Стандартизация опросника метакогнитивных ресурсов регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях (МиРТЖС)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-685-700
Аннотация
Исследования личностных ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций, сопровождаемых возникновением состояний тревожности, стресса, актуальны в современной психологии. Существующие методы их психологической диагностики недостаточно разработаны. Цель – стандартизация опросника метакогнитивной регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях. В исследовании приняли участие 559 человек (г. Томск, 24,8 % мужчин, 75,2 % женщин, средний возраст – 22,1 года). Эксплораторный факторный анализ выделил 4 фактора (45,6 % дисперсии): самоконтроль поведения (6 пунктов, альфа Кронбаха α = 0,780; композитная надежность CR = 0,863); контроль тревожности (4 пункта, α = 0,823; CR = 0,866); функционирование памяти (3 пункта, α = 0,817; CR = 0,832); интуитивное познание людей (4 пункта, α = 0,709; CR = 0,757). Конфирматорный факторный анализ показал высокие значения индексов пригодности модели: RMSEA = 0,044; SRMR = 0,059; CFI = 0,991; GFI = 0,986. Шкалы апробируемого опросника обладают требуемой внешней конвергентной валидностью и согласуются с близкими по содержанию конструктами, что подтверждено при его совместном использовании с другими методиками: опросник на эмоциональный интеллект Д. В. Люсина; шкала интеллектуальной оценки риска G. Craparo et al., адаптация Т. В. Корниловой, Е. М. Павловой; опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; опросник оценочной тревожности C. D. Spielberger, адаптация В. Н. Карандашева; опросник личностной тревожности C. D. Spielberger, адаптация Ю. Л. Ханина; Шкала академической мотивации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Показано, что шкалы методики обладают хорошей дискриминативной способностью, связанной со статистически достоверными различиями между мужчинами и женщинами: самоконтроль поведения (р = 0,002); контроль тревожности (р < 0,001); функционирование памяти (р < 0,001). Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию апробированный опросник для изучения ресурсов человека, связанных с преодолением трудных жизненных ситуаций. Опросник метакогнитивной регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях приведен в конце данной статьи.
Об авторах
Игорь Александрович ФиленкоРоссия
Scopus Author ID: 57296247700
Томск
Сергей Александрович Богомаз
Россия
Scopus Author ID: 6603772587
Томск
Список литературы
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18. https://elibrary.ru/safdiz
2. Барабанщиков В. А., Головина Е. В. Российская психофизика на пути к интеграции. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 1. С. 158–165. https://elibrary.ru/jwmcbx
3. Белинская Е. П., Джураева М. Р. К. Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 48–62. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.103
4. Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Диагностика восприятия жизненных трудностей: ситуационный опросник «Типы ориентаций в трудной ситуации». Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 4. С. 141–163. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1047
5. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. C. 96–107. https://elibrary.ru/sjvwln
6. Канеман Д. Контуры ограниченной рациональности: возможность интуитивных суждений и выбора. Эковест. 2004. Т. 4. № 4. С. 540–592.
7. Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. СПб.: Речь, 2004. 80 с.
8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Акад. проект, 2009. 943 с. https://elibrary.ru/qxxjvh
9. Корнилова Т. В., Павлова Е. М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 59–78. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280404
10. Куваева И. О., Стрельникова А. М. Особенности совладания со специфической трудной ситуацией: пандемия COVID-19. Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 2. С. 84–91. https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.2.032
11. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.
12. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2009. С. 264–278. https://elibrary.ru/slanqv
13. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.
14. Морозова И. С., Медовикова Е. А., Мороденко Е. В., Гриненко Д. Н., Каргина А. Е. Обеспечение безопасности на производстве сотрудников, использующих различные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические науки. 2021. № 2. С. 161–168. https://elibrary.ru/vsbpte
15. Первичко Е. И., Митина О. В., Конюховская Ю. Е., Степанова О. Б. Проверка психометрических характеристик Наймигенского опросника для диагностики дисфункционального дыхания во время пандемии COVID-19 на российской выборке. Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 262–302. https://doi.org/10.17759/cpse.2022110311
16. Перикова Е. И., Бызова В. М., Ловягина А. Е. Психическая cаморегуляция студентов в трудных жизненных ситуациях. Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 2. С. 99–106. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.19.024
17. Прохоров А. О., Валиуллина М. Е., Юсупов М. Г. Особенности ментальной регуляции эмоциональных состояний в различных по стрессогенности ситуациях. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33. № 2. С. 113–126. https://elibrary.ru/dtwmgw
18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с. https://elibrary.ru/yxelju
19. Филенко И. А., Богомаз С. А., Галажинский Э. В., Буравлёва Н. А., Левицкая Т. Е., Халимова А. А. Особенности психологического здоровья студенческой молодежи с позиции развития личностных ресурсов: базисных убеждений, жизнестойкости, регуляторно-личностных характеристик. Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 38–63. https://doi.org/10.17223/17267080/88/3
20. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИТЕК, 1976. 40 с.
