Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Пациентоориентированность в контексте корпоративной культуры медицинской организации

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-795-806

Аннотация

Пациентоориентированная медицина – сравнительно новая модель планирования, осуществления и оценки медицинских услуг, которая основывается на взаимовыгодных партнерских отношениях между медицинскими работниками, пациентами и членами их семей. Существуют разные модели пациентоориентированности, однако они имеют ряд недостатков. Цель – изучить и описать пациентоориентированность в контексте корпоративной культуры медицинской организации. Проведенный теоретический анализ позволил сконструировать авторскую компонентную модель для эмпирического изучения пациентоориентированности в части корпоративной культуры, состоящую из 5 компонентов: корпоративная культура организации, отношение к пациенту, отношение к работе и профессиональный образ врача, следование этическим принципам и трудовая мотивация, что отражает научную новизну настоящего исследования. Модель была апробирована с использованием авторских методов оценки, методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана, теста для определения типа корпоративной культуры по Моутону-Блейку. Выборку составили 267 человек, имеющих медицинское образование и осуществляющих свою деятельность в государственных медицинских организациях в городах Приморского края. Выявлено, что пациентоориентированный подход в понимании медицинских специалистов Приморского края имеет обобщенный характер. В большинстве случаев это понимание сводится к навыкам общения с пациентами. Наиболее часто встречающаяся корпоративная культура – культура задачи. Она позволяет медицинским сотрудникам достигать поставленных целей за счет коллективных решений и взаимопомощи, но часто эта взаимопомощь является вынужденной из-за нехватки кадров. В дальнейшем использование этой модели позволит разрабатывать практикоориентированные психологические и организационные технологии обучения, сопровождения и коррекции проблем пациентоориентированности в медицинских организациях.

Об авторах

Татьяна Викторовна Капустина
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Scopus Author ID: 57188637910

Владивосток



Оксана Владимировна Горшкова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Владивосток



Руслан Васитович Кадыров
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Scopus Author ID: 57197806634

Владивосток



Лидия Викторовна Транковская
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия

Scopus Author ID: 56313784700

Владивосток



Анастасия Геннадьевна Худченко
Министерство здравоохранения Приморского края
Россия

Владивосток



Список литературы

1. Белявский А. Р., Павловских А. Ю., Шардин С. А., Овсянников С. В. Способ определения уровня пациенто­ориентированности персонала медицинской организации (на примере Демидовской городской больницы, г. Нижний Тагил). Уральский медицинский журнал. 2016. № 2. С. 106–111. https://elibrary.ru/voxkcj

2. Булдакова Ю. Р. Врач, пациент и модернизация здравоохранения. Медицинская антропология и биоэтика. 2013. № 1. URL: https://medanthro.ru/?page_id=1221 (accessed 10 Feb 2024). https://elibrary.ru/wxqxmd

3. Гурова О. С. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников организаций с разными типами корпоративной культуры. Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2013. № 10. С. 36–39. https://elibrary.ru/tnuhfz

4. Зайцева Н. А. Влияние типа корпоративной культуры на процесс подбора персонала: общие подходы и национальные особенности. Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. № 1. С. 158–175. https://elibrary.ru/xygvkz

5. Зубарева Н. Н. Пациентоориентированность и клиентский сервис в маркетинге здравоохранения как основа формирования лояльности потребителей медицинских услуг. Экономика устойчивого развития. 2021. № 3. С. 81–86. https://doi.org/10.37124/20799136_2021_3_47_81

6. Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с. https://elibrary.ru/qodnxz

7. Капустина Т. В. Создание и апробация методики «Способ оценки личности – 12 архетипов плюс» для диагностики индивидуально-личностных характеристик. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 1A. С. 64–75. https://elibrary.ru/xqcdtn

8. Кирик Ю. В., Капитоненко Н. А. Организация и развитие медицинской помощи на Дальнем Востоке России, по данным социологических опросов населения. Тихоокеанский медицинский журнал. 2015. № 1. С. 51–55. https://elibrary.ru/ulflit

9. Кобякова О. С., Деев И. А., Куликов Е. С., Тюфилин Д. С., Плешков М. О., Хомяков К. В., Левко А. Н., Балаганская М. А., Загромова Т. А. Медицинские сестры: факторы профессионального выгорания. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 2. С. 353–358. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-353-358

