Особенности поведения, социального и эмоционального развития детей 5-летнего возраста, зачатых с помощью ВРТ (ЭКО)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-757-769
Аннотация
Цель исследования заключается в выявлении особенностей поведения, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, зачатых с помощью ЭКО, и их связи с физическим развитием детей (на примере 5-летнего возраста). Для оценки поведения, социального и эмоционального развития использовались: методика «Поведение Вашего ребенка», анкета «Взаимоотношения ребенка с друзьями и семьей»; для диагностики физического развития: методика «Трудности кормления ребенка», анкеты «Частота инфекционных заболеваний ребенка за последние 3 месяца», «Частота травм и несчастных случаев», «Частота хронических заболеваний». Выборку составил 81 ребенок, рожденный с помощью ЭКО, и 153 ребенка от естественного зачатия в возрасте 5 лет, также в эмпирических группах были выделены подгруппы детей с перинатальными рисками развития. Большинство детей, зачатых с помощью ЭКО, по мнению родителей, не имели выраженных проблем поведения и социальных трудностей и не отличались по этим аспектам развития от детей, зачатых естественно. Дети, зачатые с помощью ЭКО, имели значимо более выраженные эмоциональные трудности. Дети, зачатые с помощью ЭКО, с перинатальными рисками развития имеют более выраженные эмоциональные трудности, эмоциональные проблемы и проявления тревожности, что не характерно для детей перинатального риска, зачатых естественно. Среди детей, зачатых с помощью ЭКО и зачатых естественно, выделяются дети с трудностями социально-эмоционального развития. Определены четыре значимых фактора, характеризующих трудности социально-эмоционального развития детей, зачатых с помощью ЭКО: нарушения поведения, агрессия, социальные трудности, эмоциональные трудности. Выявленные значимые взаимосвязи особенностей поведения, социального и эмоционального развития детей группы ЭКО указывают на некоторую специфичность по сравнению с группой детей, зачатых естественно. Установленные взаимосвязи показателей психического и физического развития позволяют сделать предположения о вкладе составляющих физического развития в особенности поведения, проявления социального и эмоционального развития детей, зачатых с помощью ЭКО.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Геннадьевна БоханРоссия
Scopus Author ID: 56820133000
Томск
Марина Владимировна Шабаловская
Россия
Scopus Author ID: 57193768514
Томск
Анна Владимировна Силаева
Россия
Scopus Author ID: 57207571308
Томск
Ольга Владимировна Терехина
Россия
Scopus Author ID: 57194090204
Томск
Список литературы
1. Акарачкова Е. С., Артеменко А. Р., Беляев А. А., Блинов Д. В., Гончаренко О. В., Джобава Э. М., Кадырова Л. Р., Керимова К. С., Климов Л. В., Григорашвили И., Котова О. В., Лебедева Д. И., Мельникова И. М., Орлова А. С., Радченко И. А., Рябоконь О. В., Травникова Е. В., Царева Е. В., Шадыев А. Х., Яковлев О. Н. Материнский стресс и здоровье ребенка в краткосрочной и долгосрочной перспективе. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. Т. 3. № 3. С. 26–32. https://elibrary.ru/ezovyv
2. Бенилова С. Ю. Роль факторов риска на ранних этапах онтогенеза в ранней комплексной профилактике нарушений развития речи и интеллекта. Специальное образование. 2019. № 3. С. 148–164. https://doi.org/10.26170/sp19-03-12
