Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
Том 24, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-3

Исторические аспекты развития стран Европы и российско-европейских отношений

283-291 1045
Аннотация

Рассмотрена реконструкция исторического контекста формирования финансового капитализма в Англии на рубеже XVII–XVIII вв. В центре внимания находятся кризис ценностей христианского канона и формирование рационалистической светско-ориентированной морали в свете нового представления о богатстве. Позиция автора определяется стремлением связать традиционный для отечественной историографии социально-экономический контекст развития Англии раннего нового времени с интеллектуальным климатом эпохи поздних Стюартов и началом правления Ганноверской династии. Заявленная проблематика рассматривается с трех точек зрения: 1) взаимосвязь экономической и политической конъюнктуры в контексте политики меркантилизма; 2) «казус» Компании Южных морей в качестве примера взаимодействия членов кабинета и дельцов Лондонского Сити; 3) анализ откликов современников на эту новую ситуацию в Англии начала XVIII в., в частности работы Д. Дефо «Анатомия Обменного переулка или система биржевой торговли» (1719). Третий и принципиально новый момент расширяет интерпретационное поле заявленной проблематики. Значимость определяется возникновением двухполюсного мира бедных и богатых в странах Запада в начале XVIII в., когда на смену средневековой иерархии сословий приходит общество собственников.

292-298 434
Аннотация

Рассматривается современная российская историография политических взаимоотношений РФ и ФРГ в 1991–2021 гг. Российско-германские отношения имеют широкую основу в различных областях взаимодействия, поэтому автор не стремится проанализировать все аспекты данной проблематики. Цель – показать отражение основных тенденций российско-германских политических отношений в российской историографии. Проблемно-хронологический метод помогает рассмотреть данную тему в диахроническом и синхроническом ракурсах, одновременно выявляя ее временную и проблемную составляющие. Источниковая база – работы современных российских историков, политологов, экономистов, в которых затрагиваются проблемы политических отношений РФ и ФРГ. Короткая по временным историческим рамкам тридцатилетняя история взаимоотношений объединенной Германии и «новой» России (РФ) достаточно насыщена событиями и делится на ряд периодов, что отразилось и на эволюции историографии вопроса. Выделено три этапа развития современной российской историографии, которые совпадают и одновременно не совпадают с хронологией непосредственно политических отношений РФ и ФРГ. Автор отмечает, что оценка российско-германских отношений в современной историографии напрямую зависела от их конъектуры, но в то же время исследователи стремились рассмотреть эти отношения в контексте определенной исторической и политической перспективы.

Европейский союз: проблемы формирования стратегии развития и европейской идентичности

299-308 365
Аннотация

Все большее значение в мировом энергетическом балансе приобретает сектор возобновляемой энергетики, что объясняется не только исчерпаемостью ископаемых ресурсов, но и обеспокоенностью мирового сообщества проблемами экологии и климата. В настоящее время необходимы более энергоэффективные технологии, которые смогут обеспечить растущие объемы энергопотребления. Быстрое развитие возобновляемых источников энергии за последнюю четверть века наблюдается в Европейском союзе, который стремится не просто диверсифицировать свое энергопотребление, но со временем полностью перейти на обеспечение энергией из возобновляемых источников, что позволит снизить зависимость стран-членов ЕС от импорта традиционных энергоносителей. В статье рассмотрена стратегия Европейского союза в области внедрения и распространения технологий возобновляемой энергетики, а также возможности их дальнейшего использования. Регулирование сектора возобновляемой энергетики осуществляется в ЕC как на уровне всей организации, так и на национальном уровне. Разработана и совершенствуется нормативно-правовая база, которая устанавливает единые требования для всех стран-участниц организации, кроме того, в каждой стране приняты свои национальные планы по развитию возобновляемых источников энергии. Страны Европейского союза могут самостоятельно определять меры государственного стимулирования и поддержки развития возобновляемых источников энергии. Наиболее эффективными из них являются налоговые льготы, «зеленые» тарифы, гранты и кредиты. Несмотря на наличие определенных трудностей, связанных в том числе и с существующим уровнем развития технологий, возобновляемая энергетика имеет очень высокий потенциал для дальнейшего развития, и доля энергии, генерируемой из возобновляемых источников, увеличивается с каждым годом.

