Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск
№ 2 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-2

Психология

68-72 722
Аннотация
В данной статье представлен анализ существующих подходов к типологии сообществ для исследования процессов виктимизации, что является предметом исследования. В статье проведен сравнительный анализ широко используемых типологий в отечественной науке, позволяющих объяснить специфику развития социальной виктимности. С точки зрения возможности объяснения побуждающих причин виктимного поведения критически рассмотрены традиции исторического материализма, цивилизационная парадигма, концепция постиндустриального общества и т. д. Обозначено влияние процессов социальных изменений с точки зрения миросистемного подхода И. Валерстайна и геополитики. Осуществлен синтез позиций миросистемного подхода геополитической динамики Р. Коллинза, теорий социальных революций и положений ценностных оснований культур П. А. Сорокина, позволяющий решить поставленные в исследовании задачи выделения закономерностей возникновения и функционирования виктимизации существующих сообществ. Раскрыты основные положения типологии П. А. Сорокина в контексте анализа типов виктимного поведения сообществ. Выделены 12 типов мотивационно-установочных характеристик виктимного поведения сообществ с их содержательным описанием. Даны мотивационно-установочные характеристики виктимного поведения в сообществах с разной культурной ментальностью, позволяющие прогнозировать возможные социальные процессы и проявления.
73-76 784
Аннотация
В статье приведены результаты теоретического анализа проблемы личностно-профессионального развития руководителей образовательных организаций. В данной работе приводится описание и анализ особенностей акмеологических инвариант профессионализма как регуляторов успешного достижения профессионального развития. Авторами предлагается подход к изучению акмеологических инвариант через анализ подсистем профессионализма, обусловленных спецификой деятельности руководителей образовательных организаций.
76-80 896
Аннотация

В статье особое внимание уделяется вопросу профилактики и преодоления профессионального выгорания педагогов. Утверждается значимость участия педагогов в превентивных и реабилитационных программах, направленных на редукцию профессионального выгорания и формирование навыков саморегуляции. Основной целью работы являлась психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов г. Улан-Удэ. Установлено, что организация формирующего эксперимента, включающего две психокоррекцион- ные программы: «Антивыгорание» и «Тренинг эмоциональной саморегуляции», способствует редукции эмоционального выгорания и развитию навыков психической саморегуляции в профессиональной деятельности педагогов.

Результаты исследования показали статистически значимое уменьшение показателей по всем компонентам эмоционального выгорания, отражающих снижение психоэмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений в экспериментальной группе. Сравнительный анализ показал достоверное снижение уровня тревожности с одновременным повышением шкал саморегуляции педагогических работников. Сделаны выводы о том, что разработанная нами психокоррекционная программа в рамках Балинтовской группы, направленной на развитие эффективной профессиональной коммуникации и предупреждения профессионального выгорания у педагогов, и саморегуляцию и коррекцию эмоциональных состояний учителя в практических педагогических ситуациях, показала свою эффективность.

81-88 781
Аннотация

Рассмотрено применение информационно-компьютерных технологий в сопровождении и поддержке профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определены формы и методы их применения, особенности взаимодействия субъектов психолого-педагогического процесса.

В основу психологического сопровождения детей с ОВЗ положены следующие дополнительные принципы, учитывающие психолого-педагогические особенности дистанционного образования:

а) приоритетность самостоятельной работы ученика;

б) индивидуальный подход к обучению;

в) поддержка мотивации как базового условия обучения;

г) связь обучения с жизненными проблемами ученика («живое знание»);

д) интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп и ритм);

е) полимодальность – одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного);

ж) гибкость и инновационность;

з) экстренная психологическая помощь в ситуации острого психоэмоционального неблагополучия, и другие структурные и содержательные изменения учебной деятельности.

Эти же принципы заложены и в психолого-педагогическое сопровождение профориентации.

Показано, что профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, используя различные информационные ресурсы Интернет: сайты, образовательные порталы, ресурсы трудоустройства и тестирующие ресурсы.

