Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
Том 25, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF

Постнеклассическая методология психологических исследований

595-605 277
Аннотация

Описан прием статистической реконструкции психологических тенденций, представляющих собой проекции онтологической сущности теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство. Цель – представить операциональные возможности статистической интерпретации измерения теоретического феномена. Методологической основой понятийной интерпретации выступают общенаучные принципы системной антропологической психологии. Основными метрическими характеристиками модели теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство выступили темпоральные, операциональные, когнитивные и метакогнитивные мерности. Методами статистического анализа (корреляционный анализ, метод главных компонент, критерий каменистой осыпи, критерий Шапиро-Уилка) были зафиксированы три компонента линейных функций от теоретически выделенных и эмпирически измеренных темпоральных, операциональных, когнитивных и метакогнитивных характеристик. Эмпирически выделена компонента, описывающая взаимосвязь когнитивных и метакогнитивных процессов, включающая 6 основных метрических элементов: показатель темпорально-когнитивных стратегий решения задач переключение между задачами, динамические составляющие позиционных стратегий мотивационное самоопределение, проектирование, прогнозирование и структурные составляющие конструктного и концептуального уровней. Получено эмпирическое подтверждение продуктивности использования приемов статистической реконструкции теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство для описания психологической специфики мерностей этого пространства. Результаты показали, что способность переключаться между задачами проявляется при выраженной внутренней мотивации, способности прогнозирования результатов, проектирования собственной деятельности с учетом анализа предметно-событийной реальности и возможности создания инструментария для более успешного решения когнитивных задач. Особого внимания заслуживает полученное в процессе статистической реконструкции модели распределение объясняемой дисперсии между компонентами, которое указывает на факт преобладания операциональной составляющей (развитые навыки, усвоенные алгоритмы действий) при организации индивидуального когнитивного образовательного пространства студента и осуществлении им различной деятельности. Полученные данные подтверждают имеющиеся у преподавателей вузов наблюдения о доминировании у студентов шаблонных и стереотипных моделей поведения как в процессе обучения, так и при конструировании студентами собственного индивидуального когнитивного образовательного пространства.

Онто- и социогенетические аспекты психического развития

606-614 304
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психического и физического развития детей в возрасте 4-х лет, зачатых посредством ВРТ. Выборку составили 90 детей, зачатых посредством ВРТ, и 130 детей от спонтанной беременности. Показано отсутствие значимых отличий от контрольной группы в поведении, эмоциональном развитии, полоролевой идентичности, определенных показателях интеллектуального развития, физическом развитии, эмоциональном и поведенческом компонентах питания, рисках для здоровья зубов. У детей, зачатых посредством ВРТ, выявлены значимо более выраженные симптомы нарушений социального развития и менее развитые способности к обобщению при низком размере эффекта данных различий. Симптомы нарушений социального развития проявились в более медленном развитии речи, дефектах произношения, внимании к мелким деталям, которые не замечают взрослые, отрицательной реакции на смену режима. В связи с этим выявление ранних симптомов нарушений становится важной задачей в психолого- медико-педагогической помощи ребенку и семье. Относительно особенностей когнитивного развития установлено, что в основной эмпирической группе параметр способность к обобщению был выражен значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть объяснено особенностями темпа развития и воспитательных условий, что также требует дальнейшего исследования. Представлены особенности питания, специфичные для детей группы ВРТ. Показано наличие значимых взаимосвязей между показателями различных составляющих психического развития, между показателями психического и физического развития детей, зачатых посредством ВРТ, совпадающих и различных с контрольной группой. Отсутствие различий в остальных показателях психического развития детей и анализ данных позволяют заключить, что большинство детей обеих исследуемых групп не проявляли в своем поведении признаков гиперактивности, невнимательности, агрессивного поведения, а наоборот, характеризовались как способные к проявлению сочувствия, совместным играм, к дружбе, взаимовыручке, конструктивному решению конфликтов, характеризовались достаточным уровнем развития когнитивных способностей. У большинства детей полоролевая идентичность формировалась согласно возрастной норме. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном развитии большинства детей дошкольного возраста, зачатых посредством ВРТ, существовании групп риска неблагоприятного развития, требующих наблюдения и своевременной коррекции.

