Статистическая реконструкция психологических тенденций проявления набора факторов как проекций онтологической сущности теоретического конструкта
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-595-605
Аннотация
Описан прием статистической реконструкции психологических тенденций, представляющих собой проекции онтологической сущности теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство. Цель – представить операциональные возможности статистической интерпретации измерения теоретического феномена. Методологической основой понятийной интерпретации выступают общенаучные принципы системной антропологической психологии. Основными метрическими характеристиками модели теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство выступили темпоральные, операциональные, когнитивные и метакогнитивные мерности. Методами статистического анализа (корреляционный анализ, метод главных компонент, критерий каменистой осыпи, критерий Шапиро-Уилка) были зафиксированы три компонента линейных функций от теоретически выделенных и эмпирически измеренных темпоральных, операциональных, когнитивных и метакогнитивных характеристик. Эмпирически выделена компонента, описывающая взаимосвязь когнитивных и метакогнитивных процессов, включающая 6 основных метрических элементов: показатель темпорально-когнитивных стратегий решения задач переключение между задачами, динамические составляющие позиционных стратегий мотивационное самоопределение, проектирование, прогнозирование и структурные составляющие конструктного и концептуального уровней. Получено эмпирическое подтверждение продуктивности использования приемов статистической реконструкции теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство для описания психологической специфики мерностей этого пространства. Результаты показали, что способность переключаться между задачами проявляется при выраженной внутренней мотивации, способности прогнозирования результатов, проектирования собственной деятельности с учетом анализа предметно-событийной реальности и возможности создания инструментария для более успешного решения когнитивных задач. Особого внимания заслуживает полученное в процессе статистической реконструкции модели распределение объясняемой дисперсии между компонентами, которое указывает на факт преобладания операциональной составляющей (развитые навыки, усвоенные алгоритмы действий) при организации индивидуального когнитивного образовательного пространства студента и осуществлении им различной деятельности. Полученные данные подтверждают имеющиеся у преподавателей вузов наблюдения о доминировании у студентов шаблонных и стереотипных моделей поведения как в процессе обучения, так и при конструировании студентами собственного индивидуального когнитивного образовательного пространства.
Ключевые слова
Об авторах
Дмитрий Юрьевич БаланевРоссия
Томск, Scopus Author ID: 56458995500
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Элеонора Анатольевна Щеглова
Россия
Томск, Scopus Author ID: 57219055423
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Екатерина Валерьевна Бредун
Россия
Томск, Scopus Author ID: 57219055556
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Пётр Романович Тютюнников
Россия
Томск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути. Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 165–200. [https://www.elibrary.ru/yteamp
2. Баланев Д. Ю. Экспериментальные и исследовательские приемы реконструкции перцептивного пространства человека. In: Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Баланев Д. Ю. Приемы и методы психологической реконструкции жизненного мира человека: постнеклассический ракурс. Томск: ТГУ, 2016. С. 131–167. https://www.elibrary.ru/tyhowz
3. Баланев Д. Ю., Кабрин В. И., Лукьянов О. В., Краснорядцева О. М., Щеглова Э. А., Бредун Е. В. Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования. Томск: ТГУ, 2022a. 234 с.
4. Баланев Д. Ю., Тютюнников П. Р., Кох Д. А. Сенсомоторная активность как фактор развития когнитивного ресурса. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022b. Т. 24. № 6. С. 752–759. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-752-759
5. Березина Т. Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы. Современное образование. 2019. № 3. С. 29–43. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.3.29191
6. Бредун Е. В., Куликов И. А. Диагностические маркеры темпорально-когнитивных стратегий решения жизненных задач. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 25–26 ноября 2021 г.) Петрозаводск: Версо, 2022. С. 66–74. https://www.elibrary.ru/ytgtcz
7. Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. Диагностические возможности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления». Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174–190. https://doi.org/10.17223/17267080/82/10
8. Волохова В. И., Кошенова М. И., Шабанов Д. М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2020. № 4. С. 75–90. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.4.7
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 487 с.