10. Курагина М. Ф., Жирнова Н. Г. Коммуникативная компетентность врача как основа пациентоориентированности. Виртуальные технологии в медицине. 2022. № 1. С. 20–25. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2022_1_1421

11. Леонова И. С., Захарова Л. Н. Субъективное благополучие как показатель качества трудовой жизни персонала старшего возраста в условиях внедрения инноваций. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 39–53. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.4.4

12. Милехин С. М., Дербенев Д. П., Орлов Д. А. Приоритетная направленность личности молодого врача на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2019a. Т. 23. № 1. С. 115–127. https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-1-115-127

13. Милехин С. М., Дербенев Д. П., Орлов Д. А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и ее медико-социальная и психологическая обусловленность. Вятский медицинский вестник. 2019b. № 3. С. 72–77. https://doi.org/10.24411/2220-7880-2019-10016

14. Перепелова О. В., Петрова И. А. Пациент-центрированность при оказании населению медицинских услуг как ценность и принцип деятельности. Менеджер здравоохранения. 2019. № 10. С. 12–17. https://elibrary.ru/apaaoa

15. Попова Е. А., Ярина Е. Г. Обоснование профилей корпоративной культуры организации предпринимательского типа. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24. С. 109–116. https://elibrary.ru/plbqpl

16. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Михайлов, 1999. 288 с.

17. Тихомиров П. В., Чирковская Е. Г. Оценка корпоративной культуры организации сотрудниками с разным типом мотивации. Образование личности. 2019. № 1. С. 59–63. https://elibrary.ru/lcejkk

18. Хальфин Р. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Ефимова А. О., Качкова О. Е. Концепция организационной модели пациент-ориентированной системы оказания медицинской помощи в условиях цифровой трансформации здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019. № 11-12. С. 50–57. https://doi.org/10.26347/1607-2502201911-12050-057

19. Шерешева М. Ю., Костанян А. А. Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2015. № 4. С. 74–114. https://elibrary.ru/vheayx

20. Derksen F., Bensing J., Lagro-Janssen A. Effectiveness of empathy in general practice: A systematic review. British Journal of General Practice, 2013, 63(606): e76–e84. https://doi.org/10.3399/bjgp13x660814

21. Ferla J., Araujo C. M., Oliveira M. H., Carnevale L. B., Berberian A. P. Patient-centered care – evidence in the context of professional health practice. Revista Brasileira de Enfermagem, 2023, 76(5). https://doi.org/10.1590/0034-7167-2022-0448

22. Ford S. Patient-centered medicine: Transforming the clinical method (2nd edition). Health Expect, 2004, 7(2): 181–182. https://doi.org/10.1111%2Fj.1369-7625.2004.00270.x

23. Hauser K., Koerfer A., Kuhr K., Albus C., Herzig S., Matthes J. Outcome-relevant effects of shared decision making. Deutsches Ärzteblatt International, 2015, 112(40): 665–671. https://doi.org/10.3238/arztebl.2015.0665

24. Louw J. M., Marcus T. S., Hugo J. F. M. Patient- or person-centred practice in medicine? – A review of concepts. African Journal of Primary Health Care & Family Medicine, 2017, 9(1). https://doi.org/10.4102/phcfm.v9i1.1455

25. McMillan S. S., Kendall E., Sav A., King M. A., Whitty J. A., Kelly F., Wheeler A. J. Patient-centered approaches to health care: A systematic review of randomized controlled trials. Medical Care Research and Review, 2013, 70(6): 567–596. https://doi.org/10.1177/1077558713496318

26. Zill J. M., Scholl I., Härter M., Dirmaier J. Which dimensions of patient-centeredness matter? – Results of a web-based expert Delphi survey. PLoS One, 2015, 10(11). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0141978


Рецензия

Для цитирования:


Капустина Т.В., Горшкова О.В., Кадыров Р.В., Транковская Л.В., Худченко А.Г. Пациентоориентированность в контексте корпоративной культуры медицинской организации. СибСкрипт. 2024;26(5):795-806. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-795-806

For citation:


Kapustina T.V., Gorshkova O.V., Kadyrov R.V., Trankovskaya L.V., Khudchenko A.G. Patient-Centered Healthare as Part of Medical Corporate Culture. SibScript. 2024;26(5):795-806. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-795-806

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)