Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

СибСкрипт – национальный научный рецензируемый журнал (до 17 февраля 2023 г. – Вестник Кемеровского государственного университета. Регистрационный номер СМИ: серия ПИ ФС 77-67989,  ISSN 2078-8975 (print), 2078-8983 (online)).

Цель деятельности – освещение, сохранение и распространение результатов новейших научных исследований в области истории, археологии, психологии, литературоведения и языкознания в широком территориальном контексте Сибири и Евразии; создание платформы для публикаций, отражающих инновационные взгляды на проблемы современной науки и их непосредственную связь с реалиями окружающей действительности. Задачи: репрезентация актуальных исследований по представленным в журнале научным специальностям; установление и укрепление научных связей между исследователями всех уровней Азии, Европы и других частей света; популяризация ключевых результатов и оригинальных научных концепций и тенденций современной науки.

Особый интерес представляют междисциплинарные и сравнительно-сопоставительные исследования в области филологии, психологии и истории (психолингвистика, историческая антропология, лингвокультурология, политическая история, этноистория, когнитивные науки, социальная и педагогическая психология), посвященные толерантности, идентичности, межкультурной коммуникации в современности и ретроспективе, поликультурному образовательному пространству, истории языка, билингвизму, национальным, этническим и этнокультурным вопросам (национальной политике, определению себя в рамках нации, национальным языкам). Включение научной проблематики в контекст разных направлений отражает современные тенденции науки, оригинальность и новаторство авторского подхода к исследуемому объекту.

Журнал ориентирован на широкий круг тем, связанных с территорией Сибири и Евразии, преимущественно Центральной и Восточной Азии (Дальний Восток, Китай, Монголия, Казахстан). Актуальной представляется их корреляция с мировыми процессами и тенденциями. Также журнал приветствует исследования, посвященные коренным народам России, в том числе изучению языков малых и коренных народов (телеутского, хакасского, башкирского, удмуртского, эвенского и др.).

Читателями журнала являются ученые, исследователи, преподаватели и обучающиеся вузов по профильным направлениям.

План издания на 2025 год

Журнал СибСкрипт  входит в «Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии по следующим группам специальностей:

      • Исторические науки и археология
        • 5.6.1 – Отечественная история
        • 5.6.2 – Всеобщая история (соответствующего периода)
        • 5.6.3 – Археология
        • 5.6.5 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования
        • 5.6.7 – История международных отношений и внешней политики
      • Филологические науки
        • 5.9.1 – Русская литература и литературы народов Российской Федерации
        • 5.9.3 – Теория литературы
        • 5.9.5 – Русский язык. Языки народов России
        • 5.9.6 – Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков)
        • 5.9.8 – Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
      • Психологические науки
        • 5.3.1 – Общая психология, психология личности, история психологии
        • 5.3.4 – Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
        • 5.3.5 – Социальная психология, политическая и экономическая психология
        • 5.3.6 – Клиническая психология

Журнал относится к категории К1 в соответствии с  Итоговым распределением журналов Перечня ВАК по категориям К1, К2, К3.

Научные статьи, оформленные по требованиям журнала, проходят двойное слепое рецензирование. В качестве рецензентов привлекаются как члены редакционной коллегии журнала, так и другие высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие глубокими профессиональными знаниями и опытом работы по конкретному научному направлению и имеющие опыт публикационной деятельности по тематике рецензируемых статей не менее трех лет. Рецензирование статей осуществляется в соответствии с принципами публикационной этики журнала и политикой Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics – COPE).

Редакция журнала при рассмотрении статьи производит проверку материала с помощью системы Антиплагиат. В случае обнаружения многочисленных заимствований редакция действует в соответствии с рекомендациями COPE и публикационной этикой журнала. Кемеровский государственный университет является членом Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) и поддерживает Декларацию АНРИ «Этические принципы научных публикаций».

Журнал предоставляет открытый доступ к своему контенту и придерживается принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению обмена знаниями и прогрессу науки. Наша политика соответствует Будапештской инициативе открытого доступа (BOAI). Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Редакция не взимает плату с авторов за редактирование, рецензирование и печать, а также за размещение статей в открытом доступе, содержание сайта и электронное депонирование. Журнал издается за счет средств Кемеровского государственного университета. 

