Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
Том 26, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОБЪЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ

323-334 167
Аннотация

Рассмотрены особенности правового статуса и государственной охраны объектов археологического наследия как специфических объектов недвижимого имущества. Особое внимание уделено государственному кадастровому учету памятников археологии и их территорий, его роли в организации государственной охраны таких объектов. Проведен анализ состояния нормативной правовой базы государственной охраны археологического наследия, регулирующей вопросы государственного кадастрового учета объектов культурного наследия и связанных с ним мероприятий государственной охраны, таких как обременение (ограничение) прав собственности на земельный участок, в границах которого располагается памятник археологии, запрет на опубликование ряда сведений об объектах культурного наследия при ведении единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Рассмотрен опыт Кемеровской области – Кузбасса и других регионов по взаимодействию в Росреестром и Роскадастром при внесении сведений о памятниках археологии и их территориях в Единый государственный реестр недвижимости. Сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования государственного кадастрового учета в отношении объектов археологического наследия, а также необходимости переоценки действенности запрета опубликования сведений о местонахождении археологических объектов в современных условиях.

335-344 146
Аннотация

Цель исследования – установить размерные соотношения, которыми непосредственно руководствовались мастера-литейщики в своей практической деятельности. В качестве исходной выборки были использованы находки ушковых отливок с территории Обь-Иртышского междуречья. Ориентиром для разметки негатива наконечника копья служила длина пера, которая определяла длину втулки в соотношении 2 : 1. Это же соотношение демонстрируют наибольший и наименьший диаметры втулки. После выведения контуров втулки на негативе литейной формы размечалась максимальная ширина пера. Условные точки этого параметра приходились на середину длины наконечника. Центральная нервюра соответствует длине пера, а окончания боковых нервюр приходятся на точки максимального расширения пера. На расстоянии, равном диаметру втулки, в сторону лезвия размечались верхний край ушка и верхняя «линия» пояска. Реконструированную систему можно определить как размерный стандарт. Необходимую прочность конструкции обеспечивал крюк под пером. Он препятствовал глубокому погружению пера и предотвращал нагрузку на излом по линии соединения пера и втулки. Модификации связаны с изменением позиции вилки в конструкции наконечников. Для сейминско-турбинских топоров-кельтов, вероятно, использовалось соотношение высоты изделия и ширины лезвия 2 : 1. При разметке сквозного ушка учитывалась длина втулки изделия. Первоначально размечался край ушка на расстоянии, равном половине длины устья втулки. Затем в сторону устья моделировалось само ушко. У самусьско-кижировских изделий ушко моделировалось не к устью втулки, а в противоположном направлении – к лезвию. Одноушковая конструкция отливок, вероятно, была изначальной. Двуушковые изделия появились в результате ее модификации. Итогом конструктивных поисков стало изготовление наконечников копий и кельтов с «глухими» ушками.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

345-361 181
Аннотация

В настоящее время актуальным представляется формирование репрезентативной источниковой базы по истории военно-подготовительных учебных заведений Азиатской России на протяжении XIX – первой четверти XXI в. Цель – выявить сложный и противоречивый процесс основания Оренбургского Неплюевского военного училища, растянувшийся на всю первую четверть XIX в. Работа подготовлена на основе широкой источниковой базы: в ряде случаев впервые введенных в научный оборот документах, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного исторического архива, а также опубликованных источниках. Исследование реализовано с методологической позиции системного подхода с применением общенаучных и специальных исторических методов: историко-хронологического, историко-генетического, историко-сравнительного, метода структурно-функционального анализа. Охарактеризована процедура создания учебного заведения, уточнены причины, предпосылки и механизм его открытия, определен вклад оренбургских военных губернаторов в этот процесс. Выявлен первый штатный состав учебного заведения. Представлен первый набор его воспитанников: уникальность учреждения определял его интернациональный характер – в него были приняты в том числе сыновья среднеазиатской знати. Уточнена структура финансового обеспечения училища. Особое внимание уделено содержанию учебного процесса, определению его особенностей: преподавание восточных и европейских языков составляло одну из главных задач обучения. Специфику образования определяли задачи, стоявшие перед учреждением: подготовка не только офицеров для иррегулярных казачьих войск, но и переводчиков для Оренбургской пограничной комиссии как органа международных отношений России с тюркскими народами Средней Азии. Доказано, что основание учебного заведения сыграло важнейшую роль как в просвещении инородческого населения региона, так и в формировании его национальной интеллигенции, а посредством этого – в закреплении российского влияния в Средне-Азиатском регионе. Сделан вывод о значении открытия учреждения как значимом шаге на пути развития Российской империи в качестве евразийской державы. Определено, что Оренбургское военное училище стало точкой опоры становления военного образования во всей азиатской части государства, заложило основы формирования кадрового офицерского, чиновного и учительского корпуса Азиатской России.