21. Шерешкова Е. А., Спицына О. А. Дистанционное обучение в вузе как трудная жизненная ситуация для студентов заочного отделения. Казанский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 205–211. https://www.elibrary.ru/plixbb
22. Bokhan T. G., Galazhinsky E. V., Leontiev D. A., Rasskazova E. I., Terekhina O. V., Ulyanich A. L., Shabalovskaya M. V., Bogomaz S. A., Vidyakina T. A. COVID-19 and subjective well-being: Perceived impact, positive psychological resources and protective behavior. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2021, 18(2): 259–275. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-259-275
23. Capobianco L., Faija C., Husain Z., Wells A. Metacognitive beliefs and their relationship with anxiety and depression in physical illnesses: A systematic review. PLoS ONE, 2020, 15(9). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0238457
24. Craparo G., Magnano P., Paolillo A., Costantino V. The Subjective Risk Intelligence Scale. The development of a new scale to measure a new construct. Current Psychology, 2018, 37(4): 966–981. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9673-x
25. Duckworth A. L., Gendler T. S., Gross J. J. Self-control in school-age children. Educational Psychologist, 2014, 49(3): 199–217. https://doi.org/10.1080/00461520.2014.926225
26. Elling L., Schupp H., Bayer J., Bröckelmann A.-K., Steinberg C., Dobel C., Junghofer M. The impact of acute psychosocial stress on magnetoencephalographic correlates of emotional attention and exogenous visual attention. PLoS One, 2012, 7(6). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0035767
27. Fernie B., Aoun A., Kollmann J., Spada M. M., Nikčević A. V. Transcultural, transdiagnostic, and concurrent validity of a revised metacognitions about symptoms control scale. Clinical Psychology & Psychotherapy, 2019, 26(4): 471–482. https://doi.org/10.1002/cpp.2367
28. Fornell C., Larcker D. F. Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement error. Journal of Marketing Research, 1981, 18(1): 39–50. https://doi.org/10.2307/3151312
29. Hammond K. R. Judgments Under Stress. NY: Oxford University Press Inc., 2000, 242.
30. Henseler J., Ringle C. M., Sinkovics R. R. The use of partial least squares path modeling in international marketing. New challenges to international marketing, eds. Sinkovics R. R., Ghauri P. N. Bingley, 2009, 277–320. https://doi.org/10.1108/S1474-7979(2009)0000020014
31. Herten N., Otto T., Wolf O. T. The role of eye fixation in memory enhancement under stress – An eye tracking study. Neurobiology of Learning and Memory, 2020, 140: 134–144. https://doi.org/10.1016/j.nlm.2017.02.016
32. Nogas E. M., Pόvoa A. C. S., Pech W. Decision-making under stress: The hiding behind a small cake effect. Journal of Contemporary Administration, 2023, 27(6). https://doi.org/10.1590/1982-7849rac2023230023.en
33. Petrovskiy V. A., Shmelev I. M. Personology of difficult life situations: At the intersection of three cultures. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2019, 16(3): 408–433. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-3-408-433
34. Quaedflieg C. W. E. M., Schneider T. R., Daume J., Engel A. K., Schwabe L. Stress impairs intentional memory control through altered theta oscillations in lateral parietal cortex. Journal of Neuroscience, 2020, 40(40): 7739–7748. https://doi.org/10.1523/jneurosci.2906-19.2020
35. Ross L. The intuitive psychologist and his shortcomings: Distortions in the attribution process. Advances in experimental social psychology, 1977, 10: 173–220. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60357-3
36. Schermelleh-Engel K., Moosbrugger H., Müller H. Evaluating the fit of structural equation models: Tests of significance and descriptive goodness-of-fit measures. Methods of Psychological Research Online, 2003, 8(2): 23–74. https://doi.org/10.23668/psycharchives.12784
37. Spielberger C. D., Reheiser E. C. Measuring anxiety, anger, depression, and curiosity as emotional states and personality traits with the STAI, STAXI and STPI. Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol. 2. Personality assessment, eds. Hilsenroth M. J., Segal D. L. Hoboken, N.J., US: John Wiley & Sons Inc., 2004, 70–86.
38. Taleyarkhan M. R., Lucietto A. M., Hobson N. L. F., Azevedo T. M. Approach to problem solving and use of intuition by engineering technology students. Journal of Global Education and Research, 2023, 7(1): 81–98. https://www.doi.org/10.5038/2577-509X.7.1.1174
39. Thomas A. K., Wulff A. N. What the acute stress response suggests about memory. Topics in Cognitive Science, 2023. https://doi.org/10.1111/tops.12664
40. Werts C. E., Linn R. L., Joreskog K. G. Intraclass reliability estimates: Testing structural assumptions. Educational and Psychological Measurement, 1974, 34(1): 25–33. https://doi.org/10.1177/001316447403400104
41. Yu R. Stress potentiates decision biases: A stress induced deliberation-to-intuition (SIDI) model. Neurobiology of Stress, 2016, 3: 83–95. http://dx.doi.org/10.1016/j.ynstr.2015.12.006
Рецензия
Для цитирования:
Филенко И.А., Богомаз С.А. Стандартизация опросника метакогнитивных ресурсов регуляции поведения человека в трудных жизненных ситуациях (МиРТЖС). СибСкрипт. 2024;26(5):685-700. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-685-700
For citation:
Filenko I.A., Bogomaz S.A. Standardizing a Questionnaire of Metacognitive Resources of Human Behavior Regulation in Difficult Circumstances. SibScript. 2024;26(5):685-700. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-685-700