активность аминотрансфераз у всех обследованных в норме. Средние значения показателей лейкоцитарной формулы удовлетворительные: наиболее характерные изменения лейкограмм у больных язвой гастродуоденальной зоны – моноцитопении, лимфоцитопении и эозинопении. По результатам рентгенологических исследований выявлено две патологии: деформация привратника ДПК и нарушение эвакуации желудочного содержимого. Отмечены повышение кислотности желудочного сока и гиперсекреция при язвенной болезни; выявлена положительная корреляционная связь между кислотностью желудочного сока и длительностью заболевания. Микробиологические исследования биоптатов желудка и ДПК обследованных показали, что носительство хеликобактериальной инфекции (Helicobacter pylori – HP) выявлено в 100 % случаев у больных язвой ДПК и в 50 % случаев – у больных язвой желудка. Показано, что частота выявления HP зависит от возраста и максимальна в старших возрастных группах. У носителей HP наиболее частотны нейтрофилии, лимфоцитопении, моноцитопении, гипогликемии, деформации привратника и нарушения эвакуации желудочного содержимого. Проведено изучение характеристик распределения фенотипов групп крови систем ABO и Rhesus в сравнении с общепопуляционными частотами по Кемеровской области. Выявлено значительное повышение частот носительства фенотипа O в группах больных язвой желудка и ДПК, по системе Rhesus – снижение частоты носительства фенотипа Rh- у больных язвой ДПК относительно общепопуляционных. HP с максимальной частотой (58,8 %) выявлено у носителей фенотипа O (групп крови системы ABO). Наследственная отягощенность со стороны родственников первой степени родства установлена у женщин в 25 % случаев, а у мужчин – в 34,4 % случаев. 

Экономика

119-125 25
Аннотация

Определена необходимость приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Отмечены выгоды для российского бюджета при увеличении минимального размера оплаты труда. Выявлены наиболее острые проблемы и недостатки в области оплаты труда и ее организации, не позволяющие эффективно осуществлять социально-экономические преобразования и являющиеся причинами негативных экономических явлений. Выдвинуто предложение о разработке объективного показателя стоимости жизни в России, где за основу будет браться минимальный отраслевой стандарт или социальный норматив оплаты труда. Обозначена необходимость исследования эффективности заработной платы; прослежена взаимосвязь между двумя аспектами эффективности заработной платы: экономическим и социальным. Представлены показатели, критерии и коэффициенты экономической и социальной эффективности заработной платы. Проанализирована необходимость использования размера минимального потребительского бюджета для характеристики уровня минимального потребления. По результатам анализа факторов эффективности заработной платы предложена разработка мероприятий, оптимизирующих проблемы организации заработной платы на предприятии.

125-128 29
Аннотация

Цель работы – изучение условий, при выполнении которых минимальный размер оплаты труда будет не меньше прожиточного минимума. Введен термин, называющий вышеописанное состояние – нижний уровень выживания. Проанализированы наиболее распространенные рыночные и нерыночные рычаги повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и достижения нижнего уровня выживания. На основе сведения воедино модели экономического роста и модели рынка труда с помощью золотого правила потребления и вектора равновесной платы найдены теоретически обоснованные и экономически содержательные формулы вычисления минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и нижнего уровня выживания. Установлены экономические условия, при которых минимальный размер оплаты труда больше или равен прожиточному минимуму. 

128-130 28
Аннотация

Обозначено влияние формальных и неформальных институтов на формирование модели экономического поведения. Представлено определение формальных и неформальных институтов, предложенное неоинституциональной теорией. Отмечен постепенный переход устойчивых видов неформальных институтов в формальные. Выдвинуто предположение о неэластичности спроса хозяйствующих субъектов на формальные и неформальные институты и нормы; при этом более гибкой и меняющейся в сторону снижения названа величина эластичности спроса на неформальные институты. Актуализирован вопрос о том, к какому цивилизационному типу в концепции матричного развития экономической системы принадлежит Россия: определена ориентация современной России на X-матрицу. При проведении экономического и политического анализа формирующейся модели экономической системы обнаружено, что характеристики формальных и неформальных институтов и норм, их наличие или отсутствие играют значимую роль для становления отношений принципал – агент, определяющих степень развития рыночных отношений и стимулирование мотивации предпринимательской активности. При проведении теоретического анализа выявлено косвенное влияние формальных и неформальных институтов на бюджет развития фирмы и на стоимостную оценку самой компании. 

