Уровень тревожности как один из показателей психологического здоровья детей
Аннотация
В настоящее время проблема здоровья человека приобретает особую актуальность для разработки и изучения в силу ее комплексного характера. Необходимость изучения проблемы здоровья обусловлена самим процессом развития человека. В ходе анализа литературы нами сделано предположение, что уровень тревожности отражает состояние субъективного благополучия личности. Для его проверки нами проведено исследование. В исследовании приняли участие 92 учащихся 12–13 лет гимназии № 41 г. Кемерово (32 мальчика, 60 девочек). Полученные результаты обработаны посредством статистических процедур корреляционного анализа, кластерного анализа, факторного анализа, использованы процедуры вычисления статистически значимых различий по t-критерию Стьюдента. Это осуществлялось с использованием компьютерных программ «Statistica for Windows 200i/v.6.0.437.0», «EXCEL». Для изучения взаимосвязи между показателями проведен корреляционный анализ показателей тревожности с результатами по остальным методикам. Сделан вывод, что уровень тревожности отражает внутреннее состояние личности. Изучая уровень тревожности учащихся, психолог в образовательном учреждении получает предварительные результаты о субъективном благополучии ребенка, внутреннем критерии психологического здоровья. В дальнейшем при выделении «группы риска» необходим анализ конкретного случая каждого учащегося, а также соотнесение полученных данных о внутреннем состоянии с внешними критериями психологического здоровья детей.
Ключевые слова
Список литературы
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 156–166.
2. Костина Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 137–143.
3. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
4. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 215–224.
5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова М.Г. Уровень тревожности как один из показателей психологического здоровья детей. СибСкрипт. 2006;(4):45-48.