Изучение социальной позиции сельских и делинквентных подростков
Аннотация
Цель исследования – выявить гуманистическую, интеллектуальную и индифферентную позиции школьников. Основная задача: изучить отношение подростков к своему будущему через осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, отношение к настоящему через отношение к обучению и досугу. Выборку составило 100 подростков: 74 воспитанника спецшколы и 26 сельских подростков. Исследование проводилось с использованием метода анкетирования (анкета «Необитаемый остров»). Выявлена взаимосвязь доминирующей позиции сельских школьников с учебой и отдыхом. Преимущественными позициями подростков с девиантным поведением являются индифферентная и эгоистическая позиции. Как среди трудных подростков, так и среди подростков из сельских школ нашлись респонденты с ярко выраженной антисоциальной направленностью, желающие стать киллерами, убийцами, ворами и маньяками (подростки с дефектами интеллекта). Определена необходимость изменений в отношении системы образования трудных подростков, поскольку спецшколы перестали выполнять функцию воспитания. Исследование профессиональных намерений делинквентных подростков показало, что 49 % испытуемых отдают предпочтение рабочим профессиям типа человек-техника. Вынесено предложение о параллельном обучении профессиям в спецшколах с целью активизации интереса к школьным предметам. Особое внимание уделяется взаимосвязи делинквентного поведения с деятельностью социального института семьи. Низкий уровень социальной адаптации подростка обусловлен состоянием семьи: большинство воспитанников спецшколы находились в неполной семье, являлись круглыми сиротами, либо остались без попечения родителей. Наиболее травмирующим фактором, способствующим формированию криминальной модели поведения подростка, признан фактор отсутствия отца или наличие его со слабой силой воли.
Об авторах
В. П. МихайловаРоссия
Н. И. Корытченкова
Россия
Т. С. Бакшеева
Россия
Т. Ю. Микрюкова
Россия
Список литературы
1. Антонян Ю. М. Отрицание цивилизации: каннибализм, инцест, детоубийство, тоталитаризм. М.: Логос, 2003. 256 с.
2. Ахметгалеева 3. А. Трансформация сознания в юношеском возрасте // Ананьевские чтения-2005: материалы научно-практической конференции / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипициной. СПб: изд-во. СПб университета, 2005. 658 с.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
4. Бестужев-Лада, И. В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 256 с.
5. Клейберг Ю. А. Отклоняющееся поведение современных подростков // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: материалы конференции. Тверь, 1998.
6. Ковтун Л. О. Отклоняющееся поведение подростков как следствие неправильного воспитания // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сб. научных статей по результатам Всероссийской конференции / под ред. И. С. Морозовой, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 271 с.
7. Клейберг Ю. А. Проблемы организации социально-психологического исследования подростков-лидеров асоциально-криминальных групп // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сб. научных статей по результатам Всероссийской конференции / под ред. И. С. Морозовой, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 161–163 с.
8. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово, 1999.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова В.П., Корытченкова Н.И., Бакшеева Т.С., Микрюкова Т.Ю. Изучение социальной позиции сельских и делинквентных подростков. СибСкрипт. 2006;(3):73-76.