Динамика подготовки научных кадров в системе аспирантуры Красноярского края в 1949–1988 гг.
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-415-428
Аннотация
С переходом общества на постиндустриальную фазу развития происходит повышение роли и значения науки и образования, в этих условиях важно учитывать опыт прошлого. Во второй половине ХХ в. Красноярский край проходил двойной переход. С одной стороны, он переживал очередной виток индустриальной модернизации, с другой – под влияниями различных факторов превращался из ресурсной периферии в развитый полупериферийный район советской экономической системы. Важным элементом обоих переходов выступало развитие местной системы подготовки кадров науки и высшей школы. До 1949 г. в Красноярском крае отсутствовала собственная база подготовки аспирантов. Цель данной статьи – реконструкция динамики развития системы аспирантской подготовки в 1949–1988 гг. Выбранные хронологические рамки обусловлены первым набором аспирантов в крае и одними из последних наборов, осуществленных в Советскую эпоху. С начала 1950-х гг. здесь происходит формирование новых вузов и научных учреждений с собственной программой подготовки высших кадров науки. Фактически ранее не делалось попыток дать комплексный анализ количественных характеристик подготовки аспирантов в регионе. Методологической основой исследования выступает симбиоз адаптированного мир-системного подхода и модернизационной теории, позволивший проанализировать значения количественных изменений в системе аспирантуры края за сорокалетний период в рамках процессов развития самого региона. Экономические нужды и народно-хозяйственный профиль Красноярского края в условиях позднеиндустриальной модернизации потребовали роста количества научных кадров, обеспечивающих попытки перехода на интенсивный путь развития. В результате материалы показали, что с 1949 г. до конца 1960-х гг. рост числа аспирантов в крае превысил 9000 %, после чего дальнейшие показатели набора и выпуска стабилизировались. Одновременно с этим происходили изменения и самой системы подготовки, росло число специальностей. Набор направлений подготовки и их пропорции в первую очередь были обусловлены планами хозяйственного освоения региона. Достижение пиковых показателей численности аспирантов совпадало с завершением формирования новой индустриальной базы хозяйственного освоения и развития региона. Край из периферии превращался в полупериферию экономической системы СССР. Развитие системы аспирантуры Красноярского края в рассматриваемые годы было отражением экономического профиля региона. Наибольшую долю в разрезе специальностей подготовки аспирантуры составляли точные и естественные науки. Более трети от всех прошедших в Красноярском крае аспирантов готовились по техническим специальностям, следом шли физико-математические и сельскохозяйственные науки. Рост численности подготовки по этим направлениям продолжался вплоть до конца 1960-х гг., после чего динамика их численности начала даже несколько падать на фоне роста численности аспирантов по социально ориентированным наукам. Это в свою очередь было отражением изменений в экономическом и социальном развитии Красноярского края.
Об авторах
Д. Н. ГергилевРоссия
Гергилев Денис Николаевич.
Красноярск
Scopus Author ID 57193927755
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Р. В. Павлюкевич
Россия
Павлюкевич Руслан Витальевич.
Красноярск
Scopus Author ID 57221564231
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
А. С. Кузьменко
Россия
Кузьменко Александра Сергеевна.
Красноярск
Scopus Author ID 57221790191
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. М.: Альма-Матер, 2023. 2258 с.
