Последствия пандемии COVID-19 как вызовы для психологической науки и практики
Изучено влияние ситуации пандемии COVID-19 на удовлетворенность комплексной потребности в безопасности через призму представленности и выраженности признаков алекситимии у студенческой молодежи. Представлены две линии сравнения: показатели алекситимии и связанные с ней параметры субъективного благополучия, эмоционального интеллекта и эмоциональных барьеров в общении в контексте их влияния на удовлетворенность потребности в безопасности у студентов с алекситимией в доковидный период и период продолжения пандемии; у студентов с алекситимией и без признаков алекситимии в период продолжения пандемии. Использование в сравнительном анализе методов математической статистики (угловое преобразование Фишера и t-критерий Стьюдента) позволило определить у студентов в период пандемии общие тенденции нарастания алекситимических проявлений и неудовлетворенности потребности в безопасности, особенно в стабильности, предсказуемости и защищенности от внешнего мира на фоне дезактуализации потребности быть любимым. Обнаружено, что связанная с алекситимией несформированность параметров эмоционального интеллекта, особенно отражающих уровень понимания собственных эмоциональных состояний и возможность ими управлять, способствует формированию ощущения нестабильности окружающего мира, сопряженного с неудовлетворенностью потребности в безопасности и состоянием субъективного неблагополучия. Ситуация пандемии, не оказывая значительного влияния на эмоциональные компетенции и навыки, способствует развитию состояния субъективного неблагополучия у алекситимиков. В большей степени отрицательная динамика затрагивает кластер значимости социального окружения, когда студенты с алекситимией чувствуют себя одинокими, не могут обратиться за помощью, избегают общения с семьей или друзьями.
Представлен теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований эффективности техник когнитивно-поведенческой терапии при работе с нарушениями когнитивной сферы у пациентов с COVID-19. Актуальность исследования современных подходов к коррекции расстройств когнитивной сферы у лиц, перенесших коронавирусную инфекцию, связана с тем, что данные нарушения психической деятельности приводят к ограничениям основных процессов жизнедеятельности и трудностям социальной адаптации. Поскольку когнитивная сфера является ядром реабилитационного потенциала, определяет эффективность адаптации человека к новым условиям жизни после перенесенного заболевания, то состояние когнитивных функций является значимым критерием при оценке качества проводимых восстановительных мероприятий на постковидном этапе. В статье рассмотрены основные причины формирования когнитивных нарушений, а именно повреждение нервной системы в результате респираторного дистресс-синдрома, цитокинового шторма, тромбоза сосудов головного мозга, прямого воздействия вируса SARS-Cov2 и неадекватного иммунного ответа организма. Представлены данные об исследованиях сопутствующих психических заболеваний, таких как расстройство аутистического спектра, деменция, снижение интеллекта, расстройство пищевого поведения, суицидальное поведение, тревога и депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, бессонница. Приведены основные методики, применяемые при диагностике когнитивной сферы. Учитывая комплексное нарушение ряда компонентов психической деятельности (снижение памяти, внимания, скорости мыслительных процессов и усиление ряда аффективных расстройств), представленные диагностические методики разделены на несколько направлений: 1) нейропсихологическая диагностика когнитивных функций (тесты MMSE, MOCA, FAB); 2) выявление неадекватных установок и нарушений поведенческого характера (Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, Шкала дисфункциональных отношений А. Бека, Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок А. Эллиса); 3) выявление нарушений повседневной активности (Индекс Бартела для оценки повседневной активности жизни); 4) выявление нарушений психолого-психиатрического характера (Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии HADS, Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, Шкала Гамильтона для оценки депрессии). Указаны основные принципы оказания психологической помощи для пациентов с COVID-19. Представлены результаты оценки эффективности техник когнитивно-поведенческой психотерапии, направленной на исправление когнитивных искажений, обучение релаксации и саморегуляции, тренировку навыков решения проблем, восстановление когнитивных функций.
