Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста, рожденных с помощью ВРТ

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей психического и физического развития детей в возрасте 4-х лет, зачатых посредством ВРТ. Выборку составили 90 детей, зачатых посредством ВРТ, и 130 детей от спонтанной беременности. Показано отсутствие значимых отличий от контрольной группы в поведении, эмоциональном развитии, полоролевой идентичности, определенных показателях интеллектуального развития, физическом развитии, эмоциональном и поведенческом компонентах питания, рисках для здоровья зубов. У детей, зачатых посредством ВРТ, выявлены значимо более выраженные симптомы нарушений социального развития и менее развитые способности к обобщению при низком размере эффекта данных различий. Симптомы нарушений социального развития проявились в более медленном развитии речи, дефектах произношения, внимании к мелким деталям, которые не замечают взрослые, отрицательной реакции на смену режима. В связи с этим выявление ранних симптомов нарушений становится важной задачей в психолого- медико-педагогической помощи ребенку и семье. Относительно особенностей когнитивного развития установлено, что в основной эмпирической группе параметр способность к обобщению был выражен значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть объяснено особенностями темпа развития и воспитательных условий, что также требует дальнейшего исследования. Представлены особенности питания, специфичные для детей группы ВРТ. Показано наличие значимых взаимосвязей между показателями различных составляющих психического развития, между показателями психического и физического развития детей, зачатых посредством ВРТ, совпадающих и различных с контрольной группой. Отсутствие различий в остальных показателях психического развития детей и анализ данных позволяют заключить, что большинство детей обеих исследуемых групп не проявляли в своем поведении признаков гиперактивности, невнимательности, агрессивного поведения, а наоборот, характеризовались как способные к проявлению сочувствия, совместным играм, к дружбе, взаимовыручке, конструктивному решению конфликтов, характеризовались достаточным уровнем развития когнитивных способностей. У большинства детей полоролевая идентичность формировалась согласно возрастной норме. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном развитии большинства детей дошкольного возраста, зачатых посредством ВРТ, существовании групп риска неблагоприятного развития, требующих наблюдения и своевременной коррекции.

Об авторах

Татьяна Геннадьевна Бохан
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск Scopus Author ID: 56820133000


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Анна Владимировна Силаева
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск Scopus Author ID: 57207571308


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Светлана Борисовна Лещинская
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск Scopus Author ID: 57204199403


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Ольга Владимировна Терехина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск Scopus Author ID: 57194090204


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Бохан Т. Г., Силаева А. В., Терехина О. В., Шабаловская М. В., Лещинская С. Б., Гайфулина Ж. Ф. Влияние здоровья матери на психическое развитие и здоровье детей, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения, в лонгитюде. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2022. Т. 13. № 4. С. 407–420. https://doi.org/10.34883/PI.2022.13.4.010

2. Головей Л. А., Савенышева С. С., Энгельгардт Е. Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 18–32. https://doi.org/10.17759/sps.2016070302

3. Кешишян Е. С., Царегородцев А. Д., Зиборова М. И. Состояние здоровья и развитие детей, рожденных после экстракорпорального оплодотворения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014. Т. 59. № 5. С. 15–25. https://www.elibrary.ru/swmgzb

4. Силаева А. В. Здоровье матери как фактор психического развития и здоровья детей, рожденных посредством экстракорпорального оплодотворения: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2021. 205 с. https://www.elibrary.ru/wqipsn

5. Соловьева Е. В. Дети, зачатые посредством ЭКО: особенности психического развития. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 1. С. 261–272. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060129

6. Al-Hathlol K., Al-Obaid O. M., Al-Gholaiqa T. S., Al-Hathlol B., Abdulaal A. E., Al-Hajress R. I., Al-Joufi F. A., Al-Hassan N. F., Al-Otaibi A. G. School performance and long-term outcomes of very preterm children conceived via in vitro fertilization. JBRA Assisted Reproduction, 2020, 24(1): 61–65. https://doi.org/10.5935/1518-0557.20190063

7. Barbuscia A., Myrskylä M., Goisis A. The psychosocial health of children born after medically assisted reproduction: Evidence from the UK Millennium Cohort Study. SSM – Population Health, 2019, 7. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2019.100355

8. Berntsen S., Söderström-Anttila V., Wennerholm U. B., Laivuori H., Loft A., Oldereid N. B., Romundstad L. B., Bergh C., Pinborg A. The health of children conceived by ART: 'the chicken or the egg?'. Human Reproduction Update, 2019, 25(2): 137–158. https://doi.org/10.1093/humupd/dmz001

9. Carson C., Kurinczuk J. J., Sacker A., Kelly Y., Klemetti R., Redshaw M., Quigley M. A. Cognitive development following ART: effect of choice of comparison group, confounding and mediating factors. Human Reproduction, 2010, 25(1): 244–252. https://doi.org/10.1093/humrep/dep344