Журнал включен в базы данных:  EBSCO, ErichPlusDOAJScilit, Ulrich's Periodicals Directory, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Полнотекстовая версия журнала представлена на сайте издания, платформах научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и CyberLeninka.

Каждый выпуск журнала обязательно рассылается в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, Российскую государственную библиотеку, а также в другие ведущие библиотеки, образовательные и научные учреждения Российской Федерации.

Свидетельство о регистрации СМИ – ПИ № ФС 77-84812. Международные стандартные серийные номера журнала (ISSN) – 2949-2122 (print), 2949-2092 (online).

Текущий выпуск

Том 27, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ

149-162 148
Аннотация

   С начала пандемии COVID-19 отмечались повышенная частота заражения среди мужчин, более тяжелое течение вирусного заболевания, что приводило к стрессу и тревоге.

   Цель – определить факторы, влияющие на выраженность состояния стресса у мужчин на протяжении 2-х лет после поражения легких при COVID-19 в рамках психических характеристик и аспектов соматического состояния.

   Лица мужского пола (n = 41; возраст – 55 ± 11 лет) через 3, 12 и 26 месяцев после выздоровления от COVID-19 с поражением легких прошли диагностику с помощью GAD-7, PHQ-9 и ШВС-10 и обследованы кардиологом. Через 26 месяцев проведена диагностика эмоционально-личностной сферы (ИТТ, ССП, SCL-90-R и 5PFQ). У обследованных увеличился индекс массы тела, выраженность тревоги, депрессии и стресса не изменились. Выраженный дистресс определен у 31,7 % обследованных, для которых характерны копинги конфронтация и бегство - избегание. Данный показатель коррелирует с факторами экстраверсия – интроверсия (r = 0,356; p = 0,022) и эмоциональность – сдержанность (r = 0,535; p < 0,001). Выраженность стресса повышалась под влиянием тревоги через 3 месяца после выздоровления, зависела от интенсивности депрессии и поражения легких в остром периоде через год после выздоровления, повышалась при увеличении личностной тревоги и уменьшении использования копинга планирование решения проблем через 2 года после выздоровления. Общий индекс дистресса зависит от показателей личностной тревоги и ИМТ через 3 месяца после выздоровления. Выраженность стресса у мужчин, перенесших COVID-19 с поражением легких, не превышает нормативный уровень напряжения, при этом у 1/3 лиц данной группы отмечаются признаки дистресса. Тревога и депрессия представляют значимые факторы, повышающие интенсивность стрессовой реакции на протяжении 2-х лет после выздоровления. Факторами, повышающими выраженность дистресса, являются усиление напряжения конфронтации и бегства - избегания, большая выраженность личностных характеристик эмоциональность, экстраверсия и повышенная личностная тревожность.

163-180 135
Аннотация

   Роль психологических факторов в развитии, течении и лечении пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника (ВЗК) изучена недостаточно, хотя очевидно, что хронический характер течения и тяжелая симптоматика оказывают влияние на эмоционально-аффективный статус, социальное функционирование, индивидуально-психологические особенности преодоления стресса болезни. В связи с этим актуальным является проведение комплексного психологического исследования пациентов с ВЗК и сравнительного анализа их психодиагностических показателей с отечественными нормативными тестовыми данными для организации обоснованной и целенаправленной психологической помощи и эффективного сопровождения лечебного процесса пациентов с ВЗК.

   Цель – определить психологические особенности лиц с воспалительными заболеваниями кишечника.

