Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Психометрический анализ опросника эмоционального интеллекта для подростков TEIQue-ASF К. В. Петридеса и А. Фернхема

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-169-182

Аннотация

Актуальность модели эмоционального интеллекта (К. В. Петридес и А. Фернхем) как личностной черты с каждым годом растет. Диагностические методики по измерению эмоционального интеллекта широко применяются в зарубежных исследованиях. Стандартизация методики для русскоязычной подростковой аудитории, построенной на этой модели, расширит возможности современных исследователей подросткового возраста и обогатит практику специалистов, работающих с подростками. В статье представлен психометрический анализ короткой формы русскоязычной версии опросника эмоционального интеллекта для подростков TEIQue-ASF К. В. Петридеса и А. Фернхема. Опросник позволяет измерять эмоциональный интеллект в контексте модели личностных черт. В стандартизации методики приняли участие подростки 13–17 лет новосибирских учебных заведений (N = 347): 199 – юноши (57,3 %), 148 – девушки (42,7 %). Для изучения ретестовой надежности был повторно исследован 171 человек из той же выборки. Для валидизации короткой формы TEIQue-ASF собраны данные по следующим опросникам: ЭмИн Д. В. Люсина; BFI-5 в адаптации С. А. Щебетенко; Шкала удовлетворенности жизнью SWLS Э. Динера в адаптации Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева; аналог шкалы позитивного и негативного аффекта PANAS – ШПАНА в разработке Е. Н. Осина; опросник личностной и ситуативной тревожности STAI Ч. Спилберга в адаптации Ю. Л. Ханина. Результаты позволили стандартизировать русскоязычную версию опросника TEIQue-ASF для измерения эмоционального интеллекта у подростков. Тест показал высокую внутреннюю согласованность (ά Кронбаха = 0,901) и соответствующую оригиналу конвергентную валидность и подтвердил предсказательность в отношении индикаторов субъективного благополучия. TEIQue-ASF показал свою корреляционную согласованность с родственной формой опросника для взрослых TEIQue-SF в адаптации под руководством А. А. Панкратовой. Статистически значимых особенностей опросника в отношении пола и возраста респондентов выявлено не было. Сделан вывод, что тест TEIQue-ASF пригоден для измерения эмоционального интеллекта у русскоязычных подростков 13–17 лет.

Об авторах

Елена Николаевна Пенкина
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Новосибирск 


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Ольга Александровна Шамшикова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Новосибирск 

Scopus Author ID: 36053817800


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб: Питер, 2007. 688 с. https://www.elibrary.ru/ruuzlv

2. Калугин А. Ю., Щебетенко С. А., Мишкевич А. М., Сото К. Дж., Джон О. П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 7–33. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33

3. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. https://www.elibrary.ru/vzmifn

4. Осин Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психо­логия. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110. https://www.elibrary.ru/qyxapb

5. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

6. Панкратова А. А., Корниенко Д. С., Фетисова А. В. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence questionnaire) К. Петридеса и А. Фёрнхема. Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 1. С. 130–144. https://www.elibrary.ru/nwfcth

7. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожностью Г. Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 57 с.

8. Abdolrezapour P., Tavakoli M., Ketabi S. Enhancing learners’ emotions in an L2 context through emotionalized dynamic assessment. Studies in Second Language Learning and Teaching, 2013, 3(2): 213–243. https://doi.org/10.14746/ssllt.2013.3.2.4

9. Antoniou A.-St., Kaprara N., Drosos N. The relationship between trait emotional intelligence and vocational interests of Greek 10th and 11th Grade Students. Psychology, 2016, 7(4): 523–532. http://dx.doi.org/10.4236/psych.2016.74053

10. Ashouri A., Jamil L., Alimoradi H., Aghedi M. Psychometric properties of Farsi version of Trait Emotional Intelligence questionnaire-adolescent short form. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, 2020, 13(4). https://doi.org/10.5812/ijpbs.94601

11. Cejudo J., Rodrigo-Ruiz D., López-Delgado M. L., Losada L. Emotional intelligence and its relationship with levels of social anxiety and stress in adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2018, 15(6). https://doi.org/10.3390/ijerph15061073

12. Chen S. Chinese adolescents’ emotional intelligence, perceived social support, and resilience – the impact of school type selection. Frontiers in Psychology, 2019, 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01299

13. Ergin E. Duygusal Zeka Özelliği Ölçeği-Adölesan Kısa Formu'nun uyarlama çalışması: Yayınlanmamış yüksek lisans tezi. Konya: Selçuk Üniversitesi, 2017, 108.

