Педагогика
Кафедра педагогики и психологии (так она называлась тогда) была создана в Кемеровском учительском институте среди первых трех кафедр, которые были созданы при открытии этого учебного заведения 50 лет назад. За эти годы кафедра заметно изменилась. В работе рассматриваются новые направления в работе кафедры, описываются проблемы, которые решались кафедрой педагогики, а также то, как происходила подготовка кадров.
Профориентация медленно и трудно проникает в содержание учебного процесса общеобразовательных и профессиональных школ, техникумов и вузов. В работе описывается, что необходимо для повышения эффективности профориентации. Нами рассматриваются три основных потребности при профессиональной подготовке специалиста. В итоге большой вклад в решение проблем повышения качества подготовки специалистов внес Н. Н. Чистяков, разрабатывая идеи рационализации учебно-воспитательного процесса в университете.
Ситуация сиротства и пребывание ребенка в образовательном учреждении интернатного типа многими исследователями представляется как драматичная. В организации управления интернатными учреждениями, в постоянно изменяющихся социальных условиях явилось необходимым выделение ведущих социально-педагогических направлений деятельности региональной системы управления образовательными учреждениями интернатного типа. Цель исследования – выявление и обоснование социально-педагогических направлений функционирования региональной системы интернатных учреждений, необходимых для формирования ценностных ориентаций воспитанников этих образовательных учреждений. Определение этих направлений и путей их использования было содержанием нашего практико-ориентированного исследования. Сделаны следующие выводы: несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, на местах продолжается организационная работа по развитию сети интернатных учреждений, их гуманизации; разработанная таким образом система функционирования интернатных учреждений в регионе позволила решить все многообразие задач, стоящих перед этими учреждениями, помогающие адаптироваться воспитаннику в социуме. В ряду этих задач особое место занимает проблема формирования ценностных ориентаций воспитанников, которая позволяет при своем успешном решении выпускнику интернатного учреждения не стать изгоем общества, найти свое место в нем.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. одним из приоритетных направлений образовательной политики выдвигает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Цель – рассмотреть проблему самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. Определено, что методическое сопровождение профильной и профессиональной ориентации учащихся в экспериментальных школах региона должны осуществлять специалисты, компетентные не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения, профессионального образования, регионального рынка труда и образовательных услуг.
В современных условиях вряд ли корректно говорить о сложившейся системе образования, поскольку образование – это целостная система с четко отлаженными механизмами функционирования ее составляющих. Рассмотрены работы, в которых изучалась система непрерывного образования, основные определения понятия «непрерывное образование». В итоге определено, что непрерывное образование определяется, во-первых, как педагогическая система, включающая целостную совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, воспитания гражданского, этического, эстетического, физического и др.; а во-вторых, как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и негосударственных образовательных учреждений и соответствующий потребностям личности и общества.
Жизненные ориентации студентов – та разновидность ценностных ориентаций, которым, начиная с середины 1960-х гг., посвящено наибольшее количество исследований. В работе анализируются жизненные ориентации студентов вузов сибирского региона. В результате необходимо понимать, что кризис ценностей общества не может не отражаться на молодом поколении и является одним из проявлений общего кризиса российского общества. От того, какие ценности будут господствовать завтра в сознании российского студенчества, во многом зависит то, каким будет наше общество, какое будущее ждет Россию. Следовательно, важно знать, какие ценностные ориентации предпочитает сегодняшняя студенческая молодежь, так как роль ценностей в том состоянии, в котором находится сегодня наше общество, очень велика. Они являются сильными мотиваторами поведения индивидов и широких масс. Поэтому так актуально изучение структуры и динамики, жизненных ориентаций современной российской студенческой молодежи. Именно с этих позиций нами и был осуществлен анализ жизненных ценностных ориентаций студенческой молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь, находящейся на этапе фактического самоопределения.