309-319 349
Аннотация

Статья посвящена выявлению ценностей Европейского союза в контексте применения современных подходов к исследованию интеграционных объединений. Представляется, что анализ роли ценностей в политике ЕС может быть осуществлен различными способами. Историко-правовой метод показывает процесс юридического закрепления ценностей в законодательстве и отражает становление политической субъектности ЕС в последние 30 лет. Точкой отсчета может считаться концепция совместного достояния, демонстрирующая основные этапы и задачи европейской интеграции. Своей кульминации концепция acquis communautaire достигает к Лиссабонскому договору, после вступления в силу которого перечень ценностей ЕС был конкретизирован. Концепция общего достояния сохраняет свое правовое значение, но трансформирует цели в дискретный набор политических ценностей современного Европейского союза. Анализ социального измерения ценностей ЕС осуществлялся с применением методологических концептов Копенгагенской школы безопасности, чьи теоретические наработки проверялись методом анализа событийных данных. Проведенный анализ позволил выявить краткосрочные ценности современного европейского общества через мониторинг СМИ и показать специфику европейского восприятия событий, что проявляется в доминирующем значении личных и политических прав граждан. Пандемия обострила проявление данных ценностей внутри европейского общества. Главный вывод работы состоит в том, что при наличии определенных проблем ценностное измерение политики ЕС прошло этап своего формирования и выступает частью европейского общества и политики. Политическую составляющую можно дифференцировать по нескольким направлениям, за которыми стоят специфические интересы – от критериев сотрудничества до условий членства и определения перспектив взаимодействия с ЕС.

320-325 326
Аннотация

Рассмотрены причины появления противоречий между Польшей и Венгрией, с одной стороны, и «старыми» членами ЕС – с другой. Цель – определить причины особой позиции Польши и Венгрии в отношении функционирования национальных институтов власти и гражданских прав. Предмет – внутренние процессы трансформации и адаптации обществ Венгрии и Польши к acquis communautaire ЕС. Сделан вывод, что в основе особой позиции лежит подъем чувств национальной гордости и идентичности благодаря достижениям в социально-экономической сфере после периода трансформации 1990-х гг., значительно повысившим уровень и качество жизни населения, и неготовности граждан потерять это из-за действий властей или требований ЕС. Такую угрозу жители Польши и Венгрии увидели, во-первых, в давлении Брюсселя на правительства Венгрии и Польши принять распределенных по квотам мигрантов из-за неприятия их на ментальном уровне и по религиозным причинам. Во-вторых, в стремлении Брюсселя отстоять и заставить правительства Польши и Венгрии принять основополагающие права человека, касающиеся прав сексуальных меньшинств, в очень короткие сроки, к которым сама Европа шла столетиями. Сильные позиции церкви в данных странах усилили сопротивление этим попыткам Брюсселя, а партии, которые уловили настроения масс, пришли к власти и, используя методы подавления свободы слова и лишения независимости судебной власти, смогли не только удержаться у власти, но и, усилив свои позиции внутри страны, бросить вызов Брюсселю.

326-332 332
Аннотация

Вплоть до сегодняшнего дня внешняя политика Европейского союза ассоциируется с нормативной силой, которая рассматривается как основной инструмент мягкой силы. Кризис глобального управления, происходящий под влиянием ряда внешних и внутренних факторов, оказывает влияние на изменения глобальной стратегии ЕС. В статье поставлена задача исследовать основные дискуссионные точки реформирования глобальной стратегии ЕС по наиболее актуальным темам. В качестве исходного материала рассматриваются публикации европейских мозговых центров и отдельных аналитиков. В ЕС выстроен механизм взаимодействия между аналитическими центрами и политическими лидерами. Вследствие этого европейская аналитика оказывает влияние на обоснование концепций и подходов, которые затем облекаются в законодательные формы. С другой стороны, через научную аналитику происходит апробация принимаемых решений. В статье обращается внимание на разработку следующих тем европейскими аналитиками: трансформация стратегической культуры ЕС, обращение к геополитике в стратегических документах ЕС и роли нормативной силы, обсуждение стратегической автономии ЕС, использование дифференциации и фрагментации как инструментов политики, влияние российской военной специальной операции на концепции мирового порядка, постепенный отход от единогласия при принятии ответственных решений и концепция прагматичного федерализма, внесение изменений в военное строительство и роль Стратегического компаса.

