Социально-правовой статус административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. (историографический аспект)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-362-378
Аннотация
Статья посвящена истории исследований социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. Актуальность исследования обусловлена: 1) недостаточной изученностью исследуемого вопроса в отечественной историографии, а также квалитативной и квантитативной неравномерностью источников, посвященных анализу статуса чиновников в сфере образования; 2) отсутствием инструментария, выявляющего взаимовлияние социально-правового статуса чиновников и развитие системы образования, неопределенностью методологических и аксиологических позиций, в рамках которых рассматривалась проблема. Цель исследования – определить степень изученности социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. в исторической науке и на этой основе обозначить направления научных исследований в имперской, советской и российской научной литературе. Исследование опирается на принципы объективности, историзма и системности. Историографический анализ основан на проблемно-хронологическом принципе. Обзор работ в зависимости от хронологических рамок, методологических подходов и вопроса сферы исследования разделен на три периода: дореволюционный (1874–1917 гг.), советский (1917 – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х гг. – настоящее время). Результат работы состоит: 1) в определении вклада исследователей в изучение истории системы образования Российской империи; 2) в анализе роли как дореволюционных работ, так и исследований советского и постсоветского периодов, рассматривающих систему образования именно Западной Сибири; 3) в раскрытии взглядов ученых на проблему формирования социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа; 4) в выявлении методологических позиций, с помощью которых авторы исследовали проблему.
Об авторе
К. З. РагимоваРоссия
Рагимова Камила Зейдулаховна.
Кемерово
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Авроров П. П., Попов М. Ф. Краткий исторический очерк Императорского Томского университета за первые 25 лет его существования (1888–1913) Томск: Типо-лит. Сибирск. Т-ва Печатн. дела, 1917. 544 с.
2. Блинов А. В. Кузбасс в образовательном пространстве Западно-Сибирского учебного округа (1885–1917 гг.). СибСкрипт. 2023a. Т. 25. № 3. С. 357–366. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-3-357-366
3. Блинов А. В. Модели управления учебными заведениями министерства народного просвещения на территории Западной Сибири (1802–1917). Кемерово: ИНТ, 2018a. 208 с. https://www.elibrary.ru/xsydet
4. Блинов А. В. Первый состав института инспекторов народных училищ Западно-Сибирского учебного округа. Актуальные вопросы истории Сибири: 14 научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина. (Барнаул, 6–7 октября 2023 г.) Барнаул: Азбука, 2023b. С. 44–47. https://www.elibrary.ru/iqawhe
5. Блинов А. В. Профессиональный фактор в повседневности чиновников Западно-Сибирского учебного округа (1885–1917). Гуманитарный вектор. 2021a. Т. 16. № 3. С. 79–89. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2021-16-3-79-89
6. Блинов А. В. Реформирование Западно-Сибирского учебного округа в рамках проекта 1913 года. Современная научная мысль. 2018b. № 3. С. 24–30. https://www.elibrary.ru/xqolit
7. Блинов А. В. Становление коллегиальной формы общественно-государственного попечительства в образовательном пространстве Западно-Сибирского учебного округа (1885–1917). Актуальные вопросы истории Сибири: 13 научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина. (Барнаул, 7–8 октября 2021 г.) Барнаул: АлтГУ, 2021b. С. 65–70. https://www.elibrary.ru/bloybc
8. Богуславский М. В. Взаимодействие власти и общества в проведении образовательных реформ XIX–ХХ вв. Образование и общество. 2008. № 5. С. 9–18. https://www.elibrary.ru/leyhlh
9. Богуславский М. В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст). Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 33–44. https://www.elibrary.ru/npvofl
10. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX–ХХ вв. как глобальный проект. Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5–22. https://www.elibrary.ru/jwtasv
11. Ващенко А. А., Шилина Е. В. Развитие и реформирование образования в России X–XIX вв. Волгоград: ПринТерра, 2006. 240 с. https://www.elibrary.ru/qvpozx
12. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз, 1959. 320 с.
13. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России XVIII века. Ч. 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины II). СПб.: Тип. Г. В. Фальк, 1874. 325 с.