Анализ теоретических источников, практического опыта и современного состояния проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере образования позволил констатировать, что формирование их готовности к выполнению широкого спектра профессионально обусловленных социальных функций – актуальное и перспективное направление педагогической науки и практики. В ходе нашего исследования выявлена динамика научного и практического интереса педагогов к исследуемой проблеме. Кроме этого, была выявлена трехкомпонентная структура готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Сделан вывод, что повышение эффективности технологии профессионально-педагогической подготовки студентов в высшей школе возможно только в случае преобладания творческого, поискового начала в деятельности обучаемых на всех этапах обучения над исполнительской, репродуктивной его составляющими.
Одной из ведущих задач сегодняшней педагогики является задача модернизации воспитательно-образовательного процесса с тем, чтобы он максимально способствовал самовоспитанию, саморазвитию, самоактуализации личности школьника. Для решения этой задачи педагогами – учеными и практиками разрабатываются и внедряются новые программы обучения, применяются инновационные технологии преподавания, организуются разнообразные воспитательные дела. Нами рассматривается стиль взаимоотношений педагога и школьников. Для определения сущности и особенностей творческого стиля взаимоотношений, во-первых, мы охарактеризовали его как процесс и продукт творчества; во-вторых, раскрыли своеобразие проявлений такого стиля взаимоотношений педагога и школьников в процессе их совместной деятельности и общения. Сделан вывод, что ведущая роль в формировании такого стиля взаимоотношений принадлежит педагогу как человеку, профессионально подготовленному и более опытному.
Современное развитие образования требует от учителя развития его способности к профессиональной мобильности и творческому росту. Проанализированы психолого-педагогическая литература, исследования по проблеме определения сущности профессионализма. Нами предложены принципы организации и варианты развития профессионализма педагогов. Предложен примерный перечень обязательных (инвариантных) и вариативных (элективных) курсов. Сделан вывод, что разрешение обозначенных проблем, например, определение сущности профессионализма педагога позволит создать единую теоретико-методологическую основу для его развития. Решение проблемы обновления содержания работы по развития профессионализма педагогов через предложенные варианты, обеспечивающие диверсификацию и вариативность, позволит педагогу выбрать индивидуальную траекторию развития профессионализма и повышения квалификации.
Одной из главных задач модернизации российского образования является повышение его качества. В отечественной педагогической науке прочно утвердился личностно-ориентированный подход, предполагающий создание гуманистической педагогической среды, условий, способствующих развитию личности в целом и, в частности, ее интеллектуальных способностей. Значительный интерес представляет программа подготовки преподавателей, разработанная зарубежными учеными. В результате выделено пять основных направлений. Сделан вывод, что сформированность внутренней концептуальной позиции педагога, ориентированной на развитие ребенка, признания его полноправным партнером в воспитательно-образовательном процессе; овладение преподавателем способами организации взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса, методами и технологиями интерактивного обучения; освоение способов исследовательской деятельности и умение организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся являются непременными (очевидно, не единственными) условиями развития интеллектуальных способностей учащихся и, в конечном счете, повышения качества образования.
В воспитательно-образовательном процессе классического университета одним из важнейших направлений выступает подготовка студентов к педагогической деятельности. На протяжении многих лет нашей педагогической деятельности мы пытались вносить некоторые коррективы в традиционный процесс преподавания курса «Общая педагогика». По нашему мнению, основная задача, которую должен решить преподаватель педагогических дисциплин состоит в формировании педагогической позиции будущего учителя – системы ценностных ориентаций, обусловливающих его педагогическую деятельность (ситуации его взаимоотношений с учащимися). В нашей теоретической и экспериментальной работе мы попытались выявить специфику педагогического знания и особенности его усвоения студентами, что позволяет искать новые технологии преподавания курса «Общая педагогика». Наш опыт доказывает, что при таком подходе курс педагогики воспринимается студентами как профессионально-значимый. Процесс профессионального становления всегда предполагает познание того, каким надо быть, чтобы стать хорошим педагогом, и самопознание того, что нужно изменить или совершенствовать в своей личности, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет будущая профессия. Только в этом случае воспитатель может создать тот образ жизни, организовать тог тип взаимоотношений с воспитанниками, которые станут естественным условием их развития. Данный подход позволяет совершенствовать процесс подготовки студентов к педагогической деятельности и рассматривать курс педагогики как фактор их профессионального становления.
