Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Проблемы основания Оренбургского Неплюевского военного училища в первой четверти XIX в.

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-345-361

Аннотация

В настоящее время актуальным представляется формирование репрезентативной источниковой базы по истории военно-подготовительных учебных заведений Азиатской России на протяжении XIX – первой четверти XXI в. Цель – выявить сложный и противоречивый процесс основания Оренбургского Неплюевского военного училища, растянувшийся на всю первую четверть XIX в. Работа подготовлена на основе широкой источниковой базы: в ряде случаев впервые введенных в научный оборот документах, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного исторического архива, а также опубликованных источниках. Исследование реализовано с методологической позиции системного подхода с применением общенаучных и специальных исторических методов: историко-хронологического, историко-генетического, историко-сравнительного, метода структурно-функционального анализа. Охарактеризована процедура создания учебного заведения, уточнены причины, предпосылки и механизм его открытия, определен вклад оренбургских военных губернаторов в этот процесс. Выявлен первый штатный состав учебного заведения. Представлен первый набор его воспитанников: уникальность учреждения определял его интернациональный характер – в него были приняты в том числе сыновья среднеазиатской знати. Уточнена структура финансового обеспечения училища. Особое внимание уделено содержанию учебного процесса, определению его особенностей: преподавание восточных и европейских языков составляло одну из главных задач обучения. Специфику образования определяли задачи, стоявшие перед учреждением: подготовка не только офицеров для иррегулярных казачьих войск, но и переводчиков для Оренбургской пограничной комиссии как органа международных отношений России с тюркскими народами Средней Азии. Доказано, что основание учебного заведения сыграло важнейшую роль как в просвещении инородческого населения региона, так и в формировании его национальной интеллигенции, а посредством этого – в закреплении российского влияния в Средне-Азиатском регионе. Сделан вывод о значении открытия учреждения как значимом шаге на пути развития Российской империи в качестве евразийской державы. Определено, что Оренбургское военное училище стало точкой опоры становления военного образования во всей азиатской части государства, заложило основы формирования кадрового офицерского, чиновного и учительского корпуса Азиатской России.

Об авторе

Ю. М. Гордеев
Кемеровское президентское кадетское училище
Россия

Гордеев Юрий Михайлович.

Кемерово


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Авдеев П. И., Полозова В. М. Историческая записка об Оренбургском казачьем войске. Оренбург: ОКВ, 1904. 183 с.

2. Алексеев В. В., Германн У., Дариенко В. Н., Земцов В. Н., Зуев А. С., Ивонин А. Р., Ляпин В. А., Мненко Н. А., Нечаева М. Ю., Никитин Н. И., Овчинникова Б. Б., Петров В. И., Побережников И. В. История казачества Азиатской России. Т. 1. XVI – первая половина XIX века. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 316 с. https://elibrary.ru/ywcblw

3. Васильев А. В. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус как первое учебное заведение в истории русского образования киргизов. Оренбург: Типолит. П. Н. Жаринова, 1896. 14 с.

4. Глуховский В. Ф. История Оренбуржья. Оренбург: Оренбургский ГАУ, 2010. 391 с. https://elibrary.ru/qppanz

5. Годовова Е. В., Избасарова Г. Б. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и распространение российского образования в Казахской Степи. История. 2023. Т. 14. № 1. https://doi.org/10.18254/S207987840015864-9

6. Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. М.: Тип. Вильде, 1910. 190 с.

7. Ерофеева И. Величайший знаток народов Востока. Культурное наследие немцев в Центральной Азии, ред. и сост. О. Клименко. Алматы: Алматы-Болашак, 2012. С. 112–119.

8. Зубова И. К. К истории математического образования в Оренбурге: педагоги и методисты конца XIX – начала XX века. Одиннадцатые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: Всерос. (с Междунар. уч.) науч.-практ. конф. (Оренбург, 31 марта – 2 апреля 2022 г.) Оренбург: ОГПУ, 2022. Т. 1. С. 222–225. https://elibrary.ru/gpkrbd

9. Керсновский А. А. История русской армии. Т. 1. От Нарвы до Парижа. 1700–1814. М.: Голос, 1992. 302 с.

