Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
№ 4 (2006)
Скачать выпуск PDF ()

Биология

3-9 38
Аннотация

Цель работы – обследование и картирование растительности на территории Рудничного бора и оценка его биологического состояния. Поставлены следующие задачи: составить геоботанические описания различных участков соснового бора; отметить степень антропогенного влияния, нарушенное™ соснового бора; наметить рекомендации по сохранению естественного состояния Рудничного бора с учетом рекреационного воздействия. Работа выполнялась в течение 1998–2000 гг. Сделано несколько основных выводов: в растительном покрове Рудничного соснового бора выделено 12 ассоциаций, из них 8 относится к формации сосновых лесов, 3 – к формации березово-сосновых лесов и одна – к формации лиственнично- сосновых лесов; степень антропогенного влияния на фитоценозы определена по одному критерию – процентному содержанию сорных растений в ассоциации; доминантными видами в травяном покрове ассоциаций соснового бора являются: Pteridium aquilinum, Aegopodium podagraria, Brachypodium pinnatum, Aconitum septentrionale, Equisetum sylvaticum, Urtica dioica, Dactylis glomerata. В подлеске доминантными видами являются: Padus avium, Sor- bus sibirica, Crataegus sanguinea, Sambucus sibirica, Rosa majalis, Rubus idaeus, Ribes spicatum; процесс естественного возобновления в сосновых лесах является важным показателем их биологического состояния; регулируемая рекреационная деятельность в лесостепной зоне на лучших по продуктивности участках разнотравной группы сосновых лесов допускает нагрузку 10 чел./га в день при условии равномерности посещений леса.

История

10-16 27
Аннотация

В работе рассматривается образ птицы в обрядовой практике народов северной Азии. Рассмотрены птицы, обладающие различной видо-родовой принадлежностью: орел, коршун, филин, глухарь, гусь, сорока и др. В результате мы пришли к тому, что в зависимости от ситуации, в которой так или иначе задействованы эти птицы и все, что с ними связано, семантика образов варьируется. Сделан вывод, что образ птицы занимал важнейшее место в обрядовой практике народов Северной Азии, особенно в обрядах, связанных с шаманизмом. Птица являлась своего рода исходной точкой существования всего живого на Земле – творцом, демиургом; воплощением светлого начала и одновременно сосредоточением природной силы.

17-18 31
Аннотация

На фронте исключительно большое значение имело применение нового грозного оружия – «Катюша», принятого на вооружение за один день до начала Великой Отечественной войны. Вместе с организацией производства пусковых установок надо было организовать широкое производство для них реактивных снарядов. Постановлением ГКО от 25 декабря 1941 г. была намечена большая программа производства для «Катюш» реактивных снарядов М-8 и М-13 калибра 132 мм. К ее осуществлению привлекалось 8 заводов 4-го главного управления Наркомата боеприпасов и другие предприятия. Цель – описать статистику производства основных реактивных снарядов для оружия «Катюша». В результате в апреле 1942 г. завод № 605 изготовил 9798 корпусов 120-мм мин. А в июне уже 34448 штук. За 1943 г. завод выпустил снарядов М-8 только 429500 штук при плане 475 тысяч, выполнив его на 90,4 %. Мин 120-мм произвел 66000 штук – 40 % от установленного задания. Из-за нехватки стального литья вместо 615 тысяч удалось отлить лишь 341665 корпусов мин (55,6 % плана). С выполнением заданий 1944 г. по реактивным снарядам М-8 завод не справился. План по реактивным снарядам М-8 он выполнил лишь на 70,6 %. На первый квартал 1945 года план производства реактивных снарядов (изготовления и сборки) был установлен в количестве 165 тысяч штук. Выпуск мин из плана исключили. План производства реактивных снарядов М-8 на второй квартал был повышен до 175 тысяч штук, по литью мин -- оставлен на уровне 150 тысяч с отправкой 45 тысяч заводам НКВД, 75 тысяч – заводу № 8 Наркомата путей сообщения и заводу № 106 – 30 тысяч. 

