АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В последние годы в связи с развитием задач психогигиены и психопрофилактики в рамках диспансеризации особое значение приобретает учет влияния внешних факторов и стрессогенных обстоятельств в психодиагностических исследованиях. Понятие социальной фрустрированности как невозможности реализации личностью актуальных социальных потребностей в связи со сложившейся ситуацией позволяет квалифицировать критерии потенциальной стрессогенности условий социального функционирования, включая семейные отношения, профессиональные и отношения со значимым окружением. В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической апробации формализованной методики «Уровень социальной фрустрированности» (методические рекомендации НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2004) для больных с расстройствами психической адаптации. Показана критериальная валидность методики «Уровень социальной фрустрированности», описаны особенности структуры социальной фрустрированности, связанной с основными сферами жизнедеятельности и подразумевающей соотношения интернальной и экстернальной атрибуции фрустрированности. Приводятся результаты пилотажного исследования 45 пациентов с расстройствами психи ческой адаптации, имеющих выраженную фрустрированность в области здоровья и работоспособности, а также социально-экономического положения и относительную удовлетворенность в области межличностных отношений (семья, друзья, коллеги, другие люди). Методы исследования: клинико-психологическое интервью, опросники «Уровень социальной фрустрированности» и «Интегративный тест тревожности». Корреляционный анализ подтвердил положения о связи уровня личностной тревожности и актуальных переживаний тревоги с социальной фрустрированностью. Показано преобладание интернальной социальной фрустрированности. Приводятся теоретические положения, обосновывающие возможность практического применения данных методики «Уровень социальной фрустрированности» в системных клинико-психологических исследованиях, программах психопрофилактики и психотерапии.
За многолетнее использование общепринятого инструментария, направленного на диагностику когнитивного процесса внимания, осуществлялось лишь несколько попыток модернизировать методики и стандартизировать нормативные значения, заложенные в них. При проведении теоретико-методологического анализа были установлены противоречия данных как в направлении назначений методик, так и в критериальных аспектах. Определился запрос в перенесении диагностического материала для определения параметров когнитивных процессов в электронный формат и получении более объективных данных с помощью новых технологий программно-аппаратных методов, считывающих психофизиологические показатели. Цель – модифицировать методики буквенного варианта корректурной пробы для предъявления стимульного материала в электронном формате. Задачи: провести теоретико-методологический анализ в исследовательском поле изучения феномена внимания и методов его диагностики; разработать стимульный материал по аналогии с заложенными принципами в методиках стандартного диагностического инструментария для диагностики свойств внимания; исследовать психофизиологические параметры глазодвигательных реакций, активных в процессе задействования внимания при предъявлении электронного стимула с использованием технологии окулографии. Выборка составила 90 человек (33 мужчины и 57 женщин) в возрасте 16–70 лет. В результате исследования разработанная модификация методики буквенного варианта диагностики внимания с применением технологии окулографии позволила получить результаты глазодвигательных реакций, описывающие особенности реализации процесса внимания, который благодаря смене стадий организует обработку информации, а также установить такой феномен внимания, как слепота невнимания. Определены стратегии поиска и некоторые тенденции проявления глазодвигательных реакций в процессе внимания. Выявлено, что в процессе решения задачи на поиск целевого стимула с ограничением времени респондентами реализуются не только две базовые стратегии (считывание элементарных единиц информации с последующей интеграцией их в единый образ; поиск по символическому содержанию с последующей селективной обработкой и выбором целевого стимула из потока информации), которые мы предполагали в начале работы, но и дополнительные: полное игнорирование целевого слова; сокращение объема целевого стимула (неполный ответ) при полном его обнаружении по глазодвигательным реакциям; механическое комбинирование элементов для выполнения поставленной задачи; привнесение (конфабуляция).