3. Бохан Т. Г., Силаева А. В., Лещинская С. Б., Терехина О. В. Особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста, рожденных с помощью ВРТ. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 5. С. 606–614. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614
4. Бутко Г. А., Кательсон Т. А., Олту С. П. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-5
5. Жданова Л. А., Шишова А. В. Современные школьники: особенности адаптации и динамика здоровья. Вестник Ивановской медицинской академии. 2022. Т. 3. 27. № 1. С. 5–10. https://elibrary.ru/hlfkaf
6. Кешишян Е. С., Царегородцев А. Д., Зиборова М. И. Состояние здоровья и развитие детей, рожденных после экстракорпорального оплодотворения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014. Т. 59. № 5. С. 15–25. https://elibrary.ru/swmgzb
7. Куртанова Ю. Е., Бурдукова Ю. А., Щербакова А. М., Щукина В. Д., Иванова А. А. Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 127–138. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090312
8. Орлова О. С., Печенина В. А. Особенности обучения и воспитания детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения. М.: МПГУ, 2019. 184 с. https://doi.org/10.23682/94663
9. Печенина В. А. Состояние эмоциональной сферы и эмоциональное благополучие детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения. Евразийский союз ученых. 2016. № 1-3. С. 72–75. https://elibrary.ru/xdebzn
10. Самойлова Ю. Г., Матвеева М. В., Петров И. А., Кудлай Д. А., Давыдова М. С., Раткина К. Р., Мицеля Е. В., Сиволобова Т. В., Гайфулина Ж. Ф. Вспомогательные репродуктивные технологии и параметры здоровья детей. Вопросы гематологии / онкологии и иммунопатологии в педиатрии. 2021. Т. 20. № 1. С. 218–221. https://doi.org/10.24287/1726-1708-2021-20-1-218-221
11. Скобло Г. В., Трушкина С. В. Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: расстройства аутистического спектра, конституциональные и резидуально-органические нарушения. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2016. Т. 116. № 7. С. 78–84. https://doi.org/10.17116/jnevro20161167178-84
12. Стожарова М. Ю., Кузнецова И. О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. 2020. № 5. С. 49–57. https://elibrary.ru/udmmax
13. Фоминых Е. С. Факторы виктимизации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современном инклюзивном образовательном пространстве. Виктимология. 2022. Т. 9. № 3. С. 322–329. https://doi.org/10.47475/2411-0590-2022-19308
14. Cheung S., Neri Q. V., Squires J., Rosenwaks Z., Palermo G. D. Assessing the cognitive and behavioral development of 3 year-old children born from fathers with severe male infertility. American Journal of Obstetrics and Gynecology, 2021, 224(5): 508.e1–508.e11. https://doi.org/10.1016/j.ajog.2020.11.030
15. Colpin H., Soenen S. Parenting and psychosocial development of IVF children: A follow-up study. Human Reproduction, 2002, 17(4): 1116–1123. https://doi.org/10.1093/humrep/17.4.1116
16. Cui L., Zhou W., Xi B., Ma J., Hu J., Fang M., Hu K., Qin Y., You L., Cao Y., Yang L., Yang L., Ma C., Shui W., Wang M., Zhao M., Zhang J., Chen Z.-J. Increased risk of metabolic dysfunction in children conceived by assisted reproductive technology. Diabetologia, 2020, 63: 2150–2157. https://doi.org/10.1007/s00125-020-05241-1
17. Ferreira M., Reis-Jorge J., Batalha S. Social and emotional learning in preschool education – A qualitative study with preschool teachers. International Journal of Emotional Education, 2021, 13(1): 51–66.
