Сценическое самочувствие музыканта-исполнителя в контексте целостности его личности
Аннотация
Современные научные психологические исследования, посвященные психологии личности, актуализируют проблему целостности бытия человека. В рамках исследования, проведенного в 2002–2003 гг., рассмотрена в качестве критерия, позволяющего оценить подготовку учащегося-музыканта к сценической деятельности, субъективация личности музыканта в процессе обучения. С помощью метода анкетирования студентов-музыкантов II – IV курсов Кемеровского музыкального училища-колледжа и студентов факультета музыкального искусства Кемеровской государственной академии культуры и искусств выявлено, что активная позиция учащегося по отношению к самостоятельным занятиям соотносится с активной его позицией по отношению к занятиям в классе специального инструмента с педагогом. Факторами, способствующими негативному отношению студентов к концертным выступлениям, являются неактивная позиция учеников в процессе обучения, характер отношений с педагогом и оценка за выступление. Обозначена необходимость создания, во-первых, особого психологического подхода к организации учебного процесса, обеспечивающего учащемуся полноценную позицию субъекта учебной деятельности; во-вторых, динамики психической напряженности. Схематически представлена диалектическая взаимосвязь между психическими процессами, психическими состояниями и свойствами личности. Отмечена значимость становления музыканта как личности посредством формирования у него адекватного отношения к сценическим выступлениям и постижения человеком смысла творчества, в том числе сценического. Важными становятся «поворот» музыканта на самого себя; формирование рефлексивной способности оценки своего духовного состояния; осознание исполнителем идей музыкального произведения, «слитность» идей с личностью музыканта; готовность к трансляции смыслов, заложенных композитором; нахождение смысла своей профессиональной деятельности. В этой связи сценическое самочувствие можно рассматривать как поддающееся научному анализу и практическому исследованию психическое состояние и как особый индикатор характера переживания музыканта своей личностной целостности, глубины постижения смысла своего творчества на сцене.
Список литературы
1. Быстрицкий Е. В. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев.: Паукова думка, 1991. 196 с.
2. Вифляев В. Е. Артистизм как творческо- исполнительский акт и его культура // Мир психологии. 2001. № 1. С. 204–213.
3. Ганзен В. А. Системный подход в психологии: конспект лекций. Л.: ЛГУ, 1983. 151 с.
4. Журавлев И. В., Тхостов А. В. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 5. С. 42–48.
5. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. М.: ИП РАН, 1999. 328 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
7. Овчинникова Ю. Г. Диагностика кризиса идентичности // Вестник Московского университета. Сер. 14 «Психология». 2000. № 2. С. 84–87.
8. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
9. Психология и современный спорт: Междунар, сб. науч. работ по психол. спорта / сост. А. В. Родионов, Н. А. Худадов. М.: ФиС, 1982. 224 с.
10. Психология спорта высших достижений: уч. пособие для ин-тов физкульт. / под ред. А. В. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979. 144 с.
11. Пучков В. Целое // Человек. 1999. № 3. С. 47–64.
12. Франк С. Л. Душа человека // Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 3–206.
13. Щербаков Е. П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена: уч. пособие. Омск: ОГИФК, 1986. 88 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ильина Н.А. Сценическое самочувствие музыканта-исполнителя в контексте целостности его личности. СибСкрипт. 2006;(3):65-68.