Широкий и разнообразный спектр возможностей информационно-компьютерных и дистанционных технологий существенно может содействовать специалистам не только в области получения образования, но и в проведении профориентации и профессионального самоопределения детей, формированию личностной устойчивости обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

89-93 723
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования и развития толерантности, толерантного сознания будущих социальных работников в процессе получения высшего профессионального образования. Представлены факторы, препятствующие формированию толерантности. Выявлена ведущая роль образования при формировании толерантности. Обоснована необходимость формирования толерантности будущих социальных работников. Эмпирически выявлены различия в формировании толерантности как черты личности у студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социальная работа», и студентов негуманитарного факультета (на примере физического факультета). Выявлено отсутствие положительной линейной динамики формирования толерантности как черты личности у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе. Описывается специфика интернализованного формирования толерантности будущих социальных работников в процессе высшего профессионального образования.
93-101 1155
Аннотация
Изучение архетипа личности опирается на культурологический анализ, а его психологическая составляющая редко подвергается эмпирическому исследованию, несмотря на то, что архетип является той психической структурой, которая играет роль предрасполагающего фактора развития психической жизни человека, способная направлять его поведение. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось расширение методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов», которая определяет ведущий архетип личности, но интерпретация его особенностей по результатам теста является малоинформативной. Выборку представили 120 человек (60 юношей и 60 девушек в возрасте 20 – 25 лет), студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета. В исследовании использовались методика 12 архетипов (К. Пирсон и Х. Марр), типологический опросник (И. Майерс, К. Бриггс), многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл, форма С) и вопросник для выявления доминирующего инстинкта (В. И. Гарбузов). Полученные результаты позволили расширить методику, наполнив ее описательными психологическими характеристиками по каждому архетипу системы К. Пирсон.
102-108 730
Аннотация
Цель статьи – выявление и описание ценностных ориентаций у сотрудников пограничной, полицейской и таможенной служб. От умения данных специалистов решать профессиональные задачи по защите и охране государственных и экономических рубежей, правопорядка внутри государства в ситуациях повышенной ответственности зависит будущее страны на современном этапе нестабильного мирового развития. Выявлено, что у сотрудников полицейской, пограничной и таможенной служб в группе терминальных ценностей доминируют конкретные жизненные ценности и ценности личной жизни, в группе инструментальных ценностей – этические ценности, ценности общения и ценности дела. В наименее значимых терминальных ценностях находятся абстрактные терминальные ценности, в инструментальных – самоутверждения и индивидуалистические ценности. У представителей исследуемых групп отмечено сходство профилей рейтинга доминирующих и незначимых ценностных ориентаций. Группу общих для исследуемых групп доминирующих терминальных ценностей составили ценности: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь. Группу доминирующих инструментальных ценностей составили воспитанность, честность, ответственность, образованность. Группа общих для трёх исследуемых групп незначимых терминальных ценностей: красота природы и искусства, развлечение, творчество. Группу незначимых инструментальных ценностей формируют ценности: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других.
109-114 689
Аннотация

Статья посвящена проведению скрининговых обследований в образовательных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний России. Проведение специальных психофизиологических исследований в ведомственных учебных заведениях является наиболее эффективным методом защиты уголовно-исполнительной системы от приема на учебу лиц с корыстной мотивацией, склонных к аддиктивным формам поведения, еще на этапе профессионального отбора. В работе рассмотрены «факторы риска», препятствующие или могущие препятствовать кандидату на обучение, курсанту института – будущему сотруднику уголовно-исполнительной системы успешно выполнять свои служебные обязанности или порочащие его честь и достоинство.

В статье представлен анализ результатов скрининговых исследований кандидатов на обучение в Кузбасский институт ФСИН России, которые позволяют реализовать организационно-кадровые вопросы. Показана стойкая реакция у 15 % абитуриентов на такие значимые стимулы, как: употребление психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях; расстройство поведения, связанного с употреблением алкоголя; совершение противоправных проступков, за которые тестируемый не привлекался к ответственности; устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях; игровая зависимость.

Полученные в статье данные позволяют специалистам-полиграфологам более качественно осуществлять подход к процедуре психофизиологического обследования при помощи полиграфа, благодаря самой процедуре тестирования и учета возрастных особенностей респондентов, так как возраст обучающихся (кандидатов на обучение) приходится на юношеский период, который кроме положительных новообразований может отличаться различными формами отклоняющегося поведения.

Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье материала направлено на повышение качества учебной и служебной деятельности обучающихся, профилактику совершения ими противоправных проступков, обеспечение кадровой безопасности уголовно-исполнительной системы в целом.