Исследования личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций, сопровождаемых возникновением состояний тревожности, стресса, актуальны в современной психологии. Существующие методы их психологической диагностики недостаточно разработаны. Цель – стандартизация опросника метакогнитивной регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях. В исследовании приняли участие 559 человек (г. Томск, 24,8 % мужчин, 75,2 % женщин, средний возраст – 22,1 года). Эксплораторный факторный анализ выделил 4 фактора (45,6 % дисперсии): самоконтроль поведения (6 пунктов, альфа Кронбаха α = 0,780; композитная надежность CR = 0,863); контроль тревожности (4 пункта, α = 0,823; CR = 0,866); функционирование памяти (3 пункта, α = 0,817; CR = 0,832); интуитивное познание людей (4 пункта, α = 0,709; CR = 0,757). Конфирматорный факторный анализ показал высокие значения индексов пригодности модели: RMSEA = 0,044; SRMR = 0,059; CFI = 0,991; GFI = 0,986. Шкалы апробируемого опросника обладают требуемой внешней конвергентной валидностью и согласуются с близкими по содержанию конструктами, что подтверждено при его совместном использовании с другими методиками: опросник на эмоциональный интеллект Д. В. Люсина; шкала интеллектуальной оценки риска G. Craparo et al., адаптация Т. В. Корниловой, Е. М. Павловой; опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; опросник оценочной тревожности C. D. Spielberger, адаптация В. Н. Карандашева; опросник личностной тревожности C. D. Spielberger, адаптация Ю. Л. Ханина; Шкала академической мотивации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Показано, что шкалы методики обладают хорошей дискриминативной способностью, связанной со статистически достоверными различиями между мужчинами и женщинами: самоконтроль поведения (р = 0,002); контроль тревожности (р < 0,001); функционирование памяти (р < 0,001). Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию апробированный опросник для изучения ресурсов человека, связанных с преодолением трудных жизненных ситуаций. Опросник метакогнитивной регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях приведен в конце данной статьи.
ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ И МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
В статье представлен вариант методического обеспечения сбора диагностической информации об особенностях использования студентами своего когнитивного ресурса. Цель – обсуждение новых исследовательских результатов о взаимосвязи опыта использования студентами своего когнитивного ресурса и доминирующих стратегий решения сенсомоторных задач. Описаны основные психологические маркеры опыта использования когнитивного ресурса и соответствующие методические приемы. Представлены методические возможности разработанного экспериментального устройства для моделирования ситуации решения сенсомоторных задач и критерии определения особенностей проявления стратегий решения когнитивной задачи в экспериментальных условиях. Экспериментальной выборкой выступили 127 студентов первого курса факультета психологии Томского государственного университета (возраст – 18 лет). Эмпирически выделена специфика доминирующих стратегий решения сенсомоторных задач у студентов в диапазоне континуума от дефицитарности и разномодальности до выраженной позитивности опыта использования собственного когнитивного ресурса. Экспериментально доказано, что решение сенсомоторных задач может рассматриваться как достаточно продуктивный диагностический маркер актуального уровня аспектов когнитивного развития, значимых для профессионального обучения. Получено эмпирическое обоснование целесообразности использования специального разработанного диагностического устройства в качестве когнитивного тренажера для развития у студентов оптимальных стратегий решения сенсомоторных задач различного уровня сложности и минимизации имеющейся дефицитарности когнитивного опыта.
Метакогнитивная включенность в деятельность и критическое мышление рассматриваются нами как гибкие навыки студентов, которые выступают в качестве базового ресурса адаптации в информационной среде в профессиональной подготовке, жизнедеятельности и профессии. Цель – установить взаимосвязь между метакогнитивной включенностью в деятельность и критическим мышлением студентов технических специальностей в информационной среде. В исследовании приняли участие 70 студентов (58 – мужского пола, 12 – женского) 4 курса технических специальностей Пензенского государственного университета в возрасте 21,26 ± 0,47 года. Использованы следующие методы: анализ литературных источников, анкетирование, тестирование, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Для комплексной диагностики применены: опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (G. Schraw, R. Dennison, 1994; восьмифакторная версия Е. И. Периковой, В. М. Бызовой, 2022); тест критического мышления Дж. Кинчера (1990); авторская анкета «Студент и информационная среда» (Н. Н. Крылова, 2024). Результаты проведенного корреляционного анализа в исследовании показали: 1) значимые выраженные взаимосвязи девяти показателей метакогнитивной включенности в деятельность и критического мышления; 2) связь фактора метакогнитивной включенности структура исправления ошибок с параметром информационной среды интенсивность поступающей информации; 3) взаимосвязь метакогнитивной включенности в деятельность и оценки студентами умственной и информационной нагрузки в процессе обучения по циклам дисциплин: фактора метакогнитивные знания – с умственной и информационной нагрузкой в процессе изучения дисциплин физико-математического цикла, фактора структура исправления ошибок – с оценкой нагрузки при изучении технических дисциплин. В ходе исследования были обнаружены дополнительные факты: прослеживается взаимосвязь между отдельными параметрами информационной среды и оценкой умственной и информационной нагрузки студентами. Сделан вывод о существующей взаимосвязи метакогнитивной включенности в деятельность и критического мышления студентов в информационной среде, поскольку они не являются изолированными друг от друга психологическими явлениями.