   Исследован 61 пациент с ВЗК: 24 (39,4 %) мужчины, 37 (60,6 %) женщин; средний возраст – 30,29 ± 9,94. Использованы психодиагностические методы: Интегративный тест тревожности (ИТТ); Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10); Большая пятерка (BIG V); Способы совладающего поведения (CCП); Смысложизненные ориентации (СЖО). Сравнительный анализ показателей эмоционального состояния выявил существенное преобладание в группе пациентов с ВЗК показателей ситуативной тревоги (p < 0,001) и личностной тревожности (p < 0,001) (методика ИТТ), общего показателя субъективно воспринимаемого стресса (p < 0,001) и показателя перенапряжение (p < 0,001) (методика ШВС-10). Анализ базисных черт личности (методика BIG V) показал, что в группе пациентов с ВЗК более выраженными по сравнению со средней «нормой» являются черты, измеряемые шкалой самосознание (p < 0,001), и менее выраженные – шкалами экстраверсия (p < 0,01), эмоциональная стабильность (p < 0,001) и личностные ресурсы (p < 0,01). В группе пациентов с ВЗК преобладают показатели методики ССП, характеризующие структуру копинг-поведения: самоконтроль (p < 0,001), поиск социальной поддержки (p < 0,001), принятие ответственности (p < 0,001), планирование решения проблемы (p < 0,001), положительная переоценка (p < 0,05). Анализ показателей ценностно-мотивационной направленности личности (методика СЖО) в группе мужчин с ВЗК выявил снижение по сравнению с нормативной мужской выборкой показателей: цели в жизни (p < 0,001), процесс жизни (p < 0,001), результативность жизни (p < 0,01), локус контроля – Я (p < 0,01), общий показатель СЖО (p = 0,001). В группе женщин с ВЗК выявлено снижение (p < 0,05) показателя процесс жизни, что отражает неудовлетворенность актуальной жизненной ситуацией. По данным сравнительного анализа с отечественными нормативными психодиагностическими показателями, пациенты с ВЗК характеризуются высоким уровнем эмоционального напряжения (тревоги и воспринимаемого стресса), преобладанием в структуре личности черт ответственности и организованности, приверженности стереотипам в сочетании с высокой личностной тревожностью и эмоциональной неустойчивостью, широким спектром активных копинг-стратегий и недостаточностью личностных ресурсов копинга, особенно у мужчин с ВЗК. Полученные данные могут быть использованы при психологическом сопровождении лечения пациентов с ВЗК.

181-190 97
Аннотация

   Боль в спине является значимой медико-социальной проблемой, существенно снижает качество жизни, оказывает воздействие на функционирование психики, способность к эмоционально-волевой регуляции, препятствует полноценной интеграции в социум. Особенно актуальным инвалидизирующее влияние хронической боли становится в период жизни человека, связанный с кардинальной сменой общественных ролей. В настоящей статье представлены результаты проверки гипотезы о дестабилизирующем вкладе изменения социального статуса – прекращения трудовой деятельности ввиду выхода на пенсию по возрасту или в результате инвалидизации – в формирование приверженности к лечению у пациентов с хронической болью в спине в процессе медицинской реабилитации. С помощью психодиагностического опросника «Психологические факторы отношения к болезни и лечению» обследовано 166 пациентов стационара восстановительного лечения. Коррелятами высокой приверженности являются ощущение самоэффективности, а также принятие ответственности за причины возникновения болезни и успешность выздоровления, статистически достоверно различающие группы работающих (n = 94) и неработающих (n = 72). В качестве практических рекомендаций по формированию приверженности к лечению пациентов пожилого возраста с хронической болью в спине обозначены психокоррекционные мероприятия, направленные на их включение в активную социальную деятельность.

