Личностная стрессоустойчивость как фактор эффективности обучения навыкам первой психологической помощи
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-931-946
Аннотация
В статье освещается проблема значимости личностной стрессоустойчивости для освоения навыка грамотной коммуникации с человеком, находящимся в ситуации острого эмоционального страдания. Для подтверждения актуальности проблемы личностной готовности к оказанию первой психологической помощи страдающему человеку авторами проведено эмпирическое исследование в ходе тренингов навыков грамотной коммуникации с пострадавшим методами опроса (анкетирования), стандартизированного наблюдения и моделирования сценария трагической ситуации (симуляции). В тренингах приняли участие 40 человек (большинство – психологи и студенты психологических факультетов). Для обоснования дизайна эмпирического исследования обозначены теоретические подходы, на основании которых сформулированы алгоритмы реализации навыка грамотной коммуникации с пострадавшими, являющиеся научнодоказательным теоретическим основанием для формирования методических пособий международных благотворительных институтов и отечественных обучающих практик навыку грамотной коммуникации с пострадавшим. Акцентировано и то, что личностные компетенции и стрессоустойчивость специалиста определяют эффективность реализации обучающих мероприятий по первой психологической помощи для участников тренингов. Соответственно, поставлена проблема подготовки профессионального сообщества психологов к ведению тренингов навыка первой психологической помощи для аудитории, не владеющей специальными психологическими знаниями. Исследование показало, что большинство участников тренингов ориентированы на алгоритмы и речевые модули реализации грамотной коммуникации. Они хорошо подготовлены теоретически, но уровень собственного стресса при реагировании на острое эмоциональное состояние пострадавшего человека ранее не рефлексировали и не учитывали. В выводах по результатам исследования отмечено, что на тренингах навыков грамотной коммуникации с пострадавшим и других обучающих мероприятиях по первой психологической помощи важно использовать образовательные технологии, способствующие развитию стрессоустойчивости участников подобных образовательных мероприятий и личностных компетенций тех, кто их проводит.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Олеговна КолесникРоссия
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Елена Юрьевна Брель
Россия
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 282 с. https://elibrary.ru/qxabyz
2. Ворден В. Консультирование и терапия горя. М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020. 332 с.
3. Дежурный Л. И., Шойгу Ю. С., Гуменюк С. А., Неудахин Г. В., Закурдаева А. Ю., Колодкин А. А., Куров О. Л., Кичанова Л. Ю., Эмке А. А. Первая помощь. М.: ЦНИИОЭЗ Минздрава России, 2018. 136 с. https://elibrary.ru/hmgesw
4. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10. С. 45–48. https://elibrary.ru/kkpsal
5. Замбржицкий О. Н. Психогигиена и психопрофилактика. Мн.: БГМУ, 2021. 56 с.
6. Иванова Н. А. Диспозиционализм: от предикаций и атрибуций к социальной онтологии и миру предрасположенностей. Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 11. С. 5–14. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2018-11101
7. Ильичёв И. Е. О понятии и классификации чрезвычайных ситуаций. Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 6–19. https://elibrary.ru/cqroln
8. Климова С. В. Трудная жизненная ситуация в социальной работе с молодежью: уточнения понятийного содержания термина. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2021. № 1. С. 160–170. https://elibrary.ru/kaavrj
9. Колк Б. ван дер. Тело помнит все: какую роль психическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть. М.: Эксмо, 2021. 464 с.
10. Крукович Е. И., Ромек В. Г. Кризисное вмешательство. Мн.: ЕГУ, 2003. 92 с. https://elibrary.ru/ysomdz
11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2021. 592 с.
12. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005a. 960 с.
13. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005b. 964 с.
14. Меньшиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2005. 182 с.
15. Незнанов Н. Г. Тревожно-фобические расстройства. Клинические рекомендации. М.: РОП, 2021. 86 с.
16. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Джос Ю. С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления. Экология человека. 2014. № 6. С. 47–54. https://elibrary.ru/sepull
17. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. 462 с.
18. Понамарева И. М. Работа психолога в кризисных ситуациях. СПб.: СПбГИПСР, 2014. 197 с.
19. Порджес С. Поливагальная теория. Нейрофизиологические основы эмоций, привязанностей, общения и саморегуляции. Киев: Мультиметод, 2020. 464 с.
20. Порджес С., Деб Д. Клиническое применение поливагальной теории. Формирование поливагально-информационной терапии. Киев: Мультиметод, 2021. 552 с.
21. Радюк О. М., Каменюкин А. Г., Ерухимович Ю. А., Басинская И. В. Точки соприкосновения в моделях А. Эллиса и А. Бекка. Когнитивно-поведенческий подход в консультировании и психотерапии: Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 5–7 октября 2018 г.) Мн.: БГПУ, 2018. С. 94–104.
22. Рогачева Т. В., Залевский Г. В., Левицкая Т. Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний. Томск: ТГУ, 2015. 276 с. https://elibrary.ru/yuoefs
23. Рогозина И. В. Медицина катастроф. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 152 с.
24. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: ИП РАН, 2012. 464 с. https://elibrary.ru/szcpiv
25. Ядов В. А., Семенов А. А., Водзинская В. В., Каюрова В. Н., Киссель А. А., Саганенко Г. И., Бозрикова Л. В., Узунова В. Н., Магун В. С., Гоштаутас А., Лосенков В. А., Смирнова Е. Э., Докторова Л. Д. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с. https://elibrary.ru/swynqu
26. Kernberg O. Borderline conditions and pathological narcissism. N. Y.: Jason Aronson, 1975, 361.
Рецензия
Для цитирования:
Колесник Т.О., Брель Е.Ю. Личностная стрессоустойчивость как фактор эффективности обучения навыкам первой психологической помощи. СибСкрипт. 2025;27(5):931-946. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-931-946
For citation:
Kolesnik T.O., Brel E.Yu. Personal Stress Resistance in Mental Health First Aid Training. SibScript. 2025;27(5):931-946. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-931-946
































