История Сибири
Рассмотрена деятельность правящих архиереев, связанная с обозрением церквей и приходов вверенных им епархий. Основным источником стали отчеты о поездках епископов по епархиям, публиковавшиеся в епархиальных ведомостях. Цель – выявить основные задачи, которые решали архиереи в ходе служебных поездок по епархиям. Новизна исследования обусловлена слабой изученностью темы. Выявлены основные задачи и исследован комплекс мероприятий, которые реализовывались архиереями во время обзора епархий. Основными задачами были: осмотр физического состояния приходских церквей, ревизия церковных документов и нравственное воздействие на представителей приходского духовенства, которые вели неподобающий образ жизни. Ряд задач определялись региональной спецификой сибирских епархий: развитие структур Русской православной церкви в колонизуемых районах, необходимость противодействия расколо-сектантству, миссионерская деятельность среди коренных народов Сибири. Важнейшей задачей было выявление религиозно-нравственного уровня прихожан и нравственное воздействие на них. Для получения объективной картины о нравственном состоянии прихожан вверенных им епархий архиереи старались в ходе поездок посетить не только крупные города или села, но и отдаленные малонаселенные деревни. Результаты показали, что основная часть прихожан к вере и церкви относилась с должным уважением, вместе с тем на рубеже XIX–XX вв. среди прихожан была высока доля не исполнявших положенный православным долг исповеди, во многих селениях катехизация показала незнание как детьми, так и взрослыми основных молитв и даже самых базовых канонов православия. Были селения, где народ проявлял полное равнодушие к приезду архипастыря или был подвержен различным порокам. Для оказания нравственного воздействия на прихожан правящие архиереи проводили церковные службы, раздавали религиозную атрибутику и литературу, организовывали проповеди и беседы, которые могли носить как назидательный, так и просветительный характер.
Проблема коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта Урала и Сибири на базе электрификации тесно связана с модернизацией Урало-Кузнецкого промышленного комплекса, получившего дополнительный импульс развития в годы Великой Отечественной войны. 3 февраля 1956 г. Советом Министров СССР был принят Генеральный план электрификации железных дорог, предусматривавший перевод на электрическую тягу всего магистрального направления от центра страны через Урал и Сибирь на Дальний Восток. Впервые вступила в силу комплексная программа преобразования всей транспортной системы страны, а не отдельных ее участков, как было прежде. Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринят научный анализ экономической эффективности транспортного обслуживания крупнейшего промышленного комплекса Западной Сибири. Процесс коренной технической реконструкции транспорта исследован на транспортных связях Урала и Сибири, а не ограничен рамками отдельных железных дорог. Цель – выявить причины снижения экономической эффективности модернизационных процессов на Свердловской железной дороге в связи с интенсификацией перевозок между Уралом и Сибирью в 1950–1980-е гг. Задачами исследования являются определение роли электрификации в модернизации транспортных систем Урала и Сибири; раскрытие факторов торможения модернизационных процессов на транспорте; подведение экономических итогов модернизации транспорта для промышленного развития регионов. Под модернизацией железнодорожного транспорта понимается коренное технико-экономическое обновление железнодорожного транспорта на базе электрификации, тепловозной тяги и строительства новых линий. Электрификация железнодорожного транспорта Урала и Сибири стала основой научно-технического прогресса транспортных систем этих регионов, она в 3 раза повысила производительность труда на перевозках, многократно интенсифицировала грузоперевозки между крупнейшими экономическими районами страны. Вместе с тем систематическое сокращение государственных инвестиций в железнодорожную отрасль, экономические просчеты в размещении производительных сил по территории страны снижали экономическую эффективность работы транспорта и постепенно превратили его в отстающую отрасль государственной экономики