191-202 111
Аннотация

   Ситуация болезни актуализирует возникновение уязвимости человека, проявляющейся в деформации имевшегося образа жизни, сужении сферы социального взаимодействия. Такое состояние человека, когда он испытывает дефицит внутренних ресурсов, может быть определено как дефицитарность. Несмотря на частоту встречаемости феноменов дефицитарности и вынужденности, понимание данных терминов, а также исследования механизмов преодоления вынужденной дефицитарности в научной литературе представлены довольно ограниченно. Именно поэтому сферой особого интереса в нашем эмпирическом исследовании выступила специфика жизненной стратегии человека в ситуации болезни с целью выявления способов преодоления вынужденной дефицитарности пациентами с разной степенью устойчивости жизненного мира. Исследование проводилось на группах пациентов с соматическими заболеваниями, требующими смены образа жизни в ситуации болезни (n = 420). Для проведения исследования использованы: опросник «Определение типа жизненного сценария» (И. О. Логинова), методика «Изучение устойчивости жизненного мира человека» (И. О. Логинова), клинико-психологическая беседа, направленная на выявление способов преодоления вынужденной дефицитарности в ситуации болезни. Обнаружена специфика преодоления вынужденной дефицитарности в ситуации болезни у пациентов с разной степенью устойчивости жизненного мира: у пациентов с низкой степенью устойчивости жизненного мира доминируют такие способы преодоления вынужденной дефицитарности, как информирование, самовнушение, самоконтроль, вкусная еда, прогулки на свежем воздухе, ритуалы; у пациентов со средней степенью устойчивости жизненного мира – информирование, аутомотивация, самоконтроль, отказ от сравнения, смена деятельности, хобби, прогулки на свежем воздухе, физическая активность; у пациентов с высокой степенью устойчивости жизненного мира – информирование, вовлеченность, аутомотивация, позитивное мышление, отказ от сравнения, хобби, прогулки на свежем воздухе, посещение выставок и театров.

203-215 120
Аннотация

   Представлен комплексный анализ теоретических и экспериментальных исследований применения цифровых технологий при проведении педагогических и психокоррекционных мероприятий в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Показано, что эффективность нового формата дистанционной работы с помощью цифровых технологий имеет ряд ограничений и недостатков, среди которых на первый план выступают технические и организационные проблемы. Среди положительных моментов использования цифровых технологий выявлена возможность оказания образовательных и психологических услуг для населения независимо от их социального статуса, уровня образования и материального положения. Для улучшения условий проведения дистанционных педагогических и психо коррекционных мероприятий в условиях пандемии был предложен ряд рекомендаций: упор при разработке цифровых устройств на конкретные образовательные и психотерапевтические цели и задачи; добавление в разработанные программы системы обязательного мониторинга психического состояния в виде онлайн-опросов и анкетирования; применение единой научно-доказательной концепции, например когнитивно-поведенческого подхода. С целью повышения качества оказания помощи населению в условиях пандемии предложена база данных программы «Айта», которая в дальнейшем может быть использована при проведении психолого- педагогических занятий с лицами, перенесшими COVID-19 или иные нейроинфекционные заболевания.

ОНТО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

216-227 100
Аннотация

   Актуальность исследования обусловлена необходимостью построения государства на правовых принципах, осознаваемых и принимаемых членами общества.

   Цель – определить социально-психологическую структуру правовых отношений.

   Проведен сравнительный анализ понимания правовых отношений в западной и отечественной юридической и социальной психологии. В западной психологии отсутствует понятие правовые отношения. В исследованиях доминирует подход с точки зрения межрасовых отношений. В отечественной психологии правовые отношения изучены недостаточно.

   Новизна исследования заключается в установлении основных социально-психологических структурных компонентов правовых отношений и введении нового научного понятия правовой социальный капитал как показателя сплоченности членов общества в отношении установленного законодательства.

   Проведено эмпирическое исследование мнений 467 респондентов. Обнаружено, что индекс консолидации правового социального капитала респондентов равняется 0,805 (максимальное значение – +1,0). Определена социально-психологическая структура правовых отношений: доверие к людям и правоохранительным органам, отношение к целям и ценностям, ассертивное поведение, соблюдение правовых норм и отношение к праву – стремление к соблюдению прав других людей на основе принципов справедливости и равенства. На основе регрессионного анализа установлены социально-психологические предикторы отношения к праву: уровень развития правового сознания (правовой реализм), ассертивность поведения, энергичное участие сотрудников правоохранительных органов в обеспечении прав граждан, соблюдение принципов межличностной справедливости. Негативное влияние на отношение к праву оказывает правовой цинизм.

228-246 172
Аннотация

   Проблема привязанности и ее психологическая диагностика актуальна в настоящее время в России и за рубежом. Привязанность к матери закладывается в раннем детстве и оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и на процессы, связанные с взрослением, а значит, ее диагностика является важной при работе психолога.