Математика

19-24 31
Аннотация

Теория вейвлетов [1] имеет широкие применения в обработке одномерных сигналов и изображений. В основе этой теории лежит понятие масштабирующей функции. Для коэффициента масштабирования N = 2 теория вейвлетов развита в значительной степени. В случае N>2 также можно построить аналогичную теорию, которая позволит осуществлять разложение сигнала N фильтрами. Однако до сих пор нет достаточного числа примеров масштабирующих функций и вейвлетов, соответствующих коэффициенту N>2. В данной работе доказана N-масштабируемость В-сплайнов и приводится построение неортогональных вейвлетов на основе В-сплайнов.

24-29 24
Аннотация

В данной статье рассматриваются левоинвариантные контактные метрические структуры на пятимерной группе Гейзенберга. Среди общего шестипараметрического класса таких структур подробно рассмотрены три подкласса. Проверены условия нормальности, К-контактности. Вычислены секционные кривизны, скалярные кривизны ассоциированных метрик и квадраты норм тензоров кривизны, Риччи и тензора кручения N(1).

Педагогика

30-33 26
Аннотация

В условиях рыночных отношений, характеризующихся многообразием форм собственности, действием механизма конкуренции и государственным регулированием экономики, основным фактором стабильного получения прибыли является обеспечение конкурентоспособности выпускаемого объекта. В рамках системы высшего экономического образования таким объектом является выпускник, владеющий определенным объемом знаний и умений профессионального характера, а также обладающий высоким уровнем сформированное™ профессионально значимыми качествами. В работе описываются методы обучения, которые наиболее эффективны при изучении иностранного языка будущими экономистами. Описан механизм проведения ряда игр, направленных на формирование профессионально значимых качеств, а также такого метода, как мозговой штурм. Сделан вывод, что профессиональная подготовка будущих экономистов в процессе изучения иностранного языка происходит наиболее эффективно при вариативном использовании разнообразных методов обучения, таких как организационно-деятельностные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и индивидуальная исследовательская работа студентов.

34-37 39
Аннотация

Появилось множество методик, позволяющих адекватно подойти к изучению иностранного языка в современных условиях. В данной статье рассматриваются пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью инновационных технологий. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Сделан вывод, что использование проектного метода – это лишь часть процесса обучения, который не стоит на месте и ищет новые пути эффективного познания. В совокупности с новыми, прогрессивными методами он помогает подготовить личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации и готовую самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.

38-44 30
Аннотация

Кафедра русского языка, старейшая из факультетских кафедр, исчисляет историю своего создания с 1953 г. Цель – описать историю развития кафедры русского языка Кемеровского государственного университета. Представлен педагогический состав кафедры русского языка от истоков до наших дней. Также в статье описана работа кафедры русского языка. В течение многих лет ученые кафедры разрабатывают тему «Язык и культура Сибири», в рамках которой выделяются различные аспекты: изучение социолектов Кузбасса, исследование обыденного метаязыкового сознания, описание творческой языковой личности. В настоящее время на кафедре готовятся коллективные монографии: «Энциклопедия В. П. Астафьева» (совместно с учеными Красноярского педагогического института им. В. П. Астафьева), «Русская обыденная металингвистика» (под руководством профессора Н. Д. Голева, профессора А. Н. Ростовой), «Юрислингвистика» (руководитель профессор Н. Д. Голев).

