Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Исторический опыт подготовки педагогов-историков в Сахалинском государственном университете (1949–2024 гг.)

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-449-460

EDN: ERPYDW

Аннотация

Актуальность статьи обеспечивается важными государственными задачами исторического образования и неизученностью регионального исторического опыта подготовки педагогов-историков. Цель – изучить становление и развитие подготовки педагогов-историков в единственном вузе Сахалинской области с момента основания первого высшего учебного заведения на Сахалине в 1949 г. – ЮжноСахалинского государственного учительского института, позднее преобразованного в Южно-Сахалинский государственный педагогический институт и затем – в Сахалинский государственный университет. Теоретико-методологической основой исследования стала концепция модернизации, в рамках которой рассматриваются реформы в системе высшего образования в России в их региональном аспекте. Статья основана на анализе нормативно-правовых актов и документов из регионального, ведомственного, текущего кафедрального и личного архивов. Предложена авторская периодизация 75-летней истории высшего историко-педагогического образования в Сахалинской области, в основе которой лежат модернизационные процессы и социальные трансформации, определяющие этапы государственных реформ в сфере высшего образования в СССР и Российской Федерации. Выявлены особенности, проблемы и перспективы развития историко-педагогического направления в Сахалинской области как периферийной, отдаленной от центра, пограничной, ресурсной, слабозаселенной территории, имеющей с начала 1990-х гг. негативную специфику миграционного и демографического развития. На этом фоне изучены негативные эффекты и отмечена травматичность реформ системы высшего образования второго десятилетия XXI в. для островного вуза в целом, для профессорско-преподавательского состава и студентов-педагогов (историков). Определена современная позитивная тенденция роста престижности историко-педагогического образования, что отвечает актуальным государственным задачам, стоящим перед историками-преподавателями вузов и учителями школ.

Об авторе

Наталья Владимировна Потапова
Сахалинский государственный университет
Россия

Южно-Сахалинск



Список литературы

1. Безбородов А. Б., Елисеева Н. В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб.: Норма, 2010. 216 с. https://elibrary.ru/pukcjd

2. Буянов А. В. Выборы народных депутатов СССР 1989 г. Россия и современный мир. 2009. № 3. С. 187–194. https://elibrary.ru/kuzzld

3. Величко С. А. Общественно-политическая жизнь в Сибири в 1985–1991 гг.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. Кемерово, 2007. 44 с. https://elibrary.ru/nitlsp

4. Волгин Е. И. Новый этап электоральной реформы в РФ в середине 1990-х гг. и феномен «многопартийных» выборов во II Думу. Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. С. 168–193. https://elibrary.ru/dnlmar

5. Волгин Е. И. Проблема департизации как фактор политического давления на КПРФ в 1990-е гг. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 4. С. 91–103. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2022-4-91-103

6. Волохов А. Е. Новейшая история Коммунистической партии: 1990–2003. М.: Импэто, 2003. 136 с.

7. Герасимов Г. И. Мировоззрение, мышление и история. История и современное мировоззрение. 2023. Т. 5. № 2. С. 13–22. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2023-5-2-13-22

8. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1997. 286 с. https://elibrary.ru/zzkapb

9. Зюганов Г. А. Драма власти: Страницы политической автобиографии. М.: Палея, 1993. 208 с.

10. История России, ред. М. Н. Зуев. М.: Высш. шк., 1994. 431 с.

11. Кагарлицкий Б. Ю. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 576 с. https://elibrary.ru/qoeuwx

12. Клочков Д. А., Гернер М. С. Идеи марксизма в России. Приоритетные направления развития науки и образования: XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 20 марта 2021 г.) Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. С. 70–73. https://elibrary.ru/emoyvr

13. Коргунюк Ю. Г. Становление партийной системы в современной России: автореф. дис. … д-ра полит. наук. М., 2009. 45 с. https://elibrary.ru/nkyecl

14. Коргунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие). М.: ИНДЕМ, 1996. 239 с.

15. Мелешкина Е. Ю., Фомин И. В. Использование образов советского прошлого в дискурсе «Единой России» и КПРФ. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2022. № 3. С. 80–104. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2022-106-3-80-104

16. Никандров А. В. Советский «государственный марксизм» как идейная система. Вестник Российского философского общества. 2023. № 1-2. С. 175–193. https://elibrary.ru/wvyikg

17. Николенко К. Д. Идеология и практика КПРФ: проблема исторической преемственности и поиск новой политической идентичности. М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. 240 с. https://elibrary.ru/cmaatq

18. Никонова С. И. Кризис идеологии и советское общество в 1970–80-е гг. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7. С. 374–382. https://elibrary.ru/kuzkft

19. Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991–1999 гг. М.: Новый Хронограф, 2011. 312 c. https://elibrary.ru/suotcv

20. Плотников Н. С. От «социализма с человеческим лицом» к «национальному социализму». Дискурсы справедливости в постсоветской России. Новое литературное обозрение. 2022. № 6. С. 166–188. https://doi.org/10.53953/08696365_2022_178_6_166

21. Рафиков А. И. Особенности рекламных коммуникаций оппозиционного кандидата (на материалах предвыборной кампании П. Н. Грудинина). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. № 2. С. 238–242. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-238-242

22. Сахаров А. Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М.: Интер-Версо, 1991. 336 с.

23. Селиванов А. А. Идеология и идеологическое мировоззрение личности: исторический контекст. Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 167–176. https://elibrary.ru/pdsczl

24. Социализм: теория, практика, тенденции обновления в ХХI веке, ред. И. М. Братищев. М.: РУСО, 2016. 559 с.

25. Тев Д. Б. Партии «второго эшелона» в региональных парламентах: особенности бассейна рекрутирования депутатов КПРФ, Справедливой России и ЛДПР. Вестник Пермского университета. Политология. 2012. № 1. С. 98–111. https://elibrary.ru/oxrlut

26. Фадеева Л. А., Думлер Д. А. Фактор Зюганова в партийной трансформации КПРФ. Власть и элиты. 2023. Т. 10. № 2. С. 170–182. https://doi.org/10.31119/pe.2023.10.2.7

27. Холмская М. Р. Коммунисты России: факты, идеи, тенденции: информационно-аналитический обзор. М.: Б. и., 1998. 79 с.

28. Чекменев Д. С. Историческая динамика общественных настроений в СССР во второй половине 1980-х гг. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. № S2. С. 121–125. https://elibrary.ru/iasmsx

29. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М.: Вече, 2005. 480 с. https://elibrary.ru/qozoir

30. Яшкова П. С., Цветков В. Ж. Концепция «социализма с человеческим лицом» в перестроечной идеологии СССР. Апробация. 2016. № 10. С. 26–29. https://elibrary.ru/vuumgo


Рецензия

Для цитирования:


Потапова Н.В. Исторический опыт подготовки педагогов-историков в Сахалинском государственном университете (1949–2024 гг.). СибСкрипт. 2025;27(3):449-460. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-449-460. EDN: ERPYDW

For citation:


Potapova N.V. Training Teachers of History at Sakhalin State University: Historical Experience of 1949–2024. SibScript. 2025;27(3):449-460. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-449-460. EDN: ERPYDW

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)