   Научная новизна данного исследования заключается в разработке авторской методики для диагностики типа привязанности к матери, ее апробации и проверке ее психометрических параметров – ретестовой надежности, содержательной валидности, конструктной валидности и критериальной валидности.

   Для оценки этих параметров применены метод экспертных оценок, метод тестирования и биографическое интервью с использованием методов статистической обработки. Общую выборку исследования составили 404 человека в возрасте 18–60 лет. В результате установлено, что разработанная авторская методика для диагностики типа привязанности к матери успешно прошла апробацию и подтвердила свои диагностические возможности в оценке типа привязанности к матери. Опросник можно применять как психодиагностический инструмент в практической деятельности психолога в процессе психологического консультирования, когда необходимо оценить тип привязанности к матери, чтобы усилить терапевтический эффект, а также в научных исследованиях. Опросник для диагностики типа привязанности к матери приведен в конце данной статьи.

247-266 218
Аннотация

   В современной социокультурной ситуации созависимость остается важной проблемой не только психологической, но и клинической практики. Понимание сущности созависимости раскрывается в многообразии научных психологических подходов при минимальной системности в определениях. Неслучайно встает вопрос о целесообразности системного рассмотрения данной проблемы и создания интегральной модели, охватывающей различные аспекты ее проявления.

   Цель обзорного исследования – раскрыть понимание созависимости в современных психологических исследованиях.

   Для достижения поставленной цели решались задачи определения критериев систематизации психологических исследований по проблеме созависимости. К ним были отнесены смысловое содержание созависимости и ключевой жизненной сферы, которая создает условия для развития созависимости, определяет необходимость ее коррекции и профилактики. Использовался метод научного анализа исследований отечественных и зарубежных авторов. Во внимание принимались теоретико-методологические основы и результаты эмпирических исследований. Всего было проанализировано 94 работы. Для классификации подходов к пониманию проблемы созависимости применялся контент-анализ. Приводится ряд определений созависимости. Их анализ позволил выделить многоплановость смыслового содержания созависимости: как явление культуры, как особенность ценностно-смысловой сферы, как деформация личности и реакция беспомощности, как особое психическое состояние, деструктивные взаимоотношения с зависимым человеком и форма защитно-совладающего поведения. Представлено авторское определение созависимости. Созависимость – это многомерный, полифункциональный и динамичный клинико-психологический феномен, отражающий выраженную ориентацию личности на ценность другого человека и полную идентификацию с ним, влекущую деформацию самоотношения, дефицит целеполагания и последующую непродуктивную (патологическую) адаптацию в трудной жизненной ситуации. Созависимость проявляется на психофизиологическом, эмоциональном, ценностно-смысловом, социальном и поведенческом уровнях жизни человека и требует комплексной клинико- психологической интервенции. К числу основных сфер возникновения и трансформации созависимости отнесена семья. Созависимость как одна из форм социальной общности затрагивает всех членов семьи. Развитие созависимости, как и ее коррекция, сопровождается определенной динамикой внутрисемейных отношений.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА МИРА И Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

267-276 122
Аннотация

   Настоящая статья посвящена оценке и описанию типологической специфики темпоральной модальности ресурсов самоорганизации личности студентов. Всевозрастающий интерес исследователей в рамках социально-гуманитарных наук к теме самоорганизации делает ее одним из актуальных аспектов организации учебного процесса в высших учебных заведениях. В исследовании приняли участие 55 студентов первого курса Томского государственного университета, такая выборка была обусловлена целями исследования, так как студенты первого курса меняют ракурс деятельности со школьного обучения на профессиональное, что подразумевает изменение темпа жизнедеятельности в соответствии с новыми целями и условиями их реализации. На диагностическом этапе использовались следующие методики: Опросник временной перспективы (Zimbardo Time Perspective Inventory) Ф. Зимбардо; Опросник «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Е. В. Бредун; Опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Факторный анализ позволил выделить три фактора: темпоральная одномерность самоорганизации; темпоральная сбалансированность самоорганизации; темпоральная децентрация – с различными ключевыми показателями, на основе которых будут выделены мишени индивидуальной образовательной траектории.

277-289 106
Аннотация

   Изучение представлений о счастье людей – актуальная тема качественных исследований.