615-624 350
Аннотация

Любые виды проявления насилия приводят к нарушению психического развития, психического здоровья личности и общества в целом. У людей, переживших в детстве психическую травму, может развиваться спектр различных симптомов, которые могут проявляться в виде комплексного посттравматического стресса (КПТС). Это формирует актуальность исследования КПТС в контексте привязанности. В статье приведены результаты эмпирического исследования проявления КПТС у людей с разными типами привязанности к матери. Теоретический объект – КПТС и его критерии (симптомы), которые диагностировались посредством ряда методик. Подход к их оценке представляет научную новизну исследования. Выборка исследования: 82 человека 32–60 лет, была разделена на две группы – основную (30 человек с КПТС) и группу сравнения (52 человека без его проявлений). Выявлено, что для людей с КПТС характерны амбивалентный и дезорганизованный типы привязанности. Получены психологические портреты для людей с разными типами привязанности, которые позволили сделать вывод, что описание амбивалентного и дезорганизованного типа напоминает описание человека с КПТС. Однако результаты статистики с использованием точного критерия Фишера показали значимые различия в преобладании дезорганизованного типа у людей с КПТС и не показали такового с амбивалентным. Можно предположить, что негативный детский опыт людей с амбивалентной привязанностью не является для них достаточно травматичным, чтобы привести к последствиям в виде КПТС. Выявленный преобладающий дезорганизованный тип привязанности с описанными личностными особенностями в эмоциональной сфере и сфере межличностного взаимодействия формирует мишеневые точки для оказания психологической помощи людям с КПТС.

625-634 297
Аннотация

Исследование посвящено изучению различных аспектов качества жизни у лиц с истерическим неврозом в связи с нозологически предопределенными особенностями их социального восприятия. В условиях недостаточно глубокого и фрагментарного освоения данного проблемного поля фиксируется стремительный рост числа больных с клинически очерченным ограничением жизнедеятельности, вызывающим необходимость социальной защиты. Высокая распространенность инвалидизации среди контингента с истерическим неврозом побуждает к поиску клинико- и социально-психологических механизмов, запускающих ригидную, трудно корригируемую программу невротического истерического развития личности, и ориентирует на обнаружение рычагов терапевтического влияния для преодоления дезадаптирующих паттернов. Методы: «Опросник невротических состояний» К. К. Яхина, Д. М. Менделевича, «Опросник качества жизни ВОЗ» ВОЗ – СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, «Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных» И. Я. Гуровича, А. Б. Шмуклера, тесты «Распознавание эмоций» Н. Г. Гаранян, «Поза и жест» Н. С. Курека, «Социальный интеллект» J. P. Guilford, M. O. Sullivan в адаптации Е. С. Михайловой. Эмпирическое исследование позволило установить, что больные имеют средний уровень качества жизни в связи с необходимостью постоянного психиатрического сопровождения, проблемами самореализации в труде и выстраивании личных отношений. Отмечается умеренное снижение социального восприятия. Понимание контекста ситуаций, антиципация последствий затруднены клинической симптоматикой, препятствующей надежной концентрации внимания на перцептивных элементах. Кататимный способ мышления создает почву для неконтролируемых проекций. Больные с минимальными дефицитами социальной перцепции и интеллекта активно функционируют в обществе, имеют возможность сравнивать и критически оценивать свое положение, поэтому выражают неудовлетворенность собственным благополучием. Дефект в области социального восприятия хронифицирует невроз, происходит примирение со статусом инвалид, постепенно снижаются притязания и отмечается некритичная положительная оценка жизни. Соответственно прослеживается тесная обратная связь между изучаемыми характеристиками, требующая их учета при определении мишеней психотерапии и реабилитации.

