Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Копинг-стратегии и психологические особенности отношения к ситуации пандемии COVID-19 и ограничительным мерам студентов медицинских специальностей

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-705-714

Аннотация

Необходимость активного, организованного реагирования на угрозы пандемии COVID-19, введение ограничительных мер, резкое изменение формата обучения в системе образования привели к снижению психологического благополучия студентов вузов, росту тревожных и депрессивных настроений. Цель – изучить особенности психологического отношения и переживания пандемии COVID-19 и ограничительных мер студентами медицинских специальностей в контексте психо логических ресурсов и копинг-стратегий. Выделены группы испытуемых с разным отношением и переживанием пандемической ситуации, различиями в уровне психологического стресса и использовании копинг-стратегий. Подтверждена гипотеза, что высокий уровень психологического стресса и преобладание неконструктивных копинг-стратегий характерных для людей с тревожными и негативными ожиданиями в ситуации пандемии и ограничительных мер. Разработана анкета для выявления содержательных аспектов отношения испытуемых к пандемии и ковидным ограничениям. Показано, что испытуемые с выраженным психологическим стрессом, негативными и тревожными ожиданиями чаще делают ставку на избегающую стратегию совладания, переживание высокой ответственности и повышенного контроля за ситуацией с ощущением постоянного недостатка информации и низкой оценкой собственных ресурсов. Испытуемым с высоким уровнем самоэффективности характерно оптимистичное, субъектное и в большей мере реалистичное восприятие пандемической ситуации с уверенностью в собственных силах и возможностью справиться с вызовами пандемии. Испытуемым с субъектным и оптимистичным восприятием свойственен интернальный способ селекции полезной информации для снижения рисков заражения и перенесения COVID-19, когда человек верит в возможность найти корректную информацию из потока разнообразия и снизить психологический стресс.

Об авторах

Павел Рафаэльевич Юсупов
Алтайский государственный медицинский университет
Россия

Барнаул


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Татьяна Александровна Мардасова
Алтайский государственный медицинский университет
Россия

Барнаул


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Авилов О. В., Галиулина К. Ю. Основные причины эмоционального стресса у студентов-медиков и определение подходов к его коррекции. Вестник­психофизиологии. 2019. № 4. С. 42–50. https://www.elibrary.ru/fhdrvb

2. Авилов О. В., Галиулина К. Ю. Стресс у студентов медицинских специальностей, вызванный ограничениями в связи с пандемией COVID-19. Вестник­психофизиологии. 2020. № 4. С. 73–83. https://doi.org/10.34985/j3917-2445-9422-a

3. Андреенкова А. В., Андреенкова Е. В. Влияние пандемии коронавируса на студенчество – сравнительный межстрановый анализ. Мониторинг­общественного­мнения:­экономические­и­социальные­перемены. 2022. № 6. С. 195–220. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2267

4. Дьячук А. А., Бочарова Ю. Ю. Переживания в учебной деятельности во время дистанционного обучения и копинг-стратегии студентов. Герценовские­чтения:­психологические­исследования­в­образовании. 2021. № 4. С. 146–152. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-17

5. Ениколопов С. Н., Бойко О. М., Медведева Т. И., Воронцова О. Ю., Казьмина О. Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19. Психолого-педагогические­исследования. 2020. Т. 12. № 2. С. 108–126. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120207

6. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: ПСПбГМУ, 2009. 136 c. https://www.elibrary.ru/qxzavt

7. Кисляков П. А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19. Перспективы­науки­и­образования. 2020. № 5. С. 343–356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.24

8. Костригин А. А., Козлова Л. В. Особенности переживания стресса, психологических защит и копинг-стратегий у молодежи, вызванных угрозой заболевания COVID-19. Современная­наука:­актуальные­проблемы­теории­и­практики.­Серия:­Познание. 2021. № 3. С. 56–59. https://doi.org/10.37882/2500-3682.2021.03.07

9. Котлярова В. В., Киреева Л. Е. Виды страхов и саморегуляция поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции. Общество:­социология,­психология,­педагогика. 2020. № 7. С. 70–76. https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.11

10. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал­практическогопсихолога. 2007. № 3. С. 93–112. https://www.elibrary.ru/ygcfyx

11. Мандель Б. Р. Психология стресса. М.: ФЛИНТА, 2014. 252 с. https://www.elibrary.ru/sddtzl Нестик

