Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Профессионально-личностные качества специалистов-кинологов Росгвардии на различных этапах профессионализации

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-957-972

Аннотация

Рассмотрен один из важнейших компонентов психологической структуры субъекта профессиональной деятельности – качества и свойства личности на примере специалистов-кинологов Росгвардии, который влияет на эффективность выполнения поставленных служебно-боевых задач. Цель – определить в структуре личности необходимые профессионально важные и профессионально значимые качества специалистов-кинологов, находящихся на разных этапах профессионализации. Эмпирическое исследование позволило определить направления психолого-педагогического сопровождения в становлении личности профессионала. В нем приняли участие 20 курсантов 4 курса кинологического факультета Пермского военного института Росгвардии и 23 специалиста-кинолога (выполняющие служебно-боевые задачи в зоне специальной военной операции) Отдельной Краснознамённой дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации. Использованы следующие методики: психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 (А. Ю. Калугин и др..); опросник структуры темперамента (В. М. Русалов); методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций; опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98» (В. И. Моросанова); симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова); методика «Тип мышления» (модификация Г. Резапкиной); короткий опросник Темной триады (SD3) (адаптация М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой). Полученные данные подвергались описательной статистике и межгрупповому сравнению (использование U-критерия Манна-Уитни). В результате исследования установлено, что исследуемые свойства и качества в обеих группах респондентов имеют по ряду показателей значимые отличия, что свидетельствует о влиянии предметной деятельности на формирование личности профессионала и позволяет определить направления его психолого-педагогического сопровождения.

Об авторах

Татьяна Петровна Скрипкина
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия

Москва

Scopus Author ID: 57221202571


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Елена Аркадьевна Кусакина
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Россия

Пермь


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Бабакина Е. П., Попова О. В. Моделирование при формировании профессионально значимых личностных качеств студентов среднего профессионального образования. Научно-педагогическое обозрение. 2025. № 1. С. 66–73. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-1-66-73

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: Пер Сэ, 2001. 511 с. https://elibrary.ru/sgkmjj

3. Большунова Н. Я., Чапоргин А. Г. Особенности ценностно-мотивационной сферы как компонента психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих, имеющих опыт участия в боевых действиях. Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2024. № 4. С. 307–323. https://elibrary.ru/txkmlq

4. Волков А., Водопьянова Н. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях». In: Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. С. 31–33.

5. Данилова Р. В. Характеристика психофизиологической совместимости специалиста-кинолога и служебных собак с разной стрессовой чувствительностью. E-Scio. 2022. № 11. С. 243–248. https://elibrary.ru/wtaqjt

6. Дорофеев В. С., Кисилев Д. С. Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях. Армия и общество. 2012. № 4. С. 50–54. https://elibrary.ru/rcejmz

7. Егорова М. С., Ситникова М. А., Паршикова О. В. Адаптация Короткого опросника Темной триады. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.1052

8. Калугин А. Ю., Щебетенко С. А., Мишкевич А. М., Сото К. Д., Джон О. П. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 7–33. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33

9. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 424 с. https://elibrary.ru/surseh

10. Корнеева Я. А., Шахова Л. И., Киричек М. А., Корехова М. В., Симонова Н. Н., Венцкуте М. С., Шевелева О. С. Взаимосвязь личностных качеств и универсальных навыков для успешного построения карьеры студентов психологических и педагогических направлений подготовки в вузе. Психология и Психотехника. 2023. № 3. С. 53–77. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2023.3.43538

11. Кусакина Е. А. Использование пятифакторного опросника для изучения личности специалиста-кинолога силовых ведомств Российской Федерации. Вестник университета. 2024. № 9. С. 242–249. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-9-242-249

12. Кусакина Е. А. Критерии профессионального становления специалистов-кинологов силовых ведомств. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2023. № 4. С. 457–473. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_4_457

13. Кусакина Е. А. Профессионально-личностное становление специалиста-кинолога. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2017. 131 с.

14. Кусакина Е. А., Мальчиков Р. В. Психофизиологическая совместимость специалиста-кинолога и служебной собаки. Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 3. С. 416–422. https://doi.org/10.46741/2686-9764-2019-13-3-416-422

15. Лебедева Е. В., Пикалова М. А. Личностные качества кинолога как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности. Теория и практика современной науки. 2016. № 6-1. С. 731–737. https://elibrary.ru/wkfeyt

16. Мамонтова Т. С. Оценка влияния личностных качеств и свойств характера на профессиональную самоидентичность студентов педагогического вуза. Science for Education Today. 2025. Т. 15. № 2. С. 25–44. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2502.02

17. Поваренков Ю. П. Психология деятельности профессионала. Ярославль: ЯГПУ, 2021. 243 с.

18. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента (ОСТ). М.: ИП РАН, 1990. 50 с. https://elibrary.ru/rfvmop

19. Серебренникова Н. А. Модель формирования профессионально-значимых качеств у студентов вузов физкультурно-спортивного профиля. Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 1-1. С. 485–492. https://elibrary.ru/atnmyh

20. Скрипкина Т. П., Кусакина Е. А. Профессиограмма деятельности специалистов-кинологов МВД России как важнейший элемент качественной подготовки специалиста. Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. № 1. С. 9–18. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-9

21. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. М.: ИП РАН, 1998. 347 с.

22. Худякова Т. Л., Севрюкова А. Н. Рефлексивная компетентность как составляющая профессиональной компетентности психолога образования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 3. С. 80–82. https://elibrary.ru/vvsmbl

23. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31. https://elibrary.ru/skglqx

24. Bühler C. Psychology in the life of our times. Zurich, 1962.

25. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of careers. N. Y.: Prentict-Hall, 1973, 150.

26. Parsons F. Choosing a vocation. Cambridge, 2008, 176.

27. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 1994, 50(4): 19–45. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

28. Siefert К. Н. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwick-lung. In: Seifert K. H., Eckhardt H. H., Jaide W. Handbuch der Berufs psychologie. Göttingen, 1977, 173–279.

29. Super D. E. Vocational development. N. Y., 1957, 391.

30. Super D. E., Bahn M. Y. Occupational psychology. L.: Tavistock, 1971, 209.


Рецензия

Для цитирования:


Скрипкина Т.П., Кусакина Е.А. Профессионально-личностные качества специалистов-кинологов Росгвардии на различных этапах профессионализации. СибСкрипт. 2025;27(5):957-972. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-957-972

For citation:


Skripkina T.P., Kusakina E.A. Canine Trainers in Russian National Guard: Professional and Personal Qualities during Training. SibScript. 2025;27(5):957-972. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-957-972

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)