Пространственно-временные и ценностно-смысловые составляющие образа мира и Я-концепции личности
Представлен анализ исследования особенностей восприятия времени и его отражения в темпоральной организации жизненного мира человека, описана специфика структурных компонентов темпоральной организации жизнедеятельности и психофизиологический механизм отражения динамики времени. Цель – определить и оценить возможные взаимосвязи между характерными особенностями, паттернами, демонстрируемыми при решении когнитивных задач; темпоральными особенностями и структурно-динамическими составляющими позиционных стратегий модели когнитивно-ноэтического развития человека. Особое внимание уделено описанию временной конструкции темпомира и особенностям его организации. Показана специфика процесса решения когнитивных задач в группах респондентов с разными типологическими темпоральными характеристиками: студенты, хорошо представляющие свои доминирующие темпорально-когнитивные особенности, при решении когнитивных задач, связанных с пространственным восприятием и мышлением, делают меньше ошибок и более успешно решают такие задачи. Выделены позиционные стратегии как значимые предикторы процесса решения когнитивной задачи, проявляющиеся в особенностях темпомира человека. Скорость и точность выполнения когнитивных заданий зависит не столько от специфики этих заданий, сколько от темпоральных особенностей человека, проявляющихся в степени сбалансированности модальных оценок жизнеосуществления. К числу значимых предикторов процесса решения когнитивной задачи можно отнести такие психологические особенности темпомира человека, как позиционные стратегии, в составе которых доминируют ценностно-смысловая компонента и мотивационное самоопределение. Полученные данные позволяют более глубоко изучить особенности когнитивной вовлеченности человека в субъективное прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь временной модальности и готовых алгоритмов действия при решении когнитивных задач.
Счастье, как и здоровье, необходимо человеку для полноценной жизни. В настоящее время, несмотря на огромный научный интерес к счастью, нет полной ясности ни в определении данного конструкта, ни в особенностях представлений о счастье в различных возрастных группах. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей понимания счастья в детском и пожилом возрасте. Цель – изучить представления о счастье детей и пожилых взрослых и выявить их отличительные особенности. Гипотеза: несмотря на различия, существуют общие представления о счастье у детей и пожилых людей. В исследовании приняли участие дети в возрасте 7–10 лет (N=120; M=8,31; SD=1,09) и пожилые люди в возрасте 60–90 лет (N=82; M=70,43; SD=7,77). В качестве метода статистического анализа использовался критерий φ-Фишера. В результате выявлены общие ценности детей и пожилых людей – здоровье, семья, отношения, благополучие (все хорошо), а также различия в представлениях о счастье. Пожилые люди трактуют данный конструкт как благополучие. Счастье пожилых людей связано с удовлетворенностью жизнью и ее значимыми сферами: здоровьем, любовью и взаимопониманием, семейным благополучием, доходом, поддержкой близких. У пожилых людей представления о счастье не ассоциируются с положительными эмоциями, отдыхом, досугом или активностью (0 % ответов). Детские представления о счастье связаны с удовольствием, радостью, весельем, друзьями, отдыхом, подарками. Дети чаще пожилых людей переживают моментальное счастье.
Представлен обзор теоретических положений, позволяющих рассматривать различные аспекты образа жизни и темпоральности как внутреннего, субъективного времени, в котором заключаются характеристики протекания всех процессов жизнедеятельности. Цель – изучить темпоральные аспекты образа жизни лиц, проживающих в сложных природно-климатических условиях. При помощи регрессионного анализа получены уравнения, позволяющие выделить общие темпоральные особенности временной перспективы (по модусам) во взаимосвязи с характеристиками образа жизни. Параметр прошлого в структуре временной перспективы рассогласован, одновременно сочетая отрицательные и положительные характеристики, отображает некую предопределенность в построении жизненного пути, в которой активности субъекта не хватает для противопоставления себя миру и окружающей среде. Настоящее, выражающееся в позиции гедонизма и фатализма, приводит к блокировке построения перспективы будущего. Предопределенность формирует установку, при которой активность субъекта снижается. Гедонистическое настоящее и фаталистическое настоящее сущностно различны, вместе с тем анализ уравнений показал, что есть общий элемент в структуре образа жизни, связывающий гедонистическое и фаталистическое настоящее в единое целое и определяющий направленность жизни человека. В условиях текущего настоящего человек ориентируется на социальные контакты как ресурс, на компромиссность как условие реализации жизненной стратегии и зависимость от внешних и внутренних параметров как неизбежность этого мира. Будущее простраивается слабо (при доминировании фатализма). Темпоральные особенности образа жизни: показана неспособность субъекта противостоять / противопоставлять себя миру, что выражается в организации жизни по заранее заданному плану, подверженность индивида следованию указаниям, с помощью которых собственное поведение и устройство жизни становится более рациональным. Характерна перманентная невротическая конфликтность, дисгармоничность образа жизни, проявленная в виде полярных, несводимых / несоединимых аспектов его оценки и описания.
Предмет – ценности и предпочтения видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров.
