Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Взаимосвязь представлений учителя о причинах агрессии учащихся по отношению к нему и опыта столкновения с такой агрессией

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-834-843

Аннотация

Не так много современных исследований по психологии агрессии участников образовательной среды сфокусированы на учителях как объектах агрессии со стороны учащихся. Однако само явление в последнее время становится все более распространенным и приобретает особую актуальность. Работа с причинами агрессии учащихся по отношению к учителям является одним из структурных элементов девиктимизационных программ, однако для их корректной идентификации необходимо обращение к опыту и представлениям учителей об этих причинах. Цель – рассмотреть и оценить взаимосвязи между представлениями учителей о причинах агрессии учащихся к ним и декларируемым опытом столкновения с агрессивным поведением учащихся. Для снижения размерности данных, связанных с причинами агрессивного поведения учащихся, был реализован метод главных компонент, а для оценки взаимосвязи между представлениями педагогов о причинах агрессивного поведения подростков в отношении учителей и восприятием агрессии к ним со стороны учащихся – корреляционный анализ по методу Пирсона. Выборка респондентов составила 5350 педагогов, которые проживают в девяти регионах Российской Федерации из пяти федеральных округов. Среди наиболее часто отмечаемых учителями причин агрессии учащихся по отношению к учителям отмечены неуважительное отношение родителей ученика к учителю и неблагополучная атмосфера в семье. В ходе анализа были выделены три компоненты, категоризирующие причины: причины агрессии учащихся, связанные с учителем; причины агрессии учащихся, связанные с окружением; внутриличностные причины агрессии. Все они имеют значимые корреляционные связи с утверждениями учителей об опыте столкновения с агрессией учащихся. Полученные результаты расширяют и углубляют понимание феномена агрессии учащихся, направленной на учителей, вносят вклад в представление о содержании и структуре девиктимизационных и профи лактирующих программ, которые должны быть разработаны для обеспечения безопасности и благополучия как учителей, так и учащихся.

Об авторах

Артур Александрович Реан
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Scopus Author ID: 6507072773 

Москва



Роман Геннадьевич Кузьмин
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Scopus Author ID: 57430723700

Москва



Список литературы

1. Грачева А. М., Нистратов А. А., Петренко В. Ф., Собкин В. С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа. Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123–131.

2. Дикова В. В., Зеер Э. Ф. Педагогическая агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 4. С. 78–88. https://elibrary.ru/jjyrap

3. Мудрик А. В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях. Проблемы современного образования. 2011. № 4. C. 16–21. https://elibrary.ru/orkugr

4. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3–12.

5. Реан А. А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с. https://elibrary.ru/uwfzex

6. Реан А. А., Егорова А. В., Коновалов И. А., Кузьмин Р. Г. Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столк­новения и связь с личностными факторами. Сибирский психологический журнал. 2022a. № 85. С. 118–143. https://doi.org/10.17223/17267080/85/6

7. Реан А. А., Егорова А. В., Кузьмин Р. Г. Взаимосвязь локуса контроля учителя и прямой агрессии учащихся по отношению к нему. Психология человека в образовании. 2023a. Т. 5. № 2. С. 204–223. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-204-223

8. Реан А. А., Егорова А. В., Кузьмин Р. Г., Шевченко А. О. Взаимосвязь локуса контроля учителя и непрямой агрессии учащихся по отношению к нему. Мир психологии. 2023b. № 3. С. 231–250. https://elibrary.ru/dkxedr

9. Реан А. А., Коновалов И. А., Кошелева Е. С. Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов. Интеграция образования. 2022b. Т. 26. № 4. С. 688–707. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.688-707

10. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов. Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177. https://elibrary.ru/jsiwcl

11. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу. Социология образования. Труды по социологии образования, ред. В. С. Собкин. М.: ИСО РАО, 2012. Т. XVI. Вып. XXVIII. С. 137–147. https://elibrary.ru/saoeiz

12. Фомиченко А. С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы. Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 81–93. https://elibrary.ru/qcxpbr

13. Anderman E. M., Perry A. H., Lee H. J., McMahon S. D., Astor R. A., Espelage D. L., Martinez A., Reddy L. A., Worrell F. C. School goal structures and violence against educators before and during COVID-19. Journal of School Violence, 2024, 23(4): 433–447. https://doi.org/10.1080/15388220.2024.2318703

14. Benbenishty R., Daru E. R., Astor R. A. An exploratory study of the prevalence and correlates of student maltreatment by teachers in Cameroon. International Journal of Social Welfare, 2022, 31(1): 22–32. https://doi.org/10.1111/ijsw.12475

