Особенности коммуникативной компетентности будущих врачей
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-807-822
Аннотация
Эффективное взаимодействие между врачом и пациентом считается ключевым фактором, влияющим на результаты лечения и уровень удовлетворенности пациентов. Однако многие будущие врачи сталкиваются с трудностями в области коммуникации, что может приводить к негативным последствиям для всех сторон. Цель – изучить особенности коммуникативной компетентности будущих врачей в контексте современного здравоохранения. Методы: теоретический анализ научной литературы, анкетирование ординаторов первого года обучения (n = 20), анализ 40 негативных отзывов пациентов на деятельность врачей разных специальностей. Проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются будущие врачи в процессе общения с пациентами: отсутствие зрительного контакта, негативная мимика, неверная интонация и громкость голоса, некорректное расстояние между врачом и пациентом, отсутствие активного слушания, недостаточное или избыточное количество информации, отсутствие такта и уважения к пациентам. Выделены необходимые коммуникативные навыки, которые обеспечат успешное взаимодействие между врачом и пациентом, что может повысить качество оказания медицинской помощи: зрительный контакт, навыки самопрезентации, владение техниками активного слушания, коммуникация с конфликтными пациентами, сообщение плохих новостей и завершение консультации. Исследование призвано подчеркнуть важность развития коммуникативной компетентности будущих врачей для обеспечения качественной медицинской помощи и профилактики эмоционального выгорания среди медицинских работников.
Ключевые слова
Об авторе
Ирина Валерьевна ТуроваРоссия
Красноярск
Список литературы
1. Амлаев К., Кошель В., Ходжаян А. Обучение студентов эффективной коммуникации. Врач. 2017. № 4. С. 80–82. https://elibrary.ru/ypvndx
2. Бадретдинова А. И., Клименко А. С., Ахуба Л. Г., Остаев А. О., Тигай Ж. Г. Эффективность и правильность применения коммуникативных навыков в постановке диагноза стандартизированному пациенту: результаты пилотного проекта на базе Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 2. С. 102–114. https://elibrary.ru/fbcwxy
3. Бузина Т. С., Абдуллаева А. С. Теоретический анализ роли психологических факторов приверженности к лечению больных гипертонической болезнью. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12. № 1. С. 46–58. https://doi.org/10.23888/humJ202412146-58
4. Васильева Е. Ю., Томилова М. И. Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов. Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 4. С. 81–90. https://elibrary.ru/bgozki
5. Виденичкин Д. М. Психологические аспекты функциональных методов исследования онкобольных. Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 12–15. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-1-12-15
6. Воробьева О. И. Основы эффективности медицинской коммуникации. Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 7. С. 83–85. https://elibrary.ru/wwjlhx
7. Дворецкий Л. И. Ятрогения в практике интерниста. Терапевтический архив. 2019. Т. 91. № 1. С. 121–128. https://doi.org/10.26442/00403660.2019.01.000041
8. Доника А. Д., Карханин Н. П. Социологический анализ интериоризации профессиональной роли врача на додипломной стадии. Успехи современного естествознания. 2009. № 7. С. 127–129. https://elibrary.ru/kwxoyb
9. Жданова А. В. Коммуникативная компетентность у врачей в конфликтной ситуации профессиональной деятельности с пациентами. Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 1. С. 382–386. https://doi.org/10.33619/2414-2948/62/44
10. Кембель Д. В., Стоянова Е. И., Живаева Ю. В. Метод конкретных ситуаций как форма активного социально-психологического обучения студентов специальности «лечебное дело». Лечебное дело. 2020. № 4. С. 74–77. https://doi.org/10.24412/2071-5315-2020-12275
11. Ледванова Т. Ю., Коломейчук А. В. Формирование коммуникативной компетентности врача. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 2. С. 115–121. https://elibrary.ru/tolqyp
12. Майборода С. В. К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом. Молодой ученый. 2015. № 18. С. 523–527. https://elibrary.ru/ujlunb
13. Маркова А. А., Барсукова М. И. Тактика сообщения плохих новостей в профессиональном общении врача и пациента. Архивъ внутренней медицины. 2022. Т. 12. № 2. С. 136–142. https://doi.org/10.20514/2226-6704-2021-12-2-136-142
14. Павлова М. С. К вопросу о коммуникативных навыках врача-рентгенолога. Медицина и экология. 2011. № 2. С. 94–95.
15. Попов В. В., Новикова И. А. Коммуникативная компетентность клинических ординаторов в рамках врачебной консультации. Медицинская психология в России. 2019. T. 11. № 6. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2019_6_59/nomer02.php (accessed 20 Jan 2024).
16. Ремпель Е. А., Клоктунова Н. А., Буганова А. И. Учет социально-психологических особенностей современного пациента и его ожиданий как необходимая составляющая коммуникативной подготовки будущего врача. Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1. С. 186–191. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-186-191
17. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. 3-е изд. М.: ГРАНТ, 2018. 304 с. https://elibrary.ru/ymepqt
18. Скородумов А. А., Морозов Б. В. Формирование коммуникативной компетенции у будущих врачей с учетом специфики профессиональной деятельности. Известия Российской военно-медицинской академии. 2018. Т. 37. № 1. С. 58–62. https://elibrary.ru/xlvzil
19. Томилова М. И., Харькова О. А. Представления ординаторов о коммуникативных навыках врача. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1. С. 261–263. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0068
20. Турова И. В. Коммуникативная компетенция будущих врачей: отражение в профессиональных стандартах и федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Психология обучения. 2022. № 2. С. 71–79. https://elibrary.ru/lunxwb
21. Турчина Ж. Е., Турчина Т. К., Нор О. В., Шарова О. Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25449 (accessed 20 Jan 2024). https://elibrary.ru/wwvhmf
22. Фомина М. В., Масловская С. В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-4
23. Хвощ Р. Н., Макарова О. В. Факторы формирования коммуникативной компетенции будущих врачей как условие эффективного лечения пациентов. Медицинская наука и образование Урала. 2019. Т. 20. № 4. С. 171–175. https://elibrary.ru/tqlhet
24. Черемушникова И. К., Захарова И. А. Роль медицинского вузa в формировании коммуникативных навыков будущего специалиста. Лечебное дело. 2011. № 2. С. 123–126. https://elibrary.ru/nxonoh
25. Чулкова В. А., Пестерева Е. В. Коммуникативные навыки в работе врача-онколога. Вопросы онкологии. 2014. Т. 60. № 5. С. 643–646. https://www.elibrary.ru/sxtetv
26. Araújo M. M. T. de, Silva M. J. P. da, Puggina A. C. G. A comunicação não-verbal enquanto fator iatrogênico. Revista Da Escola de Enfermagem Da USP, 2007, 41(3): 419–425. https://doi.org/10.1590/s0080-62342007000300011
27. Ha J. F., Longnecker N. Doctor-patient communication: A review. The Ochsner Journal, 2010, 10(1): 38–43.
Рецензия
Для цитирования:
Турова И.В. Особенности коммуникативной компетентности будущих врачей. СибСкрипт. 2024;26(5):807-822. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-807-822
For citation:
Turova I.V. Communicative Skills in Medical Students. SibScript. 2024;26(5):807-822. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-807-822