Кузбасс был одним из главных промышленных центров СССР во время Великой Отечественной войны и в последующие годы, что определило актуальность осмысления опыта изучения роли советскопартийного руководства в перестройке угольной промышленности, имевшей судьбоносное хозяйственноэкономическое значение для фронта. Цель – проследить существующие подходы и эволюцию взглядов отечественных исследователей по определению роли партийно-советского руководства в перестройке угольной промышленности в Кузбассе в годы Великой Отечественной войны. Применены метод периодизации, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. На основе историографических источников выявлен уровень эффективности государственного управления в сфере развития угледобычи в регионе. Отмечена исследовательская позиция 1930–1940-х гг. о периферийном характере Кузнецкого угольного бассейна в довоенный период. Определена периодизация организационных изменений в угольной промышленности Кузбасса военного времени, установлена степень влияния на перестройку угледобывающих предприятий политики советско-партийных органов. Анализ историографии довоенного периода в истории региона указывает, что Кузбасс в 1920–1930-е гг. не был главным угледобывающим центром СССР, поэтому большая часть научных работ по данной теме носила статистический характер. В 1940-е гг. наблюдается рост публикаций, посвященных Кузбассу, ввиду его специфики союзного тыла, но многие работы носили прикладной характер, что обусловливалось необходимостью в мобилизации всей ресурсной базы страны и применения исследований в области угледобычи на практике. После спада количества опубликованных работ в 1950-е гг. постепенное углубление в проблематику начинается с 1960-х гг., когда акцент смещается на важность политического управления в регионе в годы войны. В постсоветский и современный период исследование перестройки угольной отрасли региона в годы войны получает наибольшее распространение, многие авторы дискутируют о роли политической власти в вопросе перестройки угледобычи Кузбасса под нужды военного времени, становятся доступны новые архивные материалы, проблематика расширяется новыми темами для изучения. Выделен круг проблем, все еще требующих рассмотрения: специфика государственного управления угольной отраслью Кузбасса в годы Великой Отечественной войны, взаимодействие между региональными и центральными органами власти, вопросы материально-технического обеспечения шахт, перестройка самого аппарата управления угольной отрасли.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ
Рассмотрен феномен советского коллекционирования, институционализированного в 1922 г. на основе интеллектуально-досуговых практик. Созданные в РСФСР институты провозглашали очищение коллекционирования от привязки к материальным практикам и смыслам, отождествляющим собирательство со стяжательством и буржуазными веяниями. Проект советского коллекционирования преследовал прагматическую цель, становясь одним из источников пополнения государственного бюджета. Впоследствии этот проект подвергся переосмыслению. Под воздействием коммунистического (утопического) идеализма концепт советского коллекционирования наполняется особыми ценностями и смыслами, превращаясь в инструмент социализации. Однако в практиках как на государственном, так и на низовом уровне отчетливо прослеживается экономическая составляющая, рассматривающая советское коллекционирование, с одной стороны, как источник пополнения бюджета, а с другой – как инвестиционный инструмент. Эволюция института коллекционирования в СССР происходит главным образом в 1920-е – середине 1930-х гг., что позволяет реконструировать этот процесс. Цель – реконструировать экономические смыслы и практики в рамках института советского коллекционирования, идеологически стремящегося избавиться от восприятия коллекции как материальной ценности. Хронологические рамки исследования обусловлены официальной датой учреждения Всероссийского общества филателистов в 1922 г. и его упразднением в 1934 г. С методологической точки зрения в статье обоснованно использован подход, сформулированный К. Маннгеймом в работе «Идеология и утопия». В качестве источников использованы материалы периодической печати и архивные материалы фондов Р5235, Р3316, Р9527, Р4966, Р1235 Государственного архива Российской Федерации. В детских повестях, посвященных филателии, автор обнаруживает определенные экономические маркеры, противоречащие официальным идеологическим установкам. Журнал «Советский коллекционер», печатавшийся в 1922–1932 гг., отражает ценностные установки Всероссийского общества филателистов. Прежде всего, журнал выпускался для широкого круга читателей с целью идеологического воздействия, что находит отражение в филателистических материалах и институциональном языке. Сделан вывод, что уничижительные в советском государстве смыслы и практики буржуазного коллекционирования имплицитно пронизывают советское собирательство, начиная с первых этапов институционализации советского массового коллекционирования, экстраполируя уже сложившиеся практики и нарративы на последующие этапы своего существования.