   Цель – оценить значение ситуативного контекста в представлениях о счастье в различных возрастных группах.

   Была изучена устойчивость представлений о счастье людей на протяжении жизни, для чего проведены два сравнительных исследования представлений о счастье в детском и пожилом возрасте, одно из них – кросс-временное. Общая выборка составила 567 человек (305 детей и 262 пожилых взрослых). В двух исследованиях участвовали подростки 11–14 лет (2023 г., n = 185); дети 7–10 лет (2021 г., n = 120); пожилые люди 60–84 лет (2023 г., n = 180), пожилые люди 60–90 лет (2021 г., n = 82). Для качественного изучения ответов респондентов применен контент-анализ, для сравнения выборок – критерий хи-квадрат с расчетом величины эффекта h Коэна. Установлено, что представления людей о счастье динамичны и могут меняться в зависимости от возраста и ситуативного контекста. У пожилых людей в 2021 г., в период эпидемии COVID-19, по сравнению с 2023 г., счастье в два раза чаще отождествлялось со здоровьем, более значимой также была жизнь как ценность. В 2023 г. в представлениях о счастье пожилых людей и детей появились категории мир без войны, отсутствие несчастья, внутренняя гармония и спокойствие, что может быть связано с ситуативным контекстом. Не выявлено больших различий в представлениях о счастье подростков 11–14 и детей 7–10 лет. Респонденты обеих групп преимущественно воспринимают счастье как положительные эмоции, которые варьируются от интенсивной радости, восторга, удовольствия до спокойного удовлетворения и возникают при общении с семьей, родителями, друзьями, в процессе различных видов активности и отдыха. Детям свойственно переживание моментального счастья. Пожилые люди понимают счастье как благополучие свое и близких людей. Счастье пожилых людей связано со стабильностью и предсказуемостью. Общим и главным представлением о счастье детей и пожилых людей является семья.

290-304 115
Аннотация

   Переживания, связанные с нормативными и ненормативными кризисами развития, снижают адаптивность и саморегуляцию человека, что делает актуальным изучение личностных ресурсов для их преодоления. Одним из таких ресурсов является временная перспектива личности. В настоящее время существует ограниченное количество исследований, посвященных особенностям переживания биографических кризисов, включая кризис идентичности, в контексте временной перспективы, большинство из которых сосредоточено на отдельных временных ориентациях и их взаимосвязи с проявлениями кризиса.

   Новизна работы состоит в исследовании специфики переживания биографических кризисов и кризиса идентичности при различных профилях временной перспективы, отражающих системную взаимосвязь временных ориентаций.

   Цель – выявить отличительные особенности интенсивности и характера переживания биографических кризисов и кризиса идентичности в зависимости от профиля временной перспективы.

   С помощью кластерного анализа сформированы выборки, объединяющие респондентов со схожими профилями временной перспективы; дано описание отличительных особенностей временной перспективы, характерных для респондентов каждой из групп; проведен сравнительный анализ особенностей интенсивности переживания биографических кризисов в зависимости от профиля временной перспективы; дана содержательная характеристика сфер кризисных ситуаций, способствующих переживанию кризиса идентичности, при различных профилях временной перспективы. Исследование носит поисковый характер, что обусловлено сравнительно небольшим объемом выборки, в которую вошел 101 человек, проживающий в Камчатском крае, регионе с экстремальными условиями жизнедеятельности. В результате исследования были сделаны следующие выводы: наиболее ресурсным профилем временной перспективы для лиц, проживающих в экстремальных условиях жизнедеятельности, является профиль с выраженной ориентацией на позитивное прошлое; люди, ориентированные на будущее или гедонистическое настоящее, менее адаптивны к кризисным состояниям; наибольший риск интенсивного переживания кризисов развития характерен для людей, ориентированных на фаталистическое настоящее и негативное прошлое; специфика профиля временной перспективы не указывает на обязательное переживание кризиса идентичности, а лишь повышает риски и меняет акценты в его переживании.