333-340 367
Аннотация

Выдвигается тезис о влиянии пандемии коронавируса на идентичность ЕС как спускового крючка для ее качественного переформатирования вследствие произошедшего столкновения национального и общеевропейского уровней самосознания на первоначальном этапе пандемии и последующей трансформации политики Брюсселя в сторону попыток укрепления солидарности и сплочения в связи с продолжением пандемии и крайней неустойчивости общей ситуации в отдельных странах Евросоюза. В первой части содержится теоретическое описание концепта идентичности ЕС и его проблематизация в условиях пандемии. Во второй части обозначены вызовы идентичности ЕС с началом пандемии и погружением союза в фазу неопределенности. В третьей части показаны действия Брюсселя по укреплению возникшего весной 2020 г. кризиса доверия и солидарности как базовых принципов идентичности ЕС. Далее на основе анализа опросов Евробарометра последних лет выявлена динамика отношения населения к разным уровням коллективного самосознания. В заключении содержатся выводы о повышении значения для Брюсселя концепта идентичности ЕС как защитного механизма союза в условиях продолжающейся пандемии и обострения прежних хронических проблем объединения.

Взаимодействие Европейского союза и России на современном этапе

341-348 385
Аннотация

Рассматриваются особенности дипломатии Европейского союза в отношении России с момента вступления Жозепа Борреля в должность Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности. Изучается подход, которым руководствуется Европейская внешнеполитическая служба в условиях кризиса, эскалации напряженности, стремительного изменения геополитического ландшафта на фоне беспрецедентно низкого уровня двусторонних отношений. Для достижения поставленной цели были проанализированы официальные документы и пресс-релизы Европейской внешнеполитической службы, а также выступления и заявления Верховного представителя с декабря 2019 до начала 2022 г. На основании данных документов в статье представлены взгляд Ж. Борреля на международную роль ЕС, его образ России и предложения Верховного представителя о способах действий в отношении России. Сделан вывод, что подход Европейской внешнеполитической службы под руководством Ж. Борреля не выдержал испытания временем. Дипломатия ЕС продемонстрировала свою неспособность осмыслить и учесть существенные изменения, произошедшие в двусторонних отношениях и в самой России, и трансформироваться в соответствии с ними. В результате европейская стратегия оказалась неэффективной, неспособной адекватно решать стоящие перед ней задачи.

349-358 408
Аннотация

Статья посвящена изучению теоретических (правовых) и практических аспектов использования экспортного контроля ЕС за оборотом товаров двойного назначения в качестве санкционной меры в отношении России в 2014–2022 гг. Дан краткий обзор единых правил и принципов ЕС в области контроля экспорта товаров двойного назначения. Основное внимание уделено содержанию и динамике санкционных мер ЕС в отношении РФ в сфере экспортного контроля и оборота ТДН, включая последние (на дату подготовки материала к печати) ужесточения данных ограничительных мер, правовой основе, содержанию, развитию и реализации особого санкционного режима, действующего в данной сфере в отношении России, на практике. Проведен сравнительный анализ ограничений в сфере оборота товаров двойного назначения, действующих до и после ужесточения ограничительных мер ЕС в феврале-марте 2022 г. В качестве изучения механизмов контроля ЕС за соблюдением введенных ограничений рассматриваются судебные разбирательства в отношении лиц, заподозренных в торговле товарами двойного назначения с Россией в обход санкций. На основании доступных статистических данных ЕС за 2013–2021 гг., касающихся экспорта товаров двойного назначения, проведен анализ влияния санкций на сотрудничество ЕС и РФ в сфере экспорта товаров двойного назначения. Сделан вывод, что реализация ограничительных мер в сфере экспортного контроля – это интересный и в некотором роде уникальный кейс применения инструментов ОВПБ в условиях реализации принципов общей торговой политики ЕС.

359-367 335
Аннотация

Актуальность проблемы детерминирована тем, что с появлением на рубеже ХХ–XXI вв. новых угроз и вызовов безопасности все большее значение приобретают гражданские инструменты, необходимые для полноценной постконфликтной стабилизации общества. Цель статьи – решение научной проблемы выявления принципиальных особенностей процесса становления гражданского компонента кризисного реагирования Европейского союза и степени участия в нем Российской Федерации. В качестве методологической основы работы используется универсальный эволюционизм, применяются методы концептуального и структурного моделирования, сравнительный анализ и исторический подход для выявления динамики рассматриваемого явления. К основным результатам статьи относится определение специфики гражданского компонента в системе кризисного урегулирования ЕС, определение основной ценности интеграционного объединения для развития гражданского компонента кризисного реагирования, которая заключается в объединении и координации европейских национальных ресурсов, создании площадок и возможностей для обмена опытом, повышения мотивации и профессионального уровня специалистов и экспертов в области гражданского компонента кризисного урегулирования. Отдельное внимание уделяется анализу взаимодействия Евросоюза и РФ на данном направлении. В качестве основного вывода следует назвать тезис о том, что ключевыми параметрами становления и развития гражданского измерения кризисного реагирования являются политическая воля к активному внедрению гражданского компонента политики безопасности со стороны государств и структур Евросоюза, решение проблемы достаточности и пополняемости кадрового потенциала. Отмечается, что на современном этапе двусторонних российско-европейских отношений и в обозримой перспективе потенциал кооперации в сфере гражданского компонента кризисного реагирования не входит в проблемное поле политики безопасности. Полученные результаты вносят существенный вклад в изучение проблем развития ЕС, параметров генезиса и развития гражданских миссий организации, российско-европейского диалога.