Коммунистическая партия Российской Федерации является одной из ведущих политических сил страны. Цель – проследить эволюцию идейно-политических установок КПРФ в их исторической последовательности и взаимосвязи с трансформацией российской политической системы на протяжении постсоветского периода (1993–2022 гг.). Научная новизна работы заключается в комплексном историческом анализе идейной эволюции КПРФ на протяжении 30 лет с детальной фиксацией изменений взглядов руководства партии по основным доктринальным вопросам в их взаимосвязи с меняющимся историческим контекстом. Методологическую основу исследования составляет сочетание историко-генетического и сравнительного методов. Выявлено, что генезис КПРФ как преемницы КПСС происходил в условиях глубокого идеологического кризиса коммунистического движения. Партия изначально формировалась как синтетическое образование, соединяющее традиционные коммунистические ценности с элементами национал-патриотического дискурса. В 1990-е гг. КПРФ сформировалась как ведущая оппозиционная сила, главный оппонент ельцинского режима. На рубеже 1990–2000-х гг. произошел существенный сдвиг в идеологии КПРФ: от классического марксизма-ленинизма – к синтезу левых и патриотических идей, от интернационализма – к державности, от атеизма – к признанию позитивной роли традиционных религий. В 2000-е гг. КПРФ постепенно интегрировалась в режим управляемой демократии в качестве системной оппозиции. Идеологическая эволюция КПРФ в 2010–2020-е гг. характеризуется дальнейшим размыванием коммунистической идентичности, усилением национально-патриотических и консервативных тенденций, фактическим отказом от борьбы за радикальное изменение общественно-экономического строя. Современное состояние КПРФ отмечено нарастающим противоречием между радикальной риторикой и конформистской практикой. Исторический опыт КПРФ демонстрирует сложность адаптации коммунистического движения к условиям рыночной экономики и политического плюрализма.
Актуальность статьи обеспечивается важными государственными задачами исторического образования и неизученностью регионального исторического опыта подготовки педагогов-историков. Цель – изучить становление и развитие подготовки педагогов-историков в единственном вузе Сахалинской области с момента основания первого высшего учебного заведения на Сахалине в 1949 г. – ЮжноСахалинского государственного учительского института, позднее преобразованного в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт и затем – в Сахалинский государственный университет. Теоретико-методологической основой исследования стала концепция модернизации, в рамках которой рассматриваются реформы в системе высшего образования в России в их региональном аспекте. Статья основана на анализе нормативно-правовых актов и документов из регионального, ведомственного, текущего кафедрального и личного архивов. Предложена авторская периодизация 75-летней истории высшего историко-педагогического образования в Сахалинской области, в основе которой лежат модернизационные процессы и социальные трансформации, определяющие этапы государственных реформ в сфере высшего образования в СССР и Российской Федерации. Выявлены особенности, проблемы и перспективы развития историко-педагогического направления в Сахалинской области как периферийной, отдаленной от центра, пограничной, ресурсной, слабозаселенной территории, имеющей с начала 1990-х гг. негативную специфику миграционного и демографического развития. На этом фоне изучены негативные эффекты и отмечена травматичность реформ системы высшего образования второго десятилетия XXI в. для островного вуза в целом, для профессорско-преподавательского состава и студентов-педагогов (историков). Определена современная позитивная тенденция роста престижности историко-педагогического образования, что отвечает актуальным государственным задачам, стоящим перед историками-преподавателями вузов и учителями школ.