114-119 921
Аннотация
Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви. В исследовании приняли участие 50 пpeдстaвитeлeй ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в кaждoй былo 25 жeнщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви» и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью, дружбой и терпением. В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.
120-125 816
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема изучения взаимосвязи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. В работе представлены результаты лонгитюдного исследования взаимосвязи содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов на различных этапах обучения в вузе. Результаты проведенного исследования показали, что содержательные характеристики: цель, процесс, результат, общий показатель смысложизненных ориентаций составляют основу ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. По результатам исследования определена ценностно-мотивационная составляющая психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе, которая у студентов-первокурсников включает в себя ориентацию на получение профессиональных знаний, умений. У студентов 2 года обучения составляет в возрастании ценности выбранной профессии, стремлении стать профессионалом. На 3 курсе у студентов ценностно-мотивационная составляющая представлена в переживании кризиса профессионального развития. На 4 году обучения у студентов есть изменения представлений о своем профессиональном будущем, ориентация на дальнейшее профессиональное развитие.
126-130 1006
Аннотация
В статье приводятся исследования основных методов и методик для адаптации детей с синдромом Дауна. Показана возможность применения методики крупотерапии для развития мелкой моторики детей. Необходимость и применение методик позволяет детям с синдромом Дауна совершенствовать свои способности, что приводит к положительным результатам в их психическом и эмоциональном развитии. Развитие мелкой моторики детей положительно влияет на сенсорные процессы, что очень важно для развития психики детей с синдромом Дауна. Тактильная чувствительность детей с синдромом Дауна – мощный стимул развития у них восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
131-135 731
Аннотация
Статья содержит результаты исследования психологической устойчивости сотрудников МЧС в условиях стрессовой ситуации. Приведены статистические данные зависимости влияния различных факторов при чрезвычайных внешних воздействий на сотрудников МЧС в различных возрастных группах. Отмечено, что на эмоциональную лабильность сотрудника влияет опыт и знания в определенной области деятельности. Причём при достижении возраста 40 – 50 лет у сотрудников уровень эмоциональной лабильности может снижаться. Из полученных экспериментальных результатов и их всестороннего анализа следует, что у бойцов ВГСЧ, достигших 50-летнего возраста, могут происходить существенные психологические изменения, которые необходимо учитывать при постановке перед ними производственных заданий.
136-139 699
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности развития и саморазвития. Акцент делается на внутренней активности личности как факторе ее развития (самодетерминация). Рассматриваются ключевые условия развития и саморазвития, а именно осмысление индивидом необходимости развития/саморазвития и возможностей для их осуществления. Высказывается идея конструирования деятельностных контекстов, аккумулирующих субъектную активность формирующейся личности, направленную на собственное развитие. Обсуждается роль возрастных кризисов, вызывающих смещенность смысловой разметки мира, в активизации саморазвития. Проблематика субъектной активности подростков и юношей в плане саморазвития рассматривается в соотношении с принятием ими экзистенциальной ответственности за него.
140-145 654
Аннотация
Цель данной статьи проанализировать проблему личностной зрелости в пожилом возрасте в контексте активного старения и самореализации. Установлено существование взаимосвязи между активностью личности в пожилом возрасте и характеристиками ее зрелости. Описаны характеристики личностной зрелости у пожилых мужчин и женщин. Определено, что детерминантами личностной зрелости в позднем возрасте выступают как возрастно-половые характеристики, так и параметры личностной и социальной активности
146-150 691
Аннотация
Целью представленной статьи стало рассмотрение современных концептов любви (в рамках социальной психологии отношений «Он и Она»), отражающих специфичность значимых подходов начала нового века. Авторы обращаются к феномену любви в жизни человека как к предметному исторически сложившемуся коллективному началу, которое трансформируется в новую архетипическую реальность через глобальные и социокультурные изменения обществ. Методом компаративного анализа, авторы попытались проследить динамику перемен ритма и образа жизни человека, отразившихся в рамках изменений социальных аспектов отношений к любви внутри коммуникативного пространства «мужского» и «женского» (обозначенного, как «Он и Она»), их сходства и различия. Результатом этого стал вывод о привнесении в архетипы, связанные с отношениями, новых тенденций, конверсирующих любовь как творчество и жертвенность, в консумацию внешних проявлений. Общая схема этого процесса выглядит как стремление к функциональной инфантилизации поколений, которая должна расширять временные borderlines (пограничные состояния) «рождение – смерть – возрождение» через архетипические темы «ребенок» и «герой», однако в результате индивидуации (нарциссизма) происходит абъективация (потеря субъектности без перехода в состояние объекта) и актуализация архетипической темы «героя-инвалида», компенсированного в образах «антилюбви».
151-155 744
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к изучению самоорганизации учебной деятельности студентов, выдвигается предположение о взаимосвязи самоорганизации учебной деятельности и временной перспективы личности. Выявляется значимость самоорганизации учебной деятельности в современной системе образования вузов. Разбираются этапы формирования самоорганизации и возможные трудности, с которыми может столкнуться личность. Излагаются результаты поискового исследования временной перспективы и самоорганизации студентов вуза. Определена взаимосвязь между целеустремленностью и величиной времени; планомерностью, эмоциональной окраской времени, структурой времени и ощущением времени. Полученные результаты указывают возможные направления организации форм психологического сопровождения студентов вуза, имеющих проблемы самоорганизации времени в учебном процессе.

