Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Роль культурной дистанции в адаптации студентов из арабских стран к условиям образовательной среды российского вуза

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-270-276

Аннотация

Проблематика социально-психологической адаптации иностранных студентов к условиям образовательной среды российского вуза представляет собой одну из наиболее востребованных и актуальных тем для дискуссии в научном знании. Иностранные студенты, выбравшие Россию в качестве страны для обучения, сталкиваются с рядом проблем. Получение образования в иной культуре дает возможность расширить мировоззрение, получить опыт межкультруной коммуникации и развить межкультурную толерантность, что в будущем окажет положительное влияние на личностный рост и построение успешной карьеры. Тем не менее процесс адаптации к учебе и жизни в новой культуре может быть долгим и напряженным. Представителям разных культур необходимо адаптироваться к иным климатическим и бытовым условиям, к другому языку общения и к специфике обучения в российском вузе. Молодые мигранты, адаптирующиеся к иной культурной среде, часто испытывают чувство одиночества и сталкиваются с дискриминацией ввиду культурных различий. При ощущении высокой культурной дистанции иностранному студенту крайне сложно адаптироваться к жизни и обучению в чужой культуре. В представленном исследовании мы рассматриваем культурную дистанцию как условие адаптации молодых мигрантов из арабских стран, обучающихся в России. В ходе исследования мы попытались ответить на вопрос, влияет ли культурная дистанция на социокультурную адаптацию студентов из арабских стран, получающих образование в иностранном государстве. Обнаружены различия в социокультурной адаптации арабских студентов в зависимости от страны их первоначального проживания. Несмотря на достаточно низкий уровень социокультурной адаптации у всех арабских респондентов, наибольшие трудности испытывают студенты из Ирака, например, в процессе покупки продуктов и приготовления еды и при пользовании общественного транспорта и т. д. Студенты из Марокко адаптируются несколько лучше и испытывают меньше трудностей при вхождении в другое культурное сообщество. Арабские студенты, обучающиеся в России, отмечают различия между арабской и российской культурой в плане языка, внешнего облика, отношения к женщинам и приема пищи. В ходе исследования выявлено, что культурная дистанция влияет на социокультурную адаптацию арабских студентов, обучающихся в России. Высокий уровень культурной дистанции ведет к низкому уровню социокультурной адаптации. Ограничением исследования является невозможность экстраполяции результатов на всех представителей изучаемой культуры, однако полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований в этой области. Полученные данные способствуют дальнейшему развитию представлений о роли культурной дистанции в адаптации иностранных студентов из других государств в российском вузе. Результаты можно использовать при разработке адаптационных программ для иностранных студентов, адаптирующихся в новом вузе.

Об авторе

Вера Александровна Федотова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Пермь 

Scopus Author ID: 57194205801


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Berry J. W. Acculturation: living successfully in two cultures. International Journal of Intercultural Relations, 2005, 29(6): 697–712. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.ijintrel.2005.07.013

2. Berry J. W. Mutual Intercultural Relations. Mutual Intercultural Relations (Culture and Psychology), ed. Berry J. Cambridge: Cambridge University Press, 2017, 1–33.

3. Crockett L. J., Iturbide M. I., Torres Stone R. A., McGinley M., Raffaelli M., Carlo G. Acculturative stress, social support, and coping: Relations to psychological adjustment among Mexican American college students. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 2007, 13(4): 347–355. https://doi.org/10.1037/1099-9809.13.4.347

4. Гриценко В. В., Хухлаев О. Е., Зинурова Р. И., Константинов В. В., Кулеш Е. В., Малышев И. В., Новикова И. А., Черная А. В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов. Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. № 1. С. 102–112. https://doi.org/10.17759/chp.2021170114

5. Hirai R., Frazier P., Syed M. Psychological and sociocultural adjustment of first-year international students: trajectories and predictors. Journal of Counseling Psychology, 2015, 62(3): 438–452. https://doi.org/10.1037/cou0000085

6. Hovey J. D., King C. A. Acculturative stress, depression, and suicidal ideation among immigrant and second-generation Latino adolescents. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1996, 35(9): 1183–1192. https://doi.org/10.1097/00004583-199609000-00016

