Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Профессиональный выбор первокурсников: в призме когнитивных особенностей личности

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-947-956

Аннотация

В статье обсуждаются концептуальные основания для определения авторского ракурса в исследовании феномена профессионального выбора в процессе профессионального самоопределения. Цель статьи – выявить взаимосвязи характерных для первокурсников тенденций в принятии решений в ходе профессионального самоопределения и модальности профессионально-психологического типа с учетом когнитивных особенностей личности. Описана использованная батарея диагностических опросников, в которую вошли 7 методик: опросник «Личностные факторы принятия решений, ЛФР-25» (Т. В. Корнилова); опросник «Тенденции в принятии решений» (А. Ю. Разваляева); Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корнилова); русскоязычный опросник каузальной ориентации (О. Е. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев); методика «Стремление к когнитивной закрытости» (М. И. Ясин, О. Е. Хухлаев); опросник профессиональных предпочтений (А. Н. Воробьев, И. Г. Сенин, В. И. Чирков), представляющий адаптацию теста Self-Directed Search, SDS Дж. Голланда, автора модели RIASEC; методика «Определение профессиональнопсихологического типа личности» (С. В. Духновский). Выборка составила 310 первокурсников гуманитарных направлений подготовки Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск). Предлагается эмпирически выделенная специфика когнитивного своеобразия факторов когнитивная неопределенность и когнитивная открытость, отражающих особенности взаимосвязи тенденций принятия решений, индивидуально-личностных стратегий выбора и профессионально-психологических типов личности студентов. У значительной части первокурсников достаточно выражены когнитивные особенности открытого типа, включающие конструктивные способы и стратегии принятия решений. Для определенной части студентов характерны высокий уровень когнитивной неопределенности и низкий уровень когнитивной открытости: данная группа респондентов имеет тенденцию к выраженной когнитивной закрытости мышления. Получено эмпирическое обоснование целесообразности использования полученных результатов для определения потенциальных рисков возникновения когнитивных деформаций профессионального самоопределения в процессе вузовской подготовки, и обсуждаются возможные направления по их психологической профилактике.

Об авторах

Ольга Михайловна Краснорядцева
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Томск

Scopus Author ID: 5719395360


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Елена Сергеевна Тетерина
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Новосибирск


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. https://elibrary.ru/sgbtrn

2. Божович Л. И. Особенности самосознания у подростков. Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 98–107.

3. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений по Холланду. М.: Когито-Центр, 2001. 20 с. https://elibrary.ru/supnsz

4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. думка, 1988. 144 с.

5. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 3. С. 91–106. https://elibrary.ru/nbuxcz

6. Духновский С. В. Карьерные предпочтения и профессионально-психологические типы студентов вузов. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 1. C. 69–75. https://elibrary.ru/fsrwrs

7. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы). Курган: Курганский филиал РАНХиГС, 2018. 314 с. https://elibrary.ru/ysvkqx

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с. https://elibrary.ru/qxienf

9. Клочко В. Е. Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4-1. С. 37–43. https://elibrary.ru/pvalkr

10. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст. Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146–151. https://elibrary.ru/lhqtzl

11. Клочко В. Е., Клочко Ю. В. Человек: открытая система в закрытой среде. Сибирский психологический журнал. 2015. № 57. С. 6–16.

12. Корнилова Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений. Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 99–110.

13. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. 344 с. https://elibrary.ru/xpvycl

14. Корнилова Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация. Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 31. https://doi.org/10.54359/ps.v6i31.671

15. Корнилова Т. В. Методологические проблемы психологии принятия решений. Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 7–17. https://elibrary.ru/hrvrit

16. Корнилова Т. В. Общие стили принятия решений: апробация русскоязычной модификации опросника GDMS. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2024. Т. 47. № 3. С. 123–149. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-32

17. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды. Социология. 2020. № 4. С. 22–51. https://elibrary.ru/noqsxx

18. Краснорядцева О. М. Образовательный опыт развития рефлексии в структуре личностных компетенций студентов, обучающихся менеджменту. Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 45–60. https://doi.org/10.17223/17267080/58/3

19. Краснорядцева О. М., Тетерина Е. С., Бредун Е. В., Подойницина М. А. Когнитивный выбор как предиктор принятия решений. Сибирский психологический журнал. 2024. № 94. С. 139–155. https://doi.org/10.17223/17267080/94/8

20. Кузнецов И. Ю. Профессиональный поступок. Ученые записки кафедры психологии Северного Международного университета. Магадан: Кордис, 2001. Вып. 1. С. 77–87.