362-378 142
Аннотация

Статья посвящена истории исследований социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. Актуальность исследования обусловлена: 1) недостаточной изученностью исследуемого вопроса в отечественной историографии, а также квалитативной и квантитативной неравномерностью источников, посвященных анализу статуса чиновников в сфере образования; 2) отсутствием инструментария, выявляющего взаимовлияние социально-правового статуса чиновников и развитие системы образования, неопределенностью методологических и аксиологических позиций, в рамках которых рассматривалась проблема. Цель исследования – определить степень изученности социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. в исторической науке и на этой основе обозначить направления научных исследований в имперской, советской и российской научной литературе. Исследование опирается на принципы объективности, историзма и системности. Историографический анализ основан на проблемно-хронологическом принципе. Обзор работ в зависимости от хронологических рамок, методологических подходов и вопроса сферы исследования разделен на три периода: дореволюционный (1874–1917 гг.), советский (1917 – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х гг. – настоящее время). Результат работы состоит: 1) в определении вклада исследователей в изучение истории системы образования Российской империи; 2) в анализе роли как дореволюционных работ, так и исследований советского и постсоветского периодов, рассматривающих систему образования именно Западной Сибири; 3) в раскрытии взглядов ученых на проблему формирования социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа; 4) в выявлении методологических позиций, с помощью которых авторы исследовали проблему.

НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ: СОЦИАЛЬНЫЕ, ДУХОВНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ 1917 – 1920-Х ГГ.

379-388 231
Аннотация

Одним из наименее исследованных сюжетов Гражданской войны до настоящего времени остаются события, связанные с борьбой коренного населения Туркестана против советской власти, более известные под названием басмаческое движение. Вплоть до распада Советского Союза официальные трактовки причин, определивших зарождение басмачества, факторов, влиявших на формирование его социальной базы и массовость, строились на постулатах борьбы местной родоплеменной аристократии, нарождавшейся буржуазии и имамата за сохранение своего статуса, экономического положения и привилегий. Однако после распада СССР и обретения бывшими советскими среднеазиатскими республиками полного суверенитета прежние оценки и характеристики басмачества претерпели в работах исследователей этих республик, а отчасти и в публикациях российских историков, существенные изменения. Теперь басмачество чаще всего рассматривается как форма национально-освободительного движения коренных народов Туркестана, как борьба против мероприятий советской власти, направленных на ломку сложившихся здесь традиций, обычаев, экономического уклада. В предлагаемой статье автор ставит своей целью показать, что развернувшаяся в последние десятилетия критика существовавших характеристик и оценок басмаческого движения не может претендовать на новизну. В исследовании утверждается, что уже в период активной борьбы с басмачеством целый ряд высокопоставленных партийных и советских деятелей, а также представителей командного состава Красной армии открыто заявляли, что причины его зарождения и массовости лежат в допущенных советскими и партийными органами ошибках в области внутренней политики в регионе, в непонимании существующих здесь особенностей жизненного уклада, конфессиональных устоев и традиций. Эти выводы сделаны автором на основе анализа вновь выявленных в центральных архивах России источников, ряда опубликованных монографий и работ мемуарного характера.

389-403 162
Аннотация

Алтайский округ обладал колоссальными запасами полезных ископаемых, древесного и минерального топлива, а потому имел критически важное значение в условиях Гражданской войны. В статье рассматривается процесс административно-территориального раздела бывшего Алтайского округа после Февральской революции. На основе неопубликованных документов центрального и региональных архивов, а также материалов периодической печати автор впервые реконструирует процесс распада алтайского хозяйственно-территориального комплекса в 1917–1919 гг. В основу работы положена модернизационная парадигма, применяются историко-генетический и историко-системный методы. В работе показано, как в течение 1917–1919 гг. происходило уменьшение территории земельно-лесного и горнозаводского хозяйства бывшего Алтайского округа. Автор отмечает, что разработка первых планов раздела Алтайского округа относится к осени 1917 г., но сам процесс передачи лесничеств и арендных районов в ведение соседних губернских учреждений начался весной 1918 г. и был завершен только к концу 1919 г. К этому времени в ведение соседних управлений земледелия и государственных имуществ перешла треть административно-хозяйственных единиц бывшего кабинетского округа, были уменьшены границы Алтайского горного округа. Сделан вывод, что несмотря на неоднократную смену власти в регионе, в целом процесс распада алтайского хозяйственно-территориального комплекса характеризуется общей преемственностью курса разных правительств на сокращение подведомственного пространства, стремлением к сближению хозяйственных и административных границ губерний. Однако неоднократная смена власти, широкомасштабное партизанское движение и аграрные беспорядки на территории региона значительно увеличили длительность данного процесса. Основным импульсом преобразовательной деятельности оставалась местная инициатива, административный аппарат центрального правительства в должной мере не был осведомлен о реальной ситуации на местах.