Гендерные аспекты социально-психологических исследований

635-644 487
Аннотация

Рассмотрена проблема субъективного переживания трудной жизненной ситуации во взаимосвязи с гендерными ауто-стереотипами у девушек и женщин, имеющих различную степень выраженности мизогинных установок. На первом этапе эмпирического исследования использовались количественные методы: шкальные опросники, направленные на выявление особенностей стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, характеристик самоотношения, степени выраженности мизогинных установок; на втором – качественные: анализ свободных ассоциаций для определения структуры представлений о жизненных трудностях, типичных для женщин и мужчин; тематический анализ результатов фокус-группового исследования о предпочитаемых стратегиях совладания. Выборка исследования – 312 респонденток 18–45 лет, жительницы г. Ташкент. Результаты свидетельствуют о взаимосвязи между параметрами самоотношения и выраженностью мизогинных установок: чем выше уровень уверенности в себе, самопринятия, саморуководства и открытости в коммуникации, тем в меньшей степени проявляются ощущения своей социальной уязвимости, личностной неполноценности и чувства опасности в ряде жизненных ситуаций; чем выше уровень внутренней конфликтности представлений о себе и склонности к самообвинению, тем более выражены мизогинные установки. Ведущей характеристикой трудной жизненной ситуации остается ее связанность с полоролевой принадлежностью. Структура представлений о типичных трудных ситуациях для женщин оказалась внутренне противоречивой: на уровне ядра доминировали ассоциации о сексуальном и физическом насилии, преимущественно в семье, а на уровне периферии – о характере межличностных отношений в семейной системе. Тематический анализ результатов фокус-групп показал, что возможность использования респондентками различных копинг-стратегий в трудных ситуациях зависит от ограничений, обусловленных мизогинными установками. Сделан вывод о неоднозначной связи выраженности мизогинии как гендерного ауто-стереотипа с особенностями стратегий совладания с трудностями.

645-654 498
Аннотация

Система гендерных отношений, будучи консервативной, тем не менее претерпевает в современном обществе существенные изменения. Цель – выявить различия построения социального взаимодействия в группах людей с разным уровнем маскулинности и фемининности. Методы: авторский опросник гендерных установок; авторский опросник социального взаимодействия с людьми маскулинного и фемининного типов. Оценивались параметры взаимодействия: состязательность – поддержка, враждебность – симпатии, роль материальных – нематериальных ресурсов, сходство – различия ценностей, контроль, зависимость, частота контактов и продолжительность отношений. Проведен дисперсионный анализ ANOVA, T-test средних значений (IBM SPSS 27.0). Выборка исследования: 388 респондентов (43 % мужчин и 57 % женщин), 18–70 лет. Обнаружились отличия в оценках симпатий между людьми с разным гендерным типом, в оценках временного аспекта взаимодействия, в оценках соперничества и соревновательности, в оценках вынужденности взаимодействия, в оценках своей зависимости и зависимости партнера по взаимодействию, наличия контроля в отношениях, дружеской поддержки и взаимопомощи. Наибольшее количество статистически значимых особенностей выявлено во взаимодействии маскулинных людей с людьми фемининного типа: отмечают различия ценностей; не склонны считать их симпатичными людьми; соперничают с ними более, чем с другими; стремятся контролировать их действия; отмечают зависимость от себя; мало используют нематериальные ресурсы и др. Сделан вывод, что маскулинность и фемининность играют разную роль в организации социального взаимодействия. Влияние маскулинности более заметно с позиции субъекта взаимодействия, оно делает построение взаимодействия более избирательным. Фемининность имеет большую значимость в контексте учета особенностей партнера по взаимодействию.

Толерантность к неопределенности как актуальная проблема психологии

655-664 423
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу феномена толерантности к неопределенности в контексте постнеклассической психологии. Представлен новый ракурс рассмотрения ставшего классическим в психологии понятия толерантности / интолерантности к неопределенности, а именно его осмысления как компонента в структуре стратегий жизнеосуществления. Несмотря на то что исследования толерантности к неопределенности продолжаются уже более семидесяти лет, среди исследователей до сих пор существуют разногласия, касающиеся природы данного феномена, а эмпирические данные характеризуются противоречивостью и неоднозначностью. Многогранность и сложность феномена толерантности к неопределенности также выражается в том факте, что разные полюса спектра толерантность / интолерантность к неопределенности оказываются связаны с различными психологическими модальностями. Это дает основание предполагать, что толерантность к неопределенности может являться не только личностным образованием, но и отражать определенную стратегию взаимодействия с миром. Исходя из этого, целью данной статьи стал анализ толерантности к неопределенности как компонента в структуре стратегий жизнеосуществления. В исследовании приняли участие 73 человека в возрасте от 18 до 25 лет (7 мужчин и 66 женщин), которые заполнили следующие методики: Новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой, шкала толерантности к неопределенности Р. Нортона (MAT-50), опросник «Темпоральные модальности жизнеосуществления» (Е. В. Бредун), методика исследования устойчивости жизненного мира И. О. Логиновой. Кластерный анализ результатов позволил выделить четыре типа стратегий жизнеосуществления: неконструктивная, компенсаторная, противоречивая (парадоксальная), конструктивная (устойчивая). Сделан вывод, что стратегии жизнеосуществления характеризуются различным сочетанием устойчивости жизненного мира, темпоральных модальностей жизнеосуществления и особенностей толерантности к неопределенности. Это дает основание предположить, что диапазон стратегий жизнеосуществления не ограничивается полученными нами четырьмя типами и может включать целый спектр стратегий. Данное предположение может служить направлением для будущих исследований.