21. Леонтьев Д. А., Овчинникова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Психология выбора. М.: Смысл, 2015. 1984 с.

22. Леонтьев Д. А., Фам А. Х. Как мы выбираем: структуры переживания собственного выбора и их связь с характеристиками личности. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 1. С. 39–53. https://elibrary.ru/nxnpjl

23. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65. https://elibrary.ru/mwhtbx

24. Мироненкова Н. Н. Проблема ценностно-смыслового выбора в современных психолого-педагогических исследованиях. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 158–161. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0034

25. Носкова Н. В. Проблема выбора и психология возрастного развития человека. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. № 3. С. 59–70. https://elibrary.ru/jxkmvt

26. Попов Е. А. Профессия психолога: идеалы абитуриентов и обоснованность выбора студентов. Социодинамика. 2022. № 11. С. 28–43. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.11.39158

27. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с. https://elibrary.ru/wlonnv

28. Разваляева А. Ю. Апробация опросника «Тенденции в принятии решений» на русскоязычной выборке. Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 146–163. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260308

29. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения. Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 65–73.

30. Стефаненко Н. А. Экзистенциальный выбор подростка как педагогическая проблема. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 15–19. https://elibrary.ru/ntucih

31. Сунцова Я. С., Мешков И. Ю. Феномены выбора и принятия решения в психологической науке. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32. № 4. С. 395–404. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-4-395-404

32. Турнова Ю. И., Николаева Н. Н., Ильина С. А., Пичугина М. В. Проблема выбора в современных условиях. Казанский педагогический журнал. 2022. № 4. С. 236–243. https://elibrary.ru/pfhukp

33. Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1). Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013a. № 1. С. 84–96. https://elibrary.ru/pxstwh

34. Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Окончание). Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013b. № 2. С. 93–105. https://elibrary.ru/qctpwz

35. Чугунов К. В., Николаева А. Б., Юдина С. В. Ориентиры, ожидания и факторы принятия решения о поступлении в вуз. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 61–81. https://doi.org/10.17223/19988648/65/5

36. Шаронин Ю. В. Психологические основы выбора профессии в течение всей жизни. Вестник РМАТ. 2022. № 1. С. 42–47.

37. Ясин М. И., Хухлаев О. Е. Русскоязычная адаптация опросника Д. Вебстер и А. Круглянски «Стремление к когнитивной закрытости». Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 282–299. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-2-282-299

38. Anghel E., Gati I. The associations between career decision-making difficulties and negative emotional states. Journal of Career Development, 2021, 48(4): 537–551. https://doi.org/10.1177/0894845319884119

39. Fris D. A. H., van Vianen A. E. M., Koen J., de Hoog M., de Pagter A. P. J. Medical students’ career decision-making stress during clinical clerkships. Perspectives on Medical Education, 2022, 11(6): 350–358. https://doi.org/10.1007/s40037-022-00734-8

40. Lent R. W., Brown S. D. Career decision making, fast and slow: Toward an integrative model of intervention for sustainable career choice. Journal of Vocational Behavior, 2020, 120. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103448

41. Yusran N. A., Puad M. H. M., Omar M. K. Role of career exploration in influencing career choice among pre-university student. Pertanika Journal of Social Science and Humanities, 2021, 29(S1). https://doi.org/10.47836/pjssh.29.s1.05.


Рецензия

Для цитирования:


Краснорядцева О.М., Тетерина Е.С. Профессиональный выбор первокурсников: в призме когнитивных особенностей личности. СибСкрипт. 2025;27(5):947-956. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-947-956

For citation:


Krasnoryadtseva O.M., Teterina E.S. Career Choice Issues in First-Year Students: Cognitive Profile. SibScript. 2025;27(5):947-956. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-947-956

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)