Жизненные стратегии осужденных, отбывающих наказание за преступления разной степени тяжести
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-193-199
Аннотация
Представлены результаты исследования содержательных компонентов жизненных стратегий осужденных, отбывающих наказание за преступления средней и тяжкой степеней. Обзор проведенных теоретических и эмпирических исследований позволил установить, что центральным компонентом жизненных стратегий личности являются ценностные ориентации. Методы: методики «Модусы жизни» Е. Е. Сапоговой; «Ценностные ориентации» М. Рокича; Р. Инглхарта, модифицированная М. С. Яницким; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; анкета. В эмпирическом исследовании, направленном на выявление типов жизненных стратегий осужденных, приняли участие 52 мужчины, отбывающих наказание разной степени тяжести в колонии-поселении. Обнаружено, что большинство респондентов ориентированы на ценности социализации. В то же время существуют различия в предпочитаемых модусах жизни и ценностных ориентациях. Осужденные за тяжкие преступления характеризуются проявлением ложного геройства, направленностью на достижение внешнего успеха. Уровень осмысленности жизни у этой группы респондентов значимо ниже, при этом выбор ценностей ориентирован на социально одобряемые черты поведения (трудоустройство на высокооплачиваемую работу, семейные ценности, ответственность, исполнительность). Полученные данные могут быть использованы при составлении программ ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях.
Об авторах
Марина Анатольевна БиланРоссия
Кемерово
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Марианна Михайловна Горбатова
Россия
Кемерово
Scopus Author ID: 57202905808
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Аксенова Г. И., Кожевникова Е. Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних. Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39–47. https://elibrary.ru/sqlaqd
2. Бовин Б. Г. Механизмы психологической защиты осужденных с повторной преступностью. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 473–487. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-473-487
3. Грязнов С. А. Проблемы ресоциализации осужденных. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 65 3. С. 19–22. https://doi.org/10.18411/lj-09-2020-82
4. Истомин А. А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности. Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119–128. https://elibrary.ru/mweebl
5. Калашникова М. М. К вопросу изучения ответственности личности в пенитенциарной психологии. Человек: преступление и наказание. 2011. № 2. С. 138–142. https://elibrary.ru/pwiiid
6. Кожевникова Е. Н., Щелкушкина Е. А. Типология жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних. Психология обучения. 2017. № 2. С. 128–137. https://elibrary.ru/xrldir
7. Кузнецова И. А., Хмельницкая В. А. Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3. С. 107–109. https://elibrary.ru/wtoxsn
8. Купченко В. Е., Куатов А. К. Особенности временной перспективы осужденных с разным типом Я-концепции. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 10–16. https://elibrary.ru/sdmqnh
9. Михалева И. В., Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Концепция направленности личности осужденных в отечественных пенитенциарно-психологических исследованиях. Человек: преступление и наказание. 2016. № 4. С. 152–157. https://elibrary.ru/xkpawt
10. Николаева Е. И., Гридчина М. А. Готовность к риску, личностная агрессивность и конфликтность у осужденных за преступления разной степени тяжести. Вестник психофизиологии. 2017. № 3. С. 61–65. https://elibrary.ru/yoojuh
11. Полянин Н. А., Пестриков Д. В., Огородников В. И., Ушатиков А. И. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы. М.: Проспект, 2017. 176 с. https://elibrary.ru/zgvkql
12. Ральникова И. А., Ипполитова Е. А., Вологдина П. Е. Личное будущее в представлениях осужденных женщин. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 1. С. 217–218. https://elibrary.ru/kzyngc
13. Рачкова Н. М. Характеристики личности лиц, совершивших уличные преступления. Сибирский юридический вестник. 2012. № 3. С. 87–90. https://elibrary.ru/pctaan
14. Сапогова Е. Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности. Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37–51. https://elibrary.ru/oiufkh
15. Сафроненко Б. С. Характеристика личности преступника-рецидивиста: психологические аспекты. Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2019. № 1. С. 146–150. https://elibrary.ru/txcvhy
16. Селиверсткина А. Ю. Некоторые психологические особенности несовершеннолетних с противоправным поведением, осужденных к лишению свободы условно. Прикладная юридическая психология. 2022. № 2. С. 48–53. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2022.2(59).048-053
17. Серый А. В., Юпитов А. В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация). Сибирская психология сегодня, отв. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 55–72. https://elibrary.ru/rxjmhl
18. Соболев Н. Г., Рогач В. Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция. Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 65–71. https://elibrary.ru/sgygjl
19. Трофимова М. В. Индивидуально-психологические особенности личности и поведения осужденных и их проявление в условиях изоляции. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007. № 4. С. 50–61. https://elibrary.ru/ltxmkt
20. Федоров А. Ф. Жизненные ценности в духовно-нравственном воспитании несовершеннолетних осужденных. Антропогогика. 2021. № 3. С. 18–22. https://elibrary.ru/buvxoq
21. Штефан Е. Ф. Особенности жизненных планов на период после освобождения у осужденных женщин, отбывших длительные сроки лишения свободы. Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/96PSMN520.pdf (accessed 4 Dec 2022). https://elibrary.ru/kjzdps
22. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
23. Яницкий М. С., Серый А. В., Балабащук Р. О. Хронотопические характеристики образа мира осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27. № 3. С. 298–306. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-390-298-306
24. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с. https://elibrary.ru/ftucgm
Рецензия
Для цитирования:
Билан М.А., Горбатова М.М. Жизненные стратегии осужденных, отбывающих наказание за преступления разной степени тяжести. СибСкрипт. 2023;25(2):193-199. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-193-199
For citation:
Bilan M.A., Gorbatova M.M. Life Strategies in Convicts with Different Sentence Severity. SibScript. 2023;25(2):193-199. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-193-199