В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме творческого потенциала студентов и выделяются противоречия, которые необходимо преодолеть для развития творческого потенциала студентов вузов. Для решения проблемы важно не только углубление теоретического анализа, но и определение оптимальных путей практического решения задач сегодняшнего дня, от которых во многом зависит общественное развитие. Определено, что противоречие между внутренними потребностями человека в творческом развитии и условиями деятельности, обеспечивающими (или необеспечивающими) это развитие, и есть источник становления творческого потенциала личности студента в вузе, по мере преодоления которого творческий потенциал развивается и формируется личность с развитым творческим потенциалом.
В статье на основании социологического исследования, проведенного среди преподавателей, анализируются их ценностные ориентации. Исследование позволяет сделать вывод, что ценностные ориентации преподавателей сибирских вузов могут быть только ориентиром для формирования ценностных ориентаций студентов.
Общественное производство предъявляет определенные требования к системе образования и воспитания молодежи, которые в настоящее время обусловлены научно-техническим прогрессом, коренными изменениями, происходящими в экономической и социальной жизни нашей страны. Сложность процесса самоопределения заставляет подумать о разработке новых критериев оценки результатов воспитательно-образовательного процесса, профессиональной подготовки личности. Цель – проанализировать основные потоки молодежи с точки зрения профессиональной подготовки и социально-психологической ориентации на рынке труда города. Анализ данных позволил нам выявить тенденции, связанные с социально-психологической ориентацией выпускников разных типов образовательных учреждений на рынке труда города: а) отмечается рост безработной молодежи до 24 лет; б) возрастает занятость подростков; в) скрытая безработица среди молодежи переходит в открытую форму; г) нарастает выход учащейся молодежи на рынок труда.
В Кузбассе накоплен огромный опыт работы наставников с молодыми рабочими. Существовали разные подходы к организации, формулировке и оценке форм и методов работы наставников. Цель – изучить работу наставников в условиях промышленного города. В результате определено, что их деятельность в тот период была направлена на овладение молодыми рабочими профессионального мастерства, его нравственное воспитание и успешную адаптацию в трудовом коллективе и имела определенное содержание. Содержание педагогической деятельности находилось в единстве с методикой. Изучение опыта «наставничества» в период середины 1980-х начала 1990-х гг. показывает, что «наставничество» носило коллективный характер.
Повышение качества обучения является одной из приоритетных задач модернизации отечественного образования. Для достижения высокого уровня качества подготовки учащихся необходимо предоставить учащимся адекватное содержание образования и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении. Мониторинг, оценивающий динамику развития личностных качеств, целесообразно строить с использованием психодиагностических методов выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Основным инструментом психодиагностических процедур является тест. Так, для составления максимально полного психологического портрета личности необходимо применение научно-обоснованного комплекса тестов («батареи»), причем при составлении такого комплексного инструментария следует учитывать конкретные требования, предъявляемые программой исследования в виде поставленной цели и ожидаемого конечного практического результата.
Сегодня мы можем говорить, что в России происходит формирование гражданского общества, реформируются и создаются демократические институты, обновляется система ценностей, в которой интегрирующая роль принадлежит традициям русской культуры, идеалам справедливости, ценности прав и свобод личности. Для возрождения традиций российского образования, придания системе воспитания в современных условиях смыслообразующей роли необходимо новое прочтение и усвоение потенциала русской гуманитарной культуры – философской, психолого-педагогической, социально-экономической. Охарактеризовано состояние воспитательной деятельности в высшей школе. Проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы. В результате основой формирования гражданской позиции будущего учителя должна стать такая организация воспитательно-образовательного процесса, которая позволяла бы целенаправленно способствовать не только формированию профессиональной компетентности, но и личностному развитию студентов.
Мы рассматриваем формирование профессионального самоопределения студентов на профессию педагогического профиля как одно из ведущих направлений деятельности преподавателей вуза по формированию профессионального самоопределения студентов. Проведенное исследование позволило определить особенности формирования профессионального самоопределения студентов классического университета. Нами выделено три группы психологопедагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса профессионального самоопределения. Мы считаем, что определенные возможности для формирования творческого подхода к будущей профессиональной деятельности представляет осуществление воспитательно-образовательного процесса на основе принципов диалогизации и индивидуализации. Принцип диалогизации современного монологизированного процесса позволит активизировать формы обучения. Индивидуализация позволит заменить фронтальные формы индивидуальными.