665-676 756
Аннотация

Возрастающая неопределенность современного мира ставит перед человеком особые задачи в русле психологии совладающего поведения. Мир меняется и человек меняется вместе с ним. Отношение к неопределенности, которое выражается через конструкт толерантности / интолерантности к неопределенности, является тем, что напрямую влияет на выбор копинг-стратегий, то есть на то, как будет происходить психологическая адаптация человека к условиям стресса. Цель – определить характер взаимосвязи между совладающим поведением личности молодых людей и уровнем толерантности к неопределенности. Выборка исследования: 81 человек 17–39 лет (средний возраст – 22,48 ± 5,34 лет). Результаты исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязи между совладающим поведением и толерантностью к неопределенности в случае отдельных копинг-стратегий: принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения, положительная переоценка. Приводится обоснование, когда копинг принятие ответственности теряет свою адаптивную направленность. Описаны установленные взаимосвязи уровня фрустрации и субъективного благополучия с использованием адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий. Приводится выявленная взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и фрустрацией, равно как и между толерантностью к неопределенности и субъективным благополучием. Приведена эмоциональная окраска и субъективная переносимость неопределенности респондентами на основе самоотчета.

Психолого-педагогические проблемы развития личности в норме и патологии

677-686 232
Аннотация

Представлены материалы экспериментального психолого-педагогического исследования необходимости и возможностей профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных организаций к реализации трансформирующихся функций педагогической деятельности. Цель – проанализировать психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного педагога. Задачи: выявить представления педагогов о многообразии профессионального функцио нала; определить приоритеты и затруднения в его реализации; экспериментально проверить технологические приемы, обеспечивающие продуктивность преподавательской деятельности. Методы: изучение, анализ и систематизация теоретических сведений и эмпирических данных, оценка продуктов деятельности обучающихся, психолого- педагогический эксперимент. Результаты показали, что именно субъект-субъектная парадигма, деятельностная основа, интерактивный режим, инновационный подход, имитационный характер совместной организации преподавателями (будущими, начинающими, практикующими) учебных занятий способствовали расширению их функционально-ролевого репертуара. Сделан вывод, что поступательное, последовательное, постоянное развитие педагогом своих индивидуальных способностей, социально- психологических качеств, профессионализма и компетентности способствует реализации его личностного потенциала и функционально- ролевого репертуара.

687-695 394
Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие проявление эмоционального выгорания у учителей с разными показателями самоотношения. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов в современных условиях. Увеличение указанных деструкций в педагогической среде обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны, повышением профессиональных требований к учителю со стороны государства и общества, к его психолого- педагогическим, дидактическим, методическим и цифровым компетенциям, а с другой – недостаточной социальной и материальной защищенностью, вследствие чего учителя вынуждены повышать профессиональную нагрузку, оставляя меньше времени на отдых, физическое и психоэмоциональное восстановление. Цель – исследование самоотношения как предпосылки формирования синдрома выгорания. Дизайн исследования осуществлялся с опорой на системные исследования в современной психологии; субъектно- деятельностный подход; концептуальные идеи и эмпирические результаты современных исследований эмоционального выгорания. В качестве респондентов выступили 237 учителей общеобразовательных школ в возрасте 32–40 лет (169 женщин и 68 мужчин). При выявлении показателей самоотношения использовались методика «Личностный дифференциал»; опросник В. Стефансона для изучения представлений о себе; тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для исследования эмоционального выгорания применена методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко. В качестве дополнительной методики использовалась экспертная оценка для выявления показателей работоспособности педагогов. В результате проведения эмпирического исследования было уставлено, что у педагогов с адекватно-позитивным самоотношением симптомы эмоцио нального выгорания менее выражены, а стадии зафиксированы на начальном этапе выгорания. При этом сохраняется высокая работо способность, мотивация к выполнению профессионально-педагогических обязанностей, позитивная коммуникация с коллегами и учащимися. У учителей с негативно-окрашенным фоном самоотношения отмечаются выраженные симптомы выгорания и профессиональные деструкции, снижающие качество выполнения профессиональной деятельности. В данной группе респондентов отмечается повышенная конфликтность, сниженная мотивация, недочеты в работе, прокрастинация и др. Полученные данные позволяют адаптировать имеющиеся программы психологического сопровождения педагогов с учетом полученных данных, а также использовать в индивидуальном консультировании педагогов.