14. Гапонов А. С. Чиновничество Сибири XIX в. в исследованиях советских ученых в период с октября 1917 г. до середины 50-х гг. XX в. Исторические исследования в Сибири: проблемы, и перспективы: III регион. молодеж. науч. конф. (Новосибирск, 19–21 августа 2009 г.) Новосибирск: ИИ СО РАН, 2009. С. 114–119.
15. Дамешек Л. М., Мамкина И. Н. Государственная гражданская служба в Сибири: закон и практика (XVIII – начало XX в.). Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2021a. Т. 38. С. 4–20. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2021.38.4
16. Дамешек Л. М., Мамкина И. Н. Сибирь в системе имперского законодательства XVIII – начала XX века: закон и практика. Чита: ЗабГУ, 2021b. 278 с. https://www.elibrary.ru/llbqiy
17. Дарчиева С. В. Государственная дума и вопросы высшего образования в России (1906–1917 годы). Научный диалог. 2023. Т. 12. № 6. С. 364–382. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-6-364-382
18. Дегальцева Е. А. В. М. Флоринский в Сибири: сатрап и патриот. Актуальные вопросы истории Сибири: 6 научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. (Барнаул, 5–6 октября 2007 г.) Барнаул: АлтГУ, 2007. Ч. 1. С. 221–227.
19. Евреинов В. А. Гражданское чиновничество в России: исторический очерк. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1887. 87 с.
20. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. 288 с. https://www.elibrary.ru/zttwjp
21. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. Политическая реакция 80-х – начала 90-х годов. М.: Мысль, 1970. 442 с. https://www.elibrary.ru/ztggvr
22. Зайченко П. А. Томский государственный университет имени В. В. Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет (1880–1955). Томск: ТГУ, 1960. 478 с.
23. Захарко К. И. Положение преподавателя Санкт-Петербургского университета в системе российского чиновничества в первой половине XIX в. Вопросы истории. 2020. № 9. С. 102–115. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202009Statyi08
24. Зубов В. Е. Особенности организации материального обеспечения служебной деятельности чиновников в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX в.). Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313. С. 66–71. https://www.elibrary.ru/juysax
25. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М.: АН СССР; ИИ СССР, 1991. 392 с. https://www.elibrary.ru/pxnrmj
26. Иванов А. Е. Первая русская революция и профессура высших учебных заведений. Вопросы социально-экономического развития и революционного движения в России, отв. ред. А. В. Ушаков. М., 1977. Вып. 48. С. 102–126. https://www.elibrary.ru/mvzdzk
27. Иванов А. Е. Российские университеты и русско-японская война. Проблемы отечественной истории, отв. ред. А. М. Анфимов. М.: АН СССР; ИИ СССР, 1973. Ч. 1. С. 268–282. https://www.elibrary.ru/zearkd
28. Иванов А. Е. Университетская политика самодержавия в конце XIX – начале XX вв. Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и СССР, ред. Н. П. Ерошкин. М., 1979. С. 48–59. https://www.elibrary.ru/asodny
29. Иванов А. Е. Университеты России в 1905 г. Исторические записки. 1976. Т. 88. С. 114–149. https://www.elibrary.ru/thlqvz
30. Иванов А. Е. Управление высшей школой России в конце XIX – начале XX в. Историографические и исторические проблемы русской культуры, отв. ред. Л. Н. Пушкарев. М.: ИИ СССР, 1983. С. 169–202. https://www.elibrary.ru/xmokei
31. Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. – 1917 г. М.: Наука, 1994. 195 с. https://www.elibrary.ru/rgmhkr
32. Иванов С. Б. Воспоминания В. М. Флоринского как источник по истории открытия Императорского Томского университета. Документ в системе социальных коммуникаций: III Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Томск, 25–26 октября 2007 г.) Томск: ТГУ, 2008. С. 239–243. https://www.elibrary.ru/cianke
33. Карнович Е. П. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1897. 127 с.
