Материалы этого номера, объединенные в тематические разделы, складываются в целостную картину научных изысканий, отражающих сложные, динамичные процессы самоосуществления человека в стремительно меняющемся мире. Открывает выпуск раздел, посвященный психологическому феномену безопасности, рассматриваемому в публикациях как теоретическая конструкция и представленному в конкретных социальных группах и жизненных обстоятельствах. В современных условиях, отмеченных неопределенностью и цифровизацией всех сфер жизни, эта тема приобретает ключевое значение. Статья М. С. Иванова закладывает методологический фундамент, предлагая системный взгляд на отношение к безопасности. Исследование Н. Н. Крыловой отражает актуальный контекст информационной среды, демонстрируя, как у студентов эмоциональное чувство безопасности взаимодействует с расчетом интеллектуальной оценки рисков. Завершает раздел работа М. А. Фризен и Л. В. Цукановой, которая на примере педагогов Камчатского края наглядно показывает, что психологическая устойчивость специалиста неразрывно связана с тем, насколько безопасной он воспринимает окружающую его образовательную среду. Второй раздел затрагивает острые клинико-психологические аспекты социального взаимодействия. Здесь фокус смещается на зоны повышенного риска. Работа Е. А. Азаровой и М. А. Вышквыркиной обращена к тревожному феномену враждебности и суицидального риска у подростков и напоминает о ценности своевременной диагностики и профилактики. В коллективном исследовании Д. Н. Чугунова и соавторов раскрывается тонкая материя семейных отношений, анализируется, как в супружеских парах воспринимаются эмоциональные расстройства. Проблема перекрестных оценок поднимает важнейший вопрос о том, насколько человек способен видеть не только свои, но и чужие переживания. Третий раздел статей посвящен онто- и социогенетическим аспектам развития и жизнеосуществления личности. В нем прослеживается линия развития личности от старшего дошкольного возраста до юности. А. П. Архипова и Д. Н. Долганов исследуют становление эмоционального интеллекта у детей как основы будущего социального благополучия. О. А. Браун и М. Г. Аркузин рассматривают связь идентичности и инфантилизма в юношеском возрасте, что крайне актуально в эпоху отложенного взросления. П. Р. Юсупов предлагает оригинальный ракурс изучения процесса личностного развития, демонстрируя корреляции стилей юмора с показателями социабельности и самоотношения у студентов. Четвертый раздел поднимает нас на уровень пространственно-временных и ценностно-смысловых составляющих образа мира и Я-концепции личности. Это область высших психических функций и экзистенциальных оснований личности. В. И. Кабрин и Э. В. Галажинский вводят понятие коммуникативная ноодинамика, раскрывая, как в общении рождается и реализуется креативный потенциал. Исследование А. В. Котельниковой и соавторов посвящено личностному восприятию образа тела у пациентов со сколиозом, подчеркивает связь между физическим Я и психологическим благополучием. Статья Л. В. Скоровой, посвященная исследованию смыслового пространства представлений о маме у студентов, демонстрирует действие многих бессознательных установок уже у взрослой личности. Завершает номер раздел психолого-педагогических проблем личностного развития, статьи в котором сфокусированы на практических аспектах. Т. О. Колесник и Е. Ю. Брель показали, что эффективность обучения первой психологической помощи зависит от личностной стрессоустойчивости самого помогающего. О. М. Краснорядцева и Е. С. Тетерина анализируют, как когнитивные особенности влияют на один из самых судьбоносных выборов – выбор профессии. Т. П. Скрипкина и Е. А. Кусакина знакомят нас с уникальным миром специалистов-кинологов, раскрывая динамику их профессионально-личностных качеств в период профессионального обучения. Мы надеемся, что представленные работы не только обогатят научный дискурс, но и найдут практическое применение в работе психологов, педагогов и всех, кто интересуется психологией. |