Рассмотрена история возникновения и распространения учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на российском Дальнем Востоке. Цель – определить ее место в социокультурном и конфессиональном пространстве Дальневосточного региона 1990-х – 2004 г. На основе анализа широкой источниковой базы выделены два периода распространения учения мормонов в регионе: 1) со времени проникновения первых сведений о религиозном учении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и возникновения первых религиозных объединений в крупнейших дальневосточных городах до принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.; 2) когда численность последователей мормонов достигла максимальных значений, до 2004 г. Сделан вывод, что особенностью распространения учения мормонов стало движение из локальных северных районов на юг региона, в более крупные города дальневосточного фронтира. Отмечено, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней заняла особое место в социокультурном пространстве Дальнего Востока, чему способствовал демократический характер учения, активная благотворительная и просветительская деятельность религиозного объединения и подвижнический характер миссионеров. В характере взаимоотношений Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с органами государственной власти выявлено стремление религиозного объединения к сотрудничеству и партнерским отношениям с местными и центральными органами власти.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Несмотря на достигнутые успехи в изучении оккупационной политики союзников в Германии после окончания Второй мировой войны, интерес к ней не ослабевает. Особое место занимает проблема демократизации немецкого общества, в котором значимая роль отводилась молодежи. В статье рассмотрена политика Советской военной администрации в Германии в отношении молодежных организаций, создававшихся на территории советской оккупационной зоны. Цель – определить основные направления и методы работы Советской военной администрации в Германии с молодежными организациями. Применены системный подход, исторический, аналитический и сравнительный методы. Источниковую базу исследования составили многочисленные документы Советской военной администрации в Германии. Работа с молодежью была для оккупационных властей не только интересной, но и сложной задачей. Советская военная администрация придавала большое значение созданию единой молодежной организации: 7 марта 1946 г. возник Союз свободной немецкой молодежи – антифашистская организация, объединившая молодежь всех социальных слоев общества. Союз свободной немецкой молодежи играл важную роль не только в идеологическом перевоспитании молодых немцев в демократическом духе, но и в хозяйственно-экономическом восстановлении Германии. После создания в 1946 г. в советской оккупационной зоне Социалистической единой партии Германии Союз свободной немецкой молодежи все больше стал попадать под ее влияние, а представители других партий практически полностью были исключены из руководства организацией. В конечном счете это привело к превращению Союза свободной немецкой молодежи в проводника политики Социалистической единой партии Германии.
Зарождение капитализма в Средние века происходило на фоне внедрения разнообразных социальных и культурных инноваций. Сумма этих инноваций существенно меняет представление о Средневековье как об эпохе феодализма. Новшества носили глобальный характер и отразили взаимное влияние цивилизаций Запада и Востока. В них также выражалась преемственность по отношению к античной культуре и социальным структурам. Для описания этих явлений и тенденций в статье предлагается термин ранний модерн. Фокус историографического анализа обращен к зарубежным и отечественным исследованиям 1970–2020-х гг. Идеи, институты и практики раннего модерна отразились в теориях переходного общества, модернизации, протоиндустриализации, мир-системного анализа. Большое внимание в исследованиях этого направления уделяется торговой революции XII–XIII вв. Новая темпоральность и пространство глобального Средневековья выражены в образах единой Афро-Евразии и постклассического периода. Повышается статус средневековых технологий, системы знаний и представлений об окружающем мире. Утвердилась концепция мирового технологического и культурного подъема в XI–XIII вв. Предложенные концепты вызвали сдержанную и критическую реакцию академических историков-медиевистов на такое расширенное толкование Средневековья и генезиса капитализма. Они признают недостатки эталонного подхода к западноевропейскому феодализму, но отмечают устойчивость основных критериев определения классического Средневековья и феодальной революции. При этом мир-системная перспектива и контекст глобальной истории серьезно учитываются в академических макроисторических исследованиях.
