Preview

SibScript

Advanced search

SPECIFICS OF ORGANIZATION OF TEACHING BASICS OFSAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE DEPENDING ON SECONDARY SCHOOL STUDENTS’ TYPE OF VEGETATIVE TONUS

Abstract

The presented materials testify the individualization and differentiation of use of pedagogical means and methods taking into account the type of adaptive behavior, age and psychophysiological features of an organism is the perspective direction of teaching safe activity, preservation and promotion of health to the youth. The physiological indicator of individual lability and psychophysiological adaptation is the degree of balance of cardiovascular systemvegetative regulation. The research identified the components influencing the vegetative factors underlying psychosocial and physiological adaptation process in5thand 8th-year secondary school studentsdifferent initial vegetative tones. The research results prove thatthe programme organization of the educational process directed at formation of pupils’knowledge and skills of safety and healthy lifestyle has to be corrected in a way that would allow maximum consideration of students’ system of operational thinking and development into account their age and individual and typological features.

About the Authors

E. M. Kazin
Kemerovo State University
Russian Federation
Eduard M. Kazin – Doctor of Biology, Professor, Honored Scientist, Professor at the Department of Human Physiology and Life Safety


A. S. Shinkarenko
Lyceum № 62, Kemerovo
Russian Federation

Andrey S. Shinkarenko – Deputy Director for life safety



N. N. Koshko
Kemerovo State University
Russian Federation
Natalia N. Koshko – Candidate of Biology, Lecturerat the Department of Human Physiology and Life Safety


N. P. Abaskalova
Novosibirsk State Pedagogical University
Russian Federation
Nadezhda P. Abaskalova – Doctor of Pedagogics, Honorary Wortker of Russian Higher Education, Honorary Worker of Russian Higher Professional Education, Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety


I. A. Sviridova
Kemerovo State University
Russian Federation
Irina. A. Sviridova – Doctor of Medicine, Professor, Head of Department of Human Physiology and Life Safety


A. I. Fedorov
Kemerovo Regional Psychological and Valeological Center
Russian Federation

Alexander I. Fedorov – Doctor of Biology, Director Center



References

1. Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы / С. В. Алексеев // Биология в школе. – 2013. – № 4. – С. 45 – 51.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.

3. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии: монография / Р. М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 295 с.

4. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей / Н. Г. Блинова [и др.] // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 7 – 13.

5. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. – М., 2005. – 136 с.

6. Варламова, А. Я. Школьная адаптация подростков / А. Я. Варламова. – Волгоград, 2001. – 140 с.

7. Вейн, А. М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / А. М. Вейн. – М.: МИА, 2000. – 752 с.

8. Голикова, Е. М. Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья / Е. М. Голикова, П. П. Тиссен // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 11. – С. 54 – 57.

9. Дзятковская, Е. Н. Экологическая безопасность учебного процесса. Феномен качественного информационного стресса / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – М., 2005. – № 4.

10. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. – М., 2000. – 144 с.

11. Захарьева, Н. Н. Индивидуально-типологические особенности адаптационных изменений к физическим нагрузкам у юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Н. Н. Захарьева // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 2. – С. 25 – 28.

12. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / Э. М. Казин [и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2013. – 443 с.

13. Игишева, Л. Н. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTOEXPERT: методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. – Кемерово, 2003. – 36 с.

14. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

15. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников / Э. М. Казин [и др.] // Современные проблемы безопасности и жизнедеятельности: настоящее и будущее: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». – Ч. I. – Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2014. – С. 205 – 211.

16. Краснянская, Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / Т. М. Краснянская; под ред. А. В. Непомнящего. – Ставрополь: Пресса, 2005. – С. 178 – 179.

17. Литвинова, Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности: монография / Н. А. Литвинова. – Кемерово, 2012. – 168 с.

18. Лызь, Н. А. Развитие безопасности личности: психолого-педагогический подход / Н. А. Лызь // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 68 – 75.

19. Осадшая, Л. Б. Физиологический анализ эмоциональных напряжений и адаптации ребенка к пребыванию в детском коллективе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Б. Осадшая. – М., 1979. – 23 с.

20. Пенкина, И. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий / И. Пенкина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. – № 11. – С. 36 – 40.

21. Психологическая безопасность / В. П. Соломин [и др.]. – М.: Дрофа, 2008. – С. 17 – 28.

22. Школьник, Т. К. Индивидуальные особенности психологических проявлений стрессорной реакции у подростков в условиях хронического семейного стресса / Т. К. Школьник, Е. А. Лущёкина, В. Б. Стрелец // Журнал высшей нервной деятельности. – 2012. – Т. 62. – № 4. – С. 416 – 421.

23. Типологические особенности функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов (по данным вариабельности сердечного ритма) / Н. И. Шлык [и др.] // Физиология человека. – 2009. – Т. 36. – № 6. – С. 85.

24. Яруллина, Л. Р. Безопасность личности как социально-психологическая проблема / Л. Р. Яруллина, Н. Н. Халитова // Современные проблемы безопасности и жизнедеятельности: настоящее и будущее: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». – Ч. I. – Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2014. – С. 509 – 513.


Review

For citations:


Kazin E.M., Shinkarenko A.S., Koshko N.N., Abaskalova N.P., Sviridova I.A., Fedorov A.I. SPECIFICS OF ORGANIZATION OF TEACHING BASICS OFSAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE DEPENDING ON SECONDARY SCHOOL STUDENTS’ TYPE OF VEGETATIVE TONUS. SibScript. 2014;(2-1):14-21. (In Russ.)

Views: 562


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)