Цель – изучение и сравнительный анализ ценностей волонтерской деятельности и предпочитаемых видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров. Анализируются теоретические подходы к пониманию особенностей и ценностей разных поколений. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2022 г. методом контент-анализа интервью с участниками волонтерской деятельности в СМИ (n=20, 10 – молодые волонтеры, 10 – «серебряные»). Проанализировано 260 эмпирических индикаторов категорий (152 по типу ценностей волонтерства, 108 – по предпочитаемым видам волонтерской деятельности). Для молодого поколения волонтерство в большей степени обусловлено ценностями благосостояния других людей, чем у представителей поколения «серебряных» волонтеров. Ценность активной, эмоциональной и насыщенной жизни одинаково важна для представителей обоих поколений, при этом для представителей старшего поколения она является самой значимой. Ценности жизненной мудрости, зрелости суждений и здравого смысла, достигаемых жизненным опытом, высоко значимы для представителей старшего поколения. Наибольшие различия были отмечены в предпочтении волонтерства в области культуры. Существенных различий в выборе других видов волонтерской деятельности представитей двух поколений не выявлено.
Цель – анализ параметров жизненной позиции студентов и выявление ее психологических индикаторов. Достижение цели предполагает теоретико-эмпирическое изучение специфики заявленных конструктов с опорой на отечественные и зарубежные теории и концепции, валидные и надежные методические инструменты. Представлен теоретико-эмпирический анализ феномена жизненной позиции личности. Рассмотрена сущность, структура и генез жизненной позиции. Систематизированы объективные и субъективные детерминанты жизненной позиции, определяющие ее вектор. Выявлено соотношение структурных компонентов жизненной позиции (гармонии, осознанности, активности) у студентов. Обнаружено преобладание тенденции снижения показателей гармонии с увеличением активности и осознанности жизненных процессов. Экспериментально исследована специфика психологических индикаторов системы жизненных отношений студенческой молодежи. Установлены статистически значимые связи между параметрами жизненной позиции и психологическими границами, элементами Я-концепции, когнитивными личностными конструктами и метакогнитивными процессами. Анализ соотношения параметров жизненной позиции с психологическими индикаторами выявил значимость самоэффективности, толерантности к неопределенности, аналитичности–холистичности в восприятии и осмыслении реальности, преобладание интерсубъектных аспектов Я-конструктов. Константность вектора личностных и жизненных трансформаций в период поздней юности определяется интолерантностью к неопределенности, межличностной интолерантностью, ощущением низкой самоэффективности, зависимостью от значимых и родных лиц, приоритетом интеракционизма и контекстностью объяснения происходящих процессов, несбалансированностью и неоптимальностью психологических границ, ограничением контактов.
В ходе теоретического обзора имеющихся источников установлено, что Я-концепция и типы привязанности формируются в социальной среде с рождения. Изучение связи Я-концепции с типами привязанности в России только набирает обороты. Цель – изучить взаимосвязи Я-концепции и типов привязанности у молодежи. В ходе эмпирического исследования проведено анкетирование, использованы психологические методики: Опросник привязанности к близким людям, Самооценка генерализованного типа привязанности, Личностный дифференциал, Опросник самоотношения. Результаты обработаны и проанализированы с использованием методов математической статистики, программы Excel, статистического пакета SPSS Statistics v. 23. Корреляционный анализ установил двустороннюю значимую взаимосвязь по четырнадцати параметрам между характеристиками Я-концепции и ненадежно-тревожным, ненадежно-избегающим, ненадежно-дезорганизованным типами привязанности. Исключение составил надежный тип привязанности, для которого не выявлено значимых связей. Из четырех выделяемых типов привязанности три коррелируют с Я-концепцией, что подтверждает гипотезу о существовании взаимосвязи Я-концепции с типом привязанности у молодежи. Отсутствие отношений между Я-концепцией и надежным типом привязанности позволило наметить планы на дальнейшее исследование проблемы.