В статье раскрываются системно-антропологические характеристики мышления: многомерность, проективность, включенность в жизненные отношения, транстемпоральность, нелинейность. Эти характеристики, с одной стороны, являются неудобными феноменологическими аномалиями для воспроизводства исследовательских программ классической психологии мышления. С другой стороны, в условиях поступательной антропологизации психологического познания и усиления междисциплинарного дискурса они позволяют изучать мышление в более целостном человекоразмерном контексте и устанавливать новые концептуальные связи между психологией мышления и психологией человеческого бытия. Автор аргументирует положение, согласно которому мышление может быть осмыслено в психологии как многомерный и нелинейный акт, одновременно разворачивающийся в нескольких регистрах ментальности человека, захватывающий множество темпоральных, деятельностных и ноэтических планов его бытия. Представлено оригинальное описание проективной функции мышления, которая заключается в преодолении событийной неопределенности, построении смысловой разметки жизненного пространства, в продуцировании смысловых ориентировок в деятельностных и экзистенциальных измерениях жизненной среды. Включенность мышления в жизненные отношения человека обеспечивает целостность и транстемпоральную преемственность его жизненного мира. Раскрывается полифонический принцип протекания мыслительной динамики, в соответствии с которым в каждом моменте развития мысли обнаруживается диалектическое единство ее пространственно-временных и модальностных коррелятов.
Речевые нарушения – один из диагностических психопатологических критериев, обозначенных и в МКБ, и в DSM. Однако формальные структурно-грамматические характеристики речи исследованы мало, что делает актуальным именно структурный анализ речи. Структурный анализ речевой продукции пациентов может являться методом объективизации речевых нарушений, в частности с целью дифференциальной психодиагностики различных психических расстройств. Цель – выявить структурные особенности письменной речи у пациентов с шизофренией, биполярным аффективным расстройством и расстройствами личности. Выборка составила 127 человек: пациенты, страдающие шизофренией, расстройством личности, биполярным аффективным расстройством. Методы: экспериментально-психологический (фиксация речевой продукции при выполнении заданий), контент-анализ, методы математической статистики. Получены результаты о том, что тексты пациентов с шизофренией отличаются низкой продуктивностью, малым лингвистическим разнообразием, пассивностью или бездействием субъекта речи и формализованностью. Письменная речь пациентов с биполярным аффективным расстройством характеризуется развернутостью, использованием отглагольных форм, подробным описанием, повышенной активностью, высоким эгоцентризмом. Пациенты с расстройством личности в письменной речи склонны повторно эмоционально переживать описываемые события, «наблюдать» за ними, упоминая при этом множество действующих лиц. Сделан вывод, что по таким речевым характеристикам, как общее количество слов, используемое время глагола, использование отглагольных форм, частота упоминания местоимения я, количество действующих лиц, степень активности субъекта речи, краткость или подробность повествования, можно различить письменные тексты пациентов с шизофренией, расстройством личности, биполярным аффективным расстройством.