34. Качин Н. А. В. М. Флоринский: в поисках сибирской модели «классического университета». Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 6. С. 11–18. https://doi.org/10.17223/19988613/38/2
35. Климов А. Ю. Этапы развития законопроектной деятельности Министерства народного просвещения России в сфере присуждения ученых степеней (1814–1864 гг.). Философия социальных коммуникаций. 2023. № 2. С. 23–27. https://www.elibrary.ru/ziqfji
36. Кобыльсков В. А. Образовательные традиции в дореволюционной России в начале ХХ в. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 3. С. 46–50. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2020-3-46-50
37. Козырев A. B. Народное образование в России во второй половине XIX века. Ставрополь, 1948. 23 с.
38. Коркунов Н. М. Центральная администрация. In: Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1903. С. 346–413.
39. Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1910. 26 с.
40. Кричевский Г. Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России. История СССР. 1985. № 2. С. 141–153.
41. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Исторические основы системы российского высшего образования. In: Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: ВШЭ, 2021. С. 25–89.
42. Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. 2-е изд. СПб., 1910. 25 с.
43. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль, 1971. 366 с.
44. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 гг. М.: Мысль, 1981. 283 с.
45. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск: ТГУ, 1998. 580 с. https://www.elibrary.ru/ynzbyq
46. Мамкина И. Н. Женщины на службе в ведомстве Министерства народного просвещения. Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2023. Т. 46. С. 21–28. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2023.46.21
47. Мамкина И. Н. Особенности управления учебными заведениями Восточной Сибири в первой половине ХIX в. Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2022a. Т. 40. С. 22–31. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2022.40.22
48. Мамкина И. Н. Правовое регулирование пенсионного обеспечения служащих Министерства народного просвещения в XIX – начале ХХ вв. Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 61–63. https://www.elibrary.ru/vtynmf
49. Мамкина И. Н. Становление и развитие государственного образования в Восточной Сибири в первой половине XIX в. Гуманитарные науки в Сибири. 2022b. Т. 29. № 2. С. 60–67. https://doi.org/10.15372/H5520220208
50. Мамкина И. Н., Блинов А. Б. Региональные модели управления образованием в императорской России: сибирский вариант. Чита: ЗабГУ, 2020. 280 с. https://www.elibrary.ru/tzpjyl
51. Медведев М. А., Мендрина Г. И., Бова П. А., Рипп Г. Х., Иванов Б. В., Новицкий В. В., Пекарский В. В., Рыжов А. И. Томский медицинский институт, 1888–1988: сто лет со дня основания. Новосибирск: НГУ, 1992. 206 с. https://www.elibrary.ru/sipiqj
52. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 2. Искусство, школа, просвещение. М.: Прогресс; Культура, 1994. 496 с.
53. Некрылов С. А. Томский университет – первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. – 1919 г.). Томск: ТГУ, 2010a. Т. 1. 514 с. https://www.elibrary.ru/rutuot
54. Некрылов С. А. Томский университет – первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. – 1919 г.). Томск: ТГУ, 2010b. Т. 2. 598 с. https://www.elibrary.ru/rutupd
55. Нелидов Н. К. Понятие государственной службы и его различные определения. In: Нелидов Н. К. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль: Тип. Губ. зем. управы, 1874. С. 1–49.
56. Овчинников А. В. Вопросы народного образования в Государственной думе второго созыва. Педагогика. 1997. № 5. С. 93–98.
57. Овчинников А. В. Государственное регулирование в сфере образования. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX – начала ХХ вв. М.: ИТОиП РАО, 2002. С. 45–107.
58. Овчинников А. В. Народное просвещение в годы правления Николая I. Педагогика. 2003. № 5. С. 61–67 https://www.elibrary.ru/zwwuev
59. Овчинников А. В. Народное просвещение и Государственная дума. Образование и общество. 2006. № 4. С. 96–103.
60. Овчинников А. В. Образовательное право в дореволюционной России. Образование и общество. 2010. № 6. С. 87–91. https://www.elibrary.ru/ocoiuv
61. Овчинников А. В. Политико-правовой процесс в российском образовании XIX–ХХ века. М., 2009. 258 с. https://www.elibrary.ru/wchbmp
62. Овчинников А. В. Реформирование школы в царствование Александра II. Педагогика. 2005. № 5. С. 79–86. https://www.elibrary.ru/ncmdat
63. Профессорско-преподавательский корпус российских университетов 1884–1917 гг.: исследования и документы, ред. М. В. Грибовский, С. Ф. Фоминых. Томск: ТГУ, 2012. 368 с. https://www.elibrary.ru/studiv
64. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. Т. 1. 680 с.