Психологические аспекты межличностной коммуникации онлайн и офлайн
Актуальность соблюдения принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии обусловлена потребностью в формировании психологически безопасной среды, препятствующей эскалации конфликтов и способствующей их конструктивному разрешению. Цель – изучить распространенность принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии мужчин и женщин. В настоящий момент нет стандартизированных методик, позволяющих исследовать соблюдение принципов медиативных отношений. Исследование в формате социально-психологического опроса с применением авторской анкеты было проведено в июле 2019 – мае 2020 г. На этапе разработки анкеты в качестве экспертов были привлечены 30 человек, имеющих документ о профессиональной подготовке или повышении квалификации в области медиации. В основную выборку вошли 110 человек (55 женщин и 55 мужчин), не имеющих специальной подготовки по медиации. Для обработки и анализа данных использованы дедуктивный контент-анализ и критерий углового преобразования Фишера. Согласно результатам, респонденты в целом склонны к соблюдению принципа нейтральности в повседневных взаимодействиях, исключение составляют взаимодействия в диаде мужчина – мужчина, где этот принцип подвержен нарушению с наибольшей вероятностью. Принципы равноправия, нейтральности и добровольности реализуются преимущественно на формальном (декларативном) уровне, при их реализации наблюдаются противоречия между мыслями, чувствами и действиями субъекта взаимодействия. При этом женщины в несколько меньшей степени склонны поддерживать равноправные отношения, чем мужчины. Результаты могут быть использованы в программах развития коммуникативной и конфликтологической компетентности.
Проблема компетентности является предметом исследования зарубежной и отечественной психологической, педагогической, социологической литературы. Особое внимание многие авторы уделяют рассмотрению социальной, эмоциональной и социально-эмоциональной компетентностям личности, которые считаются ключевыми для достижения успехов в различных видах деятельности. Если экспериментальные психологические исследования социальной и эмоциональной компетентностей личности обеспечены необходимыми психодиагностическими методиками, то для диагностики социально-эмоциональной компетентности такой инструментарий в настоящее время отсутствует. Статья посвящена проблеме диагностики социально-эмоциональной компетентности. В исследовании отражены результаты разработки и психометрического анализа психодиагностического инструментария, позволяющего экспериментально тестировать социально-эмоциональную компетентность и ее структурные характеристики. В процессе разработки предварительного варианта опросника социально-эмоциональной компетентности личности используется методология Item Response Theory, которая предоставляет возможность оценить опросник с точки зрения тестовых заданий, используемых для проектирования содержания теста. Выбранные 6 направлений структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности являются компетенциями, позволяющими измерить и описать эту характеристику личности человека. Исследование уровня сформированности социально-эмоциональной компетентности личности в разрезе шкал опросника позволяет установить, какие структурные характеристики социально-эмоциональной компетентности более выражены и насколько они являются эффективными в жизни и деятельности человека, а какие из них нуждаются в улучшении (корректировке). Дальнейший психометрический анализ позволяет определить валидность и надежность опросника, а также установить основной перечень вопросов, отражающих содержание структурных характеристик социально-эмоциональной компетентности. Результаты могут быть использованы в дальнейших психологических, педагогических и социологических исследованиях актуальных проблем формирования социально-эмоциональной компетентности личности. Опросник необходим для дальнейшего изучения структуры социально-эмоциональной компетентности, механизмов ее формирования и повышения эффективности людей в различных сферах деятельности. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение формирования структуры социально-эмоциональной компетентности в зависимости от содержания различных видов деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека.
Особый бестелесный статус, невоплощенность (ментального Я в теле) пользователя Интернета упоминается во множестве исследований, оставаясь практически неизученным в психологическом плане. Между тем многообразие проявлений и следствий соответствующего феномена достаточно полно раскрыто на клиническом материале в концепции британского экзистенциального психолога Р. Лэйнга, послужившей основанием теоретического конструкта невоплощенности в Интернете и одноименной диагностической методики. В настоящей статье они сопоставляются с понятием самоэффективности, разработанным в русле социально-когнитивного подхода А. Бандурой и модифицированным его последователями Р. Шварцером и М. Ерусалемом, создателями шкалы общей самоэффективности. Использование последней в исследовании совместно с опросником невоплощенности в Интернете имело целью установление взаимосвязи между аспектами Я (самовосприятием технологического развоплощения и субъективным ощущением своей социальной жизнеи дееспособности) у одной из наиболее продвинутых категорий пользователей (студентов вузов) в период формирования их первой целостной формы идентичности. Получены данные, подтверждающие, что переживания молодых людей по поводу искусственного разделения ментального Я и физического тела при использовании Интернета сопровождаются ослаблением убеждений в личной эффективности за его пределами. Выявлена специфика самоидентификации в группах студентов, различающихся выраженностью последствий развоплощения в Интернете и общей самоэффективности.