14. Fiorilli C., Farina E., Buonomo I., Costa S., Romano L., Larcan R., Petrides K. V. Trait emotional intelligence and school burnout: the mediating role of resilience and academic anxiety in high school. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, 17(9). https://doi.org/10.3390/ijerph17093058

15. Frederickson N., Petrides K. V., Simmonds E. Trait emotional intelligence as a predictor of socioemotional outcomes in early adolescence. Personality and Individual Differences, 2012, 52(3): 323–328. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.paid.2011.10.034

16. García-Sancho E., Salguero J. M., Fernández-Berrocal P. Relationship between emotional intelligence and aggression: a systematic review. Aggression and Violent Behavior, 2014, 19(5): 584–591. https://doi.org/10.1016/j.avb.2014.07.007

17. Güler B., Turan S. The role of emotional intelligence in predicting peer relationships in adolescents. Journal of Educational Issues, 2022, 8(1): 73–83. https://doi.org/10.5296/jei.v8i1.19464

18. Kaliská L., Sollarová E. Construct and incremental validyty of the Slovak version of Trait Emotional Intelligence questionnaire – adolescents short form. Psychology Applications & Developments III: Advances in Psychology and Psychological Trends Series, eds. Pracana C., Wang M. Lisboa: InScience Press, 2017, 145–156.

19. Luna P., Guerrero J., Cejudo J. Improving adolescents' subjective well-being, trait emotional intelligence and social anxiety through a programme based on the sport education model. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, 16(10). https://doi.org/10.3390/ijerph16101821

20. Mavroveli S., Petrides K. V., Rieffe C., Bakker F. Trait emotional intelligence, psychological well-being, and peer-ratedsocial competence in adolescence. British Journal of Developmental Psychology, 2007, 25(2): 263–275. https://psycnet.apa.org/doi/10.1348/026151006X118577

21. Mikolajczak M., Petrides K. V., Hurry J. Adolescents choosing self-harm as an emotion regulation strategy: the protective role of trait emotional intelligence. British Journal of Clinical Psychology, 2009, 48(2): 181–193. https://doi.org/10.1348/014466508X386027

22. Petrides K. V. Psychometric properties of the Trait Emotional Intelligence questionnaire (TEIQue). Assessing emotional intelligence, eds. Parker J., Saklofske D., Stough C. Boston: Springer, 2009, 85–101. https://doi.org/10.1007/978-0-387-88370-0_5

23. Petrides K. V., Mavroveli S. Theory and applications of trait emotional intelligence. Psychology: The Journal of the Hellenic Psychological Society, 2018, 23(1): 24–36. https://doi.org/10.12681/psy_hps.23016

24. Petrides K. V., Sanchez-Ruiz M.-J., Siegling A. B., Saklofske D. H., Mavroveli S. Emotional intelligence as personality: measurement and role of Trait Emotional Intelligence in educational contexts. Emotional intelligence in education, eds. Keefer K., Parker J., Saklofske D. Springer, 2018, 49–81. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90633-1_3

25. Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. Trait emotional intelligence and children’s peer relations at school. Social Development, 2006, 15(3): 537–547. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2006.00355.x

26. Piqueras J. A., Salvador M. D. C., Soto-Sanz V., Mira F., Pérez-González J.-C. Strengths against psychopathology in adolescents: ratifying the robust buffer role of trait emotional intelligence. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, 17(3). https://doi.org/10.3390/ijerph17030804

27. Ruttledge R. A., Petrides K. V. A cognitive behavioural group approach for adolescents with disruptive behaviour in schools. School Psychology International, 2012, 33(2): 223–239. https://doi.org/10.1177/0143034311415908

28. Salavera C., Usan P., Teruel P., Antonanzas J. L. Eudaimonic well-being in adolescents: the role of trait emotional intelligence and personality. Sustainability, 2020, 12(7). https://doi.org/10.3390/su12072742

29. Shao K., Yu W., Ji Zh. The relationship between EFL students' emotional intelligence and writing achievement. Innovation in Language Learning and Teaching, 2013, 7(2): 107–124. https://doi.org/10.1080/17501229.2012.725730

30. Shaygan M., Karami Z. Chronic pain in adolescents: the predictive role of emotional intelligence, self-esteem and parenting style. International Journal of Community Based Nursing & Midwifery, 2020, 8(3): 253–263. https://doi.org/10.30476/ijcbnm.2020.83153.1129

31. Siegling A. B., Vesely A. K., Saklofske D. H., Frederickson N., Petrides K. V. Incremental validity of the Trait Emotional Intelligence questionnaire-adolescent short form (TEIQue-ASF). European Journal of Psychological Assessment, 2017, 33(1): 65–74. https://psycnet.apa.org/doi/10.1027/1015-5759/a000267

32. Stamatopoulou M., Galanis P., Tzavella F., Petrides K. V., Prezerakos P. Trait Emotional Intelligence questionnaire-adolescent short form: a psychometric investigation in the Greek context. Journal of Psychoeducational Assessment, 2018, 36(5): 436–445. https://psycnet.apa.org/doi/10.1177/0734282916687706


Рецензия

Для цитирования:


Пенкина Е.Н., Шамшикова О.А. Психометрический анализ опросника эмоционального интеллекта для подростков TEIQue-ASF К. В. Петридеса и А. Фернхема. СибСкрипт. 2023;25(2):169-182. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-169-182

For citation:


Penkina E.N., Shamshikova O.A. K. V. Petrides and A. Furnham’s TEIQue-ASF Emotional Intelligence Questionnaire for Teenagers: A Psychometric Analysis. SibScript. 2023;25(2):169-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-169-182

Просмотров: 725


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)