Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными показателями самоотношения
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-687-695
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие проявление эмоционального выгорания у учителей с разными показателями самоотношения. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов в современных условиях. Увеличение указанных деструкций в педагогической среде обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны, повышением профессиональных требований к учителю со стороны государства и общества, к его психолого- педагогическим, дидактическим, методическим и цифровым компетенциям, а с другой – недостаточной социальной и материальной защищенностью, вследствие чего учителя вынуждены повышать профессиональную нагрузку, оставляя меньше времени на отдых, физическое и психоэмоциональное восстановление. Цель – исследование самоотношения как предпосылки формирования синдрома выгорания. Дизайн исследования осуществлялся с опорой на системные исследования в современной психологии; субъектно- деятельностный подход; концептуальные идеи и эмпирические результаты современных исследований эмоционального выгорания. В качестве респондентов выступили 237 учителей общеобразовательных школ в возрасте 32–40 лет (169 женщин и 68 мужчин). При выявлении показателей самоотношения использовались методика «Личностный дифференциал»; опросник В. Стефансона для изучения представлений о себе; тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для исследования эмоционального выгорания применена методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко. В качестве дополнительной методики использовалась экспертная оценка для выявления показателей работоспособности педагогов. В результате проведения эмпирического исследования было уставлено, что у педагогов с адекватно-позитивным самоотношением симптомы эмоцио нального выгорания менее выражены, а стадии зафиксированы на начальном этапе выгорания. При этом сохраняется высокая работо способность, мотивация к выполнению профессионально-педагогических обязанностей, позитивная коммуникация с коллегами и учащимися. У учителей с негативно-окрашенным фоном самоотношения отмечаются выраженные симптомы выгорания и профессиональные деструкции, снижающие качество выполнения профессиональной деятельности. В данной группе респондентов отмечается повышенная конфликтность, сниженная мотивация, недочеты в работе, прокрастинация и др. Полученные данные позволяют адаптировать имеющиеся программы психологического сопровождения педагогов с учетом полученных данных, а также использовать в индивидуальном консультировании педагогов.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Иванович КудиновРоссия
Москва, Scopus Author ID: 15058961200
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Ирина Викторовна Седова
Россия
Тольятти
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Артем Сергеевич Абушик
Россия
Тольятти
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Речь, 2003. 87 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд, доп. и перераб. М.: Питер, 2004. 473 с. https://www.elibrary.ru/qxhuiz
3. Богданова О. А. Роль деформации социального статуса учителя в динамике синдрома профессионального выгорания. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 171–173. https://www.elibrary.ru/pqkvjx
4. Вачков И. В., Савенкова М. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг- стратегий. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. № 3. С. 84–95. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.07
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 c. https://elibrary.ru/qxsisv
6. Давыдова Н. И. Взаимосвязь копинг-стратегий и профессиональной деформации педагогов. Психолого- педагогические исследования в современном образовании: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19–20 апреля 2018 г.) М.: РУДН, 2018. С. 346–351. https://elibrary.ru/bizyxc
7. Евстафьева С. А., Попогребская И. В., Немахова Е. В., Амитина О. В., Володина Т. В., Котова И. Е., Станкевич А. В., Чуева Л. М., Кушнерёва Г. Ю. Эмоциональное выгорание педагога. Педагогическое мастерство: VIII Междунар. науч. конф. (Москва, 20–23 июня 2016 г.) М.: Буки-Веди, 2016. С. 84–86. https://elibrary.ru/wcvcah
8. Илюхин А. Г. Факторы эмоционального выгорания в учебной деятельности старших школьников. Психолого- педагогический журнал Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 4. С. 106–113. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-106-113
9. Камаревцева И. В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы. Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 2. С. 51–60. https://elibrary.ru/smgtjp
10. Караваева Т. А., Кухтенко Ю. А., Макаров В. В., Яковлев А. В. Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости и распространенности синдрома выгорания у специалистов в области психического здоровья. Наркология. 2019. Т. 18. № 8. С. 60–68. https://doi.org/10.25557/1682-8313.2019.08.60-68
11. Карягина Т. Д., Кухтова Н. В., Олифирович Н. И., Шермазанян Л. Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов. Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 39–58. https://doi.org/10.17759/cpp.2017250203
12. Ключевская И. С. Проблема профессионального выгорания сотрудников организаций в современных условиях. Вестник Академии управления и производства. 2022. № 4. С. 233–242. https://elibrary.ru/cogsjq
13. Кошкарова Н. И. Особенности выраженности синдрома эмоционального выгорания и копинг-стратегий юношей и девушек г. Тюмени. Современные вопросы биомедицины. 2023. Т. 7. № 1. https://doi.org/10.51871/2588-0500_2023_07_01_13
14. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Давыдова Н. И. Профессиональная самореализация педагогов на разных стадиях эмоционального выгорания. М.: Перо, 2022. 222 с. https://elibrary.ru/ikjxoq
15. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Седова И. В. Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 26–41. https://elibrary.ru/vsapup
16. Кухтенко Ю. А. Коррекция эмоционального (профессионального) «выгорания» у врачей, занятых в сфере психического здоровья. Психическое здоровье. 2016. Т. 14. № 7. С. 67–72. https://www.elibrary.ru/wgieef
17. Лапина И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия. Молодой ученый. 2016. № 29. С. 331–334. https://elibrary.ru/xifffn
18. Личностный дифференциал, сост. Е. Ф. Бажин, A. M. Эткинд. Л.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1983. 24 с.
19. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. Психотерапия. 2003. № 11. С. 2–11.
20. Матюшкина Е. Я., Рой А. П., Рахманина А. А., Холмогорова А. Б. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 39–49https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090104
21. Медведская Е. И., Шерягина Е. В. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов. Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 59–74. https://doi.org/10.17759/cpp.2017250204
22. Пантилеев С. Р., Столин В. В. Тест-опросник самоотношения. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы, ред. А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988. С. 123–130.
23. Рыбина Е. А., Торопова А. И., Семененко А. И., Ротанова В. А., Куденкова Н. А. Эмоциональное выгорание современного педагога: причины и стадии. Психология, социология и педагогика. 2022. № 1. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/07/8668 (accessed 20 Apr 2023). https://elibrary.ru/ruipfy
24. Седова И. В. Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 72–76. https://elibrary.ru/rxwgqz
25. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84–89.
26. Хазиева Э. Д. Проблема эмоционального выгорания у педагогов. Academic research in educational sciences. 2022. Т. 3. № 2. С. 848–856.
27. Чердымова Е. И., Чернышова Е. Л., Мачнев В. Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара: Самарский ун-т, 2019. 124 с. https://www.elibrary.ru/vumupt
28. Ahola K., Hakanen J., Perhoniemi R., Mutanen P. Relationship between burnout and depressive symptoms: A study using the person-centred approach. Burnout Research, 2014, 1(1): 29–37. https://doi.org/10.1016/j.burn.2014.03.003
29. Bianchi R., Truchot D., Laurent E., Brisson R., Schonfeld I. S. Is burnout solely job related? A critical comment. Scandinavian Journal of Psychology, 2014, 55(4): 357–361. https://doi.org/10.1111/sjop.12119
30. Burisch М. Approaches to personality inventory construction: A comparison of merits. American Psychologist, 1984, 39(3): 214–227. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003-066X.39.3.214
31. Freudenberger H. J. Staff burnout. Journal of Social Issues, 1974, 30(1): 159–165. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
32. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour, 1981, 2(2): 99–113. https://doi.org/10.1002/job.4030020205
33. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout. Annual Review of Psychology, 2001, 52: 397–422. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.397
34. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: Summary and future research. Human Relations, 1982, 35(4): 283–305. https://doi.org/10.1177/001872678203500402
35. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. NY: Free Press, 1988, 257.
36. Schaufeli W. B., van Dierendonck D. The construct validity of two burnout measures. Journal of Organizational Behavior, 1993, 14(7): 631–647.
37. Stephenson W. The study of behavior: Q-technique and its methodology. Chicago: University of Chicago Press, 1953, 376.
Рецензия
Для цитирования:
Кудинов С.И., Седова И.В., Абушик А.С. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными показателями самоотношения. СибСкрипт. 2023;25(5):687-695. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-687-695
For citation:
Kudinov S.I., Sedova I.V., Abushik A.S. Emotional Burnout in School Teachers with Different Self-Attitude Indicators. SibScript. 2023;25(5):687-695. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-687-695