Филология

156-160 611
Аннотация
В статье рассматривается проблема выбора глагола в условиях потенциальной конкуренции видов. Анализ самых распространённых интерпретаций инвариантных значений видов позволяет предположить, что несовершенный вид обозначает собственно действие, а совершенный – его предел. Если эта гипотеза верна, оппозиция действия и предела должна сохраняться в любых контекстах, даже при конкуренции модусных значений видов. Подобные контексты рассматриваются как сфера, в которой вид глагола передаёт какой-либо оттенок действия, более специфический, чем традиционно выделяемые частные значения вида. Однако в этом случае выбор глагола должен быть мотивирован инвариантными значениями видов так же, как и в любом другом контексте. Для проверки нашей гипотезы был проведён эксперимент, направленный на выявление закономерностей выбора глагола того или иного вида в условиях потенциальной конкуренции видов. Статья содержит результаты той части эксперимента, которая была посвящена модусным значениям. Результаты эксперимента доказали что, оппозиция действия и его предела актуальна для носителей языка даже в случае конкуренции модусных значений видов.
160-166 658
Аннотация
Рассматривается понятие коммуникативной интенции, не имеющей однозначной интерпретации в современных лингвистических теориях. Предпринимается попытка соотнести многообразие подходов к интенции с целью определения границ интенции и выявления зависимости способов ее вербализации от специфики целевой аудитории экономического медиадискурса. Используется интенциональная модель О. Г. Почепцова, согласно которой выделяются исходная и конечная интенции в зависимости от этапа реализации, что позволяет провести анализ процесса экстериоризации интенции говорящего. На материале журнала «The Economist» рассматриваются особенности экономического медиадискурса. Особое внимание уделено описанию целевой аудитории журнала, склонной к критическому восприятию информации. Обосновывается предположение о том, что стратегической постакторечевой интенцией автора экономического медиатекста является убеждение адресата в своей правоте. Поэтому перед автором стоит задача представить свою точку зрения как объективную и непредвзятую. Эта задача может быть решена с помощью стратегий аргументации. Предлагается классификация способов представления знания и определяется частотность использования ее элементов авторами «The Economist».
166-170 817
Аннотация
Настоящая статья посвящена выявлению специфических особенностей русских и сербских фразеологизмов. Фразеологизмы рассматриваются автором в структурно-сематическом аспекте. Особое внимание автор уделяет национально-культурному компонету значений исследуемых единиц, вызывающему наибольшие затруднения у иностранцев. Выявление данного компонента осуществляется путем лингвокультурного анализа компонентов фразеологически связанных сочетаний. Корпус исследования составили данные лексикографических словарей русского и сербского языков. В качестве отдельной группы в составе идиоматических выражений рассматриваются фразеологизмы-топонимы, являющиеся, по мнению автора, носителями богатой лингвострановедческой информации. Автор выделяет три основных источника образности данных единиц: особенности географического положения объекта; значимые историко-культурные события и выдающиеся личности, прославившие регион; образ жизни и ремесло местных жителей. Проведенный анализ позволил автору выявить специфические национально-культурные особенности ряда русских и сербских топонимов. Работа носит прикладной характер. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании русского языка как инославянского.
171-175 742
Аннотация
В предоставленной работе анализируется проблема обучения деловому общению на иностранном языке студентов нелингвистических специальностей. На сегодняшний день можно утверждать, что это очень актуально, т. к. повышается роль иноязычного общения в профессиональной занятости современных специалистов. Цель статьи – разработка методических рекомендаций для совершенствования учебного процесса при обучении деловому общению иностранцев. Основное внимание автор акцентирует на использовании современных учебных технологий, применяемых в своей практике. Выделяются и описываются методы и формы работы, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций в деловой сфере иностранных студентов (китайская аудитория) продвинутого этапа обучения в условиях языковой среды. Итогом работы является ряд существенных предложений по оптиматизации учебного процесса в иностранной аудитории.
176-181 938
Аннотация
Статья представляет собой попытку анализа морали с позиций когнитивной лингвистики. Мораль является составной частью морального дискурса как способа представления социальной реальности. Целью данной статьи является выявление языковых репрезентаций морального дискурса в произведениях англоязычных писателей. По мнению авторов статьи, моральный дискурс может быть представлен целым рядом специфических характеристик и являться нормативным способом регуляции деятельности людей, связанных различными отношениями в обществе. В статье также упоминаются участники морального дискурса. Авторы не исключают возможности выделения разновидностей направления действий участников морального дискурса. На основании проведенного исследования делается вывод о существовании нескольких способов выражения морального дискурса. Авторы также выделяют базовые функции морального дискурса и считают, что этот вид дискурса может претендовать на статус автономной единицы.