18. Fine A., Dayan N., Djerboua M., Pudwell J., Fell D. B., Vigod S. N., Ray J. G., Velez M. P. Attention-deficit hyperactivity disorder in children born to mothers with infertility: A population-based cohort study. Human Reproduction, 2022, 37(9): 2126–2134. https://doi.org/10.1093/humrep/deac129
19. Hart R., Norman R. J. The longer-term health outcomes for children born as a result of IVF treatment: Part II – Mental health and development outcomes. Human Reproduction Update, 2013, 19(3): 244–250. https://doi.org/10.1093/humupd/dmt002
20. Hukkelberg S., Keles S., Ogden T., Hammerstrøm K. The relation between behavioral problems and social competence: A correlational Meta-analysis. BMC Psychiatry, 2019, 19. https://doi.org/10.1186/s12888-019-2343-9
21. Luke B., Brown M. B., Wantman E., Forestieri N. E., Browne M. L., Fisher S. C., Yazdy M. M., Ethen M. K., Canfield M. A., Watkins S., Nichols H. B., Farland L. V., Oehninger S., Doody K. J., Eisenberg M. L., Baker V. L. The risk of birth defects with conception by ART. Human Reproduction, 2021, 36(1): 116–129. https://doi.org/10.1093/humrep/deaa272
22. Mertens J., Belva F., van Montfoort A. P. A., Regin M., Zambelli F., Seneca S., Couvreu de Deckersberg E., Bonduelle M., Tournaye H., Stouffs K., Barbé K., Smeets H. J. M., Van de Velde H., Sermon K., Blockeel C., Spits C. Children born after assisted reproduction more commonly carry a mitochondrial genotype associating with low birthweight. Nature Communications, 2024, 15. https://doi.org/10.1038/s41467-024-45446-1
23. Nijhof S. L., Vinkers C. H., van Geelen S. M., Duijff S. N., Achterberg M. E. J., van der Net J., Veltkamp R. C., Grootenhuis M. A., van de Putte E. M., Hillegers M. H. J., van der Brug A. W., Wierenga C. J., Benders M. J. N. L., Engels R. C. M. E., van der Ent C. K., Vanderschuren L. J. M. J., Lesscher H. M. B. Healthy play, better coping: The importance of play for the development of children in health and disease. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2018, 95: 421–429. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.09.024
24. Okuyama J., Seto S., Fukuda Y., Funakoshi S., Amae S., Onobe J., Izumi S., Ito K., Imamura F. Mental health and physical activity among children and adolescents during the COVID-19 pandemic. The Tohoku Journal of Experimental Medicine, 2021, 253(3): 203–215. https://doi.org/10.1620/tjem.253.203
25. Özbaran B., Köse S., Ardıç Ü. A., Erermiş S., Ergin H. K., Bildik T., Yüncü Z., Ercan E. S., Aydin C. Psychiatric evaluation of children born with assisted reproductive technologies and their mothers: A clinical study. Nöropsikiyatri Arşivi, 2013, 50(1): 59–64.
26. Parra J. M. Exploring the influence of parenting competences on children’s emotional regulation and its relationship with classroom learning: A qualitative research study. Environment and Social Psychology, 2024, 9(2). https://doi.org/10.54517/esp.v9i2.1948
27. Pettersson M. L., Bladh M., Nedstrand E., Skoog Svanberg A., Lampic C., Sydsjö G. Maternal advanced age, single parenthood, and ART increase the risk of child morbidity up to five years of age. BMC Pediatrics, 2022, 22. https://doi.org/10.1186/s12887-021-03103-2
28. Pinborg A., Wennerholm U.-B., Bergh C. Long-term outcomes for children conceived by assisted reproductive technology. Fertility and Sterility, 2023, 120(3 Pt 1): 449–456. https://doi.org/10.1016/j.fertnstert.2023.04.022
29. Pinborg A., Wennerholm U. B., Romundstad L. B., Loft A., Aittomaki K., Söderström-Anttila V., Nygren K. G., Hazekamp J., Bergh C. Why do singletons conceived after assisted reproduction technology have adverse perinatal outcome? Systematic review and meta-analysis. Human Reproduction Update, 2013, 19(2): 87–104. https://doi.org/10.1093/humupd/dms044
