Некоторые региональные и нравственные аспекты преподавания физики в школах Кузбасса
Аннотация
В обзоре раскрываются региональные и нравственные аспекты преподавания физики в школах Кузбасса через призму истории, а также личного участия и опыта автора. Значительная часть обзора освещает проблему решения основных задач преподавания физики в различные периоды Кемеровской области: начиная с 1943 года – периода торможения развития Кузбасской школы из-за войны, до начала 1990-х годов – периода снятия преград на пути прогресса. Названы задачи обучения физике, которые должны решать молодые специалисты, приходя в общеобразовательную школу; критерии, которыми можно руководствоваться при определении содержания углубленного изучения физики; уровни обучения физике. Учителя, работая над проблемами профессиональной ориентации на уроках физики, должны учитывать региональные особенности в процессе обучения, использовать местный материал – уголь, с помощью которого учащиеся могли бы получить информацию о конкретных профессиях. Пособия, изданные А. Н. Горновым, Ю. И. Кызыласовым и В. А. Пологрудовым, способны помочь учителям в вопросе профориентации школьников: в учебниках представлена структура уроков по всем темам с привлечением регионального материала. Рассматривается вопрос о качестве физического образования: на основе анкетирования среди студентов Кемеровского государственного университета выявлено, что 70 % студентов юридического и математического факультетов не нравилась физика в школе; высок процент непонимания физики в школе студентами естественных факультетов; примерно 90 % опрошенных студентов затруднялись назвать фундаментальные проблемы современной физики. Отмечены негативные стороны физического образования в Кузбассе на довузовском этапе обучения. Делается вывод о необходимости новых знаний и новых педагогических технологий преподавания физики. Представлены «Заповеди учителя», позволяющие находить пути, средства и формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике; этапы подготовки и повышения квалификации учителей физики. Предлагается инновационная идея, способствующая развитию программированного обучения, – практика видеосъемки учебных занятий и разработка видеопособий. Обозначены три группы видеопособий, раскрыто содержание одного из них.
Список литературы
1. Горнов А. М., Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. Преподавание физики в основной школе: учеб, пособие. Кемерово: ОблИУУ, 1994. 63 с.
2. Горнов А. М., Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. Преподавание физики в старших классах: учеб, пособие. Кемерово: ОблИУУ, 1994. 69 с.
3. Горнов А. М., Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. Региональный аспект преподавания физики в школах Кузбасса: учеб, пособие. Кемерово: ОблИУУ. 1993. 100 с.
4. Горнов А. М., Кызыласов Ю. И., Татаринов В. В. Физика. Достижение необходимого уровня знаний. Кемерово: ОблИУУ, 1997. 66 с.
5. Извекова Л. А., Кравцов Е. П., Кызыласов Ю. И., Сергеева Г. П. Из опыта организации физического образования в системе «Гимназия – университет» // Качество образования: концепции, проблемы»: III Междунар. научн.-методич. конф. Новосибирск: НГПУ, 2000. С. 237.
6. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А., Разумовский В. Г., Шеффер Н. И. Углубленное изучение физики в 10–11 классах: книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. 127 с.
7. Кызыласов Ю. И. Видеосопровождение учебного процесса в системе физического образования // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сборник научных трудов. Кемерово, 1999. Вып. 3. С. 141–146.
8. Кызыласов Ю. И. Вопросы современных технологий обучения в процессе переподготовки учителей физики Кузбасса // Повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров, как фактор развития общеобразовательной школы: мат-лы Всерос. научн.-практич. конф. Кемерово: ОблИУУ, 1996. С. 60–66.
9. Кызыласов Ю. И., Жукова Т. А., Моргунов Б. Н. Запланированные ошибки профессиональной ориентации // Психолого-педагогические основы непрерывного образования: Межвуз. сб. научн. тр. Кемерово, 1992. С. 47–52.
10. Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. На пути совершенствования преподавания физики в Кузбассе. // Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Информационно-аналитический сборник. Кемерово: КРИПКиПРО, 2003. С. 12–16.
11. Кызыласов Ю. И., Пологрудов В. А. О развитии школьного физического образования в Кузбассе // Дорога длиною в три века. Страницы истории образования в Кузбассе / сост. С. Е. Кальмова. Кемерово, 1999. С. 108–118.
12. Кызыласов Ю. И. Современные педагогические технологии при изучении школьного курса физики // Учитель Кузбасса. 2005. № 1. С. 80–83.
13. Кызыласов Ю. И., Татаринов В. В. Современные технологии обучения физике в Кузбассе // Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке»: Тез. докл. (Москва, 28–30 июня 2000 г., МГУ им. М. В. Ломоносова). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. С. 225.
14. Кызыласов Ю. И. Технологии стимулированного физического образования // Физико-химические процессы в неорганических материалах (ФХП-9): мат-лы Междунар. конф. Кемерово, 2004. С. 313–314.
Рецензия
Для цитирования:
Кызыласов Ю.И. Некоторые региональные и нравственные аспекты преподавания физики в школах Кузбасса. СибСкрипт. 2006;(3):44-50.