Ретроспективный анализ подходов к решению проблемы эстетического воспитания молодого человека в условиях высшей школы необходим для того, чтобы осмыслить данную проблему, выделить традиции эстетического воспитания в отечественной практике, охарактеризовать наметившиеся тенденции по совершенствованию условий эстетического воспитания. Проведен анализ психологопедагогической литературы, периодической печати, опыта работы по организации эстетического воспитания студентов на вузовском этапе в 1970–1980-е гг. В результате обобщение опыта работы по эстетическому воспитанию позволило нам определить специфические стороны решения данной проблемы. Анализ научной литературы позволил заключить, что проблема эстетического воспитания студентов в различные периоды развития общества решалась стихийно; чаще всего эта тема являлась предметом обсуждения научных конференций, проходивших достаточно редко; вузы страны по мере необходимости самостоятельно искали и определяли направления воспитательно-образовательной работы.
Данная статья посвящена изучению «политкорректности» личностных конструктов, используемых для обозначения объектов собственной профессиональной деятельности, представленных в психосемантическом пространстве будущих специалистов по социальной работе. В исследовании приняли участие 96 студентов старших курсов Кемеровского государственного университета, обучающихся по специальности «социальная работа», объектом будущей профессиональной деятельности которых должны стать приведенные выше категории населения. Исследование образа данных категорий в индивидуальном смысловом и языковом пространстве осуществлялось с использованием теста репертуарных решеток Дж. Келли. Полученные в ходе нашего исследования результаты свидетельствуют о том, что чем выше уровень развития ценностной системы исследуемых, тем реже они употребляют политически корректные конструкты для характеристики большинства рассматриваемых категорий.
Человеческое общество, его становление и развитие протекает и оформляется в культуре и при помощи культуры, которая в свою очередь является результатом и перспективой для него. Понятие культуры для человека, для общества является многосмысленным. Главные смыслы и ориентиры в овладении этим понятием представляет высшая школа. В работе рассмотрены проблемы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза. Определено, целостное становление личности преподавателя как профессионала – процесс многоаспектный и противоречивый, решающая роль в нем принадлежит системе вузовского и послевузовского образования. Одним из главных направлений осуществления этого процесса является создание вузовской программы формирования профессионально-педагогической культуры.
О социальном неблагополучии в обществе можно судить по отклонениям от социальных норм – этических, правовых, отклонений самого разнообразного типа, включая агрессивные, корыстные, социально-пассивные. Формирование личности, поведение которой регулируется прежде всего на уровне внутренних морально-психологических механизмов, является важнейшей задачей, обеспечивающий успех общества во всех его сферах. Дано определение коррекции, определен объект коррекционного воздействия. Рассмотрено понятие социальной коррекции. В результате развитие в России социальной коррекционно-реабилитационной работы нуждается в освоении и адаптации западных социальных технологий, которые имеют в этом направлении богатый опыт.
В качестве одного из значимых источников совершенствования профессионализма педагога- воспитателя является обучение на курсах повышения квалификации. С целью достижения единства познавательной и практической деятельности, качества повышения квалификации педагогов мы использовали различные формы активного обучения. Нами разработана программа формирования готовности учителя к воспитательной работе, которая включала в себя два раздела: теоретический и практический, всего на 48 часов. Содержание программы, предложенное нами для изучения, может варьироваться в соответствии со спецификой учреждения, особенностями педагогического коллектива, желаниями и потребностями педагогов. Рассмотрена деловая игра как один из наиболее эффективных методов формирования готовности педагога-воспитателя к воспитательной работе. Использование форм обучения в процессе формирования готовности педагога к воспитательной работе в системе непрерывного педагогического образования являлось важным моментом в организации воспитательно-образовательного процесса.
В условиях высокого динамизма, комплексности, масштабности, неопределенности функционирования общества остро встает вопрос об изменениях целей образования. Повышение адаптации человека к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и деятельности является актуальной социальной задачей. Рассмотрено четыре модели компетенций (МК1 – МК4) (Models of competense). Словом, вся предлагаемая декомпозиция (трансформация) ГОС ВПО требует резкого повышения академической свободы вуза наряду с ростом его общественной и государственной подотчетности.