30. Punamäki R. L., Tiitinen A., Lindblom J., Unkila-Kallio L., Flykt M., Vänskä M., Poikkeus P., Tulppala M. Mental health and developmental outcomes for children born after ART: A comparative prospective study on child gender and treatment type. Human Reproduction, 2016, 31(1): 100–107. https://doi.org/10.1093/humrep/dev273
31. Sargisian N., Lannering B., Petzold M., Opdahl S., Gissler M., Pinborg A., Henningsen A. A.-K., Tiitinen A., Romundstad L. B., Spangmose A. L., Bergh C., Wennerholm U.-B. Cancer in children born after frozen-thawed embryo transfer: A cohort study. PLoS Medicine, 2022, 19(9). https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1004078
32. Sciuk F., Vilsmaier T., Kramer M., Langer M., Kolbinger B., Li P., Jakob A., Rogenhofer N., Dalla-Pozza R., Thaler C., Haas N. A., Oberhoffer F. S. Left ventricular diastolic function in subjects conceived through assisted reproductive technologies. Journal of Clinical Medicine, 2022, 11(23). https://doi.org/10.3390/jcm11237128
33. Şenol Y., Şenol F. B. Health promotion in preschool children. Children, 2023, 10(8): 1385. https://doi.org/10.3390/children10081385
34. Svahn M. F., Hargreave M., Nielsen T. S. S., Plessen K. J., Jensen S. M., Kjaer S. K., Jensen A. Mental disorders in childhood and young adulthood among children born to women with fertility problems. Human Reproduction, 2015, 30(9): 2129–2137. https://doi.org/10.1093/humrep/dev172
35. Valenzuela-Alcaraz B., Serafini A., Sepulveda-Martínez A., Casals G., Rodríguez-López M., Garcia-Otero L., Cruz-Lemini M., Bijnens B., Sitges M., Balasch J., Gratacós E., Crispi F. Postnatal persistence of fetal cardiovascular remodelling associated with assisted reproductive technologies: A cohort study. BJOG, 2019, 126(2): 291–298. https://doi.org/10.1111/1471-0528.15246
36. Wagenaar K., van Weissenbruch M. M., Knol D. L., Cohen-Kettenis P. T., Delemarre-van de Waal H. A., Huisman J. Behavior and socioemotional functioning in 9–18-year-old children born after in vitro fertilization. Fertility and Sterility, 2009, 92(6): 1907–1914. https://doi.org/10.1016/j.fertnstert.2008.09.026
37. Wang C. The role of physical activity promoting thinking skills and emotional behavior of preschool children. Psicologia: Reflexão e Crítica, 2022, 35. https://doi.org/10.1186/s41155-022-00223-1
38. Wang C., Johansson A. L. V., Rodriguez-Wallberg K. A., Almqvist C., Hernández-Díaz S., Oberg A. S. Assisted Reproductive techniques, ADHD, and school performance. Pediatrics, 2021, 148(1). https://doi.org/10.1542/peds.2020-033183
39. Yang L., Corpeleijn E., Hartman E. A prospective analysis of physical activity and mental health in children: The GECKO Drenthe cohort. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2023, 20. https://doi.org/10.1186/s12966-023-01506-1
40. Zhan Q. T., Pan P.-p., Xu X.-r., Lou H.-y., Lou Y.-y., Jin F. An overview of studies on psychological well-being in children born following assisted reproductive technologies. Journal of Zhejiang University SCIENCE B, 2013, 14(11): 947–960. https://doi.org/10.1631/jzus.B1300101
41. Zhu Y., Xiao C., Chen Q., Wu Q., Zhu B. Health effects of repeated victimization among school-aged adolescents in six major cities in China. Child Abuse & Neglect, 2020, 108. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104654
Рецензия
Для цитирования:
Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Силаева А.В., Терехина О.В. Особенности поведения, социального и эмоционального развития детей 5-летнего возраста, зачатых с помощью ВРТ (ЭКО). СибСкрипт. 2024;26(5):757-769. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-757-769
For citation:
Bokhan T.G., Shabalovskaya M.V., Silaeva A.V., Terekhina O.V. Behavioral, Social, and Emotional Development of Five-Year-Old Children Conceived by Assistive Reproductive Technologies (In-Vitro Fertilization). SibScript. 2024;26(5):757-769. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-757-769