Групповая схема-терапия в снижении стресса родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-517-524
Аннотация
Родительский стресс – это негативная реакция в отношении себя и ребенка, возникающая при оценке уровня загруженности родительской ролью. Результаты исследований родительского стресса показывают, что уровень воспринимаемого стресса у родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, выше, чем у родителей здоровых детей. Схема-терапия является эффективным психотерапевтическим направлением, созданным для работы с лицами, в отношении которых методы когнитивно-поведенческой терапии оказываются слабоэффективными. Цель – обобщить и систематизировать работы зарубежных и отечественных исследователей, направленных на выяснение возможности применения групповой схема-терапии для работы со стрессом у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Основными материалами для исследования послужили статьи зарубежных и отечественных ученых об исследованиях родительского стресса и направлениях его коррекции, а также статьи о методах групповой терапии и схема-терапии. Основным методом исследования стал сравнительный анализ литературных источников с последующим синтезом выявленной информации. Проведен анализ популярных психотерапевтических направлений (когнитивно-поведенческая психотерапия; мультисистемная терапия; терапия, ориентированная на решение проблем), из которого был сделан вывод, что большое внимание в этих направлениях уделяется освоению конкретных навыков по уходу за ребенком, работе с поведением и мыслями. При этом популярные психотерапевтические направления делают недостаточный акцент на эмоциональное состояние родителя. Теория и практика схема-терапии имеют обширную доказательную базу своей эффективности в работе с родительским стрессом. Помимо обучения родителей навыкам ухода и воспитания, схема-терапия включает в себя обучение навыкам, позволяющим конструктивно удовлетворять свои эмоциональные потребности, тем самым уменьшая родительский стресс. Разработка психотерапевтической программы, базирующейся на теории и практике схема-терапии, позволит уменьшить уровень стресса родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Об авторах
К. А. КимРоссия
Владивосток
Р. В. Кадыров
Россия
Владивосток
Список литературы
1. Hartley S. L., Barker E. T., Seltzer M. M., Floyd F., Greenberg J., Orsmond G., Bolt D. The relative risk and timing of divorce in families of children with an autism spectrum disorder. Journal of Family Psychology, 2010, 24(4): 449–457. https://doi.org/10.1037/a0019847
2. Barroso N. E., Mendez L., Graziano P. A. Parenting stress through the lens of different clinical groups: a systematic review & meta-analysis. Journal of Abnormal Child Psychology, 2018, 46(3): 449–461. https://doi.org/10.1007/s10802-017-0313-6
3. Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э. В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований. Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 38–48. https://doi.org/10.17759/ jmfp.2019080404
4. Abidin R. R. Parenting Stress Index. 3rd ed. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1995, 76.
5. Samadi S. A., McConkey R., Bunting B. Parental wellbeing of Iranian families with children who have developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, 2014, 35(7): 1639–1647. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2014.04.001
6. Rodriguez G., Hartley S. L., Bolt D. M. Transactional relations between parenting stress and child autism symptoms and behavior problems. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2019, 49(4-5): 1887–1898. https://doi.org/10.1007/s10803-018-3845-x
7. Hoffman C. D., Sweeney D. P., Hodge D., Lopez-Wagner M. C., Looney L. Parenting stress and closeness: mothers of typically developing children and mothers of children with autism. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 2009, 24(3): 178–187. https://doi.org/10.1177/1088357609338715
8. Lee J. H. Effectiveness of group art therapy for mothers of children with disabilities. The Arts in Psychotherapy, 2021, 73: 101–754. https://doi.org/10.1016/j.aip.2020.101754
9. Palermo T. M. Impact of recurrent and chronic pain on child and family daily functioning: a critical review of the literature. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 2000, 21(1): 58–69. https://doi.org/10.1097/00004703-200002000-00011
10. Savage E., Beirne P. V., Chroinin N. M., Duff A., Fitzgerald T., Farrell D. Self-management education for cystic fibrosis. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2011, (7). https://doi.org/10.1002/14651858.CD007641.pub2
11. Lewin S., Munabi-Babigumira S., Glenton C., Daniels K., Bosch-Capblanch X., van Wyk B. E., Odgaard-Jensen J., Johansen M., Aja G. N., Zwarenstein M., Scheel I. B. Lay health workers in primary and community health care for maternal and child health and the management of infectious diseases. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2010, (3). https://doi.org/10.1002/14651858.CD004015.pub3
12. Law E., Fisher E., Eccleston C., Palermo T. M. Psychological interventions for parents of children and adolescents with chronic illness. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2019, (3). https://doi.org/10.1002/14651858.CD009660.pub4