305-314 99
Аннотация

   В связи с высокой интенсивностью экстремальных событий современности возросло количество обращений за психотерапевтической помощью, приобрело свою специфику качество запросов клиентов, что сделало своевременным углубленное изучение процессуальных аспектов психотерапии для повышения ее эффективности. Для преодоления существующей проблемы между академической психологией и психотерапией авторами впервые было сформулировано исследовательское предположение о существовании
синергетического этапа в процессе взаимодействия специалиста и клиента – соприсутствия, которое было проверено несколькими эмпирическими работами.

   Научная новизна заключалась в том, что впервые в исследовательском пространстве была осуществлена попытка целостного рассмотрения феномена соприсутствия специалиста и клиента в процессе психотерапии различных практических школ.

   Цель – раскрыть структуру переживания феномена соприсутствия специалиста и клиента.

   Для реализации поставленной цели были использованы методы: феноменологическое глубинное полуструктурированное интервью, метод качественного анализа данных А. Джорджи и Б. Джорджи, метод групповой семантической универсалии, факторный анализ. В результате реализованного исследования удалось построить интегральную модель феномена соприсутствия, а также разработать бланк семантического дифференциала «Психотерапевтическое соприсутствие» и осуществить его апробацию. В статье представлены результаты многоэтапного изучения неописанного ранее синергетического феномена соприсутствия, которые подтвердили его существование как части психотерапевтического процесса и раскрыли содержательные аспекты его переживания, имея практическую ценность для практики психологии и открывая перспективу дальнейших эмпирических исследований. Бланк семантического дифференциала «Психотерапевтическое соприсутствие» приведен в конце данной статьи.

315-331 162
Аннотация

   Целью данного теоретического исследования стал анализ телесных феноменов в различных психологических направлениях: естественно-научном, культурно-деятельностном, психоаналитическом, гуманистическом, когнитивном и конструктивистском.

   Методология исследования направлена на выявление общих сходств и различий в описании феноменов телесности: как с точки зрения обозначенных подходов, так и с учетом идеалов рациональности. Рассмотрены авторские интерпретации феноменов телесности в соответствии с введенными В. С. Степиным парадигмальными воззрениями в науку: классическими, неклассическими, постнеклассическими. Логика выделения психологических подходов и направлений, описывающих феномены телесности, следует за представлениями В. А. Лекторского, А. Г. Асмолова и Д. А. Леонтьева о парадигмальных сдвигах в методологических основаниях психологической науки. Телесные образы, соответствующие классическому идеалу рациональности, формируются через понятие схема тела и являются представлениями механистических и физиологических школ на телесность. На переходе к неклассическим воззрениям в науке появляются группы теорий, в которых понятия образа тела, концепции тела и образа физического Я представляются видовыми по отношению к понятию образа Я продуктами самосознания. В соответствии с постнеклассическим идеалом рациональности феномены тела представляют собой когнитивные конструкты, описывающие представления человека о телесности на уровнях организма, социума и культуры. В результате определены сходства и различия феноменов телесности с опорой на парадигмальные идеалы рациональности, а также выделены психологические подходы в изучении телесности, имеющие наибольшие перспективы в практическом применении.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

332-344 105
Аннотация

   Актуальность тематики деятельности психологических служб в системе высшего образования обусловлена необходимостью непрерывного совершенствования методов и форм работы психологической службы с учетом современных требований системы высшего образования с целью сохранения психологического здоровья и благополучия всех участников образовательных отношений. Представлены результаты двух мониторинговых исследований состояния психологического сопровождения обучающихся в системе высшего образования, проведенных в 2022–2023 и 2023–2024 учебных годах.

   Цель – изучить динамику развития основных направлений психологического сопровождения, реализуемых психологическими службами вузов – участников пилотной апробации модели психологической службы в системе высшего образования Российской Федерации.

   Описаны основные направления научно-методического обеспечения развития психологической службы вуза, реализуемые Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования, рассмотрены ключевые трудности при осуществлении каждого направления деятельности психологической службы. Сделаны выводы о развитии таких направлений деятельности, как психологическое просвещение, психологическая диагностика, системы экстренной и кризисной психологической помощи. Несмотря на очевидно положительную динамику, отмечены слабо развитое просветительское направление деятельности в части работы с родителями (законными представителями) обучающихся, а также недостаточная представленность групповой формы консультирования в практике специалистов психологической службы университета.