182-186 702
Аннотация
В настоящей статье, выполненной в рамках исследования лингвоантропологической парадигмы, рассматривается актуализация различных гипержанровых аспектов текстовой продукции языковой личности. Целью исследования является изучение коммуникативного поведения представителя российских немцев Сибири и описание его различных структурных компонентов. В работе используются приемы интерпретации и обобщения как разновидностей описательного метода. Характеристика различных сторон гипержанра, отражающего палитру разнообразных тем, помогает выявить особенности текстовой организации народно-разговорного типа немецкого языка индивида.
187-192 960
Аннотация
Статья написана на материале мнемонических текстов, созданных представителями разных национальных культур (русской, польской, литовской), и преследует цель обосновать факт влияния национального менталитета на когнитивный процесс воспоминания. Данная цель достигается путем установления лингвистических средств выражения национального и инонационального компонентов в языковой картине мира автора мемуарного текста, а также фиксации особенностей обращения мнемонического повествователя к национально-культурным реалиям. Для решения поставленных задач используются методы дескриптивного и контекстологического анализа, а также метод количественного подсчета. Результаты исследования предлагаются в дискурсивной проекции, продолжают разработку понятий «мнемонический дискурс» и «когнитивно-речевой субъект» применительно к автору мнемонического текста. Данная научная работа доказывает, что особенности менталитета вспоминающего «Я», которые включают как национальную самоидентификацию, так и опыт межнациональных взаимоотношений, не только оказывают прямое влияние на процесс ментальной реконструкции прошлого, но и способствуют созданию национально-культурного контекста в мнемоническом дискурсе.
193-199 641
Аннотация
В статье исследована лирика О. Чухонцева 1990-х – начала 2000-х гг. В качестве предмета исследования избран пейзажный дискурс лирики, категория картины мира автора использована в концептуальном и функциональном аспекте как методологический аппарат исследования. Организация субъектной сферы пейзажного дискурса свидетельствует о преобладании лирических субъект-субъектных отношений авторско-геройного плана.
200-205 754
Аннотация
В статье рассматривается важность межкультурной компетентности будущих специалистов в международном бизнесе. Указанная компетентность становится сегодня все более популярной, поскольку в условиях интеграции и глобализации от нее зависит успешность деятельности специалиста. В статье рассмотрены сущность и содержание феномена межкультурной компетентности специалиста сферы экономики и бизнеса, определена роль и значение изучения особенностей бизнес культур разных стран мира для успешного межкультурного взаимодействия.
205-209 688
Аннотация
В статье рассмотрены стихотворения «Стриж» и «Сонет» Л. И. Аверьяновой в литературном и историко-культурном контексте. Дан анализ лексических особенностей и метроритмической организации поэтических текстов. Автор выявил, что произведения объединены темой любви и описанием городского пейзажа. Однако в «Сонете» природа изображается как неотделимая часть города-мифа, а в «Стриже» люди и мегаполис противопоставлены миру природы. В результате исследования стихотворения из переписки Аверьяновой и А. И. Корсуна отнесены к модернистским текстам о городе.
210-215 744
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть поэтику художественных стилей поэтов-«романтиков» Р. Рождественского и В. Высоцкого в контексте поэтически-стилевых тенденций литературного процесса 1970-х гг., на примере их балладного творчества, объединённого военной тематикой. Выделенный аспект исследования в творчестве художников является актуальным в современном литературоведении, и ранее научному изучению не подвергался. Методологическую основу исследования составили труды учёных-филологов А. Н. Веселовского, В. А. Зайцева, А. А. Потебни и др. Автор статьи приходит к выводу, что «синтез» поэтических тенденций и, питающих их, традиций помогли поэтам ярче раскрыть индивидуальные возможности и внести своими «военными» балладами новое слово в эволюцию стиля русского стиха.
216-222 705
Аннотация
В статье рассмотрены методы, применяемые для структурно-семантического и этнолингвистического анализа дерогативно-маркированных этнонимов современного английского языка. Предложенная методология исследования базируется на социокультурном, структурно-семантическом и этнолингвистическом аспектах изучения языковых единиц на основании анализа теоретических трудов отечественных и зарубежных ученых, а также лексикографических источников.