13. Skinner B. F. Science and human behaviour. NY: The Macmillan Company, 1953, 461.
14. Bandura A. Human agency in social cognitive theory. The American psychologist, 1989, 44(9): 1175–1184. https://doi.org/10.1037/0003-066x.44.9.1175
15. Bargh J. A., Morsella E. The Unconscious Mind. Perspectives on Psychological Science, 2008, 3(1): 73–79. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x
16. Beck A. T., Rush A. J., Shaw B. F., Emery G. Cognitive Therapy of Depression. NY: Guilford Press, 1979, 425.
17. Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. NY: Stuart, 1962, 479.
18. D'Zurilla T. J., Goldfried M. R. Problem solving and behavior modification. Journal of abnormal psychology, 1971, 78(1): 107–126. https://doi.org/10.1037/h0031360
19. Haley J. Problem-solving therapy. San Francisco: Jossey-Bass, 1976, 275.
20. Minuchin S. Families & family therapy. Cambridge: Harvard University, 1974, 280.
21. Henggeler S. W., Lee T. Multisystemic treatment of serious clinical problems. Evidence-based Psychotherapies for Children and Adolescents, eds. Weisz J. R., Kazdin A. E. NY: Guilford, 2003, 301–24.
22. Ergüner-Tekinalp B., Akkök F. The effects of a coping skills training program on the coping skills, hopelessness, and stress levels of mothers of children with autism. International Journal for the Advancement of Counselling, 2004, 26(3): 257–269. https://doi.org/10.1023/B:ADCO.0000035529.92256.0d
23. Von Klitzing K., Döhnert M., Kroll M., Grube M. Mental Disorders in Early Childhood. Deutsches Arzteblatt international, 2015, 112: 375–386. https://doi.org/10.3238/arztebl.2015.0375
24. Sipal R. F., Schuengel C., Voorman J. M., van Eck M., Becher J. G. Course of behaviour problems of children with cerebral palsy: the role of parental stress and support. Child: care, health and development, 2010, 36(1): 74–84. https://doi.org/10.1111/j.1365-2214.2009.01004.x
25. Young J. E., Klosko J. S., Weishaar M. E. Schema therapy: a practitioner’s guide. NY: Guilford Press, 2003, 436.
26. Farrell J. M., Shaw I. A. Group schema therapy for borderline personality disorder: a step-by-step treatment manual with patient workbook. West Sussex: Wiley-Blackwell, 2012, 328.
27. Taylor C. D. J., Bee P., Haddock G. Does schema therapy change schemas and symptoms? A systematic review across mental health disorders. Psychology and Psychotherapy Theory Research and Practice, 2017, 90(3): 456–479. https://doi.org/10.1111/papt.12112
28. Nadort M., van Dyck R., Smit J. H., Giesen-Bloo J., Eikelenboom M., Wensing M., Spinhoven P., Dirksen C., Bleecke J., van Milligen B., van Vreeswijk M., Arntz A. Three preparatory studies for promoting implementation of outpatient schema therapy for borderline personality disorder in general mental health care. Behaviour Research and Therapy, 2009, 47(11): 938–945. https://doi.org/10.1016/j.brat.2009.07.004
29. Reiss N., Lieb K., Arntz A., Shaw I. A., Farrell J. Responding to the treatment challenge of patients with severe BPD: results of three pilot studies of inpatient schema therapy. Behavioural and Cognitive Psychotherapy, 2014, 42(3): 355–367. https:// doi.org/10.1017/S1352465813000027
30. Taylor C. D. J., Harper S. F. Early maladaptive schema, social functioning and distress inpsychosis: a preliminary investigation. Clinical Psychologist, 2017, 21(2): 135–142. https://doi.org/10.1111/cp.12082
31. Waller G., Kennerley H., Ohanian V. Schema-focused cognitive-behavioral therapy for eating disorders. Cognitive schemas and core beliefs in psychological problems: a scientist-practitioner guide, eds. Riso L. P., du Toit P. L., Stein D. J., Young J. E. American Psychological Association, 2007, 139–175. https://doi.org/10.1037/11561-007
32. Cockram D. M., Drummond P. D., Lee C. W. Role and treatment of early maladaptive schemas in Vietnam veterans with PTSD. Clinical Psychology & Psychotherapy, 2010, 17(3): 165–182. https://doi.org/10.1002/cpp.690
