Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Гендерные различия в соблюдении принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-482-492

Аннотация

Актуальность соблюдения принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии обусловлена потребностью в формировании психологически безопасной среды, препятствующей эскалации конфликтов и способствующей их конструктивному разрешению. Цель – изучить распространенность принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии мужчин и женщин. В настоящий момент нет стандартизированных методик, позволяющих исследовать соблюдение принципов медиативных отношений. Исследование в формате социально-психологического опроса с применением авторской анкеты было проведено в июле 2019 – мае 2020 г. На этапе разработки анкеты в качестве экспертов были привлечены 30 человек, имеющих документ о профессиональной подготовке или повышении квалификации в области медиации. В основную выборку вошли 110 человек (55 женщин и 55 мужчин), не имеющих специальной подготовки по медиации. Для обработки и анализа данных использованы дедуктивный контент-анализ и критерий углового преобразования Фишера. Согласно результатам, респонденты в целом склонны к соблюдению принципа нейтральности в повседневных взаимодействиях, исключение составляют взаимодействия в диаде мужчина – мужчина, где этот принцип подвержен нарушению с наибольшей вероятностью. Принципы равноправия, нейтральности и добровольности реализуются преимущественно на формальном (декларативном) уровне, при их реализации наблюдаются противоречия между мыслями, чувствами и действиями субъекта взаимодействия. При этом женщины в несколько меньшей степени склонны поддерживать равноправные отношения, чем мужчины. Результаты могут быть использованы в программах развития коммуникативной и конфликтологической компетентности. 

Об авторе

А. Ю. Буткевич
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района
Россия

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Коновалов А. Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 3. С. 18–30.

2. Мериманов Ж. Принципы медиации. Конфликтология. 2013. № 1. С. 143–150.

3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. М.: Судебно-правовая реформа, 2012. 306 с.

4. Соколова Н. А. К вопросу о принципах медиации. Вестник ЧГПУ. 2016. № 10. С. 74–79.

5. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1. С. 194–196. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-194-196

6. Гусев В. Е. О правовых принципах медиации. Молодой ученый. 2011. № 12-2. С. 6–8.

7. Федюшкина М. С., Гелиева И. Н. К вопросу о правовых принципах медиации в гражданском процессе. Молодой ученый. 2020. № 15. С. 261–263.

8. Оконечникова Л. В. Медиация как метод работы с социально-психологическим конфликтом. Современные методы практической психологии: II Междунар. летн. психол. шк. УрФУ. (Екатеринбург, 17–26 августа 2015 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2015. C. 129–139. https://doi.org/10.15826/978-5-7996-1640-3

9. Гуриева С. Д. Тактики и стратегии ведения переговоров. СПб.: СПбГУ, 2015. 132 с.

10. Жигулева Л. Ю. Опыт, проблемы и перспективы развития медиации в Оханском муниципальном районе. Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России: науч.-практ. конф. (Пермь, 27–28 марта 2012 г.) Пермь, 2012. С. 147–155.

11. Дубровская Г. Е. Cлужба примирения как способ урегулирования конфликтов в общеобразовательной среде. Медиация в современном образовательном пространстве: I Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 7–8 ноября 2018 г.). М.: ПИ РАО, 2018. С. 102–107.

12. Пель М. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М.: МЦУПК, 2009. 400 с.

13. Здрок О. Н. Медиация. Мн.: Четыре четверти, 2019. 539 с.

14. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Медиация в курсе обучения конфликтологов-посредников. СПб., 2006. 107 с.

15. Аллахвердова О. В. Медиация – новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 4. С. 31–49.

16. Вишневская А. В. Медиация как технология регулирования конфликта. Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов: дайджест, отв. за вып.: Ю. Б. Нечаева, А. Н. Селищева. Пермь: Ресурс, 2009. C. 10–27.

17. Керимов Т. Т. Историко-теоретические предпосылки появления понятия «медиации» как функции управления конфликтами. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 220–223.

18. Лазарева О. В. Добровольность как принцип проведения процедуры медиации. Перспективы становления и развития медиации в регионах: IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 14 декабря 2018 г.) Саратов: Наука, 2019. С. 60–63.

19. Чумиков А. Н. Переговоры – фасилитация – медиация. М.: Аспект Пресс, 2014. 160 с.

20. Микляева А. В., Румянцева П. В., Туманова Е. Н. Школьная медиация: теоретические и методические основы. М.: СВИВТ, 2016. 144 с.

21. Шамликашвили Ц. А. Медиация как междисциплинарная наука и социально значимый институт. Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 5–14.

22. Шамликашвили Ц. А. Медиация – современный метод внесудебного разрешения споров. М.: МЦУПК, 2017. 77 с.

23. Sukhova N. V. Mediation process principles. TyumSU Herald, 2013, (3): 109–115. (In Russ.)

24. Кролевец М. К. Опыт организации службы школьной медиации в образовательном учреждении. Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, ред. Н. В. Гордийчук. М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 82–87.

25. Буткевич А. Ю., Микляева А. В. Формирование медиативной культуры отношений субъектов образовательного процесса как направление профилактики эскалации конфликтов в образовательном учреждении. Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде, ред. В. М. Голянич, О. В. Ходаковская, А. Ф. Бондарук. СПб.: НИЦ-АРТ, 2019. С. 362–376.


Рецензия

Для цитирования:


Буткевич А.Ю. Гендерные различия в соблюдении принципов медиативных отношений в повседневном взаимодействии. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):482-492. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-482-492

For citation:


Butkevich A.Yu. Gender Differences in the Principles of Mediation Relations. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):482-492. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-482-492

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)