10. Кунафин Г. С. Зачинатель башкирского просветительского движения. Ватандаш. 2023. № 7. С. 82–98. https://elibrary.ru/ztyhkd

11. Кунафин Г. С. Об этапах развития башкирского просветительства и особенностях развития просветительских идей в литературе первой половины XIX века. Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1. С. 537–540. https://elibrary.ru/pegugd

12. Левшин А. И. Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1832. Ч. II. 333 с.

13. Матвиевская Г. П. К истории образования в Оренбургском крае: Оренбургское девичье училище. Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: Междунар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 1–2 марта 2018 г.) Оренбург: ОГПУ, 2018. С. 347–350. https://elibrary.ru/yttedn

14. Матвиевская Г. П. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Очерк истории. М.: Академия Естествознания, 2016a. 174 с. https://elibrary.ru/wksmon

15. Матвиевская Г. П. Становление Оренбургского Неплюевского военного училища (1825–1832 гг.). Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016b. № 2. С. 167–186. https://elibrary.ru/wawmbh

16. Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях сухопутного ведомства в России. СПб.: Тип. Глав. штаба Е.И.В. по воен.-учеб. заведениям, 1857. Т. I. Ч. 2. 128 с.

17. Митурич В. П. Материалы для истории общественного воспитания в Оренбургском крае. Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 год. Оренбург: Оренбург. Губ. Стат. Каб. 1869. С. 193–216.

18. Надергулов М. Х., Игдавлетов И. С. К вопросу присоединения Средней Азии к России (обзор некоторых башкирских письменных источников второй половины XIX в.). Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1234–1242. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-51-5-1234-1242

19. Попов А. В. Рукописи Г. Ф. Генса. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург: Паровая типолит. Тов. «Каримов, Хусаинов и Ко», 1907. Вып. XIX. С. 168–182.

20. Севастьянов С. Н. Григорий Федорович Генс. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург: Паровая типолит. Тов. «Каримов, Хусаинов и Ко», 1907. Вып. XIX. С. 158–167.

21. Севастьянов С. Н. Князь Г. С. Волконский как инициатор памятника Неплюеву – кадетского училища, ныне Неплюевского кадетского корпуса. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург: Типолит. губернского правления, 1897. Вып. III. С. 1–56.

22. Семёнов В. Г., Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург: Оренбург. кн. изд-во им. Г. П. Донковцева, 2014. 446 с. https://elibrary.ru/sshfzl

23. Семёнов В. Г., Семёнова В. П. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. История в лицах. Оренбург: Оренбург. кн. изд-во им. Г. П. Донковцева, 2017. 592 с. https://elibrary.ru/zdizrv

24. Семёнова Н. Л. Деятельность оренбургского военного губернатора П. К. Эссена в оценках авторов воспоминаний и современных исследователей. Одиннадцатые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-­культурный феномен: Всерос. (с Междунар. уч.) науч.-практ. конф. (Оренбург, 31 марта – 2 апреля 2022 г.) Оренбург: ОГПУ, 2022. Т. 1. С. 80–85. https://elibrary.ru/kfmuta

25. Ташпеков Г. А. Просветительская деятельность хана Джангира во Внутренней (Букеевской орде). Образование в современном мире, ред. Ю. Г. Голуб. Саратов: СГУ, 2020. Вып. 15. С. 336–341. https://elibrary.ru/ftmyhy

26. Хорошкевич А. Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М.: Древлехранилище, 2003. 620 с. https://elibrary.ru/qouyjv

27. Швецов Ю. А. Изменения в военном образовании в России начала XIX века и создание Неплюевского училища в Оренбурге. Двенадцатые Татищевские чтения: Всерос. науч. практ. конф. (Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 г.) Екатеринбург: Квадрат, 2020a. С. 133–139. https://elibrary.ru/pplxcj

28. Швецов Ю. А. Преобразования в Оренбургском Неплюевском военном училище в контексте изменений в военном образовании при Николае I. Урал индустриальный. Бакунинские чтения: ХIV Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 16–17 ноября 2020 г.) Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2020b. Т. 1. С. 179–186. https://elibrary.ru/pvvvud


Рецензия

Для цитирования:


Гордеев Ю.М. Проблемы основания Оренбургского Неплюевского военного училища в первой четверти XIX в. СибСкрипт. 2024;26(3):345-361. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-345-361

For citation:


Gordeev Yu.M. Orenburg Neplyuev Military School in the First Quarter of the XIX Century: Organization Issues. SibScript. 2024;26(3):345-361. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-3-345-361

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)