345-361 100
Аннотация

   Рассмотрены особенности восприятия графических и текстовых символов детьми с интеллектуальными нарушениями, с акцентом на синдром олигофрении.

   Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей с первичной инвалидностью в России, что подчеркивает необходимость эффективных средств коммуникации в инклюзивном образовании.

   Цель – выявить особенности восприятия графических и текстовых стимулов при нарушениях интеллекта.

   Задачи: выявить основные затрудненияь в реализации инклюзивного подхода в системе образования; описать основные характеристики, влияющие на восприятие графических и текстовых стимулов у детей с нарушениями интеллекта; описать основные недостатки в существующих исследованиях альтернативной коммуникации. Основным методом стал системный анализ научных источников, расположенных на платформах электронных библиотек и поисковиков: PubMed, eLibrary, КиберЛенинка, ResearchGate, Google Scholar. Анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов за период 2018–2024 гг., освещающих вопросы альтернативной и дополнительной коммуникации детей с нарушениями развития, отражает основные когнитивные особенности учащихся с интеллектуальными нарушениями и подчеркивает необходимость использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации в повседневной деятельности в качестве основы для формирования спонтанной речи и повышения социальной активности. Обзор научных исследований позволяет сделать выводы о специфике восприятия стимульного материала при интеллектуальных нарушениях. Результаты показали, что дети с нарушением интеллекта сталкиваются с серьезными трудностями в восприятии визуальных символов из-за когнитивных и сенсорных нарушений. Сформулированы основные требования к стимульному материалу альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с олигофренией.

362-374 116
Аннотация

   Подготовка к будущей профессиональной деятельности начинается с попыток решения важных задач в период обучения, с совладанием с целым рядом серьезных вызовов и стрессов, страхов и тревог.

   Цель – выявить взаимосвязь страхов и тревог студентов вузов разного профиля обучения с базисными убеждениями и когнитивными искажениями.

   Выборку составили 87 человек в возрасте 19–23 лет. Для оценки базисных убеждений студентов использовался опросник «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман), адаптированный О. В. Кравцовой. С помощью опросника дисфункциональных отношений А. Бека и А. Вейсмана оценивались когнитивные искажения испытуемых. Использовались методы факторного, корреляционного анализа, методы многомерной дисперсии, многомерной регрессии. Возникновение и развитие страхов и тревог студентов рассматривается в рамках когнитивно-поведенческих моделей тревожности, а также в контексте интегративной многофакторной психосоциальной модели расстройств аффективного спектра. Предложено авторское определение страхов и тревог студентов как состояний ожидания и внутреннего напряжения, требующих поиска решения в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуациях учебного процесса. Представляется корректным говорить не о тревожности личности или склонности к тревожным переживаниям, а о возникновении страхов и тревог студентов, вынужденных решать актуальные задачи обучения и адаптации в вузе. Возникновение страхов / тревог студентов обусловлено сформированными когнитивными убеждениями, установками, искажениями. Для исследования содержательных характеристик страхов и тревог студентов разработана авторская анкета, включающая 41 утверждение. Факторный анализ пунктов авторской анкеты позволил выделить 5 факторов страхов и тревог студентов: тревога успеваемости; тревога остаться без социальной поддержки; страх профессиональной несостоятельности; страх выбрать не ту специальность; красный диплом и стипендия как ориентиры обучения. Подтверждена гипотеза о том, что выраженность страхов и тревог студентов разного профиля обучения значимо различается. Показаны наиболее ресурсные базисные убеждения, которые повышают возможность контроля над страхами и тревогами, возникающими в учебном процессе: ценность собственного Я, доброта людей и благосклонность мира оказывают положительное влияние на снижение тревожности, способствуя академической и социальной адаптации студентов.

Объявления

2025-05-19

Опубликован выпуск по психологии (2025. Т.27. № 2)

Второй выпуск журнала СибСкрипт содержит научные публикации, посвященные результатам теоретических и эмпирических исследований в области психологической науки и практики.

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.