33. Malogiannis I. A., Arntz A., Spyropoulou A., Tsartsara E., Aggeli A., Karveli S., Vlavianou M., Pehlivanidis A., Papadimitriou G. N., Zervas I. Schema therapy for patients with chronic depression: a single case series study. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 2014, 45(3): 319–329. https://doi.org/10.1016/j.jbtep.2014.02.003
34. Hoffart A., Versland S., Sexton H. Self-understanding, empathy, guided discovery, and schema belief in schema-focused cognitive therapy of personality problems: a process–outcome study. Cognitive Therapy and Research, 2002, 26(2): 199–219. https://doi.org/10.1023/A:1014521819858
35. Giesen-Bloo J., van Dyck R., Spinhoven P., Tilburg W., Dirksen C., Asselt T., Kremers I. P., Nadort M., Arntz A. Outpatient psychotherapy for borderline personality disorder: randomized trial of schema-focused therapy vs transference-focused psychotherapy. Archives of general psychiatry, 2006, 63(6): 649–658. https://doi.org/10.1001/archpsyc.63.6.649
36. Bamelis L. L. M., Evers S. M. A. A., Spinhoven P., Arntz A. Results of a multicenter randomized controlled trial of the clinical effectiveness of schema therapy for personality disorders. American Journal of Psychiatry, 2014, 171(3): 305–322. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2013.12040518
37. Videler A. C., van Royen R., Heijnen-Kohl S. M. J., Rossi G. M. P., van Alphen S. P. J., van der Feltz-Cornelis C. Adapting schema therapy for personality disorders in older adults. International Journal of Cognitive Therapy, 2017, 10(1): 62–78. https://doi.org/10.1521/ijct.2017.10.1.62
38. Skewes S., Samson R. A., Simpson S. G., van Vreeswijk M. F. Short-term group schema therapy for mixed personality disorders: a pilot study. Frontiers in Psychology, 2015, 5. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01592
39. Simpson S. G., Morrow E., van Vreeswijk M. F., Reid C. Group schema therapy for eating disorders: a pilot study. Frontiers in Psychology, 2010, 1. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2010.00182
40. Kopf-Beck J., Zimmermann P., Egli S., Rein M., Kappelmann N., Fietz J., Tamm J., Rek K., Lucae S., Brem A. K., Sämann P., Schilbach L., Keck M. E. Schema therapy versus cognitive behavioral therapy versus individual supportive therapy for depression in an inpatient and day clinic setting: study protocol of the OPTIMA-RCT. BMC psychiatry, 2020, 20. https://doi.org/10.1186/s12888-020-02880-x
41. Louis J. P., Wood A. M., Lockwood G. Development and validation of the Positive Parenting Schema Inventory (PPSI) to complement the Young Parenting Inventory (YPI) for schema therapy (ST). Assessment, 2020, 27(4): 766–786. https://doi.org/10.1177/1073191118798464
42. Williamson V., Creswell C., Fearon P., Hiller R. M., Walker J., Halligan S. L. The role of parenting behaviors in childhood post-traumatic stress disorder: a meta-analytic review. Clinical Psychology Review, 2017, 53: 1–13. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2017.01.005
43. Louis J. P., Ortiz V., Barlas J., Lee J. S., Lockwood G., Chong W. F., Louis K. M., Sim P. The Good Enough Parenting early intervention schema therapy-based program: participant experience. PloS one, 2021, 16(1). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0243508
44. Yap M. B. H., Morgan A. J., Cairns K., Jorm A. F., Hetrick S. E., Merry S. Parents in prevention: a meta-analysis of randomized controlled trials of parenting interventions to prevent internalizing problems in children from birth to age 18. Clinical Psychology Review, 2016, 50: 138–158. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.10.003
Рецензия
Для цитирования:
Ким К.А., Кадыров Р.В. Групповая схема-терапия в снижении стресса родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):517-524. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-517-524
For citation:
Kim K.A., Kadyrov R.V. Group Schema Therapy for Reducing Parenting Stress in Families with Children with Disabilities. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):517-524. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-517-524