A Nosa Terra в середине 1910-х – 1920-х гг. была ведущим печатным органом и фактически идеологическим рупором галисийского политического культурного этнического национализма. Цель – анализ основных направлений и форм идеологии галисийского национализма середины 1910-х – 1920-х гг. в той версии, в которой они пропагандировались на страницах газеты A Nosa Terra. Методологически статья основана на принципах междисциплинарной историографии национализма, которая позволяет анализировать галисийский национализм как социальное, интеллектуальное, политическое или культурное движение. Проблемы истории галисийского националистического движения рассмотрены с позиции, что активность националистов существенно повлияла на последующие этапы в истории Галисии как региона в контекстах радикализации национализма. Новизна исследования состоит в анализе истории идеологии галисийского национализма как фактора интеллектуальной истории и истории идей в Галисии. В статье проанализированы: 1) основные проблемы истории национализма в период 1910–1920-х гг.; 2) роль интеллектуалов в развитии и трансформации идеологии галисийского национализма; 3) особенности политической программы, предложенной активистами националистического движения в Галисии; 4) роль идеологических концептов и конструктов, предложенных националистическими интеллектуалами в развитии галисийской этничности, включая язык и культуру; 5) место идеологических исканий националистов 1910–1920-х гг. в общей логике истории галисийского националистического движения. Результаты исследования позволяют предположить, что идеологические поиски националистов 1910–1920-х гг. стали важным этапом в интеллектуальной истории национализма в Галисии, предопределив особенности его развития в последующие годы, когда в Испании политический режим франкизма маргинализировал региональные национализмы, включая галисийский.
Предложены систематизированная характеристика и углубленное рассмотрение ключевых подходов к понятию викинги в исторической науке. Цель – исследовать происхождение и процесс эволюции понятия викинги с опорой на основные научные подходы к данной проблеме и анализ исторических источников. В статье рассмотрены следующие подходы к понятию викинги, существующие в скандинавистике: этимологический, исторический и культурологический. С применением историко-генетического, сравнительно-исторического и контент-аналитического методов была выявлена этимология понятия викинги и признаки, образующие это понятие на разных исторических этапах. С опорой преимущественно на зарубежную и отечественную историографию, а также скандинавские и исландские исторические источники сделаны выводы о том, что этимологический подход не может дать полноценное понимание значения данного понятия, поскольку в саму эпоху викингов оно имело другое смысловое значение. В век саг понятие викинги приобрело основные признаки: морские походы, грабительский и групповой характер деятельности викингов, что соответствует историческому подходу к использованию рассматриваемого понятия. Начиная с XIX в., когда в ряде стран происходил процесс национального строительства, грань между историческим и культурологическим подходами размывается. Понятие викинги используется применимо ко всем народам скандинавского происхождения, которые активно занимались торговлей, колонизацией и грабежами. Сегодня большинство исследователей используют понятие викинги в широком смысле, включая в него всех скандинавов VIII–XI вв.
Лейбористское правительство, которое возглавило страну спустя 14 лет оппозиции, столкнулось с необходимостью налаживания связей с Европейским союзом. Отношения были разрушены после выхода Великобритании из Евросоюза, которому предшествовали сложные и затянувшиеся переговоры. Цель – изучить первые шаги правительства К. Стармера для восстановления отношений с Брюсселем, при этом выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на подобное формирование внешнеполитического курса страны. В ходе исследования установлено, что для нормализации отношений с Европой британский премьер-министр решил их «перезагрузить», что подразумевает их близкое взаимодействие в некоторых областях. Определяются первостепенные задачи в этом направлении, обозначаются «красные линии» в процессе сближения для каждой из сторон, указывается существующий на данный момент ряд нерешенных вопросов. В статье раскрываются конкретные шаги, которые провел К. Стармер для реализации своей идеи «перезагрузки». Описаны проведенные встречи и достигнутые договоренности с Евросоюзом. Основываясь на принципах историзма и объективизма, а также используя сравнительноисторический и проблемно-хронологический методы, выявлены взаимосвязь проводимых мероприятий с концепцией «Глобальной Британии», а также зависимость внешней политики Великобритании от процессов, происходящих в мире. В заключении определяются объективные и субъективные факторы, способствующие сближению двух сторон, и объясняется, почему «перезагрузка» отношений с Евросоюзом является на данный момент важнее, чем укрепление особых отношений с США.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСТБИПОЛЯРНОМ МИРЕ
Рассмотрены особенности внешней политики Украины в Каспийском регионе в постсоветский период. Основной акцент сделан на ключевых региональных приоритетах Киева (двусторонние отношения с государствами региона), институтах (региональные и межрегиональные международные организации) и сферах взаимодействия (энергетика, логистика). В статье представлены результаты исследования декларировавшихся Украиной направлений и принципов внешней политики, отраженных в доктринальных документах, двусторонних и многосторонних соглашениях, уставных документах, и реальные практические результаты, достигнутые за период 1991–2024 гг. Цель – выявить основные особенности, характеристики и тенденции каспийского вектора внешней политики Украины. Применены принципы историзма и объективности, теории среднего звена (уровня) и теория международных режимов в трактовке Стивена Краснера, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Выявлено, что Украина имела достаточный потенциал для становления в качестве важного связующего звена между Каспийским регионом в целом или его отдельными государствами и другими регионами мира, а также могла выступить в качестве катализатора формирования перспективного Черноморско-Каспийского региона. Однако имеющиеся возможности были упущены Киевом либо не получили практической реализации в силу ряда причин, среди которых основными, по мнению авторов, являются отсутствие стратегического внешнеполитического планирования, распыление ограниченных ресурсов на курс многовекторности, замещение реальных государственных интересов эфемерными лозунгами о европейском выборе, преобладание политической конъюнктуры над долгосрочными перспективами.