Психология

45-48 40
Аннотация

В настоящее время проблема здоровья человека приобретает особую актуальность для разработки и изучения в силу ее комплексного характера. Необходимость изучения проблемы здоровья обусловлена самим процессом развития человека. В ходе анализа литературы нами сделано предположение, что уровень тревожности отражает состояние субъективного благополучия личности. Для его проверки нами проведено исследование. В исследовании приняли участие 92 учащихся 12–13 лет гимназии № 41 г. Кемерово (32 мальчика, 60 девочек). Полученные результаты обработаны посредством статистических процедур корреляционного анализа, кластерного анализа, факторного анализа, использованы процедуры вычисления статистически значимых различий по t-критерию Стьюдента. Это осуществлялось с использованием компьютерных программ «Statistica for Windows 200i/v.6.0.437.0», «EXCEL». Для изучения взаимосвязи между показателями проведен корреляционный анализ показателей тревожности с результатами по остальным методикам. Сделан вывод, что уровень тревожности отражает внутреннее состояние личности. Изучая уровень тревожности учащихся, психолог в образовательном учреждении получает предварительные результаты о субъективном благополучии ребенка, внутреннем критерии психологического здоровья. В дальнейшем при выделении «группы риска» необходим анализ конкретного случая каждого учащегося, а также соотнесение полученных данных о внутреннем состоянии с внешними критериями психологического здоровья детей.

48-52 33
Аннотация

Значимость общения взрослого и ребенка для формирования личностных новообразований признавалась (и признается) большинством западных и отечественных психологов. В качестве объекта исследования были выбраны старшие дошкольники ДОУ г. Белово 4,5 – 6,5 лет и их педагоги. Первая группа (контрольная) – 40 диад; вторая (экспериментальная) – 30 диад. Исследование состояло из нескольких серий. При анализе результатов подсчитывалась достоверность различий между показателями испытуемых различных групп по критерию Стьюдента. Также проведен корреляционный анализ показателей различных методик по каждой группе испытуемых с помощью критерия Пирсона. Анализ результатов осуществлялся в два этапа. На первом проводилось сравнение показателей, с одной стороны, педагогов из первой, второй групп, а с другой – старших дошкольников из тех же групп. Сделаны выводы: для испытуемых из диад экспериментальной и контрольной групп характерны следующие нарушения эмоциональной активности и общения, адекватности оценочных суждений: снижение субъективного отношения к нравственному смыслу поступков; снижение интенсивности субъективного переживания положительных эмоций, повышение интенсивности отрицательных эмоций; повышение уровня экспрессии отрицательных эмоций в общении детей и педагогов; снижение точности распознавания эмоций у другого человека по невербальной экспрессии и у партнера по диаде. В диадах контрольной группы ведущим фактором, влияющим на их общение, является недостаток положительных эмоций, а в диадах экспериментальной – усиление. Снижение точности распознавания старшими дошкольниками эмоций у педагогов носит защитный характер. Коррекция этого дефекта нежелательна, так как может ухудшить отношения педагогов и детей.

52-56 43
Аннотация

В работе рассматривается «я-эмоциональное». Обследованы дети первого класса, которые проучились лишь одну четверть, с помощью тестов «Дом – дерево – человек» и «Моя семья». С помощью рисунков определяется степень защищенности, безопасности ребенка, степень конфликтности, доверия или недоверия к себе, чувства неполноценности и депрессивности. Сделан вывод, что нейтрализация психотравмирующих ситуаций в отношениях с детьми будет способствовать формированию эмпатических способностей, которые и являются конечной целью эмоционального развития личности. Самооценка является важным компонентом эмоционального интеллекта и знание ее и коррекция у младшего школьника поможет избежать многих проблем в подростковом возрасте. Тогда чье-то страдание откликнется состраданием, а переживание – сопереживанием.

56-60 41
Аннотация

Эпоха перемен, связанная с обилием необходимых, а иногда и ненужных реформ, больно ударяет по психике людей, недостаточно гибких и не способных к перестройке своего мышления, своих стереотипов поведения. В работе рассматриваются социально-психологические аспекты дезадаптации личности в современных условиях. Определено, что необходимым условием жизнедеятельности любого человека, фактором его развития и саморазвития является положительное отношение к себе. В противном случае жизнь становится полной дискомфорта, напряжения и истощения, ведущей к самоуничтожению личности. Человек не может смириться с ярлыком «я плохой» и «у меня везде плохо». Для того чтобы преодолеть внутриличностный конфликт, нужны физические и умственные усилия. 