Повышение профессионального уровня работников образовательных учреждений – одна из важнейших проблем в процессе модернизации и развития системы образования, решение которой неразрывно связано с аттестацией педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования, проводимой на основе дифференцированных норм и показателей оценки труда работников. Рассмотрены понятия «аттестация», «квалификация», «компетентность». Выделены характеристики компетентности современного учителя. В результате в связи с модернизацией образования, развитием новых профессиональных технологий могут изменяться требования к профессионализму, социальный заказ на те или иные профессиональные качества, поэтому задача подготовки педагогов к аттестации будет актуальной и востребованной.
В последние годы образовательная стратегия в России направлена на развитие личности в соответствии с ее возможностями и способностями, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов. Нами рассмотрена специфика процессов самообразования и самовоспитания. Мы остановились на изучении характеристики особенностей самообразования студентов и специалистов-профессионалов. В результате процессы самообразования и самовоспитания включают широкий круг аспектов развития личностных качеств специалиста-педагога. Именно в таком широком понимании эти явления и должны являться стратегией личностно-профессинального развития будущих педагогов.
В работе рассмотрено профессиональное образование педагогов в системе повышения квалификации. Определено научно-методическое обеспечение инновационных процессов начального и среднего профессионального образования в системе повышения квалификации. Представлены показатели успешности обучения педагогов в рамках повышения квалификации.
Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов к задачам, решаемым исследователями. При создании модели профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации ГОУ «КРИРПО» нами выделено 3 уровня разработки: общий, частно-методический, элементарный. Нами выделены два типа профессионально-педагогических задач: актуальные для педагога в конкретных условиях; направленные на переоценку собственной деятельности и имеющие перспективное значение. Сделан вывод, что развитие психолого-педагогической компетентности педагога как компонента профессиональной культуры в результате целенаправленной активности предполагает изменение его качеств личности, обеспечивает повышение эффективности деятельности.
Основной сферой наших научных интересов в настоящее время является православная педагогика и христианская антропология как ее важнейшая теоретическая предпосылка. Среди причин обращения к указанным темам выделено две наиболее существенные. Для нас очевидной является необходимость обращения педагогов к христианской антропологии, чтобы в свете ее учения осмыслить содержание богатого педагогического опыта, накопленного за последние столетия, и по возможности поделиться им с еще только зарождающейся православной педагогикой.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем в отечественной и зарубежной науке. Ее значимость для разработки проблем современной педагогики связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Проанализированы работы, посвященные изучению факторов, влияющих на развитие мотивации к обучению.
Адаптация личности студентов за последние десятилетия активно изучается философами, социологами, психологами и педагогами. Но в основном в работах затрагиваются лишь отдельные аспекты социально-профессиональной адаптации студентов. Это и позволило нам выдвинуть проблему: каковы педагогические условия, способствующие формированию социально-профессиональной адаптированности (СПА) студентов в системе университетского образования? Задачи: обосновать теоретические подходы и определить особенности и этапы формирования СПА студентов в системе университетского образования; разработать модель педагогического руководства формированием СПА студентов в системе университетского образования; выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования СПА студентов университета. В результате исследования мы выявили, что основными частными особенностями формирования СПА студентов являются: информационно-поисковые (1 этап, 1–2 курсы); ориентационно-формирующие (2 этап, 3–4 курсы); результативно-оценочные (3 этап, 5 курс). В разработанной нами модели педагогического руководства формированием СПА студентов определены цели, содержание, формы, методы, средства, критерии деятельности по формированию СПА студентов. В итоге выявленные педагогические условия формирования СПА студентов, использование их в организации педагогического эксперимента обладают достаточной степенью надежности и пригодны для практического применения в системе университетского образования.