368-374 317
Аннотация

Рассмотрена роль ценностной категории в европейском интеграционном проекте, задающей нормативные рамки как для политического развития ЕС, так и для политической практики Объединенной Европы. Внимание акценти‑ ровано на роли ценности как инструменте формирования идеологии наднационального объединения, европейской иден‑ тичности и вектора политического развития Европейского союза. Кроме того, описана взаимосвязь ценности и института интеграционного объединения, роль института в стабильности ценностной основы интеграционного проекта, объясняется зависимость интереса европейцев к ценностному дискурсу от успешности интеграции, отмечается повышенное внима‑ ние к ценностям в условиях замедления интеграционного процесса, связанного с кризисными явлениями в ЕС с конца 2000‑х гг. Проанализированы отношения Россия – ЕС с опорой на представленную теорию ценностей. Выяснено общее критическое отношение европейцев к ценностной составляющей договорных обязательств России, фиксируемых с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., негативное восприятие Москвы как угрозы ценностям интеграционного проекта. Результатом анализа стал вывод, что Москва выступает в роли удобного оппонента, на которого можно списать многие про‑ тиворечия интеграционного процесса, что делает невозможным для европейцев адекватно оценить проблемы интеграции как следствие внутри европейских политических процессов и достичь компромиссов с Россией.

375-382 293
Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с восприятием и интерпретацией имиджа России в контексте отношений с ЕC в испанской прессе. Источниковой базой исследования выступают две известные испанские газеты: El Mundo и El Pais, а хронологический период охватывает события, произошедшие в 2021 г. Посредством контент-анализа по обозначенной проблематике были переведены и проанализированы 20 публикаций из El Mundo и 50 – из El Pais. Количество статей, затрагивающих двусторонние отношения России и ЕС, в El Pais в два раза больше, чем в El Mundo. Наиболее популярные темы для освещения в испаноязычных средствах массовой информации: высылка дипломатических работников, взаимные обвинения сторон в шпионаже и дезинформации, строительство «Северного потока-2», затягивание экспертизы «Спутника V», дело А. Навального, отношения России и Белоруссии и обострение отношений России и ЕС в связи с предполагаемым вторжением в Украину. На основе публикаций можно сделать вывод, что позиция ЕС в отношении России не всегда согласована, а тематика двусторонних отношений России и Испании в контексте ЕС затрагивается довольно редко. По оценочным высказываниям европейских политиков прослеживается негативный и агрессивный образ России в испаноязычных СМИ.

383-390 318
Аннотация

Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2020 г., продемонстрировала невозможность мирового сообщества эффективно действовать как сообща, так и в одиночку перед лицом нового врага. Появилась необходимость поиска нового формата межгосударственного взаимодействия. Цель – исследовать влияние пандемии на отношения России и ЕС, а также выявить новые стандарты сотрудничества в контексте эпидемии коронавируса. В ходе исследования выявлено отсутствие кардинальных изменений в процессе нормализации политических коммуникаций между двумя участниками, связанное с невозможностью на данном этапе вести неполитизированный диалог. Определено влияние геополитических реалий, которое не позволяет Брюсселю выстраивать отношения с Москвой в новой парадигме. Отмечено, что пандемия не способствовала нивелированию санкционного давления на Россию со стороны Европы. В условиях действия односторонних ограничительных мер в отношении России и геополитической конъюнктуры взаимного сдерживания анализируются новые форматы взаимодействия в рамках борьбы с коронавирусом: модель гуманитарного сотрудничества с Италией, практическая реализация «вакцинной дипломатии» России в Венгрии и Словакии. Устанавливается значимость новых видов сотрудничества между отдельными государствами в контексте пандемии для возможности восстановления системного диалога между Россией и ЕС. Подчеркивается конструктивный вклад России в борьбу с пандемией коронавируса в Европе.