10. Côté S. M., Larose M.-P., Geoffroy M. C., Laurin J., Vitaro F., Tremblay R. E., Ouellet-Morin I. Testing the impact of a social skill training versus waiting list control group for the reduction of disruptive behaviors and stress among preschool children in child care: the study protocol for a cluster randomized trial. BMC psychology, 2017, 5(1). https://doi.org/10.1186/s40359-017-0197-9

11. Djuwantono T., Aviani J. K., Permadi W., Achmad T. H., Halim D. Risk of neurodevelopmental disorders in children born from different ART treatments: a systematic review and meta-analysis. Journal of Neurodevelopmental Disorders, 2020, 12. https://doi.org/10.1186/s11689-020-09347-w

12. Fauser B. C., Devroey P., Diedrich K., Balaban B., Bonduelle M., Delemarre-van de Waal H. A., Estella C., Ezcurra D., Geraedts J. P. M., Howles C. M., Lerner-Geva L., Serna J., Wells D. Health outcomes of children born after IVF/ICSI: a review of current expert opinion and literature. Reproductive BioMedicine Online, 2014, 28(2): 162–182. https://doi.org/10.1016/j.rbmo.2013.10.013

13. Golombok S., Rust G. The Pre-School Activities Inventory: A standardized assessment of gender role in children. Psychological Assessment, 1993, 5(2): 131–136.

14. Goodman R. The Strengths and Difficulties Questionnaire: a research note. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1997, 38(5): 581–586. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1997.tb01545.x

15. Hart R., Norman R. J. The longer-term health outcomes for children born as a result of IVF treatment: Part I – General health outcomes. Human Reproduction Update, 2013a, 19(3): 232–243. https://doi.org/10.1093/humupd/dms062

16. Hart R., Norman R. J. The longer-term health outcomes for children born as a result of IVF treatment: Part II – Mental health and development outcomes. Human Reproduction Update, 2013b, 19(3): 244–250. https://doi.org/10.1093/humupd/dmt002

17. Heijligers M., Verheijden L. M. M., Jonkman L. M., van der Sangen M., Meijer-Hoogeveen M., Arens Y., van der Hoeven M. A., de Die-Smulders C. E. M. The cognitive and socio-emotional development of 5-year-old children born after PGD. Human Reproduction, 2018, 33(11): 2150–2157. https://doi.org/10.1093/humrep/dey302

18. Hvidtjørn D., Grove J., Schendel D., Schieve L. A., Sværke C., Ernst E., Thorsen P. Risk of autism spectrum disorders in children born after assisted conception: a population-based follow-up study. Journal of Epidemiology and Community Health, 2011, 65(6): 497–502. https://doi.org/10.1136/jech.2009.093823

19. Meijerink A. M., Ramos L., Janssen A. J. W. M., Maas-van Schaaijk N. M., Meissner A., Repping S., Mochtar M. H., Braat D. D. M., Fleischer K. Behavioral, cognitive, and motor performance and physical development of five-year-old children who were born after intracytoplasmic sperm injection with the use of testicular sperm. Fertility and sterility, 2016, 106(7): 1673–1682. https://doi.org/10.1016/j.fertnstert.2016.09.011

20. Oliver B. R., Dale P., Saudino K., Petrill S., Pike A., Plomin R. The validity of a parent-based assessment of cognitive abilities in three-year olds. Early Child Development and Care, 2002, 172(4): 337–348. https://doi.org/10.1080/03004430212713

21. Petrill S. A., Pike A., Price T., Plomin R. Chaos in the home and socioeconomic status are associated with cognitive development in early childhood: Environmental mediators identified in a genetic design. Intelligence, 2004, 32(5): 445–460. https://doi.org/10.1016/j.intell.2004.06.010

22. Rumbold A. R., Moore V. M., Whitrow M. J., Oswald T. K., Moran L. J., Fernandez R. C., Barnhart K. T., Davies M. J. The impact of specific fertility treatments on cognitive development in childhood and adolescence: A systematic review. Human Reproduction, 2017, 32(7): 1489–1507. https://doi.org/10.1093/humrep/dex085

23. Xing L.-F., Qu F., Qian Y.-L., Zhang F.-H., Zhu Y.-M., Xu X.-F. The social adaptation of children born after ICSI compared with IVF conceived children: A study from China. Journal of Obstetrics and Gynaecology, 2011, 31(8): 751–753. https://doi.org/10.3109/01443615.2011.606937

24. Zachor D. A., Ben Itzchak E. Assisted reproductive technology and risk for autism spectrum disorder. Research in Developmental Disabilities, 2011, 32(6): 2950–2956. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2011.05.007


Рецензия

Для цитирования:


Бохан Т.Г., Силаева А.В., Лещинская С.Б., Терехина О.В. Особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста, рожденных с помощью ВРТ. СибСкрипт. 2023;25(5):606-614. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614

For citation:


Bokhan T.G., Silaeva A.V., Leshchinskaia S.B., Terekhina O.V. Mental and Physical Development of Preschool Children Born After Assisted Reproduction. SibScript. 2023;25(5):606-614. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614

Просмотров: 312


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)