Современный студент технического вуза – это прежде всего начинающий исследователь. Цель – рассмотреть научно-исследовательскую работу студентов как инвариантный компонент подготовки специалистов технического профиля. Определены наиболее часто используемые формы учебно-исследовательской работы студентов. Выделены первоочередные задачи научно-исследовательской работы студентов в подготовке специалистов технического профиля. Сделан вывод, что суть научно-исследовательской работы студентов в техническом вузе состоит в ее научном характере, связанном с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверкой научных гипотез, установлением закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, выведением научных обобщений, научным обоснованием проектов.
Рассмотрены два типа отношений в коллективе образовательного учреждения: формальные и межличностные. Также рассмотрены три стороны общения: коммуникативная, активная и перцептивная. Сделан вывод, что межличностные отношения и общение представляют собой сложные процессы. И те особенности и закономерности, открытые в этих областях, следует учитывать руководителям при управлении коллективом.
Проблема «принятие решения» стала в последнее время весьма популярной. Целью нашего исследования явилось выявление типа ориентации и профиля руководителя общеобразовательной школы в процессе принятия управленческого решения. Задачей эксперимента служил анализ факторов, определяющих процесс принятия управленческого решения. Учитывая цель и задачу нашего исследования, мы избрали метод тестирования. В результате проведенного эксперимента мы получили цифровые данные, позволившие нам построить профиль руководителя (для каждого респондента). Исследования показали, что процесс принятия управленческого решения представляет собой действительно сложный психологический процесс.
В современных социально-экономических условиях главным является научно-технический, экономический, психологический, педагогический процесс, а для осуществления нужны хорошо подготовленные кадры, на школу возлагаются особые задачи: подготовка молодых людей в условиях рынка труда. Проанализированы четыре этапа исследования по созданию и апробации моделей сети образовательных учреждений, адекватных новым социально-экономическим условиям и потребностям, содержанию, формам, методам и средствам обучения, обеспечивающих соответствие образовательных услуг образовательным запросам личности и кадровым потребностям рынка труда, которое выполнялось в 2001–2004 гг. Рассмотрены разные модели школы. Мы считаем, что главный вопрос реструктуризации сети сельских школ – это достижение нового качества общего образования, новой современной модели школы, учебных планов и программ, форм организации воспитательно-образовательного процесса, системы оценки контроля качества образования.
Сегодня мы находимся в процессе изменения представлений о способностях, потенциале и целях человека. Рассмотрено понятие «адаптация», обобщены и выделены главные черты адаптации. Сделан вывод, что на сегодняшний день классификации адаптации носят разрозненный, а порой противоречивый характер. До сих пор не создана классификация, которая бы охватывала в своей систематизации все стороны адаптации. Изучение психологических особенностей адаптирующегося человека позволит определить эффективные механизмы его развития, саморазвития, самопознания, самоопределения, самоутверждения и творческой реализации.
Основная задача педагогического процесса в вузе – развитие личности студента в процессе его собственной активной деятельности. Рассмотрена совместная деятельность преподавателя и студентов по развитию познавательной активности студентов в процессе обучения. Выделены наиболее приемлемые формы для использования в учебном процессе. Определено, что главная задача преподавателя состоит в переводе своих усилий в собственную организацию работы студента.
К настоящему времени в педагогике сложилась достаточно четкая система знаний о стиле педагогической деятельности, но процесс его формирования у начинающих преподавателей недостаточно изучен. Выделен ряд свойств процесса формирования стиля деятельности начинающих преподавателей. Рассмотрев процесс формирования стиля деятельности начинающего преподавателя, мы выделили противоречия между. Также выделены 3 этапа формирования стиля деятельности начинающих преподавателей вуза: диагностический, практический и оценочно-коррекционный. Сделан вывод, что сравнительный анализ результатов каждого этапа с результатами всего процесса формирования стиля деятельности позволяет начинающим преподавателям проследить их личностные изменения в позициях, характеристиках, знаниях, умениях реализации стиля деятельности.