На фоне качественной трансформации международной системы лидеры Европейского союза в своих выступлениях зачастую выходят за рамки повседневной повестки, пытаясь описать складывающийся геополитический ландшафт в целом. Цель – изучить представления должностных лиц Евросоюза о текущем миропорядке и роли Евросоюза в рамках новой конфигурации международных отношений. Анализ официального внешнеполитического дискурса Европейского союза позволяет выявить идеи, формирующие политику Брюсселя в процессе его адаптации к меняющимся условиям, и определить, какая из теорий лучше объясняет современную внешнеполитическую траекторию Евросоюза. Методологически статья опирается на заявления высших должностных лиц Европейского союза за последние два года (2023–2024 гг.): прежде всего, выступления Верховного представителя Евросоюза Жозепа Борреля и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Описывая мир как многополярный, руководители Евросоюза уделяют существенное внимание различным проявлениям современной многополярности. Анализ показывает, что системное геополитическое давление оказывает заметное влияние на внешнюю политику и позиционирование Евросоюза, поэтому чисто эндогенные подходы недостаточны для всестороннего исследования его акторности. В европейском дискурсе присутствуют элементы реалистской и нормативной логики. В соответствии с первой, Евросоюз обращается к соотношению мировых сил и различным измерениям безопасности; согласно второй – проецирует общие ценности, принципы многосторонности и партнерства. Таким образом, дискуссии об акторности Евросоюза более плодотворны в случае конвергенции различных теорий: учета глобальной динамики и внутриевропейской специфики, нормативных и стратегических поведенческих логик.
В статье проанализированы вопросы возникновения и трансформации индексов в социальноэкономической и политической сферах со второй половины 1990-х гг.: индекс человеческого развития, индекс экономической свободы, индекс демократии и индекс ведения бизнеса. Сами индексы рассматриваются как средство мягкой силы, формирующее имидж государств за счет определения ресурсности страны. Цель – выявить специфику появления первых зарубежных рейтингов, оценивающих ресурсный потенциал государства, их трансформацию с течением времени и востребованность в процессе реализации российской политики. Применены проблемно-исторический подход, сравнительный анализ, синтез, качественный контент-анализ. Одной из главенствующих идей в процессе создания данных индексов является понятие уровня свободы в политическом и экономическом аспектах. В ходе исследования была выявлена приверженность составителей индексов неолиберальной парадигме, проявляющейся как в оценках при составлении рейтинга, так и в особенностях подготовки и обоснования методологии исследования. Кроме того, подвергается сомнению тезис о корреляции уровня демократичности правительств и экономического благополучия, распространенный в либертарианской среде основателей западных экономических метрик. Особое внимание уделено неточности методологической базы анализируемых индексов, вопросу не совсем объективного представления информации, что может проявляться в неоднократных случаях лоббирования или манипуляций информацией ввиду аффилиации или прямой зависимости от соответствующих бенефициаров.
ISSN 2949-2092 (Online)