65. Рождественский С. В. Учебные округи. In: Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802–1902. СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. C. 608–610.
66. Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Преподавательская корпорация 1884–1916 гг.: основные черты и проблемы коллективной биографии. Профессорско-преподавательский корпус российских университетов 1884–1917 гг.: исследования и документы, ред. М. В. Грибовский, С. Ф. Фоминых. Томск: ТГУ, 2012. С. 35–51. https://www.elibrary.ru/studmr
67. Савельева В. Г. Дворянско-клерикальная реакция и провал проекта всеобщего образования в России. XXVII Герценовские чтения: науч. конф. (Ленинград, 1–30 апреля 1975 г.) Л.: Наука, 1975. С. 80–84.
68. Савельева В. Г. Положение Совета министров 11 июня 1907 г. Вспомогательные исторические дисциплины. 1974. Т. VI. С. 281–294.
69. Сапожников В. В. Императорский Томский университет. Город Томск. Томск: Сибирское т-во печ. дела, 1912. С. 1–9.
70. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с. https://www.elibrary.ru/qxvotl
71. Сеченова А. А. Василий Маркович Флоринский – первый попечитель Западно-Сибирского учебного округа. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 139–141. https://www.elibrary.ru/laiahn
72. Синяев В. С., Кирсанова Е. С., Плотникова М. Е. и др. Томский университет, 1880–1980. Очерк истории и деятельности. Томск: ТГУ, 1980. 432 с.
73. Торопкин А. И. Становление законодательства о назначении льготных пенсий служащим в инонациональных и отдаленных регионах Российской империи. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 1. С. 4–9. https://www.elibrary.ru/kgctah
74. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: формирование бюрократии. М.: Наука, 1974. 394 с.
75. Черказьянова И. В. Л. И. Лаврентьев: конфликт убеждений и действий. Культурологические исследования в Сибири. 2003. № 3. С. 106–111.
76. Черказьянова И. В. Попечитель учебного округа Л. И. Лаврентьев и Томский университет: сотрудничество и конфликты. Вестник Томского государственного университета. 2005. № 289. С. 177–187. https://www.elibrary.ru/kgbizt
77. Шепелев Л. Е. Гражданские чин и звания. In: Шепелев Л. Е. Отмененные историей чины, звания, титулы в Российской империи. Л.: Наука, 1977. С. 47–101.
78. Шепелев Л. Е. Титулы и форменная одежда чиновников гражданского ведомства. In: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена Российской империи. М.: Центрополиграф, 2004. С. 112–158. https://www.elibrary.ru/qovacl
79. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России: XVIII – начало XX в. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.
80. Шилина Е. В. Совершенствование системы образования в России в XIX веке. Право и образование. 2008. № 9. С. 136–145. https://www.elibrary.ru/jvuhmf
81. Шипилов А. В. Зарплата российского профессора в ее настоящем, прошлом и будущем. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2003. № 4. С. 33–42.
82. Щетинина Г. И. Университеты России и устав 1884 года. М.: Наука, 1976. 231 с.
83. Яковлев В. П. Политика царского правительства в университетском вопросе (1905–1910). Вестник Ленинградского университета. История, язык, литература. 1969. № 2-1. С. 48–56.
84. Яковлев В. П. Самодержавие и российские университеты в годы реакции (1907–1911). Вестник Ленинградского университета. История, язык, литература. 1972. № 8-2. С. 42–50.
85. Ястребов Е. В. Василий Маркович Флоринский. Томск: ТГУ, 1994. 174 с.
86. Ястребов Е. В. Сто неизвестных писем русских ученых и государственных деятелей к Василию Марковичу Флоринскому. Томск: ТГУ, 1996. 221 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рагимова К.З. Социально-правовой статус административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. (историографический аспект). СибСкрипт. 2024;26(3):362-378. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-362-378
For citation:
Ragimova K.Z. Social and Legal Status of Administrative and Academic Staff in West Siberia, 1885–1918: Historiographical Aspect. SibScript. 2024;26(3):362-378. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-362-378