ОНТО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Проблемой исследования являются способы и формы репрезентации образа социального мира как предиктора социального поведения субъекта и его динамики в контексте социальной ситуации стабильной транзитивности, включающей в разных странах мира пандемию коронавируса, экономические кризисы, локальные военные конфликты и т. д. Актуальность исследования определяется наличием трактовки образа социального мира в качестве языкового феномена, обладающего изменчивостью, и отсутствием эмпирических исследований его целостных структурно-содержательных характеристик сквозь призму нарративов, метафор и социальных представлений. Цель эмпирического исследования – определить нарративные конструкции, применяемые субъектами на этапе средней взрослости для репрезентации их образа социального мира. Методы: тематический нарративный анализ и контент-анализ метафор, математическая статистика (частотный анализ, иерархический кластерный анализ). Эмпирическим объектом исследования выступили 193 респондента, находящиеся на этапе средней взрослости, 35–49 лет, сотрудники различных организаций г. Ростов-на-Дону. Результаты показали, что в метафорах и нарративах социальный мир наделяется следующими свойствами: соотношением стабильности и динамичности, прогнозируемости и стохастичности, дифференцированностью, отсутствием универсальных законов. Сформулированы выводы о том, что рациональность употребляемых респондентами метафор отражает их возрастную идентичность, а тематика биографических нарративов – субъективную адаптацию к текущим социальным процессам.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей поведения, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, зачатых с помощью ЭКО, и их связи с физическим развитием детей (на примере 5-летнего возраста). Для оценки поведения, социального и эмоционального развития использовались: методика «Поведение Вашего ребенка», анкета «Взаимоотношения ребенка с друзьями и семьей»; для диагностики физического развития: методика «Трудности кормления ребенка», анкеты «Частота инфекционных заболеваний ребенка за последние 3 месяца», «Частота травм и несчастных случаев», «Частота хронических заболеваний». Выборку составил 81 ребенок, рожденный с помощью ЭКО, и 153 ребенка от естественного зачатия в возрасте 5 лет, также в эмпирических группах были выделены подгруппы детей с перинатальными рисками развития. Большинство детей, зачатых с помощью ЭКО, по мнению родителей, не имели выраженных проблем поведения и социальных трудностей и не отличались по этим аспектам развития от детей, зачатых естественно. Дети, зачатые с помощью ЭКО, имели значимо более выраженные эмоциональные трудности. Дети, зачатые с помощью ЭКО, с перинатальными рисками развития имеют более выраженные эмоциональные трудности, эмоциональные проблемы и проявления тревожности, что не характерно для детей перинатального риска, зачатых естественно. Среди детей, зачатых с помощью ЭКО и зачатых естественно, выделяются дети с трудностями социально-эмоционального развития. Определены четыре значимых фактора, характеризующих трудности социально-эмоционального развития детей, зачатых с помощью ЭКО: нарушения поведения, агрессия, социальные трудности, эмоциональные трудности. Выявленные значимые взаимосвязи особенностей поведения, социального и эмоционального развития детей группы ЭКО указывают на некоторую специфичность по сравнению с группой детей, зачатых естественно. Установленные взаимосвязи показателей психического и физического развития позволяют сделать предположения о вкладе составляющих физического развития в особенности поведения, проявления социального и эмоционального развития детей, зачатых с помощью ЭКО.
Сахарный диабет 1 типа (СД1) является сложным заболеванием, в эффективности лечения которого огромную роль играет саморегуляция поведения по отношению к своему здоровью. Ежедневный самоконтроль требует когнитивных навыков высокого порядка, способностей к планированию и саморегуляции, правильному и своевременному соблюдению врачебных рекомендаций, реализация которых вызывает у подростков сложности. В контексте модели ответственного отношения к здоровью Всемирной организации здравоохранения возрастает важность учета не только личностных аспектов и продуктивности конкретных действий по поддержанию здоровья при СД1, но и когнитивных особенностей, обуславливающих способность к ответственной саморегуляции отношения к лечению с целью достижения гликемического контроля. Цель – изучить взаимосвязи особенностей саморегуляции в поведении по отношению к своему здоровью у подростков с СД1 с нейропсихологическим профилем данной группы пациентов. Выборка исследования: 38 пациентов с СД1 в возрасте 12–17 лет (13 мальчиков и 25 девочек). Применены метод анализа медицинской документации и психодиагностический метод, включающий следующие методики: батарея методик нейропсихологического обследования А. Р. Лурии с количественной оценкой результатов, личностные опросники «Многомерно-функциональная диагностика ответственности», «Стиль саморегуляции поведения», «Опросник локуса контроля болезни», «Опросник самоэффективности в отношении болезни». Данные корреляционного анализа подтверждают наличие прямой взаимосвязи когнитивного статуса обследованных подростков с реализацией ими ответственного поведения. Установлено, что неудовлетворительный гликемический контроль и хроническая гипергликемия взаимосвязаны с низкими результатами по пробам на мышление, беглость речи, прочность запоминания, а когнитивный дефицит соотносится с более низкими уровнями развития регулятивных процессов, ответственности, самоэффективности, с предпочтением экстернальных форм локусов контроля.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Согласно открытым данным, в России в последние годы происходит прирост пользователей мобильной связи и мессенджеров, наблюдается тенденция к распространению коммуникации, опосредованной использованием цифровых устройств, визуальных образов, которые изменяют общение людей, обусловливая появление новых закономерностей их взаимодействия. Цель – обобщить особенности коммуникации, опосредованной использованием цифровых устройств, в которой применяются визуальные образы в их наиболее распространенных форматах: эмодзи и мемы. Представлены результаты обзора научных публикаций за период 2019–2024 гг., посвященных исследованиям цифровой коммуникации с использованием визуальных образов, опубликованных в базах КиберЛенинка, PubMed, Google Scholar, eLibrary, ResearchGate. Критериями отбора выступили соответствие тематике исследования, открытость и доступность источников, наличие эмпирического характера исследований. Показано, что распространение визуальных средств коммуникации отражает общие тенденции визуального поворота в современной культуре и релевантно изменениям психологии человека, связанным с цифровизацией различных сфер жизни. Визуальные коммуникативные средства обладают высокой информационной емкостью, которая, однако, определяет трудности в их интерпретации и видоизменяет комплекс индивидуально- и социально-психологических характеристик субъектов взаимодействия, обеспечивающих взаимопонимание во взаимодействии. Результаты исследований цифровой коммуникации с использованием эмодзи и мемов могут использоваться для совершенствования социального взаимодействия людей в цифровом пространстве, в том числе для решения задач разработки новых средств альтернативной коммуникации.