12. Т. А. Переживание эпидемиологической угрозы россиянами как социально-психологический феномен: результат серии эмпирических исследований. Влияние­пандемии­на­личность­и­общество:­психологическиемеханизмы­и­последствия, отв. ред. Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев, А. Е. Воробьева. М.: ИП РАН, 2021. С. 19–125. https://doi.org/10.38098/fund_21_0442_02

13. Плетнёв Г. А., Юсупов П. Р. Психологический стресс и копинг-стратегии у студентов медицинских специальностей в контексте ковидных ограничений. Scientist­(Russia). 2022. № 4. С. 47–50. https://www.elibrary.ru/rxuxgi

14. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований. Психологические­исследования. 2011. № 3. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/850 (accessed 2 Aug 2022). https://www.elibrary.ru/nyehuv

15. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание. Консультативная­психология­и­психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90–108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205

16. Ромек В. Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная­психология. 1996. № 7. С. 71–77. https://www.elibrary.ru/vlygql

17. Савина О. О., Баранова В. А. Анализ опыта жизни в период самоизоляции у студентов во время пандемии (апрель и октябрь 2020 г.). Влияние­пандемии­на­личность­и­общество:­психологические­механизмы­и­последствия, отв. ред. Т. А. Нестик, А. Л. Журавлев, А. Е. Воробьева. М.: ИП РАН, 2021. С. 217–245. https://doi.org/10.38098/fund_21_0442_06

18. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы, ред. А. Л. Журавлев, Т. Л. Крюкова, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 2008. 474 с. https://www.elibrary.ru/pvnxuh

19. Соколовская Т. А., Бахадова Е. В. Тревожность и самоактуализация личности как эмоциональный когнитивный и поведенческий ответ на самоизоляцию в период COVID-19: новые вызовы для общественного здоровья. Научное­обозрение.­Медицинские­науки. 2020. № 3. С. 64–70. https://doi.org/10.17513/srms.1117

20. Сорокин М. Ю., Касьянов Е. Д., Рукавишников Г. В., Макаревич О. В., Незнанов Н. Г., Лутова Н. Б., Мазо Г. Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19. Обозрение­психиатрии­и­медицинской­психологии­имени­В.­М.­Бехтерева. 2020. № 2. С. 87–94. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-87-94

21. Фан Ц., Ли В., Ленг С., Бабий А. А., Корж Е. М., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С. Поведенческие и психологические реакции на самоограничение в условиях пандемии.­Вестник­Российского­нового­университета.­Серия:­Человек­в­современном­мире. 2021. № 1. С. 3–9. https://doi.org/10.25586/RNU.V925X.21.01.P.003

22. Харламова Т. М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19. Вестник­Пермского­государственного­гуманитарно-педагогического­университета.­Серия­№­1.­Психологические­и­педагогические­науки. 2020. № 1. С. 26–39. https://doi.org/10.24411/2308-7218-2020-10103

23. Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales. Self-efficacy­beliefs­of­adolescents, eds. Pajares F., Urdan T. Information Age Publishing, 2006, vol. 5, 307–337.

24. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence.­The­Lancet, 2020, 395(10227): 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

25. Liang L., Ren H., Cao R., Hu Y., Qin Z., Li C., Mei S. The effect of COVID-19 on youth mental health. Psychiatric­Quarterly, 2020, 91(3): 841–852. https://doi.org/10.1007/s11126-020-09744-3

26. Rogowska A. M., Kuśnierz C., Bokszczanin A. Examining anxiety, life satisfaction, general health, stress and coping styles during COVID-19 pandemic in Polish sample of university students. Psychology­Research­and­Behavior­Management, 2020, (13): 797–811. https://doi.org/10.2147/PRBM.S266511


Рецензия

Для цитирования:


Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. Копинг-стратегии и психологические особенности отношения к ситуации пандемии COVID-19 и ограничительным мерам студентов медицинских специальностей. СибСкрипт. 2023;25(5):705-714. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-705-714

For citation:


Yusupov P.R., Mardasova T.A. Medical Students and Their Attitude to COVID-19 Pandemic and Restrictive Measures: Coping Strategies and Psychological Features. SibScript. 2023;25(5):705-714. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-705-714

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)