Психолого-педагогические проблемы развития личности в норме и патологии
Родительский стресс – это негативная реакция в отношении себя и ребенка, возникающая при оценке уровня загруженности родительской ролью. Результаты исследований родительского стресса показывают, что уровень воспринимаемого стресса у родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, выше, чем у родителей здоровых детей. Схема-терапия является эффективным психотерапевтическим направлением, созданным для работы с лицами, в отношении которых методы когнитивно-поведенческой терапии оказываются слабоэффективными. Цель – обобщить и систематизировать работы зарубежных и отечественных исследователей, направленных на выяснение возможности применения групповой схема-терапии для работы со стрессом у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Основными материалами для исследования послужили статьи зарубежных и отечественных ученых об исследованиях родительского стресса и направлениях его коррекции, а также статьи о методах групповой терапии и схема-терапии. Основным методом исследования стал сравнительный анализ литературных источников с последующим синтезом выявленной информации. Проведен анализ популярных психотерапевтических направлений (когнитивно-поведенческая психотерапия; мультисистемная терапия; терапия, ориентированная на решение проблем), из которого был сделан вывод, что большое внимание в этих направлениях уделяется освоению конкретных навыков по уходу за ребенком, работе с поведением и мыслями. При этом популярные психотерапевтические направления делают недостаточный акцент на эмоциональное состояние родителя. Теория и практика схема-терапии имеют обширную доказательную базу своей эффективности в работе с родительским стрессом. Помимо обучения родителей навыкам ухода и воспитания, схема-терапия включает в себя обучение навыкам, позволяющим конструктивно удовлетворять свои эмоциональные потребности, тем самым уменьшая родительский стресс. Разработка психотерапевтической программы, базирующейся на теории и практике схема-терапии, позволит уменьшить уровень стресса родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель – определить особенности проявления виктимности подростков из семей мигрантов стран Центральной Азии и Закавказья. Анализ работ, посвященных психологическим особенностям народов Центральной Азии и Закавказья, позволил установить их общие черты – семейственность, патриархальность и т. д., но не специфику виктимного поведения подростков. Методы: Методика исследования склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), Опросник ролевой виктимности (М. А. Одинцова), методы вариационной статистики, корреляционный анализ. Выборка – 122 подростка, обучающихся в школах ХМАО-Югры, из семей мигрантов: 60 – Закавказья, 62 – Центральной Азии. Подростки стран Закавказья более склонны к агрессивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению, Центральной Азии – к некритичному и реализованному типу виктимного поведения. Для подростков из стран Закавказья характерна реализация игровой роли жертвы, для подростков из Центральной Азии – социальной роли жертвы. Для виктимного профиля подростков из Закавказья характерна прямая взаимосвязь между склонностью к реализации игровой роли жертвы и активному виктимному поведению; прямая взаимосвязь между склонностью к реализации игровой роли жертвы и агрессивному типу виктимного поведения; обратная взаимосвязь между социальной ролевой виктимностью и пассивным типом виктимного поведения. У подростков из Центральной Азии обнаружена статистическая значимость взаимосвязей между социальной ролью жертвы и пассивным типом виктимости; кроме того, выявлена обратная взаимосвязь между социальной ролью жертвы и склонностью к активному типу виктимного поведения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки наиболее эффективных способов формирования психологической готовности к процессу перехода из начальной школы в общее среднее звено. Статья посвящена анализу понятийного мышления как фактора психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено. Предполагается, что понятийное мышление может выступать фактором психологической готовности к переходу. Цель – выявить взаимосвязи между психологической готовностью и понятийным мышлением. Выделены элементы связи между двумя феноменами. Понятийное мышление является ключевым фактором для освоения учебных знаний и учебной программы, а также для формирования метапредметных компетенций, что выступает в качестве одного из критериев психологической готовности к образовательной деятельности. Психологическая готовность рассматривается с разных сторон, в том числе и с точки зрения адаптации к особенностям учебного процесса. Представлен анализ трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе обучения; проанализированы необходимые компетенции, которые должны формироваться в процессе обучения; особенности и новообразования, необходимые для обучения в средней школе. Подготовлен список рекомендаций для успешного формирования психологической готовности к переходу из начальной школы в среднюю: сделать акцент в образовательном процессе на развитие способностей, в частности понятийного мышления (данная задача может быть реализована через применение специальных дополнительных программ, решение логических задач, работу по пособиям А. Зака); проанализировать структуру учебных предметов, добавить в них логические, понятийные связи, т. к. для школьника важно изначально строить целостную, однородную картину мира, подчиненную причинно-следственным законам (в некоторых курсах предмета Окружающий мир таких связей не наблюдается, и поэтому возникают сложности с освоением материала); диагностировать понятийное мышление педагогов с целью помощи в организации образовательного процесса и его построения по понятийному принципу. Полученные результаты можно использовать для широкого спектра педагогических и психологических задач сопровождения и модернизации процесса обучения.
ISSN 2949-2092 (Online)