404-414 151
Аннотация

Статья посвящена проблеме шаманства и его месту в повседневной жизни населения Якутии в 1920-е гг. Раскрывается информационный потенциал периодической печати как ценного источника для изучения региональной истории, в данном случае истории Якутии в первое послереволюционное десятилетие, чем определяется актуальность и новизна исследования. Цель – выявить особенности бытования шаманства на территории Якутской АССР в 1920-е гг. Впервые в практике изучения якутского шаманизма как социально-культурного феномена осуществлен комплексный анализ региональной прессы – публикаций газеты «Автономная Якутия». Работа построена на принципах историко-антропологической методологии, использован комплексный подход с применением системного, историко-сравнительного и контент-аналитического методов. Материалы периодической печати содержат сведения об особенностях поведения шаманов, отношении к ним населения, трудностях и успехах в борьбе с данным явлением. Письма, поступавшие в редакцию, отразили во множестве черты обыденности якутов, их отношение к традиционным верованиям и мероприятиям советской модернизации. При анализе газетных заметок представляют интерес как данные, предоставленные селькорами, так и письма медицинских работников, а также обращения самих шаманов с открытым обличением их прежнего ремесла. Результаты способствуют углублению научных представлений о природе якутского шаманства и особенностях его исторического развития, служат расширению источниковой базы в области региональной повседневности. Выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования якутского шаманства в ХХ в. и методологического освоения региональной прессы как источника по истории повседневности.

ИЗ ИСТОРИИ СССР

415-428 131
Аннотация

С переходом общества на постиндустриальную фазу развития происходит повышение роли и значения науки и образования, в этих условиях важно учитывать опыт прошлого. Во второй половине ХХ в. Красноярский край проходил двойной переход. С одной стороны, он переживал очередной виток индустриальной модернизации, с другой – под влияниями различных факторов превращался из ресурсной периферии в развитый полупериферийный район советской экономической системы. Важным элементом обоих переходов выступало развитие местной системы подготовки кадров науки и высшей школы. До 1949 г. в Красноярском крае отсутствовала собственная база подготовки аспирантов. Цель данной статьи – реконструкция динамики развития системы аспирантской подготовки в 1949–1988 гг. Выбранные хронологические рамки обусловлены первым набором аспирантов в крае и одними из последних наборов, осуществленных в Советскую эпоху. С начала 1950-х гг. здесь происходит формирование новых вузов и научных учреждений с собственной программой подготовки высших кадров науки. Фактически ранее не делалось попыток дать комплексный анализ количественных характеристик подготовки аспирантов в регионе. Методологической основой исследования выступает симбиоз адаптированного мир-системного подхода и модернизационной теории, позволивший проанализировать значения количественных изменений в системе аспирантуры края за сорокалетний период в рамках процессов развития самого региона. Экономические нужды и народно-хозяйственный профиль Красноярского края в условиях позднеиндустриальной модернизации потребовали роста количества научных кадров, обеспечивающих попытки перехода на интенсивный путь развития. В результате материалы показали, что с 1949 г. до конца 1960-х гг. рост числа аспирантов в крае превысил 9000 %, после чего дальнейшие показатели набора и выпуска стабилизировались. Одновременно с этим происходили изменения и самой системы подготовки, росло число специальностей. Набор направлений подготовки и их пропорции в первую очередь были обусловлены планами хозяйственного освоения региона. Достижение пиковых показателей численности аспирантов совпадало с завершением формирования новой индустриальной базы хозяйственного освоения и развития региона. Край из периферии превращался в полупериферию экономической системы СССР. Развитие системы аспирантуры Красноярского края в рассматриваемые годы было отражением экономического профиля региона. Наибольшую долю в разрезе специальностей подготовки аспирантуры составляли точные и естественные науки. Более трети от всех прошедших в Красноярском крае аспирантов готовились по техническим специальностям, следом шли физико-математические и сельскохозяйственные науки. Рост численности подготовки по этим направлениям продолжался вплоть до конца 1960-х гг., после чего динамика их численности начала даже несколько падать на фоне роста численности аспирантов по социально ориентированным наукам. Это в свою очередь было отражением изменений в экономическом и социальном развитии Красноярского края.