15. Berg J. K., Cornell D. Authoritative school climate, aggression toward teachers, and teacher distress in middle school. School Psychology Quarterly, 2016, 31(1): 122–139. https://doi.org/10.1037/spq0000132

16. Chen J.-K., Astor R. A. Students’ reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 2008, 8(1): 2–17. https://doi.org/10.1080/15388220802067680

17. Espelage D., Anderman E. M., Brown V. E., Jones A., Lane K. L., McMahon S. D., Reddy L. A., Reynolds C. R. Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a national research, practice, and policy agenda. American Psychologist, 2013, 68(2): 75–87. https://doi.org/10.1037/a0031307

18. Frank T. J., Powell M. G., View J. L., Lee C., Bradley J. A., Williams A. Exploring racialized factors to understand why Black mathematics teachers consider leaving the profession. Educational Researcher, 2021, 50(6): 381–391. https://doi.org/10.3102/0013189X21994498

19. Huang F. L., Eddy C. L., Camp E. The role of the perceptions of school climate and teacher victimization by students. Journal of Interpersonal Violence, 2020, 35(23-24): 5526–5551. https://doi.org/10.1177/0886260517721898

20. Jackson J., Stevens T. Predicting teachers’ job satisfaction from student aggression toward teachers and related trauma. Contemporary School Psychology, 2023, 27(3): 479–490. https://doi.org/10.1007/s40688-022-00409-5

21. Longobardi C., Badenes-Ribera L., Fabris M. A., Martinez A., McMahon S. D. Prevalence of student violence against teachers: A meta-analysis. Psychology of Violence, 2019, 9(6): 596–610. https://doi.org/10.1037/vio0000202

22. Longobardi C., Iotti N. O., Jungert T., Settanni M. Student-teacher relationships and bullying: The role of student social status. Journal of Adolescence, 2018, 63(1): 1–10. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.12.001

23. Martinez A., McMahon S. D., Espelage D., Anderman E. M., Reddy L. A., Sanchez B. Teachers’ experiences with multiple victimization: Identifying demographic, cognitive, and contextual correlates. Journal of School Violence, 2016, 15(4): 387–405. https://doi.org/10.1080/15388220.2015.1056879

24. McMahon S. D., Martinez A., Espelage D., Rose C., Reddy L. A., Lane K., Anderman E. M., Reynolds C. R., Jones A., Brown V. Violence directed against teachers: Results from a national survey. Psychology in the Schools, 2014, 51(7): 753–766. https://doi.org/10.1002/pits.21777

25. Mooij T. Secondary school teachers’ personal and school characteristics, experience of violence and perceived violence motives. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 2011, 17(2): 227–253. https://doi.org/10.1080/13540602.2011.539803

26. Moon B., McCluskey J., Morash M. Aggression against middle and high school teachers: Duration of victimization and its negative impacts. Aggressive Behavior, 2019a, 45(5): 517–526. https://doi.org/10.1002/ab.21840

27. Moon B., Morash M., McCluskey J. Student violence directed against teachers: Victimized teachers’ reports to school officials and satisfaction with school responses. Journal of interpersonal violence, 2019b, 36(13-14): NP7264–NP7283. https://doi.org/10.1177/0886260519825883

28. Wei C., Gerberich S. G., Alexander B. H., Ryan A. D., Nachreiner N. M., Mongin S. J. Work-related violence against educators in Minnesota: Rates and risks based on hours exposed. Journal of Safety Research, 2013, 44: 73–85. https://doi.org/10.1016/j.jsr.2012.12.005

29. Winding T. N., Aust B., Andersen L. P. S. The association between pupils’ aggressive behaviour and burnout among Danish school teachers – the role of stress and social support at work. BMC Public Health, 2022, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12889-022-12606-1

30. Yang C., Jenkins L., Fredrick S. S., Chen C., Xie J.-S., Nickerson A. B. Teacher victimization by students in China: A multilevel analysis. Aggressive Behavior, 2019, 45(2): 169–180. https://doi.org/10.1002/ab.21806

31. Zinter K. E., McMahon S. D., Greeson M. R., Bare K. A comparison of general and special educators’ experiences with teacher-directed aggression and violence. Psychology in the Schools, 2024, 61(1): 380–397. https://doi.org/10.1002/pits.23058


Рецензия

Для цитирования:


Реан А.А., Кузьмин Р.Г. Взаимосвязь представлений учителя о причинах агрессии учащихся по отношению к нему и опыта столкновения с такой агрессией. СибСкрипт. 2024;26(5):834-843. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-834-843

For citation:


Rean A.A., Kuzmin R.G. Teacher-Directed Aggression: Causes Perceived vs. Aggression Experienced. SibScript. 2024;26(5):834-843. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-834-843

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)