10. Иванова С. В. Формирование «человека познающего» как актуальная задача образования. Ценности и смыслы. 2021. № 1. С. 44–49. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-1-44-49
11. Кабрин В. И. Коммуникативная психосемантика когнитивно-ноэтического развития личности. Сибирский психологический журнал. 2022. № 85. С. 51‒71. https://doi.org/10.17223/17267080/85/3
12. Кабрин В. И. Холистическая модель когнитивно-ноэтического развития личности. Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 6–27. https://doi.org/10.17223/17267081/81/1
13. Карадже Т. В. Темпоральность как динамическая характеристика изменений социальной системы. Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 2. С. 130–143. https://doi.org/10.31862/2500-2988-2022-13-2-130-143
14. Касторнова В. А. Некоторые подходы к определению образовательного пространства. Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 43–48. https://www.elibrary.ru/snjvip
15. Каширина О. В., Филюшкина Д. В. Приоритетные потребности и формирование нового типа мышления молодежи поколения Z как цивилизационного субъекта, устремленного в будущее. Общество: философия, история, культура. 2021. № 7. С. 13–18. https://doi.org/10.24158/fik.2021.7.1
16. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с. https://www.elibrary.ru/qxpeuv
17. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат. Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20. https://doi.org/10.17223/17267080/56/2
18. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности». Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151–154. https://www.elibrary.ru/nbinyz
19. Кофейникова Ю. Л., Николаева Е. С., Суховершина Ю. В. Метакогнитивные особенности студентов с полезависимыми и поленезависимыми когнитивными стилями. Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 103–116. https://www.elibrary.ru/xuxqnv
20. Краснорядцева О. М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста. Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 165–168. https://www.elibrary.ru/khnqdz
21. Краснорядцева О. М., Бредун Е. В., Кабрин В. И., Щеглова Э. А. Реконструкция темпоральных индикаторов индивидуального процесса решения когнитивной задачи. Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: Всерос. психол. форум. (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2022. Т. 1. С. 458–462. https://www. elibrary.ru/alzkmt
22. Курицын А. А., Чистопольская А. В. Роль моторного компонента в процессе решения инсайтных задач. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 645–657. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-645-657
23. Ластовенко Д. В. Особенности саморегуляционных и метакогнитивных характеристик студентов инженерных специальностей ракетно-космической отрасли. Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1. URL: https://mir-nauki.com/48PSMN121.html (accessed 10 Apr 2023). https://www.elibrary.ru/rjcvmv
24. Лукьянов О. В. Готовность быть. Введение в транстемпоральную психологию. М.: Смысл, 2009. 231 с. https://www.elibrary.ru/qxxqkl
25. Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: ТГУ, 2008. 212 с. https://www. elibrary.ru/rutwal
26. Макаров И. Н., Кутузова А. Б. Влияние моторной тренировки на процесс разделения чанков в инсайтных задачах. PSYВышка: Междунар. науч. конф. (Москва, 31 октября – 2 ноября 2019 г.) М.: ВШЭ, 2020. С. 145–147. https://www.elibrary.ru/vbeqqo
27. Мартьянова Г. Ю. Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации. Психолог. 2020. № 1. С. 34–43. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.1.32180
28. Панюкова Ю. Г. Психологическая репрезентация антропогенной пространственно-предметной среды повседневной жизни: теоретическая модель. Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. С. 140–146. https://doi.org/10.24158/spp.2020.12.26
29. Сибиряков И. В. Феномен когниции в научном дискурсе. Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6. С. 85–88. https://www.elibrary.ru/snjbqr
30. Anders R., Oravecz Z., Alario F.-X. Improved information pooling for hierarchical cognitive models through multiple and covaried regression. Behavior Research Methods, 2018, 50: 989–1010. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0921-7
31. Gärdenfors P. From sensations to concepts: A proposal for two learning processes. Review of Philosophy and Psychology, 2019, 10(3): 441–464. https://doi.org/10.1007/s13164-017-0379-7
32. Gibson B. S., Healey M. K., Schor D., Gondoli D. M. Space and time in the similarity structure of memory. Psychonomic Bulletin & Review, 2021, 28: 2003–2011. https://doi.org/10.3758/s13423-021-01940-x
33. Sáringer S., Fehér Á., Sáry G., Kaposvári P. Online measurement of learning temporal statistical structure in categorization tasks. Memory & Cognition, 2022, 50(7): 1530–1545. https://doi.org/10.3758/s13421-022-01302-5
34. Schneegans S., Schöner G. 13 – Dynamic field theory as a framework for understanding embodied cognition. Handbook of Cognitive Science, eds. Calvo P., Gomila A. San Diego: Elsevier, 2008, 241–271. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-046616-3.00013-X
35. Simchy-Gross R., Margulis E. H. Expectation, information processing, and subjective duration. Attention, Perception, & Psychophysics, 2018, 80(1): 275–291. https://doi.org/10.3758/s13414-017-1432-4
36. Tausen B. M. Thinking about time: identifying prospective temporal illusions and their consequences. Cognitive Research: Principles and Implications, 2022, 7. https://doi.org/10.1186/s41235-022-00368-8
37. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable, individual-difference metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, 77(6): 1271–1288. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.77.6.1271
Рецензия
Для цитирования:
Баланев Д.Ю., Щеглова Э.А., Бредун Е.В., Тютюнников П.Р. Статистическая реконструкция психологических тенденций проявления набора факторов как проекций онтологической сущности теоретического конструкта. СибСкрипт. 2023;25(5):595-605. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-595-605
For citation:
Balanev D.Yu., Shcheglova E.A., Bredun E.V., Tyutyunnikov P.R. Set of Factors Projected as Ontological Essence of Theoretical Construct: Statistical Reconstruction of Psychological Tendencies. SibScript. 2023;25(5):595-605. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-595-605