429-440 214
Аннотация

В работе показана эволюция историографических подходов к изучению проблемы эвакуации населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в отечественной историографии. Применены метод периодизации и проблемно-хронологический метод. Выделены основные этапы изучения темы эвакуации гражданского населения: 1) 1941–1955 гг.; 2) 1956–1990 гг.; 3) 1991 г. – настоящее время. В рамках первого этапа главной проблемой для объективного изучения темы являлась закрытость источниковых баз, агитационная и пропагандистская направленность написанной литературы. Второй этап характеризуется выделением проблемы эвакуации гражданского населения в отдельную тему для исследования, однако сдерживающим элементом для комплексного изучения являлась идеологическая составляющая. Отличительной чертой третьего этапа можно обозначить введение в оборот новых архивных документов, что способствовало появлению новых исследований, посвященных актуальным аспектам эвакуационного процесса. На основании анализа литературы в выбранные этапы были выделены три основных исторических подхода к изучению проблемы: экономический, социальный, демографический. Основная часть исследований является частью экономического подхода, поскольку эвакуация населения рассматривается через призму перебазирования промышленности на территорию Западной Сибири. Работы социального и демографического характера не составляют большинства исследований, однако именно в них на первый план выходят вопросы приема и размещения, трудоустройства, медицинского обслуживания населения, а также социальный состав и численность эвакуированных граждан. Однако многие аспекты эвакуационного процесса до сих пор остаются малоисследованными. Для дальнейшего комплексного изучения работы сибирского тыла и вклада региона в победу в Великой Отечественной войне необходимо обратить пристальное внимание на отдельные аспекты проблемы эвакуации населения в качестве перспектив настоящего исследования: стихийная (неорганизованная) эвакуация; ошибки и просчеты в организации данного процесса; обустройство и проживание эвакограждан на местах; их роль в экономике региона; влияние процесса эвакуации на социальную и культурную сферу Западной Сибири.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

441-458 140
Аннотация

Геополитические особенности положения Российской Федерации диктуют приоритетные направления потенциального взаимовыгодного сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское – одно из них. Все более значимым игроком на мировой информационной арене является Индия, с которой России предстоит выстраивать обновленные и гарантированно безопасные линии сотрудничества. Данная работа является частью задуманной серии публикаций и выполнена с целью исследования системы информационной безопасности Индии и ее особенностей. Цель – определить контуры, очертания системы информационной безопасности, созданной государством и соответствующими структурами Индии за последние десятилетия. В ходе исследования описаны этапы формирования концепции информационной безопасности Индии, выявлены механизмы, обеспечивающие информационную безопасность страны, исследованы механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность страны, описаны инструменты, обеспечивающие безопасность Индии в сфере защиты баз данных в глобальном информационном пространстве. Данное исследование предоставляет полную картину поэтапного выстраивания структуры информационной безопасности Индии в различных сферах и отраслях. По последовательности их учреждения и вступления в силу были затронуты все основные действующие и разрабатываемые механизмы обеспечения защиты каждого сектора киберпространства страны. Детально описаны их функции и цели: различного рода нормативно-правовые акты (от свода правил до национальных доктрин) или органы по регулированию описываемой сферы информационной безопасности. Представлен целостный взгляд на развитие концепции информационной безопасности страны по ее внешним пределам с концентрацией на хронологическом повествовании о каждой стадии ее формирования. Информация изложена с конкретным разделением всех основных ныне присутствующих в стране механизмов на отдельные группы.

459-470 156
Аннотация

В статье рассмотрен бессарабский вопрос в контексте реализации проекта воссоздания Великой Румынии после окончания Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Представлены результаты исследования политики румынизации полиэтничного населения Бессарабии в 1918–1919 гг. Распад Австро-Венгерской, Российской и Османской империй сопровождался «перекройкой» границ в Европе и созданием новых национальных государств. В результате возникла проблема национальных меньшинств, их гражданского и политического равноправия, а также права пользования родным языком и другими национальными правами. Румыния в 1918 г. оккупировала часть территории, входившей с 1812 г. в состав Российской империи – Бессарабию, население которой было полиэтничным. Кроме молдаван, которым придавалось значение ядра румынской нации, здесь проживали русские, украинцы, русины, немцы, евреи, поляки, болгары, гагаузы и др. Румынские власти начали ускоренный процесс инкорпорации территории Бессарабии в пространство Королевства Румынии, интеграции ее населения в формирующуюся румынскую политическую нацию, не дожидаясь признания новых границ международными договорами. Цель – выявить, проанализировать и охарактеризовать методы, которыми проводилась румынизация населения Бессарабии. Исследование выполнено на основе архивных документов, которые были опубликованы в 1940 г. в журнале «Красный архив», но не привлекли еще внимания ученых. Авторы использовали принципы историзма и объективности, методы анализа и синтеза, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Исследование показало, что в процессе форсированной румынизации, направленной на искоренение русского влияния, особое значение придавалось ликвидации системы земств и выборных органов местного самоуправления, языковой и образовательной политике. Насильственные методы включения языковых, этнических и религиозных меньшинств в новое государство вызывали активное противодействие с их стороны.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СЕРЕДИНА XX В. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