Пациентоориентированная медицина – сравнительно новая модель планирования, осуществления и оценки медицинских услуг, которая основывается на взаимовыгодных партнерских отношениях между медицинскими работниками, пациентами и членами их семей. Существуют разные модели пациентоориентированности, однако они имеют ряд недостатков. Цель – изучить и описать пациентоориентированность в контексте корпоративной культуры медицинской организации. Проведенный теоретический анализ позволил сконструировать авторскую компонентную модель для эмпирического изучения пациентоориентированности в части корпоративной культуры, состоящую из 5 компонентов: корпоративная культура организации, отношение к пациенту, отношение к работе и профессиональный образ врача, следование этическим принципам и трудовая мотивация, что отражает научную новизну настоящего исследования. Модель была апробирована с использованием авторских методов оценки, методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, теста для определения типа корпоративной культуры по Моутону-Блейку. Выборку составили 267 человек, имеющих медицинское образование и осуществляющих свою деятельность в государственных медицинских организациях в городах Приморского края. Выявлено, что пациентоориентированный подход в понимании медицинских специалистов Приморского края имеет обобщенный характер. В большинстве случаев это понимание сводится к навыкам общения с пациентами. Наиболее часто встречающаяся корпоративная культура – культура задачи. Она позволяет медицинским сотрудникам достигать поставленных целей за счет коллективных решений и взаимопомощи, но часто эта взаимопомощь является вынужденной из-за нехватки кадров. В дальнейшем использование этой модели позволит разрабатывать практикоориентированные психологические и организационные технологии обучения, сопровождения и коррекции проблем пациентоориентированности в медицинских организациях.
Эффективное взаимодействие между врачом и пациентом считается ключевым фактором, влияющим на результаты лечения и уровень удовлетворенности пациентов. Однако многие будущие врачи сталкиваются с трудностями в области коммуникации, что может приводить к негативным последствиям для всех сторон. Цель – изучить особенности коммуникативной компетентности будущих врачей в контексте современного здравоохранения. Методы: теоретический анализ научной литературы, анкетирование ординаторов первого года обучения (n = 20), анализ 40 негативных отзывов пациентов на деятельность врачей разных специальностей. Проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются будущие врачи в процессе общения с пациентами: отсутствие зрительного контакта, негативная мимика, неверная интонация и громкость голоса, некорректное расстояние между врачом и пациентом, отсутствие активного слушания, недостаточное или избыточное количество информации, отсутствие такта и уважения к пациентам. Выделены необходимые коммуникативные навыки, которые обеспечат успешное взаимодействие между врачом и пациентом, что может повысить качество оказания медицинской помощи: зрительный контакт, навыки самопрезентации, владение техниками активного слушания, коммуникация с конфликтными пациентами, сообщение плохих новостей и завершение консультации. Исследование призвано подчеркнуть важность развития коммуникативной компетентности будущих врачей для обеспечения качественной медицинской помощи и профилактики эмоционального выгорания среди медицинских работников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическое благополучие личности рассмотрено как системное единство оптимальных психологических качеств и состояний, проявляющихся в контексте реализуемой жизненной стратегии и системы отношений личности с миром и собой. В оценке психологического благополучия самоотношение личности как интраперсональный феномен индивидуальных проекций в сфере самосознания выступает направляющим вектором для саморазвития и самоактуализации. Проблема оценки психологического благополучия лицами с ограниченными возможностями здоровья акцентирует внимание на роли самоотношения, выступающего предиктором психологического благополучия людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель – изучить характеристики психологического благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с особенностями их самоотношения. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 18–25 лет. Методический инструментарий: незаконченные предложения (Дж. М. Сакс, С. Леви); шкала субъективного благополучия (адаптация М. В. Соколовой); методика исследования самоотношения личности (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев). Установлены различия в оценке психологического благополучия нормотипичными студентами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, у которых обнаружены тенденции к снижению показателей общего уровня самоотношения и самоуважения, что связано с наличием эмоциональных переживаний отрицательного регистра в оценке объективных факторов нездорового самочувствия, а также параметры самоотношения с вектором позитивности и тенденциями к личностному росту. Данные параметры выступают мотивообразующим компонентом социального поведения, определяющим общее восприятие психологического благополучия студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Не так много современных исследований по психологии агрессии участников образовательной среды сфокусированы на учителях как объектах агрессии со стороны учащихся. Однако само явление в последнее время становится все более распространенным и приобретает особую актуальность. Работа с причинами агрессии учащихся по отношению к учителям является одним из структурных элементов девиктимизационных программ, однако для их корректной идентификации необходимо обращение к опыту и представлениям учителей об этих причинах. Цель – рассмотреть и оценить взаимосвязи между представлениями учителей о причинах агрессии учащихся к ним и декларируемым опытом столкновения с агрессивным поведением учащихся. Для снижения размерности данных, связанных с причинами агрессивного поведения учащихся, был реализован метод главных компонент, а для оценки взаимосвязи между представлениями педагогов о причинах агрессивного поведения подростков в отношении учителей и восприятием агрессии к ним со стороны учащихся – корреляционный анализ по методу Пирсона. Выборка респондентов составила 5350 педагогов, которые проживают в девяти регионах Российской Федерации из пяти федеральных округов. Среди наиболее часто отмечаемых учителями причин агрессии учащихся по отношению к учителям отмечены неуважительное отношение родителей ученика к учителю и неблагополучная атмосфера в семье. В ходе анализа были выделены три компоненты, категоризирующие причины: причины агрессии учащихся, связанные с учителем; причины агрессии учащихся, связанные с окружением; внутриличностные причины агрессии. Все они имеют значимые корреляционные связи с утверждениями учителей об опыте столкновения с агрессией учащихся. Полученные результаты расширяют и углубляют понимание феномена агрессии учащихся, направленной на учителей, вносят вклад в представление о содержании и структуре девиктимизационных и профи лактирующих программ, которые должны быть разработаны для обеспечения безопасности и благополучия как учителей, так и учащихся.
Геймификация является мощным инструментом в арсенале современного образования, но успешное ее внедрение требует тщательного планирования, учета специфики образовательного контекста и индивидуальных потребностей студентов. Цель статьи – экспериментально проверить эффективность разработанной авторской нарративной модели геймификации, которая представляет собой интеграцию игровых элементов и сюжетных линий в образовательный процесс для создания более интерактивной и мотивирующей учебной среды. В модели используются истории и сценарии, которые связывают учебные задания и активности, погружая студентов в профессионально значимые ситуации. Основные компоненты модели: принципы геймификации, игровые механики, интерактивные задания, социальное взаимо действие и адаптивная обратная связь. Нарратив обеспечивает контекстуализацию обучения, что способствует повышению вовлеченности, мотивации и профессиональной идентичности студентов. В ходе эксперимента, осуществленного в сентябре-декабре 2023 г., студенты первого курса специальности «Клиническая психология» (n = 31) Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого участвовали в геймифицированном курсе «Профессиональная этика». Результаты исследования показали, что реализация нарративной модели геймификации в современном высшем образовании способствует более позитивному отношению студентов к выбранной профессии, повышает их вовлеченность и интерес к учебному процессу. Введение сюжетных линий, ролей и персонажей, проблемных ситуаций и элементов непредсказуемости обеспечило глубокое погружение студентов в профессионально значимые ситуации и способствовало формированию у них важных этических и профессиональных качеств. Сделан вывод, что правильное применение геймификации в образовательном процессе может значительно улучшить его качество, сделать обучение более интересным и эффективным.
ISSN 2949-2092 (Online)