Последствия пандемии covid-19 как вызовы для психологической науки и практики

696-704 293
Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей и различий когнитивного функционирования у женщин и мужчин после перенесенной нейровирусной инфекции COVID-19. Была проведена комплексная оценка копинг-поведения и смысложизненных ориентациях у 65 человек (26 мужчин и 39 женщин), перенесших COVID-19, и проанализирована связь данных показателей с когнитивным функционированием. Для оценки общего когнитивного состояния использовалась шкала MMSE, для определения сохранности самоконтроля в поведении и навыков планирования будущих действий применялся тест FAB, оценка стресс- преодолевающего (копинг) поведения проводилась с помощью опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, исследование смысловой направленности поведения проводилось с помощью теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. По результатам проведенного исследования был выявлен ряд гендерных различий в когнитивном функционировании у лиц, перенесших COVID-19. Обнаружено, что для мужчин характерным является отсутствие взаимосвязи между их стресс-преодолевающим поведением и сохранностью когнитивной сферы после перенесенного заболевания. При оценке смысложизненных ориентаций у мужчин наблюдается более низкая осмысленность своего состояния по сравнению с женщинами, а также ориентация на прошлое вместо постановки целей на будущее. У женщин обнаружена взаимосвязь между особенностями стресс- преодолевающего поведения, сохранностью когнитивной сферы и осмысленностью своего состояния. Восстановление когнитивных функций у женщин, вероятно, приводит к снижению продуктивных и непродуктивных поведенческих реакций на стрессовые ситуации, к более осмысленному определению целей на будущее и анализу прошлых событий. Данные гендерные различия в когнитивном функционировании необходимо учитывать при разработке методов психологического сопровождения и психотерапевтических программ для лиц, перенесших COVID-19.

705-714 221
Аннотация

Необходимость активного, организованного реагирования на угрозы пандемии COVID-19, введение ограничительных мер, резкое изменение формата обучения в системе образования привели к снижению психологического благополучия студентов вузов, росту тревожных и депрессивных настроений. Цель – изучить особенности психологического отношения и переживания пандемии COVID-19 и ограничительных мер студентами медицинских специальностей в контексте психо логических ресурсов и копинг-стратегий. Выделены группы испытуемых с разным отношением и переживанием пандемической ситуации, различиями в уровне психологического стресса и использовании копинг-стратегий. Подтверждена гипотеза, что высокий уровень психологического стресса и преобладание неконструктивных копинг-стратегий характерных для людей с тревожными и негативными ожиданиями в ситуации пандемии и ограничительных мер. Разработана анкета для выявления содержательных аспектов отношения испытуемых к пандемии и ковидным ограничениям. Показано, что испытуемые с выраженным психологическим стрессом, негативными и тревожными ожиданиями чаще делают ставку на избегающую стратегию совладания, переживание высокой ответственности и повышенного контроля за ситуацией с ощущением постоянного недостатка информации и низкой оценкой собственных ресурсов. Испытуемым с высоким уровнем самоэффективности характерно оптимистичное, субъектное и в большей мере реалистичное восприятие пандемической ситуации с уверенностью в собственных силах и возможностью справиться с вызовами пандемии. Испытуемым с субъектным и оптимистичным восприятием свойственен интернальный способ селекции полезной информации для снижения рисков заражения и перенесения COVID-19, когда человек верит в возможность найти корректную информацию из потока разнообразия и снизить психологический стресс.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)