О реализации компетентностного подхода в высшем образовании
Аннотация
Внедрение компетентностного подхода в российское высшее образование позволяет осуществить переход к новой образовательной модели – компетентностно-ориентированному образованию. Необходимость реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высших учебных заведений объясняется возможностью внедрения образовательных программ, способных сочетать интересы государства и личности; учитывающих социально-экономические, научно-методические и национально-образовательные факторы. Рассматриваются этапы становления компетентностного подхода и основанного на нем компетентностно-ориентированного образования. Анализируются ключевые понятия компетентностного подхода: «компетенция» и «компетентность» – конкретизируются их отличительные особенности. Описываются основные виды и группы ключевых компетенций и базовых компетентностей, при выделении которых исследователи сталкиваются с трудностями: отсутствием единого определения содержания понятий и единых оснований для их разграничения, установлением объема входящих в них компонентов. Состав ключевых компетенций (базовых компетентностей) должен сформировать профессионала, способного (готового) к эффективной профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных условиях на рынке труда и в обществе.
Список литературы
1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3–11.
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.
3. Делор Жак и др. Образование: сокрытое сокровище: доклад Международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1996.
4. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–29.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
6. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. М.: ТЦ Сфера, 2005. 32 с.
7. Ларионова О. Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 118–122.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
9. Петров А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерных педагогических кадров: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Киров, изд-во ВятГГУ, 2005. 40 с.
10. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.
11. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1983. 608 с.
12. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
13. Тихоненко А. В. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тамбов: изд-во ТамГУ, 2002. 40 с.
14. Хуторской А. В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
15. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Srasburg, 1997.
Рецензия
Для цитирования:
Борисенко Е.Н. О реализации компетентностного подхода в высшем образовании. СибСкрипт. 2006;(3):26-31.