Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Смысловое пространство представлений о маме у студенческой молодежи

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-916-930

Аннотация

Современное общество сталкивается с изменениями в понимании традиционного института материнства и мамы. Студенчество является ключевым этапом осознания ценности материнства, оценки влияния родителей на личностное развитие, понимания собственной роли в будущем воспитании детей. Цель – определить содержание смыслового пространства представлений о маме у студенческой молодежи. Методологическая основа исследования: методология психологии социального познания, социальнопсихологический подход к исследованию представлений о маме. Для содержательного анализа представлений о маме использовались ассоциативные методики: простые свободные ассоциации, специфические ассоциативные методики, «вынужденные» ассоциации. В исследовании приняли участие 435 студентов. В общей сложности было подвергнуто анализу около 22000 слов. В исследовании обнаружена согласованность ответов, полученных с помощь различных ассоциативных методик. Смысловое пространство представлений о маме представлено следующими блоками: первый отображает культурные нормы и традиции, второй – эмоциональную близость и поддержку, третий – воспитание и обучение, четвертый – гармоничные отношения в семье, пятый – уважение и доверие к себе и другому. Смысловое поле представлений имеет высокую эмоциональную выраженность и включает, наряду с традиционными категориями (забота, мудрость, доброта), категории, характеризующие созависимые отношения и изменяющуюся маму (забота о себе, изменения мамы в связи с взрослением ребенка). Это может свидетельствовать о необходимости реальных и / или ожидаемых действий (поддержки) со стороны мамы и проектировании своей родительской позиции. В социальных представлениях молодежи о маме отражается их личный опыт, семейное воспитание, понимание детско-родительских отношений и психологическая грамотность, которая приобретается в процессе изучения в университете психологических дисциплин. Результаты исследования могут быть полезны для понимания динамики семейных отношений, их влияния на развитие детей, формирования психологической готовности к материнству, а также для практической работы психолога с созависимыми отношениями, родительскими предписаниями.

Об авторе

Лариса Владимировна Скорова
Иркутский государственный университет
Россия

Иркутск

Scopus Author ID: 57208554057


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-пресс, 2005. 288 с. https://elibrary.ru/qodldh

2. Антипова Ж. В., Бушмарина Н. Н., Воробьева М. В. Консультирование семьи как фактор формирования родительской компетентности. Мир психологии. 2023. № 4. С. 249–256. https://elibrary.ru/piurnj

3. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие. Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5–20. https://elibrary.ru/pbdson

4. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны. Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 3. С. 8–25. https://doi.org/10.17759/sps.2022130302

5. Глотова Е. А., Кузьмина К. Н. Образ матери в представлении современной молодежи (по данным свободного ассоциативного эксперимента). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 33–35. https://elibrary.ru/vlomkv

6. Емельянова Т. П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2016. 476 с. https://elibrary.ru/whacgr

7. Есипов М. А. Теория социальных представлений С. Московичи. Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 апреля 2019 г.) М.: МГОУ, 2019. Т. 1. С. 323–327. https://elibrary.ru/xkgbjg

8. Жупиева Е. И. Образ идеальной матери как элемент когнитивного компонента психологической готовности к материнству у девушек. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 8. С. 129–136. https://elibrary.ru/dbfvxo

9. Жупиева Е. И. Особенности психологической готовности к материнству студенток. Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 100–108. https://doi.org/10.17223/17267080/56/8

10. Иванова С. П. Роль образа матери в формировании представлений современных девушек об ответственном родительстве. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. № 14. С. 19–27. https://elibrary.ru/hktbtj

11. Коляскина Е. А. Мать и ребенок в представлениях русских крестьян Алтая во второй половине ХIХ – первой половине ХХ в. Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-2. С. 110–115. https://elibrary.ru/purqer

12. Конторович С. Д. Некоторые аспекты образа Матери и их отражение в представлениях современных россиян. Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 101–107. https://elibrary.ru/micfsj

13. Кыштымова И. М., Каменюк А. В. Взаимосвязь психологической готовности к материнству с социально-психологическими установками женщин. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. № 36. С. 53–64. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.36.53

14. Мецлер В. В. Особенности содержания социальных представлений о матери в юношеском возрасте. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1. С. 178–184. https://elibrary.ru/rlwlfd

15. Минина А. А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 6. С. 67–76. https://elibrary.ru/yxcaue

16. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация. Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 40. С. 29–38. https://elibrary.ru/nygeon

17. Писарева А. А. Значимость образа родителя в психологическом консультировании подростка. Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 188–192. https://elibrary.ru/khontb

18. Савина Е. А., Быкова М. В., Филиппова Г. Г., Мещерякова С. Ю., Лужецкая И. А., Павлова О. Н., Эйдемиллер Э. Г., Смирнова Е. О., Максименко О. В., Чарова О. Б. Родители и дети: психология взаимоотношений. 2-е изд. М.: Когито-Центр, 2019. 230 c.

19. Сапогова Е. Е. Родительские экзистенциальные установки в смысловой системе взрослой личности. Актуальные проблемы развития личности в условиях современных реалий: III Междунар. науч.-практ. конф. (Ереван, 8–9 апреля 2022 г.) Ереван: РАУ, 2022. С. 587–597. https://elibrary.ru/kbsico

20. Сапогова Е. Е. Семейная микрокультура как ресурс развития личности. Семья и дети в современном мире. Т. IV: Семья. Дети. Социум, ред. В. Л. Ситников. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 442–450. https://elibrary.ru/dztold

21. Сафонова М. В., Ковалева О. М. Анализ социальных представлений современных россиян о «хорошей маме» и «хорошем папе». Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2021. № 3. С. 100–112. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-294

22. Счастная Т. Н., Чибисова М. Ю. Феноменология материнства как социально-психологическая проблема. Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики, ред. М. Ю. Кондратьев. М.: МГППУ, 2006. Вып. 4. Ч. 1. С. 67–72. https://elibrary.ru/xbacrv

23. Ткачева Ю. Г. Методологические основы формирования готовности к материнству у студенток вузов. Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1. С. 274–277. https://elibrary.ru/vvqwnz

24. Тузова О. Н. Социальные представления как социально-психологическое понятие. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 91–95. https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.13

25. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22–36. https://elibrary.ru/nbeumj

26. Jodelet D. Représentations sociales: Phénomènes, concepts et théories. Psychologie sociale, ed. Moscovici S. Paris: PUF, 1984, 357–378.

27. Moliner P., Abric J.-C. Central core theory. The Cambridge Handbook Of Social Representations, eds. Sammut G., Andreouli E., Gaskell G., Valsiner J. Cambridge University Press, 2015, 83–95. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323650.009

28. Moscovici S. Social representations and pragmatic communication. Social Sciences Information, 1994, 33(2): 163–177.

29. Moscovici S. Why a theory of social representations? Representations of the social: Bridging theoretical traditions, eds. Deaux K., Philogène G. Oxford: Blackwell Publichers, 2001, 18–61.

30. Vergès P., Tyszka T., Vergès P. Noyau central, saillance et propriétés structurales. Textes sur les représentations socials, 1994, 3(1): 3–12.


Рецензия

Для цитирования:


Скорова Л.В. Смысловое пространство представлений о маме у студенческой молодежи. СибСкрипт. 2025;27(5):916-930. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-916-930

For citation:


Skorova L.V. Semantics of Mother Image in University Students. SibScript. 2025;27(5):916-930. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-916-930

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)