Россия и Европейский союз в регионах Евразии

391-397 333
Аннотация

Исследуются проблемы и перспективы участия ЕС в реализации Большого евразийского партнерства (БЕП) – концепции создания общего геоэкономического пространства в Евразии. Цель статьи – оценить возможности формирования контура интеграционного сотрудничества между ЕС, Китаем и РФ. Задачи: определить основные направления взаимодействия по линии ЕС – КНР в рамках проекта «Один пояс – один путь» (ОПОП) и КНР – РФ в рамках процессов сопряжения между ОПОП и Евразийским экономическим союзом; на основе сравнительного анализа выявить потенциальные треки сотрудничества между ЕС, КНР и РФ в рамках концепции БЕП. Сделан вывод, что в настоящее время стороны не готовы к построению Большой Евразии: взаимодействие КНР – ЕС и КНР – РФ в рамках ОПОП происходит независимо друг от друга. Однако при условии нормализации отношений между РФ и ЕС стороны могут начать многостороннее сотрудничество в сфере инфраструктурного строительства в Евразии (системы мультимодальных перевозок), а также в инвестиционном секторе в рамках уже существующих финансовых институтов, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

398-404 436
Аннотация

Концепция Индо-Тихоокеанского региона, занимающая в последние десятилетия важное место в официальном дискурсе США и их союзников в АТР, проникает и в дипломатическую терминологию как ЕС, так и отдельных европейских стран. Секьюритизация общественно-политического дискурса в Европе в 2022 г. требует более пристального внимания к динамике отношения ЕС и ведущих европейских игроков к безопасности в ключевых регионах мира, включая Азиатско-Тихоокеанский. В статье рассмотрены особенности формулирования Индо-Тихоокеанских стратегий ЕС и некоторых ее членов (включая бывшие – на примере Великобритании), в частности в сфере безопасности и ядерного нераспространения, с учетом важности данных факторов для стратегической стабильности в глобальном и региональном измерениях. Использованы отдельные элементы дискурс-анализа, контент-анализа, политической компаративистики и прогностические методы; источниковая база представлена официальными документами ЕС и европейских стран, а также заявлениями отдельных политиков. Благодаря рассмотрению страновых стратегий выявляются основные тенденции, отражающиеся и в общей стратегии ЕС в отношении ИТР. С точки зрения ядерного фактора в Индо-Тихоокеанских стратегиях и документах более низкого порядка (в случае ФРГ и Нидерландов – «основополагающих принципах») общим местом является обеспокоенность северокорейской ядерной проблематикой и в меньшей степени модернизацией стратегических ядерных сил КНР. Также автор приходит к выводу, что обострение ситуации вокруг Украины сократит возможности дальнейшего налаживания европейско-азиатских межрегиональных связей. Приводятся и перспективные направления дальнейших исследований в изучаемой области.

405-412 343
Аннотация

Анализируется влияние растущей парадигмы войны и противостояния в отношениях между Россией и ЕС на постсоветское пространство. Основной исследовательский вопрос – возможно ли сотрудническое сосуществование между Россией и ЕС на постсоветском пространстве. Для ответа рассматриваются стратегические основы внешней политики России и ЕС на постсоветском пространстве. В частности, изучены пример Армении (в качестве case-study) и основы реализации и ключевые векторы внешней политики этого государства. На следующем этапе представляется понятие сотрудническое сосуществование и проектируется на отношения между Россией и ЕС на постсоветском пространстве. На примере Армении в статье выявляется возможность развития сотруднического сосуществования как win-win стратегии (при которой выигрывают все вовлеченные стороны) между ними на постсоветском пространстве. Статья основана на изучении первоисточников, дискурс-анализе и ситуативном анализе (case-study). Ценность статьи и ее вклад в научную дискуссию заключаются в попытке на примере Армении проанализировать и представить возможности развития сотруднического сосуществования между Россией и ЕС на постсоветском пространстве. Автор приходит к выводу, что потенциально развитие сотруднического сосуществования на постсоветском пространстве возможно. Подтверждением этому служит пример Армении, а также те интересы, которые Россия и ЕС преследуют в регионе. Однако переменными неопределенности являются как политика малых и средних государств региона, так и таких игроков, как США, Китай и Турция.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)