61-63 36
Аннотация

Самоутверждение является одной из главных потребностей подростка. И в этой связи огромное значение для молодого человека приобретает его интеллектуальная состоятельность. Целью работы стало выявление взаимосвязи между оптимизмом и успеваемостью подростков- школьников. Объектом исследования является уровень оптимизма учащихся 10-х и l1-х классов гимназии № 17 г. Кемерово. Гипотеза: предполагаем, что чем выше уровень оптимизма, тем выше учебные успехи подростков. Использованы следующие методы и методики: анализ литературы, тестирование (методики тест «Оптимизм» (М. Зелигман, 1997); «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) (адаптация теста Вандерлика)), статистическая обработка, корреляционный анализ, качественный анализ полученных данных. Сделан вывод, что оптимизм нам полезен. Научиться мыслить при неудачах более оптимистичным образом – значит обрести навык отражения депрессии. Он может также помочь нам добиваться большего и поддерживать себя в лучшей форме.

63-67 35
Аннотация

В качестве одной из ведущих личностных характеристик в отечественной психологии выделяется направленность. В работе проводится анализ подходов к изучению альтруизма. В результате определено, что направленность выступает системообразующим свойством личности, определяющим ее психологический склад. Ее объектом выступают ценности, организованные в систему, с учетом их иерархии, приоритетности относительно друг друга. «Вращивание» ценностей осуществляется по средствам механизмов: интериоризации и интернализации. Альтруистическая направленность находит свое выражение в потребности содействия, помощи, покровительстве другим людям, не рассчитывая при этом на какую-либо награду.

67-70 28
Аннотация

В работе рассматриваются приемы развития речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка. Описаны приемы, необходимые для концентрации внимания, для развития памяти. Приведены упражнения для формирования общих аудитивных навыков. Изложены общие правила выделения мнемической опоры. Сделан вывод, что успех развития речемыслительной деятельности зависит от положительной эмоциональной обстановки. Страх, беспокойство, нервное напряжение, предэкзаменационное возбуждение ведет к отрицательному восприятию, а отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный. Чем сильнее эмоции, как положительные, так и отрицательные, тем больший объем материала запоминается. Знание своих слабых и сильных сторон позволяет преодолеть стресс и способствует возникновению положительных эмоций, связанных с достижением успеха, и которые ведут к повышению эффективности речемыслительной деятельности.

Филология

70-76 30
Аннотация

Во всех исследованиях языковой категории футурума, как правило, подчеркивается ее комплексный характер. Семантика средств выражения футуральности включает несколько компонентов помимо собственно темпорального, и одним из основных осложняющих факторов является модальность. В настоящем исследовании мы рассматриваем различные частные ситуации и оттенки модальных значений, реализуемых как разновидности более общего значения гипотетичности. Мы выделяем ряд специальных ситуаций, характерных для русского или английского языка, в которых при проявлении категориальных значений футуральных форм (в частности, значений гипотетичности, потенциальности) реализуются различные оттенки, в том числе и модальные. Мы исходим из того, что при описании функционирования футуральных аналитических форм (а также других языковых единиц, относящих действие к будущему) наиболее подходящим методом является анализ высказывания в рамках когнитивного подхода. Его объяснительная сила возрастает благодаря учету в числе прочих факторов экстралингвистической составляющей, под которой понимается объем знаний коммуникантов, интенции автора высказывания (субъекта действия) и другие компоненты общей коммуникативной ситуации.

Философия

76-85 23
Аннотация

В современной философии и науке сформированы самые разнообразные представления о человеке. Цель – это проанализировать разные подходы, описывающие становление человека. Нами рассмотрены разные представления о человеке, которые описывают в своих работах ученые. Приведены основные идеи, касающиеся развития человека. Сделан вывод, что единого представления о будущем не существует. Будущее – многовариантно, значит оно – непредсказуемо, поэтому человек не может подготовиться к определенному сценарию развития событий. Человек оказывается перед необходимостью быть готовым к огромному разнообразию и чрезвычайно высокой скорости различных перемен, из-за чего подрываются устои общества, меняются ценности, забываются корни.