131-135 32
Аннотация

В результате реформ в отечественной экономике российская кредитная система утратила важный кредитный ресурс – сбережения, заменив его «бесплатными» деньгами в обращении. Однако бесплатные кредитные ресурсы и рефинансирование Центрального банка по завышенной ставке не имеют разницы в сложившейся системе распределения кредитных ресурсов. Обозначены факторы, необходимые для активации структурного роста экономики России и связанные с реформированием кредитной системы. Представлены направления государственной структурной политики, способствующие росту производства в таких высокотехнологичных и перерабатывающих отраслях, как машино- и автомобилестроение, электроника, переработка химического сырья; приоритетные направления стимулирования роста отечественных инновационных производств в существующей и в новой структуре экономики; перспективные направления развития технологических элементов отраслей старой и новой структуры российской экономики. Отмечено изменение институционального устройства российской кредитной системы, формирование в ней прослойки банковской системы, имеющее целью решение проблемы внутри- и межотраслевого «перелива» капитала. В этой связи выдвинуто предложение о создании Российского банка развития для поддержания должного уровня кредитования и инвестирования в приоритетных отраслях, являющихся полюсами роста новой экономической системы. Сберегательный и Центральный банки Российской Федерации оценены как механизмы формирования кредитных ресурсов.

135-138 28
Аннотация

Изложены положения концепции модернизации российского образования, обозначена роль системы образования на рынке труда. Представлены факторы, способствующие возникновению разрыва между требованиями работодателей и качеством подготовки специалистов в вузе, разрыва между структурами спроса и предложения специалистов с высшим образованием. Оценка конкурентных позиций Кемеровского государственного университета показывает, что формирование особенностей высшего профессионального образования обусловлено особенностями региональной экономики: Кемеровская область – развитый индустриальный регион с превалированием промышленных отраслей; соответственно в отраслевой структуре занятости населения преобладает занятость в промышленности, поэтому ведущая роль в подготовке специалистов с высшим образованием, отвечающим требованиям региональной экономики, отводится Кузбасскому государственному техническому университету. Помимо этого, в отраслевой структуре экономики Кемеровской области значительную часть занимают корпорации, однако в связи с нахождением Центра принятия экономических решений вне области сокращаются возможности штаб-квартир поддерживать вузовскую науку и практическую подготовку студентов; Кемеровский государственный университет проигрывает в борьбе за бюджетные средства и деньги фирм. Для повышения конкурентных позиций Кемеровского государственного университета необходимо формирование более широкого спектра образовательных услуг и научно-исследовательских разработок, внедрение инновационных технологий. На основе анализа специальностей по вузам области представлена классификация групп вузов с позиции рыночной концепции конкуренции: Кемеровский государственный университет оценен как рыночный лидер по фундаментальным направлениям подготовки специалистов, филиалы Кемеровского государственного университета отнесены к группам претендентов на лидерство и рыночных последователей. Сформулирован вывод об основных угрозах Кемеровского государственного университета по конкурентному полю: стратегическими конкурентами Кемеровского государственного университета являются вузы города Кемерово (Кузбасский государственный технический университет и Российский государственный торгово-экономический университет) вследствие возможности расширения подготовки по фундаментальным гуманитарным специальностям; претендентами на лидерство могут стать Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт и Кемеровский технологический институт пищевой промышленности по причине низких входных барьеров по гуманитарным специальностям; территориальную и профильную конкуренцию представляют филиалы Кемеровского государственного университета. На базе сравнительного анализа направлений подготовки в ведущих вузах Сибирского федерального округа выявлены проблемы Кемеровского государственного университета. Представлено заключение о недостаточной реализации Кемеровским государственным университетом возможностей по формированию новых направлений подготовки и о понижение своих позиций как классического университета и конкурента на рынке образовательных услуг и рынке труда. С учетом региональной экономики определены перспективные для Кемеровского государственного университета направления подготовки, успешно внедренные в рабочую программу университетов Сибирского округа.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)