7. Kim Y. Y. Becoming intercultural: an integrative theory of communication and cross-cultural adaptation. London: Sage, 2001, 336. https://doi.org/10.4135/9781452233253

8. Курашева А. Е. Сравнительный анализ социально-­психологической адаптации студентов первого и пятого курсов медицинского ВУЗа. Теория и практика современной науки. 2019. № 2. С. 228–231. https://elibrary.ru/ealpkr

9. Марюкова Л. А. Адаптация иностранных студентов в российском вузе. Научный Вестник МГТУ ГА. 2007. № 116. С. 119–124. https://elibrary.ru/kvcveb

10. Mui A. C., Kang S.-Y. Acculturation stress and depression among Asian immigrant elders. Social Work, 2006, 51(3): 243–255. https://doi.org/10.1093/sw/51.3.243

11. Павлюкова Ю. В., Дрягалова Е. А. Особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере арабских студентов в центре предвузовской подготовки). Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=23732 (accessed 27 Dec 2022). https://elibrary.ru/vjpwyd

12. Rahman O., Rollock D. Acculturation, competence, and mental health among South Asian students in the United States. Journal of Multicultural Counselling and Development, 2004, 32(3): 130–142. https://doi.org/10.1002/J.2161-1912.2004.TB00366.X

13. Rienties B., Tempelaar D. The role of cultural dimensions of international and Dutch students on academic and social integration and academic performance in the Netherlands. International Journal of Intercultural Relations, 2013, 37(2): 188–201. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2012.11.004

14. Рябкова Е. Л. Социокультурная адаптация международных студентов: теоретические аспекты исследования. Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1. С. 134–139. https://elibrary.ru/uucohg

15. Szabo A., Ward C., Jose P. E. Uprooting stress, coping, and anxiety: a longitudinal study of international students. International Journal of Stress Management, 2016, 23(2): 190–208. https://doi.org/10.1037/a0039771

16. Tarasova A. N. Acculturation and Psychological Adjustment of foreign students (the Experience of Elabuga Institute of Kazan Federal University). Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2017, 237: 1173–1178.

17. Третьяченко Д. С. Подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2. С. 83–85. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-83-85

18. Wang J., Hong J.-Z., Pi Z.-L. Cross-cultural adaptation: The impact of online social support and the role of gender. Social Behavior and Personality: An International Journal, 2015, 43(1): 111–122. https://doi.org/10.2224/sbp.2015.43.1.111

19. Ward C. The A, B, Cs of acculturation. The handbook of culture and psychology, ed. Matsumoto D. Oxford, England: Oxford University, 2001, 411–445.

20. Ward C., Bochner S., Furnham A. The psychology of culture shock. 2nd ed. Philadelphia: Routledge, 2001, 384.

21. Ward C., Kennedy A. The measurement of sociocultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations, 1999, 23(4): 659–677. https://doi.org/10.1016/S0147-1767(99)00014-0

22. Ward C., Leong C. H. Chinese sojourners, Chinese hosts: a study of cultural identity and perceived discrimination in international students in Singapore. Progress in Asian social psychology: Vol. 4: Theoretical and Empirical Contributions, eds. Kashima Y., Endo Y., Kashima E. S., Leung C., McClure J. Seoul: Kyoyook-Kwahak-Sa, 2015, 125–138.

23. Wark C., Galliher J. Emory bogardus and the origins of the social distance scale. The American Sociologist, 2007, 38(4): 383–395. https://doi.org/10.1007/s12108-007-9023-9

24. Йулдашева С. М. Теоретические аспекты социально-­психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Достижения науки и образования. 2019. № 2. С. 57–59. https://elibrary.ru/yxxfed


Рецензия

Для цитирования:


Федотова В.А. Роль культурной дистанции в адаптации студентов из арабских стран к условиям образовательной среды российского вуза. СибСкрипт. 2023;25(2):270-276. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-270-276

For citation:


Fedotova V.A. The role of Cultural Distance in the Adaptation of Arab Students to the Educational Environment of Russian Universities. SibScript. 2023;25(2):270-276. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-270-276

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)