85-91 28
Аннотация

Для нас, людей начала XXI века, одинаково необходимы и нужны все наши культурные традиции, в том числе и та, которую можно назвать «русской философией». В работе рассмотрены черты нашего национального сознания, а также то, каким образом они представлены в идеях русской философии. Нами рассмотрены заведомо специфические – те общечеловеческие черты, которые по каким-либо причинам получали у нас гипертрофированное развитие. Мы обратились к отечественной философской классике в обеих ее формах: националистической и космополитической. Итак, в любом случае, мы можем говорить о том, что у нас в течение двух веков сложилась культурная традиция русского философствования в двух формах: националистической, партикуляристской, в виде «русской религиозной философии»; космополитической. В итоге традиция – это то, что нужно сейчас для сегодняшней злобы дня, активно востребуется и актуально используется: как в наши дни начала XXI века, когда опять, в который раз, с новой силой вспыхнули споры о национальной идентичности, «русской идее» – уже среди неославянофилов и современных западников.

Экология. Здоровье

92-97 25
Аннотация

Наряду с формированием общетеоретических представлений о здоровье «практически» здорового человека не менее важной проблемой является разработка адекватных подходов и критериев оценки состояния здоровья. Цель – констатировать необходимость учета индивидуальных особенностей при анализе здоровья студентов. Исходя из поставленной цели, выделены основные задачи: изучить неоднородность здоровья юношей в контексте адаптационного потенциала; оценить особенности состояния психофизиологических функций у лиц, занятых умственной деятельностью. Для решения поставленных задач проведены экспериментальные исследования в условиях лаборатории психофизиологии кафедры физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета. Проводили обследование юношей младших курсов дневного отделения биологического факультета Кемеровского государственного университета в возрасте 17–20 лет – всего 36 человек. Таким образом, оценка уровня индивидуального здоровья требует комплексного подхода, включающего исследования функционального состояния, реактивности организма. Оценка индивидуального здоровья позволяет изучить закономерности его развития под влиянием различных социально-экологических факторов и должна помочь найти пути оздоровления.

 

Экономика

97-100 31
Аннотация

В работе описаны особенности структурных изменений в реформируемой российской экономике, находящиеся в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности. Представлены свойства системы национальной экономики в целом и системы кредитных отношений в частности. Указаны факторы, обусловливающие взаимодействие и взаимоусиление проблем структурных преобразований подсистемы кредитных отношений и всей системы экономики. Сделан вывод, что кредитная система и российская экономика в целом обладают рядом общих качественных свойств: подчиненность кредитной системы и всей экономики страны закону включения в них общих элементов; целостность кредитной системы, которая является неотъемлемым структурным элементом национальной экономической системы, обеспечивающим ее собственную целостность; динамичность развития.

100-103 31
Аннотация

В условиях включения российской экономики в мировое торговое пространство, стратегические цели развития страны предполагают повышение конкурентоспособности и реформирование отраслевой структуры экономики, формирование эффективных общественных институтов. Цель – проанализировать структуры взаимоотношений бизнеса и власти в условиях транзитивной экономики России. Нами рассчитан коэффициент корреляции между уровнем государственной поддержки экономики отраслей и налогом на прибыль. Так же рассчитаны показатели зависимости уровня частных инвестиций от динамики показателей государственной помощи в виде предоставленных кредитов и субсидий. Кроме этого, рассчитан коэффициент корреляции между уровнем государственной поддержки экономики отраслей и налогом на прибыль. Рассчитаны показатели зависимости уровня частных инвестиций от динамики показателей государственной помощи в виде предоставленных кредитов и субсидий. В результате в целях повышения эффективности взаимоотношений бизнес власть требуется устранение неопределенностей в системе, установления единых норм и правил для всех участников процесса коммуникации, что в конечном счете способно обеспечить согласование стратегических интересов государства, бизнеса и общества, служить основой для стабильного развития отечественной экономики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)