2. Доржу З. Ю. О подготовке историков высшей квалификации в Тувинском государственном университете. Вестник Тувинского государственного университета. № 1. Социальные и гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 19–25. https://elibrary.ru/rzcirz
3. Ильиных В. А., Рынков В. М., Андреенков С. Н., Орлов Д. С., Белянин Д. Н., Мазур Л. Н., Карпунина И. Б., Мелентьева А. П. Проекты преобразования аграрного строя Сибири в ХХ в.: выбор путей и методов модернизации. Новосибирск: Сибпринт, 2015. 298 с. https://elibrary.ru/uajudh
4. Кабытов П. С., Леонтьева О. Б. Подготовка научных кадров высшей квалификации по историческим наукам в Самарском университете. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 4. С. 7–22. http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-7-22
5. Каримов К. К. Формирование научных кадров Башкирии в послевоенные годы. Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2014. Т. 19. № 1. С. 63–69. https://elibrary.ru/rybnkt
6. Колокольникова З. У., Блинцова И. М., Староверова М. В. Развитие педагогического образования Красноярского края в 1935–1945 гг. Проблемы современного педагогического образования. 2022a. № 74-4. С. 106–109. https://elibrary.ru/erjnsb
7. Колокольникова З. У., Староверова М. В., Мосинцев Д. Д. Подготовка педагогических кадров Сибири в первые послевоенные годы (1945–1950). Проблемы современного педагогического образования. 2022b. № 74-4. С. 117–121. https://elibrary.ru/cmmzox
8. Мартынов А. К. К пятидесятилетию аспирантуры ЦАГИ. Ученные записки ЦАГИ. 1983. Т. 14. № 2. С. 138–140. https://elibrary.ru/nbpchv
9. Нагиева М. К. К вопросу о подготовке научных кадров в Дагестане в 1950-е гг.: гендерный аспект. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 4. С. 60–67. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-60-67
10. Петрик В. В. Из истории развития высшего вечернего и заочного образования в Сибири (конец 50-х – начало 90-х гг. XX в.). Известия Томского политехнического университета. 2005a. Т. 308. № 4. С. 212–216. https://elibrary.ru/hrtwxl
11. Петрик В. В. Подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру в высших учебных заведениях Сибири. 1958–1991 гг. (к истории вопроса). Известия Томского политехнического университета. 2005b. Т. 308. № 2. С. 187–194. https://elibrary.ru/hpmzcd
12. Петрик В. В. Профессорско-преподавательский состав высшей школы Сибири: тенденции развития и региональное измерение (конец 50-х – начало 90-х гг. ХХ в.). Вестник Томского государственного университета. История. 2007. № 1. С. 49–80. https://elibrary.ru/kdmxfl
13. Романовская О. В. Правовой режим государственной системы научной аттестации: поиск исторических основ. Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9. № 2. С. 24–33. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2021-9-2-3
14. Саморукова А. Г., Петров В. П. О работе аспирантуры Кольского филиала АН СССР в 1945–1985 гг. Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6. С. 96–108. https://elibrary.ru/samddn
15. Скворцов А. М. Становление советской аспирантуры по истории в СССР в 1930-е годы: законодательное регулирование и практика. Научный диалог. 2021. № 12. С. 444–460. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-444-460
16. Сулейманова Р. Н., Исянгулов Ш. Н. Подготовка научных кадров в Башкирии в 1960–1980-е годы. Научный диалог. 2019. № 8. С. 376–389. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-8-376-389
17. Терскова А. А. Из истории образования Красноярского государственного торгово-экономического института. Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 104–113. https://elibrary.ru/peemgh
18. Терскова А. А. Из истории становления Красноярского государственного университета. Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 1. С. 126–133. https://doi.org/10.36718/2500-1825-2020-1-126-133
19. Фаюршин А. З. Организация научно-исследовательской работы в башкирском государственном медицинском институте в годы Великой Отечественной войны. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015. № 3. С. 202–204. https://elibrary.ru/znoimr
20. Хаминов Д. В. Подготовка историков в период «Перестройки»: новая «Надстройка» на старом «Фундаменте» (на примере высшей школы Сибири). Новый исторический вестник. 2019. № 4. С. 36–54. https://elibrary.ru/comtjg
21. Хорошенкова А. В. Деятельность аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья в 1970–1980-е гг. Наука и школа. 2014. № 4. С. 103–106. https://elibrary.ru/szrwah
22. Цеховой Н. П. Аспирантура как средство советизации высшей школы во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х гг. (на примере Томского государственного университета). Вестник Томского государственного университета. 2011a. № 351. С. 112–114. https://elibrary.ru/ohygan
23. Цеховой Н. П. Особенности подготовки научных кадров посредством заочной аспирантуры в Томском государственном университете (1930–80-е гг.). Вестник Томского государственного университета. История. 2011b. № 3. С. 151–154. https://elibrary.ru/occuzv
24. Wallerstein I. The modern world-system I. Capitalist agriculture and the origins of the European world-economy in the sixteenth century. NY-San Francisco-London: Academic Press, 2011, 753.
Рецензия
Для цитирования:
Гергилев Д.Н., Павлюкевич Р.В., Кузьменко А.С. Динамика подготовки научных кадров в системе аспирантуры Красноярского края в 1949–1988 гг. СибСкрипт. 2024;26(3):415-428. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-415-428
For citation:
Gergilev D.N., Pavlyukevich R.V., Kuzmenko A.S. Academic Personnel Training in Postgraduate Education in Krasnoyarsk Region in 1949–1988. SibScript. 2024;26(3):415-428. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-415-428