ИСТОРИЯ РОССИИ

7-12 716
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли авангардизма в капиталистическом обществе в работах философов, прежде всего М. А. Лифшица и М. Кантора. Цель статьи – сравнить позиции данных авторов, выявить в их критике модернизма историко-мировоззренческую составляющую. В статье рассматривается также проблема влияния отчуждения на сферу культуры в отражении философских сочинений XX – начала XXI вв. Современное вырождение культуры есть результат этого отчуждения, причиной же является отчуждение труда. Одним из проявлений данного вырождения стал как раз авангардизм, эволюционировавший от «неопасного бунта» к доходному бизнесу. Затрагивается также проблема отношений авангардизма и фашизма. Основные методы исследования в статье – историко-генетический и сравнительный. Сравнение критических позиций М. А. Лифшица и М. Кантора показывает, что главная причина различий в их взглядах заключается в разном понимании мирового исторического процесса. Это различие отражает мировоззренческие и социальные отличия советской и постсоветской гуманитарной интеллигенции.
13-24 735
Аннотация
Егозовский клад – один из первых, обнаруженных в Кузнецкой котловине. В статье рассмотрены условия выявления этого культового комплекса, дана детальная характеристика находок и их современная историко-культурная интерпретация. Рассмотрена вероятность принадлежности этих находок финальному этапу верхне-обской культуры в процессе её ассимиляции со сросткинской. Анализ комплекса еще раз позволил предположить, что находки связаны с ритуалом. Впервые представлена в полном объеме уже частично утраченная коллекция.
25-30 774
Аннотация

В статье рассматриваются история открытия и различные проектные предложения по сохранению и использованию уникального естественно-природного и историко-культурного комплекса для дальнейшего создания историко-природного заповедника или историко-культурного и природного музея-заповедника «Шестаково» или природного национального парка.

В Кузбассе с 1998 г. накоплен большой опыт разработки таких проектов и создания музеев-заповедников «Томская писаница», «Красная Горка», «Мариинск-исторический», «Тюльберский городок», «Кузнецкая кре- пость», экомузей «Тазгол» в составе музея-заповедника «Трехречье». Проектировались и создавались заповедники профессиональными архитекторами и историками-музейщиками на основании многолетних исследований.

Однако последний печальный «ударный» опыт создания музея-заповедника «Трехречье» в п. Усть-Кабырза Таштагольского района с главным и единственным экспозиционным объектом – тюрьмой «Гулаг» – требует тщательной разработки научной концепции и архитектурного проекта музея-заповедника «Шестаково», намеченного к созданию в Чебулинском районе по заданию высшего руководства Администрации Кемеровской области. Наиболее перспективным может считаться проект музея-заповедника, предложенный археологом А. М. Кулемзиным. Завершающим этапом перед созданием музея-заповедника должен стать проект зон охраны и генеральный план, выполненный лицензированной мастерской с учетом имеющихся исследований палеонтологов, историков, музейщиков и биологов.

31-40 915
Аннотация

В работе рассматривается андроновская керамика поселения Большой Лог-I. Представлены данные технико-технологического анализа, проводившегося в рамках историко-культурного подхода по методике, разработанной А. А. Бобринским. Выявлено, что на поселении гончарами использовалось несколько видов исходного пластичного сырья: илистые глины и природные ожелезненные глины в сочетании с разными естественными примесями. Установлены рецепты составления формовочных масс. Наиболее распространенным был рецепт «исходное сырье + шамот + органика» и «исходное сырье + шамот + органический раствор».