471-480 124
Аннотация

Проблема решения задачи первоначального знакомства солдат армии США с культурой освобождаемой американской армией Франции представляется весьма актуальной в условиях продолжающегося усиления контактов между носителями различных культур в разнообразных формах и в современном мире, в том числе в ходе и после завершения военных конфликтов. Новизна исследования заключается в анализе путеводителей, созданных для служивших во Франции американских солдат, в качестве источника информации по процессу знакомства рядовых американцев с французской культурой. Цель работы – выявить в американских путеводителях по освобождаемой в конце Второй мировой войны Франции сюжеты, информация о которых была необходима американским солдатам для более комфортного нахождения в стране, в том числе о возможностях отдыха (культурного и развлекательного времяпрепровождения). Читатель путеводителей получал информацию по истории и современному состоянию Франции, о взаимоотношениях французов с американцами и немцами, особенно в ходе мировых войн. В результате определены основные причины составления путеводителей, заключавшиеся в необходимости более успешной адаптации военнослужащих к нахождению в другой стране. Установлен круг лиц, задействованных в процессе создания путеводителей – в основном это были деятели американской культуры, сотрудничавшие в годы войны с вооруженными силами. Прослежена эволюция данных документов от попытки дать американским солдатам первоначальные знания о жизни французов к решению проблем, возникших уже после прибытия американцев во Францию. Сделан вывод о значении данных путеводителей для активизации интереса американцев к французской культуре.

481-491 246
Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики экспертных подходов при принятии решения о вводе войск и в ходе войны в Афганистане. В качестве источников привлечены рассекреченные документы ЦРУ, опубликованные Архивом национальной безопасности США, и стенограммы заседаний Политбюро ЦК КПСС, с которых в 1990–2000 гг. был снят гриф секретности. Комплекс привлеченных источников позволяет выявить круг субъектов, показать методы и определить роль политической экспертизы в ходе развития войны в Афганистане. Советский подход исходил из доверия к экспертной оценке лишь ряда ведомственных структур, изначально встроенных в систему принятия политических решений. Экспертная поддержка оказалась краткосрочной и была призвана обеспечить систему мер для реализации политического курса, что говорит о подчиненном положении экспертных структур политическому руководству. Американский подход, напротив, судя по рассекреченным документам ЦРУ, исходил из анализа социологических факторов развития событий, что позволило на первоначальном этапе выявить спектр сил и субъектов, которым могла быть оказана помощь. По мере установления связей с оппозиционными силами стали прорабатываться маршруты и способы поставки вооружений. Экспертные подходы советской стороны усиливали ошибочность и непоследовательность проводимой советской политики, а американские оценки объективно способствовали разжиганию войны внутри Афганистана.

492-502 162
Аннотация

В настоящее время возрастает конкуренция за абитуриентов как со стороны национальных вузов Таджикистана, так и университетов из Европы, США, Турции, Южной Кореи и других стран. В этой связи представляется актуальным оценить текущие основания для образовательного сотрудничества Таджикистана с Россией. Цель – оценить перспективы экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан. Задачи исследования включают характеристику особенностей и препятствий для развития системы высшего образования Таджикистана, оценку потенциала образовательного сотрудничества с Россией для преодоления обозначенных трудностей. В результате исследования сделан вывод, что система высшего образования Таджикистана испытывает влияние неблагоприятных внутренних факторов: консервативности государства, роста населения, нехватки ресурсов, коррупции, клановости. Образовательное сотрудничество с Россией может быть одним из доступных ресурсов поддержки системы высшего образования Таджикистана. Особенностями экспорта российских образовательных услуг в Таджикистан являются: опора на позиции русского языка в Таджикистане; доминирование такого способа предоставления высшего образования, как привлечение иностранных студентов непосредственно в Россию при наличии филиалов российских вузов в стране; укрепление позиций российского образования в стране в последние годы. Экспорт российских образовательных услуг в Таджикистан помогает решать задачи обеспечения доступности и качества высшего образования для населения. Однако он также отчасти способствует дальнейшей консервации системы высшего образования Таджикистана.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)