Вопросы воспитания в образовательных учреждениях начального профессионального образования сегодня актуальны как никогда. Рассмотрены наиболее острые проблемы, посвященные вопросам организации воспитательной работы сегодня. В свете новых требований, диктуемых Концепцией модернизации российского образования, решениями Правительства РФ и парламентских слушаний в Совете Федерации, сегодня перед профессионально-педагогическими работниками системы НПО стоят задачи повышения качества профессионального образования, подготовки конкурентоспособного выпускника, способного к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Одной из задач современной педагогики и психологии является комплексное изучение деятельности человека в системе обучения и воспитания, использующее широкий спектр методов физиологии, психофизиологии, педагогики, социальной психологии, психологии личности. Рассмотрены аспекты адаптации студентов к обучению в вузе. Сделан вывод, что адаптация студентов к учебному процессу в вузе – сложное явление, при изучении которого необходимо учитывать индивидуальные различия в возрасте, уровне образования и социальной среде. Успешность адаптации студента к обучению заключается в гармоничном развитии индивидуальности, отличающейся сбалансированной тенденцией к самореализации с хорошо развитым самоконтролем, что в конечном итоге выражается в активном участии в учебном процессе и в его успешном обучении.
Слово толерантность в последнее время приобрело большую популярность. Однако его значение неоднозначно, а потому требует подробного разъяснения. Цель – рассмотреть понятие этнической толерантности. Выделено четыре основных компонента толерантности –это признание, принятие, уважение и понимание. Определены роль и значение толерантности в обществе. Сделан вывод, что этническая толерантность – интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать и как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как этнокультурная практика, как духовная ценность, как психолого-педагогическая идея и как самостоятельное качество личности.
Проблемы организации самостоятельной работы учащихся занимают значительное место в учебном процессе вуза. Однако на практике результаты организации самостоятельной работы показывают не всегда желаемый результат. Самостоятельная работа курсантов – важнейшая составная часть учебного процесса. В работе мы определили основные цели самостоятельной работы курсантов. Обозначены виды самостоятельной работы курсантов. Сделан вывод, что организация самостоятельной работы является сложной, многофакторной задачей. Возникает необходимость в дальнейших исследованиях данного вопроса в направлении активизации самостоятельной работы, необходимость использования новых технических и информационных средств обучения.
Самой актуальный проблемой в современном образовании является определение исходного состояния компетенций обучающегося по критериям сформированности их у каждого человека. Одно из ведущих качеств творческой личности – наличие широкого кругозора. Мы поставили целью выявить такое качество интеллекта, как эрудированность, и соотнести его с наличием доминирующих качеств характера. В эксперименте принимало участие 30 студентов 2-го курса биологического факультета. Всем был задан один вопрос: «Назовите по 5 известных писателей, поэтов и героев Великой Отечественной войны (ВОВ)». Всего 20 номинаций.
Проблема сегодняшнего дня – это нынешнее состояние нравственного сознания личности, которое характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, что находит отражение в выборе человеком ценностных ориентаций и идеалов. Мы провели экспериментальное исследование на базе школы № 15 г. Кемерово с целью выявления взаимосвязи родительских отношений с нравственными качествами подростков. В исследовании приняли участие 73 человека. Для выявления уровня развития нравственных качеств использовался опросник Л. П. Калининского, а родительские отношения в семье измерялись методикой Варга- Столина. Также применялся тест А. Ассингера для выявления уровня агрессивности у подростка. В результате использования опросника Л. П. Калининского выделились три группы учащихся с низким уровнем нравственности, средним и высоким. В итоге определена необходимость решения задачи гуманизации общества, возрождения духовно-нравственной основы, которая проявляется в утверждении ценностей человеческой жизни и в создании условий для максимальной реализации личностного потенциала.
В системе учебного процесса вуза сегодня достаточно широко применяются предметно-ориентированные технологии образования. Именно эти технологии помогают по-новому перестроить ряд учебных курсов, а также организовать в нетрадиционной форме проведение зачетов и экзаменов. Нами приводится вариант спланированных учебных занятий по смежным дисциплинам «Дидактика» и- «Методика преподавания русского языка» по блоковой теме: «Современный урок в школе. Технология построения урока». Приведены примеры тем-сообщений, предлагаемых студентам. Рассмотрена технология создания шпаргалки. Сделан вывод, что предметно-ориентированные технологии имеют явное преимущество на современном этапе обучения в вузе, так как учитывают специфику учебного предмета и позволяют интегрировать и модернизировать смежные учебные дисциплины.
ISSN 2949-2092 (Online)