В ходе изучения морфологии сосудов, выявлено две формы – банки и горшки. Орнамент на горшки наносился в основном в технике штампования, на банки протаскиванием. Наиболее употребляемыми бордюрами для сосудов памятника стали: вертикальная елочка, канелюры и горизонтальные линии. Меандровые узоры и различные треугольники в орнаментации малочисленны, что отличает данную посуду от погребальной. Орнаментация и технология изготовления сосудов Большого Лога находит ближайшие аналогии в керамическом материале поселения Каргат-6 Барабинской Лесостепи. Высказано предположение о миграции андроновского населения оставившего памятники Каргат-6 и Большой Лог-I с территории Притоболья.

41-49 770
Аннотация

В статье актуализируются вопросы выявления и сохранения музейных коллекций насекомых как части природного наследия на территории Кемеровской области, описывается история энтомологических исследований в регионе, ставится проблема противоречий в сравнительном аспекте между изучением литературных источников по сбору энтомологического материала и изучением музейных энтомологических коллекций.

Впервые обобщается история комплектования энтомологических коллекций в музеях области, выявлено 6 таковых музеев, а также изучены материалы кафедры зоологии и экологии Кемеровского государственного университета и ряд частных собраний. Подробно описаны (история комплектования, количественный и качественный состав) энтомологические коллекции Кемеровского государственного университета (в музее, на кафедре зоологии и экологии) и Кемеровского областного краеведческого музея. Показано неизбежное слияние частных собраний с музейными фондами в историческом развитии. Доказано, что Кемеровский государственный университет обладает наиболее крупными энтомологическими коллекциями, активно вовлеченными в научный, образовательный и экспозиционно-выставочный процесс в жизни университета и региона.

50-56 1097
Аннотация

История социального страхования рабочих нашла отражение в литературе практически с первых дней существования страны Советов. В статье обосновывается вопрос подробной периодизации советской историографии дореволюционного социального страхования трудящихся. Автор обратился к наиболее сложному для ее изучения периоду – с момента Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), когда работа над проблемой практически прекратилась.

Анализ литературы и деятельности научно-исторических учреждений, занимавшихся изучением проблемы, позволил определить хронологические границы рассматриваемого периода. В результате исследования автор выделяет три этапа, на установление хронологических рамок которых оказали влияние такие факторы, как борьба в высших эшелонах власти, количество исследований и их политическая заданность, а также ограниченный круг вводимых в научный оборот источников.

57-61 620
Аннотация
В статье представлен обзор источниковой базы как уже известных, так и новых документов и архивных материалов по истории донских меньшевистских организаций в условиях Первой мировой войны. Особое внимание уделено анализу партийной периодической печати, являющейся ценнейшим источником, дающим представление о численности меньшевистских организаций, их социальной базе, о формах и методах партийной борьбы и деятельности. Рассмотрены особенности архивных материалов фондов центральных и региональных архивов в контексте исследовательской темы. Авторы впервые в региональной историографии партии меньшевиков вводят в научный оборот ряд архивных документов, позволяющих изучить политическую тактику, динамику количественного и социального состава меньшевистских организаций в Донской области в условиях Первой мировой войны.
62-67 732
Аннотация

Рассматривается Камчатский период истории православия в Якутии (1856 – 1869 гг.) как один из этапов деятельности Русской православной церкви на окраинных рубежах империи в контексте государственной политики, являвшийся в том числе и средством интеграции этносов региона в общероссийскую социально-экономическую структуру в процессе межцивилизационного взаимодействия, что обусловило обращение к цивилизационному методу исследования.

Определены роль и значение деятельности архиепископа Иннокентия (Вениаминова) в изменении структур РПЦ в Якутии, способствовавшие появлению церковно-административной автономии, выразившейся в создании викариатства и реформировании духовного правления, а также предоставленными возможностями получения духовенством Якутии ряда льгот и пособий, обусловленных спецификой проживания на Крайнем Севере: оплаты проездов, повышенных размеров жалования, пенсионного содержания, ружных выплат и др. Установлено, что в изучаемый период камчатскому архиерею было предоставлено право приема представителей местного населения в духовное сословие, позволившее в дальнейшем решать актуальную для Якутии проблему кадрового дефицита. Выявлено, что пребывание в составе Камчатской епархии создало предпосылки для учреждения самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)