Влияние Урало-Кузбасса на экономическую эффективность модернизации Свердловской железной дороги в 1956–1991 гг.
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-391-402
EDN: AFSBNG
Аннотация
Проблема коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта Урала и Сибири на базе электрификации тесно связана с модернизацией Урало-Кузнецкого промышленного комплекса, получившего дополнительный импульс развития в годы Великой Отечественной войны. 3 февраля 1956 г. Советом Министров СССР был принят Генеральный план электрификации железных дорог, предусматривавший перевод на электрическую тягу всего магистрального направления от центра страны через Урал и Сибирь на Дальний Восток. Впервые вступила в силу комплексная программа преобразования всей транспортной системы страны, а не отдельных ее участков, как было прежде. Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринят научный анализ экономической эффективности транспортного обслуживания крупнейшего промышленного комплекса Западной Сибири. Процесс коренной технической реконструкции транспорта исследован на транспортных связях Урала и Сибири, а не ограничен рамками отдельных железных дорог. Цель – выявить причины снижения экономической эффективности модернизационных процессов на Свердловской железной дороге в связи с интенсификацией перевозок между Уралом и Сибирью в 1950–1980-е гг. Задачами исследования являются определение роли электрификации в модернизации транспортных систем Урала и Сибири; раскрытие факторов торможения модернизационных процессов на транспорте; подведение экономических итогов модернизации транспорта для промышленного развития регионов. Под модернизацией железнодорожного транспорта понимается коренное технико-экономическое обновление железнодорожного транспорта на базе электрификации, тепловозной тяги и строительства новых линий. Электрификация железнодорожного транспорта Урала и Сибири стала основой научно-технического прогресса транспортных систем этих регионов, она в 3 раза повысила производительность труда на перевозках, многократно интенсифицировала грузоперевозки между крупнейшими экономическими районами страны. Вместе с тем систематическое сокращение государственных инвестиций в железнодорожную отрасль, экономические просчеты в размещении производительных сил по территории страны снижали экономическую эффективность работы транспорта и постепенно превратили его в отстающую отрасль государственной экономики
Об авторе
Алексей Александрович КоновРоссия
Екатеринбург
Список литературы
1. Артемов Е. Т., Бедель А. Э., Зубков К. И., Карпов В. П., Корнилов Г. Е., Мельников Н. Н., Михеев М. В., Тимошенко А. И., Тимошенко В. П. Хозяйственное освоение Урала и Западной Сибири в XX веке: планирование и управление. Екатеринбург: УрО РАН, 2018. 368 с. https://elibrary.ru/voskjx
2. Белов И. В., Персианов В. А., Волков Б. А. и др. Транспорт Страны Советов: Итоги за 70 лет и перспективы развития. М.: Транспорт, 1987. 311 с.
3. Бугров К. Д., Симонов М. А. Уголь, нефть и железные руды: индустриальное планирование и трансформация представлений об Урале в экономической мысли СССР (1920–1930-е гг.). Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. Т. 14. № 5. https://doi.org/10.18254/S207987840013837-9
4. Букин С. С., Ламин В. А. Программа создания Урало-Кузнецкого комбината в государственной стратегии России. Уральский исторический вестник. 2011. № 1. С. 5–10. https://elibrary.ru/ndosxn
5. Гвоздкова Т. Н., Голик В. И., Разоренов Ю. И. Кузбасс в истории горной промышленности России. Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2014. № 6. С. 149–154. https://elibrary.ru/tcsfuz
6. История социалистической экономики СССР. Т. 7. Экономика СССР на этапе развитого социализма (1960–1970-е гг.), отв. ред. И. А. Гладков. М.: Наука, 1980. Т. 7. 718 с.
7. Каменская Е. В. Проекты и реальность: промышленные стройки первых пятилеток на Среднем Урале. Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 5. С. 1718–1736. https://doi.org/10.15826/qr.2020.5.554
8. Костюк Е. Р. Генерал тяги. Главный машинист дороги Соснин Виталий Федорович. Екатеринбург: Управление Свердловской железной дороги, 2023. 80 с.
9. Красильников С. А. Выездная сессия АН СССР по проблемам Урало-Кузбасса (июнь 1932 г.) в контексте мобилизационной модели развития науки. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 8. С. 87–94. https://elibrary.ru/pnfggt
10. Крючков М. Т. Исторический путь Свердловской железной дороги. Екатеринбург: УрГУПС, 2011. 512 с. https://elibrary.ru/quxhtt
11. Кузьмич В. Д., Левин Б. А., Виноградов В. В. История железнодорожного транспорта Советского Союза. 1945–1991 гг. М.: Академкнига, 2004. Т. 3. 631 с.
12. Личман Б. В. Уральская индустрия в экономической политике Советского государства второй половины 50-х – середины 80-х гг. Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2007. 299 с. https://elibrary.ru/qtiyxt
13. Лоскутов С. А. Ворота в Сибирь. Екатеринбург: УрГУПС, 2014. 168 с. https://elibrary.ru/vtogzj
14. Мельников Н. Н. Снабжение уральских предприятий коксующимся и энергетическим углем в условиях войны. Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 30–38. https://elibrary.ru/ajffuc
15. Михеев М. В. Урал – Печора: несостоявшийся проект территориальной реорганизации советской экономики. ЭКО. 2015. № 10. С. 172–183. https://elibrary.ru/ulqxrh
16. Мишенин С. Е. Железнодорожный транспорт Западной Сибири в контексте мониторингов железных дорог сети СССР 1960–1980-х гг. (по материалам газеты «Гудок»). Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 118–122. https://doi.org/10.17223/15617793/410/19
17. Мишенин С. Е. Источники формирования контингента учащихся Тайгинского техникума железнодорожного транспорта в 1943–1991 гг. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 876–883. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-876-883
18. Никольский А. Ф. Что такое сверхкомбинат: экономическая география и техника. Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. № 3. С. 419–426. https://elibrary.ru/gcnueu
19. Павловский И. Г. Моя дорога. М.: Интекст, 2002. 160 с.
20. Пашинин С. А. Бещев Борис Павлович. Министры и наркомы путей сообщения, ред. кол. О. А. Богданович и др. М.: Транспорт, 1995. С. 230–244.
21. Тарасова В. Н., Пашкова Т. Л., Быков Д. А., Кантор И. И., Наговицын В. С., Шаров В. А., Тимошин А. А. Транссибирская и Байкал-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России. М.: Центр «Транспорт», 2005. 348 с.
22. Тимошенко А. И. Роль Сибири в индустриальной модернизации СССР. Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25. № 3. С. 32–37. https://doi.org/10.15372/HSS20180305
23. Тимошенко А. И. Урало-Кузбасс: создание второй угольно-металлургической базы экономики СССР в 1930-е гг. Историко-экономические исследования. 2011. Т. 12. № 1. С. 70–92. https://elibrary.ru/qikfzp
24. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 270 с.
25. Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время. Т. 1. Экономика СССР в конце 30-х годов – 1987 год. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2020. 516 с. https://elibrary.ru/bdiilt
Рецензия
Для цитирования:
Конов А.А. Влияние Урало-Кузбасса на экономическую эффективность модернизации Свердловской железной дороги в 1956–1991 гг. СибСкрипт. 2025;27(3):391-402. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-391-402. EDN: AFSBNG
For citation:
Konov A.A. Ural-Kuzbass Region in the Economic Modernization of Sverdlovsk Railway in 1956–1991. SibScript. 2025;27(3):391-402. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-3-391-402. EDN: AFSBNG